Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология литературных родов и жанров (1978)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
<...> Жанры не являются видами литературных родов, потому что сущ- ность жанра совсем иная, чем сущность рода. Когда мы в том или ином роде явлений жизни, например среди животных или растений, разли- чаем отдельные их виды, причем среди первых — амфибии, репти- лии, млекопитающие животные, а среди вторых — споровые, хвой- ные, лиственные растения, то мы хорошо осознаем общую, родовую сущность в представителях каждого вида. Хвощ, сосна, береза — по-разному организованные растения; лягушка, змея, лошадь — по-разному организованные животные. Соотношение жанров и родов иное. В своей «Эстетике» Гегель наметил две основные жанровые разновидности эпоса. Первая из них — героический эпос, который мог, по мнению философа, возник- нуть и развиваться только при тех исторических условиях, когда в об- ществе или совсем не было государственной организации, или она была еще мало развита, и тем самым ничто не стесняло инициативной гражданской активности отдельной личности. Вторая — это роман, возникший и развивающийся в ту более позднюю эпоху, когда в обще- стве уже сложились «упорядоченно-прозаические» отношения, когда государственная власть не способствовала проявлениям гражданской инициативы отдельной личности и в жизни людей возобладали част- ные интересы. Если в героическом эпосе всегда изображаются нацио- нальные или классовые конфликты, то основой романа Гегель считал «конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житей- ских отношений, а также случайностью внешних обстоятельств1 В основном это вполне убедительные определения жанровых различий в эпосе. И если вдуматься в эти определения сущности жанров и сопоста- вить их с определениями литературных родов, которые мы разъяснили выше, то станет ясным, что эти сущности относятся к совершенно раз- личным сторонам содержания эпических произведений. Эпос — это произведение, воспроизводящее жизнь в ее пространственно-вре- менной материальной дискретности. А роман — это произведение, в котором изображена в основном жизнь отдельных лиц в их частных интересах и столкновениях с окружающей средой, определяющих раз- витие их характеров. Очевидно, что такая романическая проблема- тика может быть отвлеченной стороной содержания не только в эпи- ческих произведениях, но и в драматургических. И действительно, сколько существует в мировой литературе драм, тождественных рома- нам по этим общим, повторяющимся проблемным свойствам! Таковы, например, «Федра» Эврипида, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Ко- нец — делу венец» Шекспира, «Мизантроп» Мольера, «Коварство и любовь» Шиллера, «Маскарад» Лермонтова, «Бесприданница» 1 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 3.C. 475. Островского, «Гедда Габлер» Ибсена, «Иванов» Чехова, «Машень- ка» Афиногенова и т. д. Не меньше в мировой литературе и лириче- ских стихотворений с подобными же повторяющимися, типологиче- скими свойствами проблематики. С другой стороны, если есть герои- ческий (национально-исторический) эпос, то существуют и подобные же драмы, и подобная же лирика. Отсюда нетрудно сделать вывод, что жанр — это не вид како- го-нибудь отдельного рода, что жанровые и родовые свойства лежат в разных плоскостях содержания произведений и что делить произведе- ния на роды и жанры можно только «перекрестно». Другой вывод, следующий из всего сказанного, таков: и родовые, и жанровые свойства произведений — это не свойства их формы, вы- ражающей содержание, это типологические свойства самого их худо- жественного содержания. Рассуждая так, мы употребляем слово форма в другом значении, разумея под этим словом уже не разновидности развивающегося со- держания всей художественной литературы, но систему средств вы- ражения определенного содержания в каждом отдельном произведе- нии. Гегель в этом смысле говорил об «удвоении»1 формы, но удваи- вается не сама форма — удваивается смысл, который мы вкладываем в слово форма. Один и тот же термин получает второе, эстетиче- ское значение. Это, конечно, неудобно для науки! Различая данные понятия, не следует подменять содержание «со- держательной формой», к чему очень склонны в последние годы мно- гие наши литературоведы. Форма (в эстетическом значении слова) всегда выражает содержание; в этом смысле она всегда содержатель- на, но не становится от этого самим содержанием. Содержание произ- ведений искусства — это духовное содержание, а художественная форма — это система материальных средств его выражения. Выше, отправляясь от гегелевской концепции жанров, мы указа- ли на существенные различия национально-исторического (героиче- ского) и романического жанрового содержания, представляющего собой типологический, исторически повторяющийся аспект пробле- матики произведений. Но в мировой литературе существует много произведений с иным жанровым содержанием, которое можно на- звать «нравоописательным», или «этологическим». Если произведе- ния национально-исторического жанрового содержания познают жизнь в аспекте становления национальных обществ, если произ- ведения романические осмысляют становление отдельных харак- 1 Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. С. 224. теров в частных отношениях, то произведения «этологического» жанрового содержания раскрывают состояние национального об- щества или какой-то его части. Таковы, например, «Буколики» Ови- дия, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Путешествия Гулливера» Свифта, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «История одного города» Щед- рина, «Остров пингвинов» Франса, «Городок Окуров» Горького и многие другие произведения. Подобно литературным родам нацио- нально-исторические, этологические, романические жанры — это форма развития художественной литературы. Однако типологическими свойствами обладают не только назван- ные особенности жанрового содержания, но и особенности выражаю- щих их форм, которые должны иметь свои терминологические обозна- чения. В разных национальных литературах исторически складыва- лось несколько таких обозначений. Такова сказка как всякое фольк- лорное, прозаическое эпическое произведение в отличие, с одной стороны, от эпической песни как устного ритмически организованно- го произведения, а с другой стороны, от повести (в широком смысле слова) как всякого письменного прозаического произведения. Такова поэма как всякое ритмически организованное письменное эпическое произведение в его отличии от повести и эпической песни. Таков рас- сказ как письменное, не ритмическое, эпическое произведение мало- го объема в его отличии от повести как подобного же произведения большого объема. Таково стихотворение как малая форма лирики в его отличии от лирической поэмы как большой формы того же рода. Таковы стихотворные и прозаические пьесы. Несомненно, однако, что каждая из этих форм может выражать различное жанровое содержание прежде всего в тех его трех основных разновидностях, которые определены выше. Это идет вразрез с давни- ми, исторически сложившимися представлениями, будто все эти фор- мы выражения различного жанрового содержания также являются жанрами. По традиции они осознаются нами как жанры. Мы говорим: жанр сказки, песни, рассказа, поэмы, повести и т. д. Это вошло в тер- минологический обиход и прочно закрепилось в сознании литературо- ведов и критиков. Но чтобы верно решить проблему жанров, необхо- димо отрешиться от этих представлений. Если национально-истори- ческая, этологическая, романическая проблематика в своих типоло- гических, исторически повторяющихся свойствах может быть выражена и в сказке, и в эпической песне, и в повести, и в поэме, тогда эти две группы понятий надо разъяснить и каждой дать свое обозначе- ние. В книге «Проблемы исторического развития литературы» пред- лагалось видеть в первой из этих групп категории «жанрового содер- жания», а во второй — категории «жанровых форм», точнее, форм выражения различных свойств жанрового содержания1 Но, видимо, следуетпойтидалыие в том же направлении и устано- вить между родами и жанрами более сложное соотношение. То, что мы назвали жанровыми формами, как подтверждает вся история худо- жественной словесности, имеет гораздо более тесную связь не с жан- ровым, а с родовым содержанием. А.Н. Веселовский в первой главе своей «Исторической поэтики», посвященной дифференциации по- этических родов, очень убедительно показал, что повествовательная песня выросла из запева корифея обрядового хора, отделилась от хора в качестве «лиро-эпической кантилены», затем укреплялась в своей повествовательности и превратилась, наконец, в собственно эпичес- кую песню, что далее такие песни стали соединяться для изображения большого события или приключений героя и, получив в своем единст- ве монументальную форму, сделались «эпопеей». Это был процесс зарождения и развития стихотворного эпоса. В то же время эпос развивался и в прозаической форме — в фор- ме сказки. И несомненно, отдельные короткие сказки, развивая свою словесно-композиционную форму, также тяготели к соединению во- круг большого события или подвигов героев и также образовывали большое эпическое, но прозаическое произведение — «сагу» (вспом- ним, например, «Сагу о Волсунгах»). Но если песня при литературной обработке стала поэмой, то сказка в соответствующей перестройке становилась повестью. Это был другой путь развития эпоса как одного из литературных родов. С другой стороны, в эмоциональном припеве обрядового хора ста- ли формироваться песенные строфы; в дальнейшем они отделились от хора, став самостоятельной лирической песнью. А на основе таких пе- сен возникли затем лирические «стихотворения» как форма литера- турной лирики. Таким было развитие другого литературного рода. Третий литературный род — драматургия — формировался на евро- пейской почве из хоровой пантомимы и из комических песен на празд- ничных гуляньях. Поэтому первые литературные пьесы создавались в стихах и заключали в себе партии хора. Затем они постепенно освобо- ждались и от ритма речи, и от хоровых партий, становясь пьесами в прозе. Все это показывает, что песни и сказки, поэмы и повести, медита- тивные и описательные стихотворения, пьесы в стихах и прозе пред- 1 См.: Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М. 1972. С. 152—153. ставляют собой исторически сложившиеся разновидности отдельных литературных родов. Вместе с тем они являются формами выраже- ния того или иного жанрового содержания. Поэтому называть их «жанровыми формами» нет достаточного основания. Все названные выше образования словесного творчества — это родовые формы, выраженные в художественной словесности. Однако в словесном искусстве есть и другие подобные образова- ния, которые с полным правом можно считать жанровыми формами. Это такие формы, которые возникли как выражение какого-то опре- деленного жанрового содержания. Исторически на первое место здесь надо поставить эпопею. Это монументальная по своему объему фор- ма эпического повествования. Но не это в ней главное — такого же объема могут достигать и роман, и этологическая повесть или поэма. Эпопея — это монументальное повествование о событиях, имеющих, по выражению Гегеля, «субстанциальное» значение, то есть относя- щихся к самым глубоким, существенным сферам жизни общества и природы. Поэтому бывают эпопеи космогонические (например, «Стар- шая Эдда») и национально-исторические (например, «Илиада»). Позднее, в период государственно-классового общества обостря- ются социальные противоречия, начинается упадок нравов. В это вре- мя появляются произведения, авторы которых бичуют социальные пороки, используя при этом образы животных в их аллегорическом идейно-отрицающем значении. Так возникла басня — одна из жан- ровых форм, выражающая собственно этологическое содержание в его негативной направленности. Гораздо позднее, в эпоху разложения буржуазного общества, ко- гда социальные противоречия обострились в еще большей мере и идейный интерес к нравственному, а отсюда и к бытовому укладу жиз- ни разных слоев резко усилился, стали создаваться описательно-по- вествовательные произведения с такой проблематикой. В России они получили название «очерков». Это также собственно этологическая жанровая форма. Но и романическое содержание в определенный момент своего ис- торического развития нашло для себя специфическую жанровую фор- му. Это литературная баллада. В средние века балладами назывались плясовые народные песни с обрядовым значением и слегка намечен- ным сюжетом. А в конце XVIII — начале XIX в. такая очень экспрес- сивная и сюжетно сжатая по тематике форма фантастического стихо- творного повествования стала излюбленным средством выражения романтических стремлений многих поэтов разных стран. По своему литературному роду баллада в большинстве случаев лиро-эпическое произведение. А по общему типологическому содержанию она близка к роману, так как в ней характер главного персонажа или персонажей осознается в его становлении — в стремлении к романтическому идеалу, обычно обреченному на поражение. Очевидно, что жанровые формы всегда представляют собой так или иначе разновидности родовых форм. Так, эпопея — это монумен- тальная по объему поэма или повесть. Баллада — это короткая ли- ро-эпическая поэма. Басня и очерк являются рассказами или неболь- шими по объему поэмами этологического содержания, отличными от рассказов и небольших поэм, которые выражают романическое со- держание и потому могут быть названы новеллами. Новелла — это малое эпическое произведение, в котором быстро развивающийся и круто разрешающийся конфликт выявляет в характере персонажа или персонажей новые, неожиданные для читателей свойства. В связи со всем сказанным следует указать еще на одно очень рас- пространенное, но неверное представление о соотношении эпических жанров, в котором за основу их различия берется объем текста произ- ведений. Согласно данному представлению, большое по объему пове- ствовательное произведение — это обязательно роман, произведе- ние среднее по объему — это повесть, а малое — рассказ. В таком различении жанров смешиваются два разных свойства произведение — их жанровое содержание и их родовая форма выра- жения. Роман — это большое произведение романического жанро- вого содержания, прозаическое или стихотворное. Но столь же боль- шой объем часто имеют и произведения этологического жанрового содержания, например «История одного города» Н. Щедрина, и про- изведения национально-исторического содержания, например «93 год» В. Гюго. Повесть же при таком делении понимается в узком значении этого слова — как эпическое произведение среднего объема, в отличие от повести в широком смысле как всяком прозаическом литературном произведении, о чем уже говорилось выше. Но эпическая проза сред- него объема может иметь разное жанровое содержание. Это может быть романическая повесть, например «Ася» Тургенева или «Дама с собачкой» Чехова, или повесть национально-историческая, напри- мер «Тарас Бульба» Гоголя или «Железный поток» Серафимовича, а также этологическая повесть, например «Повесть о том, как поссо- рились... Гоголя или «Лишние люди» Горького. Точно так же рассказ, как уже ясно из всего вышеизложенного, может быть столь же различен и в том же отношении. «Судьба чело- века» Шолохова — это рассказ национально-исторического содер- жания. «Записки охотника» Тургенева почти целиком состоят из очерковых рассказов с этологическим содержанием, а «Повести Бел- кина» Пушкина — это все новеллистические рассказы, среди кото- рых наиболее отчетливы в своем новеллистическом содержании «Вы- стрел» и «Метель». Таким образом, если рассматривать художественную литературу со стороны типологии ее родов и жанров, то в каждом произведении всегда следует различать свойства его родового содержания, родовую форму выражения и свойства его жанрового содержания, а иногда также и жанровую форму выражения.__
И.В. ГЕТЕ, ФР. ШИЛЛЕР Статья представляет собой результат письменного общения между И.В. Гете и Фр. Шиллером в апреле 1797 года относительно границ и природы литературных родов. Текст печатается по изданию: Гете И.В. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. Об искусстве и литературе. – М.: Худож. лит., 1980. – С.274–276.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.121.79 (0.013 с.) |