Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Являются ли звуковые повторы в данном случае свидетельством речевой бедности.

Поиск

1) Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром

Как резвясь и играя,

Грохочет в небе голубом (Тютчев)

2) Гуди, набат, гуди сильнее,

Гуди над Русью без конца…

Пусть от твоих ударов мощных

Дрожат холодные сердца (Шкулев)

 

11. Из приведенных ниже пар простых предложений составьте одно, используя различные синтаксические конструкции. Укажите смысловые и стилистические оттенки различия между полученными вариантами.

1) Марина Цветаева создала замечательные поэтические произведения. Книги ее выходят большими тиражами.

2) Полиция во многих странах успешно борется с наркомафией. Она использует специально обученных собак.

 

12. Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания использовались бы: а) как свободные, б) как фразеологические.

Открыть рок, вариться в собственном соку, бросить камешек в огород, выносить сор из избы, держать камень за пазухой, пройти мимо, протягивать руку, заткнуть за пояс, засучить рукава, зажать рот.

 

13. Объясните значение помещенных ниже крылатых выражений, восходящих к библейским и евангельским текстам.

Альфа и Омега. Вавилонское столпотворение. Вкушать от древа познания добра и зла. Глас вопиющего в пустыне. Египетские казни. Златой телец. Камень преткновения. Козел отпущения. Краеугольный камень. Манна небесная. Тяжелый крест. От лукавого. Смертный грех. Содом и Гоморра. Соль земли. Суета сует и всяческая суета. Хлеб насущный.

14. Мотивируя уместность (или неуместность) использования слов и оборотов официально-деловой речи в приводимых ниже примерах. В случае необходимости дайте свои варианты правки.

1) (Из обращения отца к четырехлетней дочери):

– Можешь гулять, но поставь в известность меня и маму.

2) (Из очерка): Горы должны делать человека сильней, добрей, душевней, талантливей… И они совершают этот процесс.

3) (Из радиопередачи): В течение нескольких лет мы проявляем заботу об этом мальчике.

4) (Из разговора супругов):

– Я ведь почему спрашиваю, ты же сам ера ставил вопрос о засолке огурцов.

5) Человек учился использованию сил природы.

 

15. Укажите характер отклонения от литературных норм в приведенных ниже примерах. Определите правомерность и стилистические цели этих отклонений; выделите случаи нарушения принципов коммуникативной целесообразности.

1) Солист его величества треснулся лбом.

2) Здесь праздники в будни. Арбы и арбузы. Торговки – как бубны, в браслетах и бусах.

3) За ночь на щеке огорченного до крайности Ипполита Матвеевича выскочил вулканический прыщ.

4) Он из Германии туманной привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно страстный, Всегда восторженную речь и кудри черные до плеч (Пушкин).

5) Я от чистого сердца… И вовсе не с целью приобретения любви.

6) Человек уступчив. Крашено уступчив.

7) Такой он эрудированный: так хорошо одевается – сплошная “фирма”.

8) Пока мы ходили за машиной, очередь сильно пролонгировалась.

 

16. О каких качествах речи говорится в данных высказываниях?

1) красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (Ломоносов).

2) Повторение одних и тех же мыслей, одетых только другими словами без чувств, не токмо бывает ненужно, но и неприятно (Г. Державин).

3) Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области жизни и потом в практике жизни (Д. Писарев).

4) Берегите частоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев).

5) Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слово так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия (Л. Толстой).

6) Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский).

7) Но нельзя упустить… и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего путаться избегать таких слов, как “компьютер”, “лазер”, “ксерокс”, названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как “уик-энд”, “брифинг”, “истеблишмент”…, то надо вообще с родным языком распрощаться (А. Солженицын).

8) Умей слова ценить, как семена,

Чтоб не посеять тощего зерна,

Чтоб не заглушили злаков.

(Н. Рыленков)

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие. – М.: Юристь, 2000. – 384 с.
2. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2004. – 508 с.
3. *Русский язык и культура речи. Учебник для вузов / Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 411 с.

Дополнительная литература

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М.: Высшая школа, 1984. – 383 с.
2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М.: Высшая школа, – 1983. – 195 с.
3. Андреев В.И. Деловая риторика: Практ.курс делового общения и ораторского мастерства/ Андреев В.И.. -М.: Нар. образование, 1995. –208с.
4. Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М.: Просвещение, 1978.- 253 с.
5. Будагов Р.А. Литературные языки и литературные стили. – М.: Высшая школа, 1967. – 375 с.
6. Будагов Р.А. Язык и речь в кругозоре человека – М.: Добросвет -2000. – 304с.
7. Васильев А.Н. Основы культуры речи. – М.:Русский язык, 1990.–247с.
8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Л.Г. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2000. – 544 с.
9. Вербицкая А.Н. Давайте говорить правильно: пособие по русскому языку – М.: Высшая школа, 2001. – 238 с.
10. Веселов П.В. Аксиомы делового письма:культура делового общения и официальной переписки/ Веселов П.В. –М.: Информ.-внедренч. центр "Маркетинг", 1993. -78с.
11. Веселов П.В. Современное деловое письмо в промышленности. –М.: / П.В. Веселов. -3-е изд., перераб.и доп.. -М.: Изд-во стандартов, 1990. –158 с.
12. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация.:уч-к для вузов/ О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина; под ред. О.Я. Гойхман – М.: ИНФРА-М, 2003.- 269 с.
13. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – 2-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1990. – 247 с.
14. Голуб И. Б. М. Секреты хорошей речи.– М.:Междунар. отношения,1993.–279 с.
15. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. Пособие для вузов / И.Б. Голуб. –М.: Логос, 2002. - 430с.
16. Голуб И.Б.Стилистка русского языка. – М.: Айрис-пресс, 1997. – 441с.
17. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
18. Гольдин В.Е.Русский язык, культура речи: уч-к для студентов нефилологов. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 211с.
19. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1984.– 234с.
20. ГОСТ Р 6.30.-97. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
21. Грайс Г.П. Логика и речевое общение //Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Высшая школа, 1985. Выпуск 16: лингвистика и прагматика.- 354 с.
22. Грамматика и норма Пособие / Под ред. В.А. Ицковича, Г.И. Миськевич, Л.И. Скворцова. – М.: Просвещение, 1977. – 214 с.
23. Громов С.А. Русский язык: Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей, 2004. – 298 с.
24. Делопроизводство и основные нормативные требования к документам: Учеб.пособие для студентов,обучающихся по спец.,напр."Юриспруденция"/ Пшенко А.В.,Ред.Лунгу П.Ф.и др. –М.: Юрид. колледж МГУ, 1994. –75с.
25. Егорьева М.П. Синтаксис простого предложения. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.–18 с.
26. Жилина О.А. Деловой документ: специфика языка, стиля и структуры текста / Под общей и научно-методической ред. Т.Б. Лесохиной. – М.: Билингва, 1999. – 122 с.
27. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи: учебное пособие. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – 323 с.
28. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. -М.: Бек, 1997.- 333с.
29. Иванов В. Наш язык// Русская речь. –1991. № 1. С. 17-19.
30. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, лог. ударение, темп, ритм: Учеб. пособие/ Г.Н.Иванова-Лукьянова. -3-е изд. –М.: Флинта: Наука, 2000. -196 с.
31. Ипполитова Н.Ю.Русский язык, культура речи. – М.: Проспект: Велби, 2004. – 439 с.
32. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1993 - 221 с.
33. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет:Учеб. пособие для студентов вузов/ М.В. Колтунова. –М.: Эконом. лит., 2002. -287с.
34. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений за речевой практикой масс-медиа/ В.Г. Костомаров. -3-е изд., испр. и доп. –СПб.: Златоуст, 1999. –319 с.
35. Кохтев Н.Н. Реклама:искусство слова: Рекомендации для сост. реклам.текстов/ Кохтев Н.Н.. -М.: Изд-во МГУ, 1997. -93с
36. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. – М.: Ось-89, 1996.– 240 с.
37. Культура русской речи и эффективность общения. Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 560с.
38. Культура устной и письменной речи делового человека: Практикум / Н.С. Володина, А.Ю. Иванова, С.В. Клюев. –М.: Наука, 2002.– 313 с.
39. Кутузова Г.И. Изучаем язык контрактов: – М.: Флинта, 2004.– 96с.
40. Лейчик В.М. Языки для специальных целей – функциональные разновидности современных развитых национальных языков// Общие и частные проблемы функциональных стилей. –М.: Изд-во МГУ, 1986. С 23-30
41. Матвиенко Е.А. Судебная речь. – Минск: Просвещение, 1972. - 69 с.
42. Милославский И.Г.Культура речи и русская грамматика.– М.:ИНФРА-М: Ступени, 2002. –158 с.
43. Мурашов А.А.Культура речи: Практикум: учебно-методическое пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2004.–270с.
44. Основы культуры речи Хрестоматия / сост. Л.И. Скворцов. – М.: Высшая школа, 1984. – 312 с.
45. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Язык рекламных текстов. –М.: Просвещение, 1981.- 167с.
46. Розенталь Д.Э.Современный русский язык: учебное пособие для вузов.– М.: Айрис-пресс, 2000. – 443с.
47. Русский язык и культура речи. Конспект лекций /Под ред. В.Б. Поповой, Е.В. Харченко, Е.В. Вагановой и др. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 93 с.
48. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / А.И.Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая шк., 2002. - 508с.
49. Скворцов Л.И. Культура русской речи: уч. пособие для студентов вузов./ Л.И. Скворцов. – М.: Academia, 2003. - 269 с.
50. Славгородская Л.В.Взаимодействие устной и письменной речи в сфере научного знания// Научная литература: Язык, стиль, жанры. –М.: Наука, 1985.– 216 с.
51. Современная русская устная научная речь/ Под общ. ред. О. А. Лаптевой. -М.: Эдиториал УРСС, 1999 -375с.
52. Солганик Г.Я.Стилистика современного русского языка и культура речи. – М.: Academia, 2004.– 251с.
53. Ушаков А.А. Очерки советской законодательной стилистики. –Пермь: Гос.издат., 1967. – 206 с.
54. Федянина М.А. Ударение в современном русском языке. – М.: Просвещение,1976.–186 с.
55. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения / Формановская Н.И.// Русская словесность.2001. - № 6. – С.65-71.
56. Харченко Е.В. Культура речи юриста. – Челябинск: ЮУрГУ 1999. – 70 с.
57. Чернышев В.И. Правильность и чистота русской речи. –М.: Русский язык, 1970.– 160 с.
58. Шкатова Л.А. Как слово отзовется: Беседы о разговорной речи челябинцев. –Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во,1986.- 59с.
59. Шкатова Л.А. Русский язык как государственный. –Челябинск: ЧГТУ, каф. проф. коммуникации.– 109 с.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.Происхождение русского языка.

2.Русский национальный язык XVIII-XIX в.

3.Русский язык советского периода.

4.Русский язык в современном мире.

5.Понятие культуры речи. Культура речи как основа общей культуры и

какбаза профессиональной деятельности.

6.Язык и речь, их соотношение.

7.Понятие о языковой норме и ее роли в становлении и

функционировании литературного языка.

8.Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения.

9.Грамматические нормы. Общая характеристика.

10.Лексические нормы.

11.Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.

12.Устная и письменная разновидности литературного языка.

13.Аспекты культуры речи.

14.Критерии культуры речи. Общая характеристика.

15. Функциональные стили современного русского языка.

16.Научный стиль. Специфика использованияэлементов различных языковых уровней в научной речи.

17.Разговорный стиль, его особенности.

18.Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

19. Особенности публицистического стиля. Сфера его употребления.

20.Понятие речевого этикета.

21.Особенности устной публичной речи. Подготовка речи.

22.Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

23.Структурные элементы научного письменного текста и их языковое оформление

24.Чистота речи (просторечие, диалектизмы, жаргонизмы,вульгаризмы,

языковые штампы в системе русского языка).

25. Процесс заимствования иноязычной лексики как отражение динамики

национального языка. Специфика использования иностранных слов.

26.Богатство речи и ее выразительность. Языковые средства создания выразительной речи.

27.Общая характеристика активного и пассивного словаря.

28.Устная и письменная разновидности литературного языка, особенности.

29. Языковые формулы официальных документов.

30.Основные правила современного российского этикета переговоры (подготовка и проведение), дружеская беседа, деловая беседа. Комплимент и принципы его создания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.79 (0.011 с.)