Русского литературного языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русского литературного языка.



1.Каковы условия функционирования разговорной речи?

2.Какова роль внеязыковых факторов (невербальные средства общения).

3.Последствия нарушения качеств хорошей речи и способы устранения типичных ошибок.

Литература

Шкатова Л.А. Как слово отзовется: Беседы о разговорной речи челябинцев. –Челябинск: Юж.- Урал. книж. изд.-во, 1986. – 56с.

Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. –М.: Просвещение, 1977.– 228с.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1996.– 320с.

Тема 7: Особенности профессиональной лексики

1.Дайте характеристику основных групп профессиональной лексики: (термины и профессионализмы).

2.Особенности образования профессионализмов.

3.Характеристика правовой терминологии.

Литература

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. –М.: Бек, 1997.– 345с.

Матвиенко Е.А. Судебная речь. –Минск. 1967.–201с.

Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. –Казань. 1986.– 230.

Тема 8: Основные черты языка юридических текстов. Юридические клише и штампы.

1.Особенности языка права.

2.Дайте общую характеристику юридических текстов, их разновидности. 3. Расскажите об основах законодательной стилистики.

4. Расскажите об особенностях процессуальных документов как разновидности юридических текстов.

 

Литература

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. – М.: Бек, 1997.– 345с.

Губаева Т.Н. Практический курс русского языка для юристов. – Казань: Казанский гос. ун-т, 1986.-230с.

Ушаков А.А. Очерки советской законодательной стилистики. – Пермь: Гос.издат., 1967. – 206с.

Тема 9: Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

1. Языковая норма как основа грамотного письма и говорения.

2. Орфография современного русского литературного языка.

3. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.

4. Пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Литература

Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. – М.: Наука, 1970.– 241с.

Валгина Н.С. Принципы русской пунктуации. – М.: Высшая школа, 1972.– 247с.

Полный справочник по орфографии и пунктуации /Под ред. О.А. Соболевой –М.: Высшая школа, 1999. – 365с.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный курс «Русский язык и культура речи» строится на базе практических знаний, полученных студентами в средней общеобразовательной школе в рамках предмета «Русский язык».

В курсе «Русский язык и культура речи» особое место отводится описанию речевого материала и его роли в структуре стиля речи; в этом плане делается акцент на важные вопросы, имеющие непосредственное отношение к организации речевого материала в структуре текста функциональных типов речи: научной, публицистической, официально-деловой и др.

- Основные виды учебных занятий - лекции, практические занятия и семинары.
Цель лекций – познакомить студентов с базовыми теоретическими знаниями по предмету. Изложение лекционного материала в процессе изучения курса опирается на постановку проблемных вопросов и задач, стоящих перед языкознанием в настоящее время. Тем самым решается задача активизации мыслительной деятельности студентов, улучшения их знания русского языка, помощи в освоении культуры русской речи.
Курс «Русский язык и культура речи» имеет так же практическую направленность, поскольку предполагает выработку навыков собственно языкового и речевого анализа.

Семинарские и практические занятия предназначены для отработки навыков применения полученных знаний и использование их в практике языковой и речевой деятельности студента.

В процессе обучения и усвоения данной дисциплины студенты должны получить необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации, а также познакомиться с важнейшими сведениями о языке, его месте в жизни общества и основных функциях, о структуре и разновидностях речевой деятельности.

В процессе обучения студенты должны усвоить основы культуры речи нормы литературного языка, его вариантами.

В результате изучения курса «Русский язык и культура речи» студенты должны знать:

-системную структуру современного русского литературного языка;
-основные направления совершенствования навыков правильного говорения,

и грамотного письма.

Уметь:
-отличать тексты одного литературного стиля от текстов других стилей;
-грамотно писать;

-грамотно говорить.

Иметь представление:

-о стилях современного русского литературного языка;

-о тексте и его структурно-семантических типах;

-о современном языке делового общения.

-

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В самостоятельной работе студента особая роль отводится умению работать с учебниками, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень специалиста определяется этим умением.

Работа организуется на основе полученных знаний с использованием литературы по учебному курсу, методических рекомендаций, консультаций.

В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать полученную информацию, выбирая из нее самое основное, и научиться выстраивать план ответа.

 

Выполните упражнения, приведенные ниже, изучив правила орфографии и пунктуации. Коротко правила изложены перед упражнениями .

Контрольная работа № 1

Для выполнения данной работы следует изучить следующие разделы из курса “Орфография”.

1) Правописание безударных гласных в корне.

2) Правописание чередующихся гласных в корне.

3) Правописание звонких и глухих согласных в корне; в суффиксах.

4) Правописание непроизносимых согласных в корне.

5) Правописание о и е после шипящих и ц; ы и и после шипящих и ц.

6) Ъ и ь разделительный знак, ь после шипящих на конце и в середине слова, ь- смягчающий.

7) Правописание приставок.


Упражнение 1. Вставьте безударную гласную в корне, подобрав проверочное слово, то есть измените слово так, чтобы безударная гласная оказалась под ударением, например: просв…щать – свет; запеч…тлеть – печать; ум…лять о помощи – молит, ум…лять значение – делать маленьким.

Обог…щать, посв…щать, просв…титель, прим…рять противников,

прим…рять костюм, зап…здать, прив…дение, раздр…жать, вообр…жать,

вып…лить из ружья, ст…рожил огород, ст…рожил города Тюмени, зак…лить здоровье, зап…вать водой, св…ла гнездо, подр…жать старшим,

подр…жать от страха, св…тая простота, ст…сненый в средствах, см…тение, см…тенный в кучу мусор, разв…вающиеся флаги, разв…вающиеся страны, отв…рять окно, отв…рить макароны, спл…титься, обн…женный, ув…жение.


Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, проверив написание по словарю (орфографическому или толковому), поскольку пропущенные безударные гласные ударением не проверяются.

Р…гламент, кр…терий, л…квидация, дил…тант, трансп…рант, н…тариус, экстр…вагантный, пров…кация, р…ферент, п…лисадник, комп…стировать, д…зертир, прив…легия, п…р…ферия, вин…грет, аккомп…н…мент, ст…пендия, экзам…натор, инв…нтарь, прив…редливый, эст…када, п…ролон, диф…рамб, д…рижер, див…денды, эксп…римент, в…стибюль, п…риметр, квал…фикация, мер…диан, н…тация, п…мпезный, аф…ризм, ант…гонизм, апл…дисменты, диап…зон, к…рифей, доск…нально, тр…пеция, пат…логия, рез…нанс, ан…нимный, кр…терий, ин…циалы.


Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, имея в виду, что даны корни с чередующимися гласными.

Пог…релец, подг…ревший, несг…раемый, скл…нение, накл…ниться, покл…нение, затв…рять, сотв…рить, ск…чок, подск…кать, выск…чить, ск…кун, заск…чить, проск…кать, ск…чкообразный, пл…вец, пл…вчиха, пл…вучесть, з…ря, з…рница, оз…рение, к…сание, к…сательная, прик…саться, прик…сновение, к…саюсь, нач…нать, прин…мать, вн…мание, р…вные величины, выр…вненное поле, р…внина, р…весник, подр…вняться (при построении), выр…вняться в ряд, пор…внялся с лошадью, р…вняли с землей, м…кать сухарь в чай, обм…кнуть перо в чернильницу, непром…каемый плащ, пром…кательная бумага, отбл…ставший, бл…снуть, соб…рать, соб…ру.


Упражнение 4. Выпишите из упражнения: 1) слова с приставкой с –(приставки з - нет); 2) слова с приставками раз – (рас-), воз –(вос-) и подобными, где на конце приставки пишется с перед глухими согласными и

з – перед звонкими; 3) слова, где нужно проверить в корне глухую или звонкую согласную путем изменения слова таким образом, чтобы после согласной была гласная; 4) существительные с суффиксом -ежк- (они образуются только от глаголов); существительные с суффиксом –ешк, -ушк, -ышк – (образуются от имен существительных, имеют обычно пренебрежительное значение); 6) слова с сочетанием букв атк, ятк, ытк, ужк, ежк, в которых ж появляется в результате чередования корневого или суффиксального г.

Ночле…ка, коври…ка, варе…ка, голове…ка, просту…ка, зубре…ка, корме…ка, рыбе…ка, интри…ка, пря…ка, подру…ка, поду…ка, дворня…ка, лгуни…ка, деле…ка, бомбе…ка, пичу…ка, колоту…ка, …добный, не…добровать, водо…бор, не…гораемый, не…гибаемый, чере…чур, чере…полосица, чре…мерный, бе…цветный, бе…думный, бе…шабашный, и…подлобья, и…подволь, и…чезать, ни…кий, у…кий, ко…ьба, скла…ка, кру…ка, кирги…ка, фура…ка, хру…кий, лову…ка для птиц, …жечь, бе…граничный, ра…колоть, бе…счетный, ра…считывать, ра…чет, ра…бить, ра…жечь, по…жечь, ра…четливый, по…править, не…говорчивый, бли…сидящий, бли…лежащий.


Упражнение 5. а) Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные, подобрав проверочное слово (обычно после согласной должна быть гласная);

б) выделите слова, где непроизносимые согласные не проверяются (слова для запоминания).

Свис…нуть, опас…ность, радос…ный, словес…ный, полновес…ный, окрес…ный, мес…ный, праз…ный, поз…ний, горес…ный, ужас…ный, влас…ный, лес…ница, блес…нуть, кос…ные взгляды, кос…ный мозг, искус…ный, сверс…ник, ровес…ник, чес…вовать, чу…ствовать, интриган…ский, дилетан…ский, протестан…ский, гну…сный, сума…шедший, рен…ген, ислан…ский, по…черк, про…чий, захолус…ный, объез…чик, наез…ник, шотлан…ский.


Упражнение 6. Выпишите в один столбик слова, в которых на конце слова мягкий знак после шипящих не пишется, во второй столбик – слова с мягким знаком на конце.

Мягкий знак пишется:

Мягкий знак не пишется:

1. В существительных женского рода с нулевым окончанием: ночь, мышь, дочь.

2. В неопределенной форме глагола: печь, стричь, жечь.

3. В повелительном наклонении глагола: режь, спрячь.

4. Во 2ом лице единственного числа глаголов: режешь, спрячешь.

5.На конце наречий: сплошь, лишь, настежь.

Кроме слов уж, замуж, невтерпеж.

1. В существительных мужского рода с нулевым окончанием: врач, грач, ключ.

2. В существительных женского рода во множественном числе родительного

падежа: рощ, туч, задач.

3. В кратких прилагательных: колюч, горяч, свеж, могуч.

Печ…, толоч…ся, мощ…, пустош…, обознач…те, туш…, умнож…те, спиш…, луч…, обруч…, проч…, много луж…, плющ…, помощ…, нет задач…, пахуч…, зряч…, среж…, возьмеш…ся, сплош…, лещ…, брош…, обруч…, с плеч…, маж…, опояш…, удач….


Упражнение 7. Выпишите в столбик слова, где нужно вставить Ь, а в другой столбик – слова без Ь.

Мягкий знак пишется

Мягкий знак не пишется

1. В неопределенной форме глагола (что делать? что сделать?): Стал учиться.

2. В середине сложных числительных: семьсот, семьдесят.

3.В притяжательных прилагательных, кроме именительного падежа мужского рода: в пастушьей сумке (чьей?), ребячьи (чьи?) шалости.

4. В повелительном наклонении глагола: познакомьтесь, избавьтесь.
1. В 3 лице глаголов (что делает?): Он учится.

2. В сочетаниях букв нч, нщ, рч, рщ, чн, чк, нн, щн: пачка, сочный.

3. В качественных и в относительных прилагательных: горячий, горячими.
Кон…чалось, вен…чались, брен…чать, камен…щик, гон…щик, нян…читься, изящ…ный, девят…сот, пят…десят, в казач…ей станице, от колюч…его снега, верблюж…ей шерсти, галоч…им криком, пят…сот, приготов…те, вода струит…ся, умей поправит…ся, это случает…ся, пригодит…ся воды напит…ся, исправ…те, довер…те, рассып…те, ночь не спит…ся, готовы двинут…ся, мальчишеч…их забав, ребяч…и развлечения.

Упражнение 8. Образуйте слова, вставьте, где нужно, Ъ и Ь разделительные знаки.

а) Твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я.

б) Редко в корне в заимствованных словах, где приставки выделяются с трудом: адъютант, субъект, объект, инъекция, конъюнктура и др.

в) В сложных словах после друх-, трех-, четырех перед буквами е, ё, ю, я.
а) Мягкий знак пишется в середине слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я: серьезный, бурьян.

б) Перед буквой о пишется ь в некоторых заимствованных словах: бульон, шампиньон, батальон и др.

Твердый знак не пишется после приставок перед всеми буквами, кроме е, ё, ю, я: разахаться, трансатлантический.

От (явленный, экзаменовать), пред (убеждение, явление, уведомление),

Из (ездить, яснить, обиловать), без (аварийный, язычный, ударный, облачный), раз (общить, ярить, ахаться, учить), сверх (ествественный, ехидный, аккуратный), транс (европейский, океанский, арктический), об (явить, яснить, ехать, учить), меж (ярусный, этажный, языковый), двух (осный, языкий, ярусный, аршинный), с…естное, в…юн, бур…ян, интерв…ю, контр…ярус, пол…яблока, пол…юрты, глав…юрист, об…ект, суб…ективный, кон…юнктурный, дет..ясли, вз…ерошить, ад…ютантский, п…едестал, оп…яненный, об…уженный, батал…он.


Упражнение 9. Вставьте букву о или е в корне слова, укажите проверочное слово. Написание е после шипящих зависит от того, можно ли подобрать формы слова или родственные слова, где бы четко проявилась е в корне. Если таких родственных слов и форм нет, в корне пишется о.

Например: ж…рнов – жернова – жернов, ш…рох – шорохи – шорох.

Ж…лудь, ш…пот, ж…лчь, зач…с, пш…нник, беч…вка, ч…лка, саж…нки, щ…лочь, печ…нка, ж…рдочка, деш…вый, пч…лка, реш…тка, щ…голь, ш…лк, кош…лка, ж…сткий, ш…ры, ш…рох, ч…каться, крыж…вник, пиж…н, ш…в, ш…кировать, ч…рствый, ч…порный, дж…нка,ч…боты, ш…фер, ж…кей, ж…нглер, ш…винизм, обж…ра, прож…рливый.

Упражнение 10. Определите, от какой части речи образованы данные существительные и прилагательные.

В первый столбик выпишите имена, образованные от глаголов. В них независимо от ударения пишется е. Во второй столбик выпишите слова, образованные от существительных. В суффиксах этих слов под ударением пишется о, без ударения е.

Ноч…вка, алыч..вка, нож…вка, размеж…вка, залоч…ный, сгущ…нка, туш…нка, груш…вка, круч…ный, копч…ности, протяж…нность, мелоч…вка, хрыч…вка, взбеш…нность, ерш…вый, чесуч…вый, арапч…нок, девч…нки, старич…к, чащ…ба, трущ…ба, сюртуч…к, груш…вый, меланж…вый, галч…нок, порядоч…к, камыш…вый, овраж…к, деньж…нки.


Упражнение 11. Определите, какой частью речи являются слова с корнем жег – (жог-). В глаголах пишется е, в существительных – о.

Ож…г руку, ож…г руки, подж…г сарая, переж…г лампу, недож…г кирпича, прож…г костюм, сж…г бумагу, прож…г костюма, заж…г лучину.


Упражнени 12. Вставьте пропущенные буквы, разберите слова по составу. Поставьте ударение. После шипящих в заимствованных словах под ударением пишется суффикс – ер (и в русском слове ухажер).

Стаж…р, ретуш…р, монтаж…р, дириж…р.


Упражнение 13. Допишите окончания слов и суффиксы наречий. В окончаниях глагола независимо от ударения пишется е. В окончаниях прилагательных и существительных, на конце наречий (кроме еще) под ударением после шипящих пишется о, без ударения – е.

Басмач…м, кумач…м, общ…, стереж…т, теч…т, за рубеж…м, голыш…м, плющ…м, истолч…т, борщ…м, чуж…го, больш…го, о горяч…м, свеж…, плеч…м, добыч…ей.


Упражнение 14. От данных полных причастий образуйте краткие формы.

Взбеш…нный, улич…нный, раскорч…ванный, униж…нный, лиш…нный, замеч…нный, запеч…нный, переж…ванный.


Упражнение 15. Выпишите слова с приставкой при-, слова с приставкой пре-, отдельно выделите слова, где значение приставки затемнено. Данные слова следует запомнить.


Слова с приставкой пре- имеют значение, близко к приставке пере-;

указывают на высокую степень признака действия, ее значение близко к слову очень. Слова с приставкой при- указывают на:

- пространственную близость, приближение;

присоединение: прислониться, приклеить;

- действие, направленное сверху вниз: прижать, придавить;

- действие в интересах субъекта: присвоить, прикарманить;

- действие, сопутствующее другому действию: пританцовывать;

- совершение действия не в полном объеме: приоткрыть, приспустить;

- полноту, исчерпанность действия: приучить, пристрелить.

Слова для запоминания:

предание

предел (граница)

превратный (искаженный,

ложный)

непреложный

претворить (в жизнь)

пребывать (находиться)

препираться

преклонять (колени)

презирать

презрение

претерпеть

призирать, призреть

(сироту).


Пр…амбула, пр…стиж, пр…валировать, пр…зидиум, пр…зидент, пр…мьера, пр…поны, пр…людия, пр…рогатива, пр…зент, пр…тензия, пр…ват-доцент, пр…ватный, пр…оритет, пр…вилегия, пр…смиреть, пр…украсить,пр…мьер, пр…чудливый, пр…увеличить, беспр…кословный, пр…словутый, знаки пр…пинания, пр…добрый, место пр…бывания, пр…обладать, пр…прятать, пр…успеть, камень пр…ткновения, пр…забавный, пр…творяться, гостепр…имство, пр…кратить, непр…станный, пр…бывать в неведении, замысел пр…творится в дело, пр…емник директора, пр…ходящий успех, пр…бывать в Москву, пр…вратник остановил меня, пр…переть к стенке, пр…бывать в неведении, пр…старелый, пр…ходящий ко мне товарищ.

Контрольная работа № 2

Для выполнения данной работы следует изучить следующие разделы.

1) Правописание окончаний разных частей речи.

2) Правописание суффиксов разных частей речи.


Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы, определив спряжение глагола (глаголы в форме 3 лица множественного числа).

В глаголах 1 спряжения пишутся личные окончания –ешь, ет, -ем, -ете, -ут, -ют, в глаголах 2 спряжения – окончания –ишь, -ит, -им, -ите, - ат, -ят.

Если личное окончание ударное, гласная произносится четко: ид – ут, нес-ут.

Если личное окончание безударное (гласная произносится нечетко), надо поставить глагол в неопределенную форму: пил…т – пилить.

При этом следует знать:

Ко 2 спряжению относят все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться, а также 4 глагола на –ать: дышать, гнать, держать, слышать,

7 глаголов на –еть: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть.
К 1 спряжению относятся все остальные глаголы + стелить, брить, зиждиться.

В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:
-ащ-, -ящ-, если причастие образовано от глагола 2 спряжения
-ущ-, -ющ-, если причастие образовано от глагола 1 спряжения.

 

Держ…т, держ…щий,стел…щийся полет птиц, стел…т, пил…т, пил…щий, кол…т, кол…щий, дыш…т, двоякодыш…щие животные, се…т, се…щий, кле…т, кле…щий, люб…т, люб…щий, вян…т, мол…т, мол…щий, завис…т, завис…щий, хлопоч…т, хлопоч…щий, вид…т, вид…щий, брызж…т, брызж…щий, тащ…т, тащ…щий, леле…т, леле…щий, стро…т, стро…щийся, дремл…т, дремл…щий, зижд…щая сила.


Упражнение 2. а ) От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы причастия и неопределенной формы (если суффикс сохранился).

Образец выполнения: застрелить – застреленный, обстрелять – обстрелянный.

Следует помнить, что –енн- присоединяется к глаголам, оканчивающимся на –ить, или к глаголам с основой на согласную: построить – построенный, унести – унесенный. Во всех других случаях причастия образуются с суффиксом –нн-, перед которым сохраняется суффикс неопределенной формы глагола: просмотреть - просмотренный, увенчать – увенчанный.

Выкачать, выкатить, обвенчать, расстрелять, выстроить, обидеть, выменять, напоить, размерить, вывалять, взлелеять, заклеить, утешить, затеять, выменять, рассеять, примерить, увенчать.

б) Вставьте пропущенные буквы: взвеш…нный ответ, просе…нное зерно, измуч…нные дорогой, распил…нные доски, замеш…нное тесто, смеш…нный лес, окле…нный обоями, потер…нная вещь, выслуш…нный ответ, перестрел…нный, прострел…нный, настрел…нный, пристрел…нный.


Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы н или нн в приведенные причастия и отглагольные прилагательные.

-в кратких причастиях: изучены,

-в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: ношеный, драный, беленый, кроме следующих слов: нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный, жеманный, желанный, священный, медленный, деланный, ставленный.

-нн

-в причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный, конченное дело (кроме: конченый человек)

-в прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида с приставкой (кроме не-): признанный, кроме смышленый, названый (брат, сестра), посаженый (отец, мать),

-в прилагательных с суффиксом –ованн, -еванн-;

при наличии пояснительных слов при

причастии: плетенная дедом.


Назва…ый номер, незва…ый гость, не зва…ый в гости, зва…ый на обед, зва…ый обед, смышле…ое дитя, небеле…ый потолок, коше…ый луг, скоше…ый луг, коше…ая вчера трава, не скоше…а, нехоже…ые тропы, не прочита…а, балова…ый, маринова…ый, чита…ая книга, нечита…ая книга, чита…ая студентом, прочита…ая книга, броше…ые дети, купле…ы, купле…ое пальто, купле…ое родителями пальто, жева…ый, прожева…ый, клева…ый, ворова…ый, заклева…ый, пойма…ый, кормле…ый, закормле…ый, кормле…ый вкусно, кормл…ый за обедом, крое…ы, скрое…ы, скрое…ый, нечеса…ый лен, расчеса…ые кудри, прочеса…ы.

 

Упражнение 4. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Причастия с суффиксом –енн-, если они образованы от глаголов на
ить: постро – ить – постро-енный.

Причастия с суффиксом –нн-, если они образованы от глаголов с другими гласными: увенча-ть - увенчанный.

Завешать картинами стену, навешать в два ряда портреты, обвешать всю стену картинами, развешать по стенам ковры, свешать масло, свесить ноги, навесить дверь, обвесить покупателя, завесить окно.

Слова для запоминания: подвешенный – прикрепленный к чему-либо;

повешенный – висящий или подвергнутый смертной казни через повешение;

увешанный – закрывший пространство чем-нибудь;

помешанный, замешенный в преступлении, в махинациях.


Упражнение 5. Выпишите слова, где нужно вставить нн, и слова, где пишется н.

-н- пишется:

а) в прилагательных,образованных от имен существительных с суффиксами

-ин-,-ан-,-ян- (кроме:оловянный, деревянный, стеклянный); звериный, полотняный, кожаный;

б) в некоторых непроизводных прилагательных: юный, пряный, румяный;

в) в прилагательных типа свиной, бараний, сазаний, тюлений.
-нн- пишется:

а) в прилагательных,образованных от имен существительных с суффиксами

-онн-, -енн-: дивизионный, тыквенный;

б) –нн- в прилагательных,образованных при помощи суффикса –н- от

прилагательных с основой на –н-: каменный, баклажанный;

в) в прилагательных, образованных от существительных на –мя, пишется

суффикс –енн-; время – временный;

-янн- употребляется только в прилагательном безымянный в сочетании с существительным палец.

Запомните: ветреный безветренный, подветренный и др.

прилагательные с приставкой.

В существительных, образованных от прилагательных, пишется -н- или –нн-, как в прилагательном: лиственный – лиственница, гостиный – гостиная.


Торжеств…ый, урага…ый, сем…ой фонд, льн…ая ткань, степе…ый

мужчина, журавл…ый, мысл…ый разговор, свояче…ица, (см.словарь), бесприда…ица, пудре…ица (см.словарь), прида…ое (см.словарь), свяще…ик, ставле…ик, кухо…ый стол, име…ой, операцио…ый, ветре…ный юноша, заветре…ая сторона, бритве…ый прибор, пчели…ый, были…ый, равни…ый, змеи…ый, осли…ый, стари…ый, карти…ый, голуби…ый, плятя…ой, жестя…ой, овся…ая крупа, ками…ый, ветря…ая мельница, ветря…ой двигатель, жема…ость, влюбле…ость, рдя…ый, рья…ый, багря…ый, родстве…ица,кон…ица, торфя…ик, племя…ик (см.словарь), хозяйстве…ник, совреме…ость, нефтя…ик, конопля…ик, ман…ик, племе…ой.


Упражнение 6. Определите, от чего образованы данные прилагательные, обратите внимание на гласную в суффиксе:

Масля…ый насос, масля…ый двигатель, масля…ые краски, масле…ые блины, масле…ая каша, масле…ые тряпки, масле…ый взгляд, масле…ый голос.


Упражнение 7. Разберите слова по составу, выделите суффиксы

- чив-, -лив-, -ев-, -ив-. Суффикс –ив – пишется под ударением, -ев- - без ударения (кроме слов: милостивый, юродивый).

Причудл…вый, прожорл…вый, гуттаперч…вый (ср.: гуттаперча), уживч…вый, забывч…вый, дожд…вой, пить…вой, игр…вый, правд…вый, заносч…вый, эмал…вый, непоседл…вый, каракул…вый.

Упражнение 8. Образуйте существительные и прилагательные с суффиксами –еньк-, -оньк- (в прилагательных и существительных нет суффикса –иньк-. –Иньк – употребляется лишь в словах: заинька, баиньки, паинька).

Дорога, Вася, подруга, дочь, Зоя, река, веселый, тонкий, голубой, молодой.


Упражнение 9. Вставьте, если необходимо, пропущенные буквы, выделите суффиксы. Выделите прилагательные с суффиксами –енск-, -инск-

(суффикс –инск- употребляется только в 3 случаях: если прилагательное образовано от существительных на –ин (типа воин), от прилагательных на –ин (типа Марьин), от существительных с окончаниями –а, -я, -ы,-и (типа Ялта, Сочи).

Запомнить: Пенза, но пензенский, Пресня, но пресненский и др., где в е в прилагательном является беглой гласной.

Француз…кий, рыбац…кий, матрос…кий, абхаз…кий, черкес…кий, тунгуз…кий, пермяц…кий, грозн…нский, городищ…нский, беж…нский, нищ…нский, караганд…нский, гагр…нский, керч…нский, охт…нский, кладбищ…нский.

Упражнение 10. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы


Суффикс –чик, -ик, если при изменении слова гласная сохраняется: ключик - ключика.
Суффикс – ек-, если при изменении слова гласная выпадает: горошек - горошка.

 

Звоноч…к, сыноч…к, лист…к, листоч…к, стульч…к, лимонч…к, дружоч…к, костюмч…к, комоч…к,самоварч…к, кулеч…к, карманч…к, кружоч..к, графинч…к, кусоч..к.

Упражнение 11. Образуйте от данных слов наименования лиц с суффиксами –чик, –щик.

Суффикс –чик употребляется, если основа, к которой присоединяется суффикс, оканчивается на Т, Д, З, С, Ж. В других случаях присоединяется –щик.

 

Камень, переводить, перевозит, летать, перебежать, пилить, захватить, наладить, рубить, возить, переносить, заговор, точить, барабан, разносить, сварить, бакен, грузить, фонарь, буфет.


Упражнение 12. Выпишите слова с суффиксом –инк-, -енк-
Суффикс –инк-, употребляется, если слово образовано от существительных

на –ина: изюмина - изюминка.

Суффикс –енк- употребляется в остальных случаях.


Беж…нка, горош…нка, баш…нка, солом…нка, виноград…нка, неж…нка, черкеш…нка, гор…нка, льд…нка, ссад…нка, диков…нка, француж…нка, переклад…нка.


Упражнение 13. Выпишите слова с суффиксами:
Суффикс –ичк-, который употребляется, если слово образовано от

существительных на –ица: водица - водичка.

Суффикс –ечк- в остальных случаях, в том числе в словах, образованных от существительных на –мя: семя - семечко.

 

Луков…чка, пугов…чка, сит…чко, утр…чко, лестн…чка, Зо…чка, ножн…чки, врем …чко, стрем…чко, свеч…чка, душ…чка.


Упражнение 14. Выпишите слова мужского рода с суффиксом –ец, слова женского рода с суффиксом –иц(а).

Слова среднего рода имеют суффикс –ец, если ударение на окончании, и суффикс –иц, если ударение на основе.

 

Кормил…ц, однофамил…ца, скитал…ц, скитал…ца, бежен…ц, характер…ц, луков…ца, пугов…ца, ружь…цо, пальт…цо, плать…це, варень…це, здоровь…це, кресл…це, письм…цо, копь…цо.


Упражнение 15. Поставьте ударение в данных глаголах и выделите среди них 3 группы:

Слова с безударными суффиксами - ова-, -ева- -ыва-, -ива-

Слова с ударным суффиксом –ва-. Они употребляются, если в личной форме появляется –у: командовать, так как командую.

Эти же суффиксы сохраняются в действительных причастиях
Они употребляются, если в личной форме нет –у: рассказывать, так как рассказываю.
Перед суффиксом безударная гласная в корне проверяется ударением: распевать – распеть.

Слова для запоминания: продлевать, затмевать, обуревать, застревать, намереваться.
Команд…вать, треб…вать, омолаж…вающий, экзамен…вавший, буш…вать, буш…вавший, загляд…вать, навьюч…вать, гор…вать, гор…вавший, ноч…вать, согр…вать, забол…вать, потч…вать, усп…вать, одол…вать.


Упражнение 16. От неопределенной формы образуйте форму прошедшего времени, перед суффиксом –л- сохраняется суффикс (гласная буква) неопределенной формы.

Ненавидеть, обезлюдеть, смотреть, леденеть(суффикса –янеть не бывает), постелить, остекленеть, видеть, зависеть.


Упражнение 17. Данные существительные поставьте:

а) в творительном падеже единственного числа: Киров (фамилия), Голышманово (географическое название), Дарвин, Герцен, дедушка, избушка;

б) в именительном падеже единственного числа: воробьишк…, заводишк…, сараишк…, окунишк…, комаришк…, ружьишк…, запевал…, объедал…, зубил…;

в) в родительном падеже множественного числа: кухня, башня, яблоня, вишня, деревня, черешня, наковальня, барышня, пустыня, ставня, готовальня, туча, задача, роща, дача;

г) в предложном падеже единственного числа: Анатолий, Мария, веселье, забытье, ущелье, Китай, пристань, ночь, гений, воробей, армия, Настасья, здание, изречение.


Контрольная работа № 3.

Правописание сложных слов. Правописание наречий.


Упражнение 1. Выпишите слова, в которых пол – пишется

а) слитно, б) через дефис.
а)слитно пишутся слова с пол-, если 2я часть начинается с согласной буквы (кроме л): полчетвертого;

б)полу- пишется слитно.

Через дефис пишутся слова с 1 частью пол-, если 2я часть начинается с ласной буквы, с прописной буквы и с буквы л (кроме слова поллитровка): пол-озера, пол-Москвы, пол-литра.


Пол (Парижа), пол (лета), пол (метра), пол (отпуска), пол (второго), пол (Тюмени), пол (города), пол (лимона), пол (армии), пол (деревни), пол (аула), пол (села), пол (арбуза), пол (Воронежа), пол (ложки), пол (первого), пол (оклада), пол (зарплаты), пол(литровый), полу (маска), пол (бутылки).


Упражнение 2. Раскройте скобки, напишите слова слитно или через дефис.

Био (синтез), агро (минимум), мото (гонки), нео (арктика), гео (сфера),

фото (бумага), радио (телефон), гидро (металлургия), моно (рельс), метео (сводка), теле (спектакль), стерео (химия), микро (элементы), макро (структура), вело (гонки), псевдо (ученый), квази (научный), лже (наука), мульти (миллионер), авто (гравюра), зоо (планктон), кино (съемки), графо (ман).


Упражнение 3. Образуйте существительные или прилагательные, в составе которых имеются числительные. Такие слова пишутся слитно.

 

Тысяче(головый), восьми(гранник), пятидесяти(рублевый), сто(метровка), девяносто(дневный), сороко(ножка), трех(копеечный).


Упражнение 4. Выпишите существительные, которые пишутся: слитно, через дефис
а) слитно пишутся слова с соединительными гласными о,е: нефтепродукты, лесостепь;

б) слова, первой частью которых являются глаголы на -и: сорвиголова (кроме перекати-поле);

в) существительные, образованные от дефисных географических названий:

алмаатинцы, ньюйоркцы;

г) если первая часть полу-;

д) сложносокращенные слова с первой частью зам-, зав-, пом-.
а) названия единиц измерения: киловатт-час, кроме трудодень, трудочас.

б) названия частей света: северо-запад;

в) слова, первой частью которых являются названия букв: альфа-излучения, бета-лучи;

г) иноязычные компоненты: вице-, обер-, экс-, лейб-, пресс- (контр – пишется слитно, кроме контр-адмирал);

д) если два самостоятельных слова обозначают единое понятие:генерал-майор, плащ-палатка, социал-демократ.


Норд(ост), грамм(молекула), северо(восток), киловатт(час), держи(морда), семи(летка), пресс(секретарь), вице(губернатор), экс(чемпион), контр(адмирал), контр(атака), конференц (зал), полу(мрак),

пресс(центр), гамма(лучи), член(корреспондент), компакт(диск), ватт(секунда), ампер(виток), бета(железо), вице(адмирал), вольт(секунда), гамма(железо), генерал(прокурор), грамм(атом), юго(восток), динамо(машина), контр(наступление), жар(птица), полу(дрема), перекати(поле), жук(плавунец), икс(лучи), зав(кадрами), креп(жоржет), обер(мастер), кают(компания), зав(отделом), восьми(гранник), пом(директора), иван(да)марья (растение), не (тронь)меня (растение).


Упражнение 5. Образуйте сложные прилагательные от сочетаний двух слов, из которых одно подчинено другому.

Такие прилагательные пишутся слитно: ремонт вагонов - ваганоремонтный.

Строительство вагонов, строительство машин, счет машинами, обрабатывать почву, варить пиво, варить сыр, убирать кукурузу, лить чугун, испытывать вагоны, торговать вином, уборка сена, ремонт машин, пять баллов, преклонить колени, сорок лет.


Упражнение 6. Разделите, образовав, если нужно, прилагательные по группам:

а) образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно (типа ледокол);

б) прилагательные, образованные от сложносокращенных слов (культмассовый);

в) прилагательные, в которых одна из частей отдельно не употребляется;

г) прилагательные с первым компонентом все-.

Все перечисленные группы прилагательных пишутся слитно.

Некоторые из приведенных прилагательных к этим группа не относятся.

Нефтепромыслы, донжуан, быстро(течный), все(ядный), фининспектор, обще(доступный), шарикоподшипник, пусто(головый), дубинно(головый), свеже(выбритый), ближне(восточный), все(объемлющий), сан(технический), южно(африканский), все(поглощающий), поздне(спелый), все(побеждающий), пед(институтский), быстро(ходный).


Упражнение 7. Напишите слитно или раздельно, раскрыв скобки. Смотрите словарь. Запомните написание этих слов.

Часто слитно пишутся термины.

Быстро(режущий) станок, быстро(режущие) стали, быстро(растущие) породы деревьев, быстро(действующие) автоматы, быстро(растущий) промышленный город, быстро(произнесенные) фразы, вечно(зеленое) дерево,

Вечно(синее) небо, высоко(профессиональный), высоко(оплачиваемый), высоко(питательный), высоко(поднятые) плотины, высоко(оценивший) повесть, выше(упомянутый), выше(сказанное), выше(изложенное), две выше(указанные) цели, выше (стоящий) орган, выше(средние) показатели, глубоко(уважаемый), густо(населенные) города, гладко(крашеные) ткани, гладко(текущая) речь, густо(исписанные) листы, дорого(стоящие) товары, дорого(стоившие) товары, легко(воспламеняющиеся) вещества, сильно(действующий) яд, ниже(изложенный), мелко(сидящие) суда, мелко(нарезанное) мясо, ниже(следующий), остро(дефицитный), остро(инфекционный), остро(поэтическое) воспри



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.165 с.)