Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровое своеобразие «Гамлета». Его место в английской драматургии Возрождения и творчестве Шекспира

Поиск

36. Обратимся к названию пьесы. Каково ее полное точное на­звание? В названиях, подзаголовках, Прологах, Посвящениях содержались жанровые характеристики, которые давали произ­ведениям их авторы и издатели. Слова «Трагическая история», стоящие в названии «Гамлета», указывают на то, что в пьесе сочетаются черты двух жанров — трагедии и исторической пье­сы, или хроники. Отличия этих двух жанров продиктованы осо­бенностями их проблематики.

В хронике рассматривались проблемы государства и того, как конкретные личности оказывают влияние на его судьбу. В трагедии на первое место выходили проблемы человека, иссле­довалось, какие изменения происходят в нем при этом.

В хронике на сцене погибали лишь герои, смерть которых влияла на судьбу государства. Большинство же убийств проис­ходило за сценой. В трагедии возможно изображение смертей частных людей на сцене, злодеяния здесь носят, по определе­нию Л.Е. Пинского, «бытовой» характер. Они должны характе­ризовать душу антигероя.

О состоянии души героя в хрониках (его раскаянии или му­ках совести) мы можем судить по характеру его сна. Его либо преследует бессонница, либо он кричит во сне, либо ему снят­ся кошмары. В трагедиях состояние души героя может быть об­рисовано через появление перед ним ведьм, призраков, духов. Автор при этом не скован стремлением к правдоподобию, шире использует художественную условность.

Финалы хроник открыты, что приводит к возможности их циклизации. После гибели тирана жизнь государства продолжа­ется. С гибелью трагического героя вместе с ним погибает весь трагический мир.

Найдите в «Гамлете» жанровые черты трагедии и хроники. Проследите, как они взаимодействуют.

Одним из «магистральных сюжетов» трагедий английского Возрождения было испытание достоинства человека Властью, Любовью и Знанием. Английские трагедии отражали невозмож­ность гармоничного сочетания в человеке достойного отношения к этим трем началам. Между тем, к такому их органичному соче­танию должен был стремиться, по ренессансным представлени­ям, доблестный человек, так как, достигнув этого, он только и мог претендовать на звание человека достойного. Испытание Вла­стью и тайным Знанием не выдерживал Макбет, ничего не знал ни о природе истинной любви, ни о подлинном человеческом ве­личии король Лир, а приоткрывшееся ему знание сводило его с ума, знание полуправды приводило к трагедии Отелло, поставив­шего под удар свою веру в любовь и верность. Проследите, как проявляет себя Гамлет в отношении к Власти, Любви и Знанию. Обратите внимание на его слова «Я не хочу того, что кажется».

3. Другим «магистральным сюжетом» шекспировских траге­дий было определение человеком своего отношения к Злу. Ри­чард III с первой же сцены объявлял открыто, что принимает сторону Зла, в слиянии с которым он делал отчаянную попыт­ку обретения гармонии с миром. В «Макбете» ведьмы объявля­ли, что Добро и Зло слишком перепутаны в мире, порою обо­рачиваясь одно другим. Макбет старался разобраться в расста­новке сил Добра и Зла и срывался на путь служения Злу. Проследите, как старается решить этот вопрос для себя Гамлет, Какой путь противостояния Злу он для себя выбирает?

4. Что отличает Гамлета от других центральных героев вели­ких трагедий Шекспира? Как он проявляется во взаимодей­ствии мысли и поступков? Леди Макбет уговаривала Макбета не рассуждать о своих поступках, чтобы не сойти с ума, и сам Макбет стремился, чтобы его поступки обгоняли мысль. Поче­му? Чем отличается позиция Гамлета?

Ричард III, Макбет, король Клавдий способны выстроить блестящие интриги и воплотить их в жизнь. Чем характер раз­мышлений Гамлета отличается от мыслительных задач, которые ставят перед собой другие герои?

5. Определите, в чем состоит отличие исследовательских подходов А.К. Бредли и Т.С. Элиота к «Гамлету». См. с. 120—123.

· Какую проблему Т.С. Элиот считает первостепенной в изучении «Гамлета»? На какие ошибки критиков он указыва­ет? Какой путь считает плодотворным для изучения «Гамлета»?

· А.К. Бредли изучает «Гамлета» как пьесу, Гамлета как ха­рактер или как функцию характера в пьесе?

· Взаимоисключают ли подходы А.К. Бредли и Т.С. Элиота друг друга?

· К какому из этих подходов ближе позиция Б. Маккэлроя?

6. Следуя пути, намеченному Т.С. Элиотом, обратимся к исто­рии драматических жанров в Англии. На протяжении всего XVI века там существовал жанр моралите. В пьесах подобного типа всегда присутствовали аллегорические фигуры Порока и Добродетели, ко­торые вели открытый спор за душу человека. Предшественник Шекспира К. Марло поместил в моралите активного героя, кото­рый сам решил, кому он будет служить, Добродетели или Пороку, чем вывел драматургию на качественно новый уровень. Чем более живым, не условным становился на сцене человек, тем менее от­крытой представлялась позиция Порока и Добродетели, более плотным становился занавес между ними и героем, более неразли­чимыми они воспринимались. Что вам известно о пьесах Т. Кида? В чем отличие от них шекспировских пьес? Докажите, что «Гам­лет» — это напластование усилий многих драматургов.

 

Литература

1. Bolt S. Shakespeare. Hamlet.— Penguin Critical Studies.— L., 1990. (f. 1985).

2. BradlyA.C. Shakespearean Tragedy.— L., 1965 (f. 1904).

3. Boyce Ch. Shakespeare: A—Z of His Life and Works. Encyclopedia. NY; Oxford, 1990.

4. Eliot T.S. "Hamlet//Eliot T.S. Selected Essays.- L., 1958.-P.141-146.

5. Harrison G.B. Introducing Shakespeare.- NY, 1977 (f. 1939).

6. Левин Ю.Д. Русский гамлетизму/От романтизма к реализму: Из истории международных связей русской литературы. — Л., 1978. С. 189-236.

7. Левин Ю.Д. Русские переводчики XIX века и развитие художе­ственного перевода/А.В. Федоров.— Л., 1985.

8. McElroy В. Shakespeare's Mature Tragedies.— Princeton (NY), 1973.

9. Шайтанов И.О. Глазами жанра: Проблемы англоязычной крити­ки в свете исторической поэтики//Англистика: Сб. ст. по литературе и культуре Великобритании.— М., 1996.— С. 5—29.

10. Шайтанов И. Жанровое слово у Бахтина и формалистов//Вопр. лит.— 1996.— Май—июнь.— С. 89—114.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.011 с.)