Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа по предмету «литературное чтение»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.). программа разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение 1-4 классы».

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

· изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

· в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

· дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

· сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

· работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

· одновременная работа над языком произведения и речью детей;

· сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

· различение художественных и научно-популярных произведений;

· формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

· освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель урока литературного чтения в начальных классах – помочь ребенку стать читателем: подвести к сознание богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

· обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения понимание текста и специфики его литературной формы;

· научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

· систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым).;

· включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

· формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

· расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст и только знакомится с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение и т.д.); воссоздавать в своем воображение прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Место литературного чтения в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

Ценностные ориентиры содержания.

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Результаты освоения курса.

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Содержание курса

3 класс (136 ч)

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги- справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Планируемые результаты обучения

СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Наименование раздела колич. часов
Устное народное творчество  
Басни  
Произведения А.С. Пушкина  
Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, И.А.Бунина  
Произведения Л.Н. Толстого  
Произведения Н.А. Некрасова  
Произведения А.П. Чехова  
Сказки зарубежных писателей  
Стихи русских поэтов  
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка  
Произведения А.И. Куприна  
Стихи С.А. Есенина  
Произведения К.Г. Паустовского  
Произведения С.Я. Маршака  
Рассказы Л.Пантелеева  
Произведения А.П. Гайдара  
Произведения М.М. Пришвина  
Произведения зарубежных писателей  

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы.

Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

социальную, которая позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика с требованиями программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей;

воспитательную, когда учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы;

образовательную, когда учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и недочёты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознаёт, что он уже умеет, а что нужно ещё повторить или доучить;

эмоционально-развивающую, когда эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат – радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше.

Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием. В соответствии с требованиями стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».

Оценка тестов

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создаёт предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания разных уровней сложности. При оценивании теста считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.

 

  Уровневая шкала   Процентная бальная шкала
Низкий Выполнены отдельные задания. 0-60% менее 5 баллов Оценка «2»
Средний Выполнены все задания, с незначительными погрешностями. 60-77% 5-6 баллов Оценка «3»
77-90% 7-8 баллов Оценка «4»
Высокий Все предложенные задания выполнены верно. 90-100% 9-10 баллов Оценка «5»

 

Оценка текущих и контрольных работ

Для индивидуализации проверки и оценки работы даны в трёх вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант соответствует обязательному минимуму содержания программы. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности.

 

  Бальная шкала
Низкий Выполнено менее ½ всех заданий Оценка «2»
Средний Выполнено не менее ½ всех заданий Оценка «3»
Выполнено не менее ¼ всех заданий Оценка «4»
Высокий Все задания выполнены верно Оценка «5»

 

Оценка литературных диктантов

Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трёх видов:

· лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебнике;

· литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия;

· информационные диктанты содержат имена, отчества, фамилии писателей и поэтов, имена героев произведений.

Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Диктанты оцениваются выборочно.

 

  Бальная шкала
Низкий Более двух ошибок Оценка «2»
Средний Две ошибки Оценка «3»
Одна ошибка Оценка «4»
Высокий Нет ошибок Оценка «5»

 

Оценка техники чтения

В 3 классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 60-75 слов в минуту). Время проверки не менее 3 минут. О замере времени учащимся не сообщается.

Оценка «5»

· ученик читает целыми словами;

· отчётливо произносит читаемые слова;

· темп чтения не менее 60-75 слов в минуту (по полугодиям);

· соблюдает правильную интонацию в зависимости от знаков препинания;

· даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Оценка «4»

· ученик читает целыми словами;

· темп чтения более 50-65 слов в минуту (по полугодиям);

· соблюдает нужную интонацию и паузы;

· даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Оценка «3»

· ученик правильно читает по слогам;

· темп чтения менее 50-65 слов в минуту (по полугодиям);

· передаёт содержание прочитанного с помощью учителя.

Оценка «2»

· ученик не выполняет требований, установленных для оценки «3».

 

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля 1 полугодие 2 полугодие Итого
Техника чтения      
Начитанность и читательские умения      
Контрольная работа 1/1 1/1  
Проверочная работа 3/2 4/2  

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2015

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2015

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2015

 

Список литературы

Для учителя:

Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя/ Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010

Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В 2 Ч/ Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013

 

Для учащихся:

Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2013

Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013

Тематическое планирование

№ п/п Наименование раздела программы Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовленности учащихся Вид контроля Элементы дополнительного содержания Домашнее задание Дата проведения
                     
  Устное народное творчество. (16 часов) Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик»   Урок изучающего чтения Загадки, виды загадок. Пословицы, темы пословиц, особенности построения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении Знать: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения; – называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных);     Хрестоматия, с. 3, чтение; тетрадь № 1, с. 7, задание 3  
  Малые формы фольклора: пословицы.   Урок изучающего чтения     Хрестоматия, с. 4–5, чтение, выполнение заданий; тетрадь, с. 9, задание 5  
3–4 Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую»   Урок изучающего чтения Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом, Вводный контроль техники чтения Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразительности. Работа со справочниками с целью толкования слов Учебник, с. 13–22, пересказ; тетрадь, с. 11, задание 5  

Продолжение табл.

                     
          определение главной мысли.Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Пересказ сказки от лица одного героя – определять главную мысль сказки; – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды; – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией        
  Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»   Урок изучающего чтения Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их последовательность. Герои сказки: положительные и отрицательные. Работа с книгой: предисловие, послесловие     Хрестоматия, с. 26–31, выполнение заданий; тетрадь, с. 14, задание 1  
  Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»   Урок изучающего чтения Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. наблюдение за развитием событий     Учебник, с. 22–27, чтение, выполнение заданий; тетрадь, с. 17, задание 5  

Продолжение табл.

                     
          деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям          
7–8 Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках   Урок изучающего чтения Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу     Учебник, с. 28–37, художественный пересказ; тетрадь, с. 20, задание 7  
  Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова)   Урок изучающего чтения Слушание сказки. Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных. наблюдение за развитием событий. деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям     Хрестоматия, с. 31–38, 98–106, пересказ по выбору; тетрадь, с. 21, задания 5, 7  

Продолжение табл.

                     
    Малые формы фольклора: скороговорки, потешки   Урок изучающего чтения Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок       Учебник, с. 37–38, задания 2, 3. Хрестоматия, с. 4, 6–7; тетрадь, с. 23, задание 4  
  Устное народное творчество   Проверочный урок Обобщение по разделу. Литературная игра. Выставка прочитанных книг. Тематический контроль. Самостоятельная работа Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке. Работа с книгами: тип книги, выходные данные, аннотация Чтение сказок из рубрики «Книжная полка» Устное народное творчество
  Былины. «Добрыня и змей»   Урок изучающего чтения Понятие: былина. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя   Былина, особенности былин. Понятия былинный герой, сказитель. Учебник, с. 39–43, чтение, пересказ; тетрадь, с. 28, задание 6  
  Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»   Урок изучающего чтения   Сравнение былин. Выявление характера героя, Учебник, с. 43–49, задание 5, 6; тетрадь, с. 29, задание 4  

Продолжение табл.

                     
                его поступков и их мотивов    
    Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»   Урок изучающего чтения       Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) Учебник, с. 49–55, задание 5; тетрадь, с. 30, задание 1; с. 31, задание 3  
    Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»   Урок изучающего чтения Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий     Сравнение былин. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление Хрестоматия, с. 7–24, чтение; тетрадь, с. 34, задание 7  
    Былины. Обобщающий урок   Проверочный урок Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради. Связь произведений   Тематический контроль. Литературная викторина Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке Дополнительное чтение из рекомендованного списка  

Продолжение табл.

                     
          литературы с произведениями изобразительного искусства          
  Басни. (5 часа) Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград»   Урок изучающего чтения Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение Знать: – литературоведческие понятия: басня, мораль; – о структуре басни; – о художественных особенностях басни. Уметь: – правильно называть басни из круга детского чтения; – различать сказку и басню; – сравнивать героев басни; – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова; – выразительно читать басни с листа и наизусть; – работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать   Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор). Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке Учебник, с. 58–60, выразительное чтение; тетрадь, с. 37, задание 5  
    И. Крылов «Ворона и лисица», Эзоп «Ворон и лисица»   Урок изучающего чтения Формулирование личной оценки героев басни. упражнение в выразительном чтении     Учебник, с. 60–62, выразительное чтение наизусть.  

Продолжение табл.

                     
          (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении       Дополнительное чтение из рекомендованного списка  
  Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок»   Урок изучающего чтения   Дополнительное чтение из рекомендованного списка  
  Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник»   Урок изучающего чтения     Хрестоматия, с. 107–110, чтение; тетрадь, с. 2, 3  
    Басни. «Проверьте себя»   Проверочный урок Обобщение по разделу. выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов   Тематический контроль. Конкурс чтецов басен   Дополнительное чтение басен, составление аннотации  

Продолжение табл.

                     
  Произведения А. С. Пушкина. (10 часов) А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»   Урок изучающего чтения Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией. Упражнения в выразительном чтении: определение задач чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения Знать: – литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм. Уметь: – находить сх


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.43 (0.017 с.)