Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэтика древнеРусской литературы↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ОБ ИСКУССТВЕ ПОЭЗИИ <...> Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифи- рамбическая, большая часть авлетики и кифаристики1 — все это, во- обще говоря, искусства подражательные; различаются они друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают, — что не всегда оди- наково. <...> Подражание происходит в ритме, слове и гармонии, от- дельно или вместе... <...> Атак как все подражатели подражают действующим [лицам], по- следние же необходимо бывают или хорошими, или дурными (ибо ха- рактер почти всегда следует только этому, так как по отношению к ха- рактеру все различаются или порочностью, ил и добродетелью), — то, конечно, подражать приходится или лучшим, чем мы, или худшим, или даже таким, как мы... <...> Такое же различие и между трагедией и ко- медией: последняя стремится изображать худших, а первая — луч- ших людей, нежели ныне существующие. <...> К этому присоединяется еще третье различие, заключающееся в том, как подражать в каждом из этих случаев. Именно, подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что под- ражающий остается сам собою, не изменяя своего лица, или пред- ставляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных. Вот в каких трех различиях заключается всякое подражание, как мы сказали с самого начала, именно в средстве, <предмете> и способе, так что в одном отношении Софокл мог бы быть тождествен с Гомером, ибо они оба воспроизводят людей достойных, а в другом — с Аристофаном, ибо они оба представляют людей действующими и притом драматиче- ски действующими. <...> <...> Возникши с самого начала путем импровизации, и сама она (трагедия. — Сост.) и комедия (первая — от зачинателей дифирам- ба, а вторая — от зачинателей фаллических песен, употребительных 1 Авлетика и кифаристика — искусства игры на авлах и кифарах (музыкальных инструментах). еще и ныне во многих городах) разрослись понемногу путем постепен- ного развития того, что составляет их особенность. Испытав много перемен, трагедия остановилась, приобретя достодолжную и вполне присущую ей форму. Что касается числа актеров, то Эсхил первый ввел двух вместо одного; он же уменьшил партии хора и на первое место поставил диалог, а Софокл ввел трех актеров и декорации. <...> Комедия, как мы сказали, есть воспроизведение худших людей, од- нако не в смысле полной порочности, но поскольку смешное есть часть безобразного: смешное — это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное; так, что- бы не далеко ходить за примером, комическая маска есть нечто без- образное, но без [выражения] страдания. <...> Эпическая поэзия, за исключением только своего важного разме- ра, следовала трагедии, как подражание серьезному; она отличается от трагедии тем, что имеет простой размер и представляет собою по- вествование, а кроме того, они различаются по объему: трагедия ста- рается, насколько возможно, вместить свое действие в круг одного дня или лишь немного выйти из этих границ, а эпос не ограничен вре- менем, чем и отличается от трагедии. Но, впрочем, сперва в трагедиях поступали точно так же, как и в эпических поэмах. <...> Итак, трагедия есть подражание действию важному и закон- ченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов. <...> Итак, необходимо, чтобы в каждой трагедии было шесть частей, на основании чего трагедия бывает какою-нибудь. Части эти суть: фа- була, характеры, разумность, сценическая обстановка, словесное вы- ражение и музыкальная композиция. К средствам подражания отно- сятся две части, к способу — одна и к предмету — три; помимо же этих, других частей нет. <...> Но самое важное в этом — состав происшествий, так как траге- дия есть подражание не людям, но действию и жизни, счастью и зло- счастью, а счастье и злосчастье заключается в действии; и цель [траге- дии — изобразить] какое-нибудь действие, а не качество; люди же бывают какими-нибудь по своему характеру, а по действиям — счаст- ливыми или наоборот. Итак, поэты выводят действующих лиц не для того, чтобы изобразить их характеры, но благодаря этим действиям они захватывают и характеры; следовательно, действия и фабула со- ставляют _______цель трагедии, а цель важнее всего. Кроме того, бездейст- вия не могла бы существовать трагедия, а без характеров могла бы. <...> <...> <...> Так как состав лучшей трагедии должен быть не простым, а сплетенным, и притом она должна подражать страшному и жалкому (ибо это составляет особенность подобного художественного изобра- жения), то прежде всего ясно, что не следует изображать достойных людей переходящими от счастья к несчастью, так как это не страшно и не жалко, но отвратительно, ни порочных [переходящими] от несча- стья к счастью, ибо это всего более чуждо трагедии, так как не заклю- чает в себе ничего, что необходимо, то есть не возбуждает ни челове- колюбия, ни сострадания, ни страха; наконец, вполне негодный чело- век не должен впадать из счастья в несчастье, так как подобное стече- ние [событий] возбуждало бы человеколюбие, но не сострадание и страх: ведь сострадание возникает к безвинно несчастному, а страх — перед несчастьем нам подобного; следовательно, [в последнем случае] происшествия не возбудят в нас ни злости, ни страха. Итак, остается [человек], находящийся в середине между этими. Таков тот, кто не отличается [особенной] добродетелью и справедли- востью и впадает в несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке, тогда как прежде был в большой чести и сча- стии, каковы, например, Эдип, Фиест1 и выдающиеся лица из подоб- ных родов. <...> <...> А так как поэт должен доставлять с помощью художествен- ного изображения удовольствие, вытекающее из сострадания и стра- ха, то ясно, что именно это должно заключаться в самих событиях. По- этому исследуем, какие из событий оказываются страшными и ка- кие — жалкими. Необходимо, чтобы подобные действия совершались или друзьями между собой, или врагами, или людьми, относящимися друг к другу безразлично. Но когда эти страдания возникают среди дру- зей, например, если брат убивает брата, или сын — отца, или мать — сына, или сын — мать, или же намеревается убить, или делает что-ли- бо другое в этом роде, вот чего следует искать поэту. <...> Далее надлежит помнить то, о чем неоднократно было сказано, и не сочинять трагедии с эпическим составом. А под эпическим я разу- 1 Эдип — герой трагедий Софокла «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Электра», Фиест (Тиест) — герой трагедий Софокла, Эврипида, Сенеки. мею содержащий в себе много фабул, например, если бы кто сделал одну трагедию из целой «Илиады». <...> <...> <...> По отношению же к растяжимости объема эпопея обладает некоторым важным свойством, так как в трагедии невозможно изо- бражать многие события, происходящие одновременно, но только часть их, являющуюся на сцене и исполняемую актерами, а в эпопее благодаря тому, что она представляет собою рассказ, можно сразу изобразить совершение многих событий, относящихся к делу, благо- даря которым увеличивается объем поэмы. Следовательно, она имеет [особое] преимущество, способствующее ее возвышенности: она мо- жет изменять настроение слушателя и разнообразиться различными эпизодами; однообразие же, скоро пресыщающее, бывает причиной неудачи трагедий. <...> Затем, трагедия имеет все, что есть у эпопеи: она может пользо- ваться [ее] метром, и сверх того немалую долю ее составляет музыка и театральная обстановка, благодаря чему наслаждение чувствуется особенно живо. Далее, она обладает жизненностью и при чтении и в развитии действия, а также благодаря тому, что цель подражания дос- тигается в ней при ее небольшом сравнительно объеме, ибо все сгруп- пированное воедино производит более приятное впечатление, чем растянутое на долгое время; представляю себе, например, если бы кто-нибудь сложил «Эдипа» Софокла в стольких же песнях, как «Илиада». Наконец, единства изображения в эпопее меньше; доказа- тельством этому служит то, что из любой поэмы образуется несколько трагедий, так что, если создают одну фабулу, то или при кратком выра- жении [поэма] кажется кургузой, или благодаря длине метра — водя- нистой... Если же [поэма] сложена из нескольких действий, как «Илиада» и «Одиссея», то она заключает в себе много таких частей, которые и сами по себе имеют [достаточный] объем. Но эти поэмы со- ставлены насколько возможно прекрасно и служат отличным изобра- жением единого действия. Итак, если трагедия отличается всем только что сказанным и сверх того действием своего искусства, — ведь должно, чтобы и тра- гедия и поэма доставляли не какое придется удовольствие, но [только] вышесказанное, — то ясно, что трагедия стоит выше, достигая своей цели лучше эпопеи. <...>__
Д.С. Л и х а ч ев И.В. ГЕТЕ, ФР. ШИЛЛЕР Статья представляет собой результат письменного общения между И.В. Гете и Фр. Шиллером в апреле 1797 года относительно границ и природы литературных родов. Текст печатается по изданию: Гете И.В. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. Об искусстве и литературе. – М.: Худож. лит., 1980. – С.274–276. Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ Текст печатается по изданию: Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. – Т.3. – М.: Искусство, 1971. – С.419–421, 460.
(…) Во-первых, поэзия доводит до внутреннего представления развернутую целостность духовного мира в форме внешней реальности, тем самым повторяя внутри себя принцип изобразительного искусства, делающего наглядной саму предметную сторону. С другой стороны, эти пластические образы представления раскрываются поэзией как определенные действиями людей и богов, так что все свершающееся или исходит от нравственно самостоятельных божественных или человеческих сил, или же испытывает сопротивление со стороны внешних препятствий и в своем внешнем способе явления становится событием, в котором суть дела свободно раскрывается сама по себе, а поэт отступает на второй план. Придавать завершение таким событиям есть задача эпической поэзии, поскольку она поэтически повествует о каком-либо целостном в себе действии, а также о характерах, которыми порождается это действие в своем субстанциальном достоинстве или же в фантастическом сплетении с внешними случайностями. Придавая этому действию форму развернутого события, происходящего само по себе, поэзия выявляет тем самым само объективное в его объективности. Этот мир, опредмеченный для духовного созерцания и чувства, исполняет теперь не певец, так чтобы мир этот мог возвещать о себе как о его собственном представлении и живой страсти, а рапсод, сказитель, и исполняет механически, наизусть и притом таким метром, который, скорее, тоже приближается к механическому, столь же однообразно и спокойно течет и катится вперед. Ибо то, о чем повествует сказитель, должно явиться как действительность, замкнутая сама по себе и удаленная от него как субъекта – как по своему содержанию, так и по изображению. И с этой действительностью он не смеет вступить в полное субъективное единение ни в отношении самой сути дела, ни с точки зрения исполнения. Во-вторых, другую, обратную эпической поэзии, сторону образует лирика. Содержание ее – все субъективное, внутренний мир, размышляющая и чувствующая душа, которая не переходит к действиям, а задерживается у себя в качестве внутренней жизни и потому в качестве единственной формы и окончательной цели может брать для себя словесное самовыражение субъекта. Здесь нет, следовательно, никакой субстанциальной целостности, которая развивалась бы как внешний ход происходящих событий. Обособленное созерцание, чувствование и размышление ушедшей внутрь себя субъективности высказывает здесь все, даже самое субстанциальное и объективное, как нечто свое – как свою страсть, свое настроение или рефлексию и как присутствующее в данный момент их порождение. Но это субъективное наполнение и внутреннее движение уже во внешнем своем произнесении не должно быть таким механическим говорением, какое достаточно и необходимо для эпического декламирования. Напротив: певец должен выразить все представления и размышления лирического произведения как субъективное наполнение самого себя, как нечто им самим прочувствованное. И поскольку одушевить его исполнение должна внутренняя жизнь, выражение ее обращается преимущественно к музыкальной стороне, отчасти допуская, а отчасти и требуя многосторонних оттенков голоса, пения, сопровождения музыкальных инструментов и тому подобного. Третий способ изобретения соединяет, наконец, оба первых в новую целостность, где нам предстают как объективное развертывание, так и его истоки в глубинах души индивида, так что теперь все объективное представляется принадлежащим субъекту и, наоборот, все субъективное созерцается, с одной стороны, в своем переходе к реальному выявлению, а с другой стороны, в той участи, к которой как к необходимому результату своих деяний приводит страсть. Здесь, как и в эпосе, перед нами широко развернуто действие с его борьбой и исходом, духовные силы выражают себя и оспаривают друг друга, входит запутывающий дело случай, и человеческая активность соотносится с воздействием все определяющего рока или с воздействием провидения, направляющего и парящего в мире. Однако действие это проходит перед нашим внутренним взором не только в своей внешней форме как нечто реально происходившее в прошлом и оживающее только в рассказе, но мы воочию видим перед собою, как оно свершается особой волей, проистекая из нравственности или безнравственности индивидуальных характеров, которые благодаря этому становятся средоточием всего в лирическом смысле. Одновременно индивиды являют себя не только со своей внутренней стороны как таковой, но выступают в осуществлении своей страсти и ее целей, и тем самым по образцу эпической поэзии, выделяющей все субстанциальное в его устойчивости, они измеряют ценность этих страстей и целей объективными обстоятельствами и разумными законами конкретной действительности, чтобы принять свою судьбу по мере этой ценности и по мере тех обстоятельств, в условиях которых индивид остается непоколебленным в своей решимости пролагать себе путь. Эта объективность, идущая от субъекта, и это субъективное, которое изображается в своей реализации и объективной значимости, есть дух в его целостности; будучи действием, он определяет форму и содержание драматической поэзии. Поскольку эта конкретная целостность внутри самой себя субъективна и равным образом выявляется в своей внешней реальности, то здесь, что касается действительного изображения (помимо живописного показа места действия и т. п.), для поэтического в собственном смысле требуется вся личность исполнителя, так что сам живой человек является материалом внешнего выявления. Ибо, с одной стороны, в драме, как и в лирике, характер должен высказывать все, что заключено в его душе, как свое личное. С другой же стороны, он действенно возвещает о себе как целостный субъект в своем реальном внешнем бытии перед лицом других, и благодаря его деятельности вовне сюда непосредственно присоединяется еще и жест, который не менее речи является языком души и требует художественного с собою обращения. (…) Хотя лирическая поэзия и переходит к определенным ситуациям, в пределах которых лирическому субъекту позволено вобрать в свои чувства и размышления огромное многообразие содержания, все же форма внутреннего мира всегда составляет основной тип этого рода поэзии, и уже потому она исключает широкую наглядную картину внешней реальности. Напротив, драматическое произведение искусства выводит характеры и само совершающееся действие в их действительной жизненности, так что здесь с самого начала отпадает описание места действия, внешнего облика действующих лиц и всего совершающегося как такового, и вообще речь идет больше о внутренних мотивах и целях, чем о мире во всей широте его связей и о реальном состоянии индивидов. В эпосе же есть место – помимо обширной национальной действительности, на которой основывается действие, – и для внешнего и для внутреннего, так что здесь развертывается вся целостность того, что только можно причислить к поэзии человеческого существования. Сюда мы можем отнести, с одной стороны, природное окружение, и не только как данную определенную местность, где совершается действие, но как созерцание природы в ее целом. (…)
В.Г. БЕЛИНСКИЙ Текст печатается по изданию: Белинский В.Г. Собр. соч. В 9 т. Т.3.– С.295–303.
М.М. БАХТИН Текст печатается по изданию: Бахтин М.М. Тетралогия. – М.: Лабиринт, 1998. – С.248–255.
М.М. БАХТИН Текст печатается по изданию: Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. 5-е изд., доп. – Киев, «NEXT», 1994. – С. 314, 370, 491.
Г.Д. ГАЧЕВ, В.В. КОЖИНОВ Текст печатается по изданию: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: В 3 т. Т. 3. – М.: Наука, 1964. – С. 18–25.
А.Н. ВЕСЕЛОВСКИЙ Текст печатается по изданию: Веселовский А.Н. Собр. соч.– Т.1.– Спб, 1913.– С.286–389.
ОБ ИСКУССТВЕ ПОЭЗИИ <...> Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифи- рамбическая, большая часть авлетики и кифаристики1 — все это, во- обще говоря, искусства подражательные; различаются они друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают, — что не всегда оди- наково. <...> Подражание происходит в ритме, слове и гармонии, от- дельно или вместе... <...> Атак как все подражатели подражают действующим [лицам], по- следние же необходимо бывают или хорошими, или дурными (ибо ха- рактер почти всегда следует только этому, так как по отношению к ха- рактеру все различаются или порочностью, ил и добродетелью), — то, конечно, подражать приходится или лучшим, чем мы, или худшим, или даже таким, как мы... <...> Такое же различие и между трагедией и ко- медией: последняя стремится изображать худших, а первая — луч- ших людей, нежели ныне существующие. <...> К этому присоединяется еще третье различие, заключающееся в том, как подражать в каждом из этих случаев. Именно, подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что под- ражающий остается сам собою, не изменяя своего лица, или пред- ставляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных. Вот в каких трех различиях заключается всякое подражание, как мы сказали с самого начала, именно в средстве, <предмете> и способе, так что в одном отношении Софокл мог бы быть тождествен с Гомером, ибо они оба воспроизводят людей достойных, а в другом — с Аристофаном, ибо они оба представляют людей действующими и притом драматиче- ски действующими. <...> <...> Возникши с самого начала путем импровизации, и сама она (трагедия. — Сост.) и комедия (первая — от зачинателей дифирам- ба, а вторая — от зачинателей фаллических песен, употребительных 1 Авлетика и кифаристика — искусства игры на авлах и кифарах (музыкальных инструментах). еще и ныне во многих городах) разрослись понемногу путем постепен- ного развития того, что составляет их особенность. Испытав много перемен, трагедия остановилась, приобретя достодолжную и вполне присущую ей форму. Что касается числа актеров, то Эсхил первый ввел двух вместо одного; он же уменьшил партии хора и на первое место поставил диалог, а Софокл ввел трех актеров и декорации. <...> Комедия, как мы сказали, есть воспроизведение худших людей, од- нако не в смысле полной порочности, но поскольку смешное есть часть безобразного: смешное — это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное; так, что- бы не далеко ходить за примером, комическая маска есть нечто без- образное, но без [выражения] страдания. <...> Эпическая поэзия, за исключением только своего важного разме- ра, следовала трагедии, как подражание серьезному; она отличается от трагедии тем, что имеет простой размер и представляет собою по- вествование, а кроме того, они различаются по объему: трагедия ста- рается, насколько возможно, вместить свое действие в круг одного дня или лишь немного выйти из этих границ, а эпос не ограничен вре- менем, чем и отличается от трагедии. Но, впрочем, сперва в трагедиях поступали точно так же, как и в эпических поэмах. <...> Итак, трагедия есть подражание действию важному и закон- ченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов. <...> Итак, необходимо, чтобы в каждой трагедии было шесть частей, на основании чего трагедия бывает какою-нибудь. Части эти суть: фа- була, характеры, разумность, сценическая обстановка, словесное вы- ражение и музыкальная композиция. К средствам подражания отно- сятся две части, к способу — одна и к предмету — три; помимо же этих, других частей нет. <...> Но самое важное в этом — состав происшествий, так как траге- дия есть подражание не людям, но действию и жизни, счастью и зло- счастью, а счастье и злосчастье заключается в действии; и цель [траге- дии — изобразить] какое-нибудь действие, а не качество; люди же бывают какими-нибудь по своему характеру, а по действиям — счаст- ливыми или наоборот. Итак, поэты выводят действующих лиц не для того, чтобы изобразить их характеры, но благодаря этим действиям они захватывают и характеры; следовательно, действия и фабула со- ставляют _______цель трагедии, а цель важнее всего. Кроме того, бездейст- вия не могла бы существовать трагедия, а без характеров могла бы. <...> <...> <...> Так как состав лучшей трагедии должен быть не простым, а сплетенным, и притом она должна подражать страшному и жалкому (ибо это составляет особенность подобного художественного изобра- жения), то прежде всего ясно, что не следует изображать достойных людей переходящими от счастья к несчастью, так как это не страшно и не жалко, но отвратительно, ни порочных [переходящими] от несча- стья к счастью, ибо это всего более чуждо трагедии, так как не заклю- чает в себе ничего, что необходимо, то есть не возбуждает ни челове- колюбия, ни сострадания, ни страха; наконец, вполне негодный чело- век не должен впадать из счастья в несчастье, так как подобное стече- ние [событий] возбуждало бы человеколюбие, но не сострадание и страх: ведь сострадание возникает к безвинно несчастному, а страх — перед несчастьем нам подобного; следовательно, [в последнем случае] происшествия не возбудят в нас ни злости, ни страха. Итак, остается [человек], находящийся в середине между этими. Таков тот, кто не отличается [особенной] добродетелью и справедли- востью и впадает в несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке, тогда как прежде был в большой чести и сча- стии, каковы, например, Эдип, Фиест1 и выдающиеся лица из подоб- ных родов. <...> <...> А так как поэт должен доставлять с помощью художествен- ного изображения удовольствие, вытекающее из сострадания и стра- ха, то ясно, что именно это должно заключаться в самих событиях. По- этому исследуем, какие из событий оказываются страшными и ка- кие — жалкими. Необходимо, чтобы подобные действия совершались или друзьями между собой, или врагами, или людьми, относящимися друг к другу безразлично. Но когда эти страдания возникают среди дру- зей, например, если брат убивает брата, или сын — отца, или мать — сына, или сын — мать, или же намеревается убить, или делает что-ли- бо другое в этом роде, вот чего следует искать поэту. <...> Далее надлежит помнить то, о чем неоднократно было сказано, и не сочинять трагедии с эпическим составом. А под эпическим я разу- 1 Эдип — герой трагедий Софокла «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Электра», Фиест (Тиест) — герой трагедий Софокла, Эврипида, Сенеки. мею содержащий в себе много фабул, например, если бы кто сделал одну трагедию из целой «Илиады». <...> <...> <...> По отношению же к растяжимости объема эпопея обладает некоторым важным свойством, так как в трагедии невозможно изо- бражать многие события, происходящие одновременно, но только часть их, являющуюся на сцене и исполняемую актерами, а в эпопее благодаря тому, что она представляет собою рассказ, можно сразу изобразить совершение многих событий, относящихся к делу, благо- даря которым увеличивается объем поэмы. Следовательно, она имеет [особое] преимущество, способствующее ее возвышенности: она мо- жет изменять настроение слушателя и разнообразиться различными эпизодами; однообразие же, скоро пресыщающее, бывает причиной неудачи трагедий. <...> Затем, трагедия имеет все, что есть у эпопеи: она может пользо- ваться [ее] метром, и сверх того немалую долю ее составляет музыка и театральная обстановка, благодаря чему наслаждение чувствуется особенно живо. Далее, она обладает жизненностью и при чтении и в развитии действия, а также благодаря тому, что цель подражания дос- тигается в ней при ее небольшом сравнительно объеме, ибо все сгруп- пированное воедино производит более приятное впечатление, чем растянутое на долгое время; представляю себе, например, если бы кто-нибудь сложил «Эдипа» Софокла в стольких же песнях, как «Илиада». Наконец, единства изображения в эпопее меньше; доказа- тельством этому служит то, что из любой поэмы образуется несколько трагедий, так что, если создают одну фабулу, то или при кратком выра- жении [поэма] кажется кургузой, или благодаря длине метра — водя- нистой... Если же [поэма] сложена из нескольких действий, как «Илиада» и «Одиссея», то она заключает в себе много таких частей, которые и сами по себе имеют [достаточный] объем. Но эти поэмы со- ставлены насколько возможно прекрасно и служат отличным изобра- жением единого действия. Итак, если трагедия отличается всем только что сказанным и сверх того действием своего искусства, — ведь должно, чтобы и тра- гедия и поэма доставляли не какое придется удовольствие, но [только] вышесказанное, — то ясно, что трагедия стоит выше, достигая своей цели лучше эпопеи. <...>__
Д.С. Л и х а ч ев ПОЭТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ <...> Категория литературного жанра — категория историческая. Ли- тературные жанры появляются только на определенной стадии разви- тия искусства слова и затем постоянно меняются и сменяются. Дело не только в том, что одни жанры приходят на смену другим и ни один жанр не является для литературы «вечным»,— дело еще и в том, что меняются самые принципы выделения отдельных жанров, меняются типы и характер жанров, их функции и в ту или иную эпоху. Современ- ное деление на жанры, основывающееся на чисто литературных при- знаках, появляется сравнительно поздно. Для русской литературы чисто литературные принципы выделения жанров вступают в силу в основном в XVII в. До этого времени литературные жанры в той или иной степени несут, помимо литературных функций, функции внели- тературные. Жанры определяются их употреблением: в богослужении (в его разных частях), в юридической и дипломатической практике (статейные списки, летописи, повести о княжеских преступлениях), в обстановке княжеского быта (торжественные слова, славы) и т. д. Сходные явления мы наблюдаем в фольклоре, где внефольклор- ные признаки жанров имеют очень большое значение, особенно в древнейшие периоды (в обрядовом фольклоре, в историческом, в сказке и т. п.). Поскольку жанры в каждую данную эпоху литературного развития выделяются в литературе под влиянием совокупности меняющихся факторов, основываются на различных признаках, перед историей ли- тературы возникает особая задача: изучать не только самые жанры, но и те п р и н ц и п ы, на которых осуществляются жанровые деления, изучать не только отдельные жанры и их историю, но и самую с и с т е м у жанров каждой данной эпохи. В самом деле, жанры живут не независимо друг от друга, а составляют определенную систему, кото- рая меняется исторически. Историк литературы обязан заметить не только изменения в отдельных жанрах, появление новых и угасание старых, но и изменение самой с и с т е м ы жанров. Подобно тому как в ботанике мы можем говорить о «растительных ассоциациях», в литературоведении существуют жанровые ассоциа- ции, подлежащие внимательному изучению. Лес — это органическое соединение деревьев с определенного вида кустарниками, травами, мхами и лишайниками. Разные виды растительности входят в сочетания, которые не могут произвольно меняться. Так же точно и в литературе и в фольклоре жанры служат удовлетворению целого комплекса общественных потребностей и су- ществуют в связи с этим в строгой зависимости друг от друга. Жанры составляют определенную систему в силу того, что они порождены об- щей совокупностью причин, и потому еще, что они вступают во взаи- модействие, поддерживают существование друг друга и одновременно конкурируют друг с другом. <...> <...> Несмотря на преобладание внелитературных факторов жанрооб- разования, специфически литературный характер жанров сказывает- ся очень сильно. Можно даже сказать, что он имеет чрезвычайное зна - чение, и роль жанров в литературном развитии средневековой Руси исключительно велика, как и роль чисто литературных признаков в самих средневековых жанрах. Попытаюсь объяснить и обосновать свою мысль. Прежде всего отмечу, что чисто литературные различия жанров сказываются в Древней Руси иногда даже сильнее, чем в литературе нового времени. Так, например, в отличие от литературы нового времени, в Древ- ней Руси жанр определял собой образ автора. В литературе нового времени мы не встречаем единого образа автора для жанра повести, другого образа автора для жанра романа, третьего единого образа ав- тора для жанра лирики и т. д. Литература нового времени имеет мно- жество образов авторов — индивидуализированных, каждый раз соз- дающихся писателем или поэтом заново и в значительной мере неза- висимых от жанра. Произведение нового времени отражает личность автора в создаваемом им образе автора. Иное в искусстве средневеко- вья. Оно стремится выразить коллективные чувства, коллективное отношение к изображаемому. Отсюда многое в нем зависит не от творца произведения, а от жанра, к которому это произведение при- надлежит. Автор в гораздо меньшей степени, чем в новое время, оза- бочен внесением своей индивидуальности в произведение. Каждый жанр имеет свой строго выработанный традиционный образ автора, писателя, «исполнителя». Один образ автора — в проповеди, дру- гой — в житиях святых (он несколько меняется по поджанровым группам), третий — в летописи, иной — в исторической повести и т. д. Индивидуальные отклонения по большей части случайны, не вхо- дят в художественный замысел произведения. В тех случаях, когда жанр произведения требовал его произнесения вслух, был рассчитан на чтение или на пение, образ автора совпадал с образом исполните- ля — так же, как он совпадает в фольклоре. <...> Литературная структура жанров резко выступает и в следующем явлении: древнерусские жанры в гораздо большей степени связаны с определенными типами стиля, чем жанры нового времени. Мы можем говорить о единстве стиля праздничного слова, панегирического жи- тия, летописи, хронографа и пр. Нас поэтому не удивят выражения «житийный стиль», «хронографический стиль», «летописный стиль», хотя, конечно, в пределах каждого жанра могут быть отмечены инди- видуальные отклонения и черты развития. Для литературы нового времени было бы совершенно невозможно говорить о стиле драмы, стиле повести или стиле романа вообще. Следовательно, и в этом от- ношении средневековые жанры обладают более резкими, чисто лите- ратурными различиями, чем жанры нового времени. Они вбирают в себя большее количество литературных признаков. Характерно так- же, что различные жанры по-разному относились к проблеме автор- ской собственности. «Чувство авторства» было различно в жанре проповеди и в жанре летописи, в жанре послания и в жанре повести. Первые предполагают индивидуального автора и часто надписыва- лись именами своих авторов, а при отсутствии данных об авторе при- писывались тому или иному авторитетному имени. Вторые очень ред- ко имели имена авторов; авторской принадлежностью их читатели мало интересовались. Можно отметить различное отношение к художественному време- ни в проповеднической литературе и в летописи и даже различное от- ношение в пределах ка>вдого жанра к решению некоторых мировоз- зренческих вопросов. Литературное развитие совершается иногда по-разному в пределах отдельных жанров. Есть жанры более консер- вативные и менее консервативные, придерживающиеся традицион- ных форм и менее зависимые от традиции. * * * Древнерусские жанры были хорошо «организованы» в том отно- шении, что они обычно декларативно обозначались в самих названиях произведений: «С л о в о Ивана Златоустаго о глаголящих, яко несть мощно спастися живущим в мире», «С к а з а н и е о небесных си- лах», «Книга глаголемая В р е м е н н и к, Никифора патриарха Ца- риграда, сиречь Л е т о п и с е ц, изложен вкратце» <...> Название жанра выставлялось в заглавии произведения, очевид- но, под влиянием некоторых особенностей самого художественного метода древнерусской литературы. Дело вот в чем. Традиционность литературы затрудняла использо- вание неожиданного образа, неожиданной художественной детали или неожиданной стилистической манеры как художественного прие- ма. Напротив, именно традиционность художественного выражения настраивала читателя или слушателя на нужный лад. Те или иные тра- диционные формулы, жанры, темы, мотивы, сюжеты служили сигна- лами для создания у читателя определенного настроения. С
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.013 с.) |