Родовое и жанровая специфика литературных произведений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родовое и жанровая специфика литературных произведений.



Семинарское занятие № 1.

Родовое и жанровая специфика литературных произведений.

 

План:

1. Художественная литература как динамическая, исторически

Семинарское занятие № 2.

Мифы и сказки как разновидности эпических жанров

 

План:

1. Миф. Содержание понятия «миф». Время и причины появления мифов. Природа мифа. Мифы разных народов. Мифы Древней Греции. Циклы древнегреческих мифов. Сюжет цикла мифов о Геракле. Приемы создания образа. Подвиги Геракла.

2. Понятие «сказка»: рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением.

3. Сказка как жанр: Происхождение сказки (производственная функция, функция магического обряда). Виды сказки (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, легендарные сказки, сказки-пародии, сказки-дразнилки, детские сказки…). Сказочные мотивы и сюжеты (общинные, суеверно-волшебные, культурные…). Сюжеты (полигенезис, то сходство сложных сюжетов в разных странах. При перенесении из страны в страну, из среды в среду сказка подвергается действию прежде всего закона бытового и социального переосмысления, национально-социальной акклиматизации. Крестьянские, солдатские, купеческие сказки…). Сказочные образы: мифические, бытовые и т.д.

4. Композиция сказки. Характерные особенности: любование действием, т. е. замедление, ретардация. Оно осуществляется путем или естественного умножения мотива (несколько встреч, состязаний, задач и т. п.), или любование действием выявляется путем включения необычных в быту мотивов или наконец повторением отдельных мест, которые постепенно шаблонизируются. Наличие присказки, зачина («Жили-были»), переходных формул («Скоро сказка сказывается — нескоро дело делается»), общих мест («Сивка-бурка, вещий каурка — стань передо мной, как лист перед травой»), концовки («Стали жить, поживать — добра наживать»

5. Литературная сказка (теории устного и литературного происхождения сказки…). Сказки Перро (1689), сказки европейских романтиков. Сказки Жуковского, Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, сказки русских писателей 2 половины XIX века (Лесков, Толстой, Достоевский, Гаршин, Салтыков-Щедрин…)

 

Литература:

1. Анпеткова-Шарова, Г. Г. Античная литература: учеб. пособ. для студ. вузов по спец. 021700 – Филология / Г. Г. Анпеткова-Шарова, В. С. Дуров; под. ред. В. С. Дурова.-2-е изд., испр.-М.: Академия, 2005.

2. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учеб. для бакалавров / Б. А. Гиленсон; Московск. город. пед. ин-т.-Москва: Юрайт, 2014.

3. Лосев, А. Ф. Античная литература: учеб. для высш. шк. / А. Ф. Лосев; под ред. А.А. Тахо-Годи.-7-е изд., стереотип.-М.: ЧеРо; Омега, 2005.

4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1975.

5. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Сост. Нейхардт А.А. – М., 1990.

6. Мифы народов мира: В 2 т. – М., 1982 (или другие издания).

7. Мифологический словарь / Под ред. Мелетинского Е.М. – М., 1991.

8. Мифологический словарь. — М., 1985.

9. Словарь античности / Пер. с нем. – М., 1994.

10. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трёх томах / Изд. подготовили Л.Г. Бараг и Н.В. Новиков. – М., 1984 (т. I); 1985 (т. II, III). – Седьмое полное издание.

11. Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М., 1993.

12. Корепова К.Е. Русская лубочная сказка. – Н. Новгород, 1999.

13. Крук И.И. Восточнославянские сказки о животных: Образы. Композиция. – Минск, 1989.

14. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. – Л., 1974.

15. Пропп В.Я. Морфология сказки. – 2-е изд. – М., 1969. (1-е изд.: Л., 1928).

16. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки: 4-е изд. – М., 2000. (1-е изд.: Л., 1946; 2-е изд.: Л., 1986; 3-е изд.: СПб., 1996).

 

ГЕРАКЛ

Геракл (у римлян Геркулес) – величайший герой Греции. Первоначально он считался солнечным богом, разящим своими не знающими промаха стрелами все темное и злое, богом, исцеляющим и посылающим болезни. Он имел много общего с богом Аполлоном. Но Геракл – бог и герой, встречающийся не только у греков; подобных героев-богов мы знаем много. Из них особенно интересен вавилонский Гильгамеш и финикийский Мелькарт, мифы о которых оказали влияние на мифы о Геракле; и эти герои ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали, подобно Гераклу. Поэты всех времен постоянно пользовались мифами о Геракле; их внимание привлекали подвиги, и страдания, которые выпали на долю Геракла. В звездную ночь мы можем видеть Геракла (под его римским названием Геркулеса) на небе, так как его именем называется одно из созвездий, а рядом с созвездием Геркулеса мы видим созвездие Гидры, той чудовищной многоголовой гидры, которую убил Геракл. Мифы о Геракле изложены по трагедиям Софокла ("Трахинянки") и Еврипида ("Геракл"), а также по сказаниям, упоминаемым в "Описании Эллады" Павсания

НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ (ПЕРВЫЙ ПОДВИГ)

ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА (ВТОРОЙ ПОДВИГ)

СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ (ТРЕТИЙ ПОДВИГ)

КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ (ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДВИГ)

ЭРИМАНФСКИЙ КАБАН И БИТВА С КЕНТАВРАМИ (ПЯТЫЙ ПОДВИГ)

СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ (ШЕСТОЙ ПОДВИГ)

КРИТСКИЙ БЫК (СЕДЬМОЙ ПОДВИГ)

КОНИ ДИОМЕДА (ВОСЬМОЙ ПОДВИГ)

ПОЯС ИППОЛИТЫ (ДЕВЯТЫЙ ПОДВИГ)

КОРОВЫ ГЕРИОНА (ДЕСЯТЫЙ ПОДВИГ)

КЕРБЕР (ОДИННАДЦАТЫЙ ПОДВИГ)

ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД (ДВЕНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ)

Семинарское занятие № 3 А.

И.А.Крылов

 

ВОРОНА И ЛИСИЦА Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!" Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова. МАРТЫШКА И ОЧКИ Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. "Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Все про Очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них". Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там.

 

Семинарское занятие № 3 Б.

Семинарское занятие № 4.

М.Ю.Лермонтов. БОРОДИНО

 

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»   — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля ... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!   Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют что ли командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»   И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут-как-тут.   Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!   Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.   Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам ... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.   И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» — И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой.   Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.   Вам не видать таких сражений! .. Носились знамена как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.   Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой! .. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой ...   Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять ... Вот затрещали барабаны — И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.   Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!

 

 

Семинарское занятие № 1.

Родовое и жанровая специфика литературных произведений.

 

План:

1. Художественная литература как динамическая, исторически



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.015 с.)