Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1: капитальное строительство Как сфера материального производства

Поиск

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для специальности

270116 (2913) «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»

 

 

2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

 

Раздел 1. Место отрасли в экономике страны.

1.1. Капитальное строительство как сфера материального производства.

1.2. Технико-экономические особенности строительства.

1.3. Участники строительного производства.

1.4. Капитальные вложения, их классификация.

1.5. Подрядные торги в строительстве.

 

Раздел 2. Организационно-правовые формы предприятий.

2.1. Организация (предприятие) – основное звено экономики.

2.2. Организационно – правовые формы (ОПФ) предприятий, предпринимательская деятельность.

2.3. Организационно-правовые формы предприятий.

 

Раздел 3. Экономические ресурсы организаций (предприятий).

3.1. Основные фонды организаций.

3.2. Виды оценок основных фондов и виды износа.

3.3. Амортизация основных фондов и формы их воспроизводства.

3.4. Показатели использования основных фондов.

3.5. Нематериальные активы.

3.6. Аренда, лизинг, франчайзинг.

3.7. Оборотные средства.

3.8. Показатели эффективности оборотных средств.

 

Раздел 4. Основы логистики организации.

4.1. Сущность логистики. Логистические системы.

4.2. Управление запасами.

 

Раздел 5. Организация, нормирование и оплата труда.

5.1. Трудовые ресурсы предприятия.

5.2. Производительность труда и пути её повышения.

5.3. Оплата труда в организациях.

 

Раздел 6. Издержки производства и себестоимость продукции.

6.1. Классификация и калькулирование затрат на производство и реализацию продукции.

6.2. Виды себестоимости.

 

Раздел 7. Финансы предприятий.

7.1. Финансовые ресурсы предприятий.

7.2. Банковская система.

 

Раздел 8. Финансовые результаты деятельности предприятия.

8.1. Доходы и выручка организации.

8.2. Показатели эффективности деятельности предприятия.

8.3. Анализ финансового состояния предприятия.

Раздел 9. Основы налогообложения предприятий.

9.1. Общая характеристика налоговой системы.

9.2. Классификация налогов. Виды налогов.

9.3. Инвестиционная деятельность предприятий.

 

Раздел 10. Основы маркетинга.

10.1. Сущность и концепция маркетинга.

10.2. Ценообразование.

 

Раздел 11. Производственное планирование и бизнес-план предприятия.

11.1. Основы планирования на предприятии.

11.2. План развития организации.

 

 

Введение.

Цель изучаемого предмета «Экономика отрасли» - сформировать у молодых специалистов представления о роли энергетического хозяйства в национальной экономике, раскрыть современные теоретические и практические знания в области экономики энергетического хозяйства.

Задачи дисциплины «Экономика отрасли»:

изучение особенностей энергетического хозяйства как отрасли материального производства;

изучение и анализ хозяйственной деятельности энергетических предприятий различных организационно-правовых форм;

определение ресурсов энергетического предприятия и основные направления повышения эффективности их использования;

изучение особенностей организации финансирования и кредитования капитальных вложений;

изучение особенностей организации ценообразования в энергетическом хозяйстве;

ознакомление с особенностями нормирования и оплаты труда;

раскрытие практических аспектов стратегического планирования.

«Экономика отрасли» изучается после овладения учащимся основными техническими дисциплинами специальности. Экономика энергетического хозяйства тесно связана с экономическими и техническими дисциплинами: общеэкономические дисциплины – теоретическая экономика, микро- и макроэкономика, основы менеджмента, маркетинга и др.; специальные энергетические дисциплины – технология и организация энергетического производства, архитектура, энергетические материалы и конструкции, энергетические машины; общетехнические дисциплины – сопротивление материалов, электротехника, теоретическая механика, ТЭМР и т.д. Специальные экономические дисциплины – анализ хозяйственной деятельности, финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит, статистика капитального энергетического хозяйства, экономика отрасли (наука энергетической отрасли, изучающая экономические закономерности в области энергетического хозяйства). Экономика отрасли связана с научными дисциплинами, изучающими законы современной экономики, с одной стороны, с другой – она базируется на достижениях специальных дисциплин. В свою очередь экономика отрасли – теоретическая основа для социально-экономических дисциплин: «Финансирование и кредитование энергетического хозяйства», «Бюджетирование», «Финансовый менеджмент», «Бизнес-планирование», «Бухгалтерский учет и аудит» и др.

 

 

Раздел 1: Место отрасли в экономике страны.

Классификация предприятий

Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым ведется их классификация. Основными признаками классификации предприятий по группам являются:

v отраслевая и предметная специализация;

v структура производства;

v мощность производственного потенциала (по размеру предприятия).

 

Одним из главных до сих пор считали отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе её назначение, способы производства. В зависимости от этого предприятия разделяются на:

а) промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви, изготовление машин, оборудования, инструментов, добычи сырья, производства материалов, выработки электроэнергии и т.д.

б) сельскохозяйственные предприятия по выращиванию скота, овощей, технических культур и т.д.

в) предприятия строительной индустрии и транспорта.

Важнейшими с точки зрения потребностей человека являются предприятия, производящие предметы потребления – это предприятия сельскохозяйственной, пищевой и лёгкой промышленности, машиностроения, химической и деревообрабатывающей промышленности, предприятия жилищно-коммунального строительства, связи, МТС, торговли.

На практике все реже встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно чётко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим предприятия делятся по структуре производства.

По структуре производства предприятия делятся на:

а) узкоспециализированные;

б) многопрофильные;

в) комбинированные.

 

а) Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства.

б) К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения.

в) Комбинированные предприятия в классическом виде встречаются в химической, текстильной, металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид.

 

Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (по размеру предприятий) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все

предприятия делятся на 3 группы: малые, средние, крупные. При отнесении предприятия к одной из указанных групп используются следующие показатели:

 

1. численность персонала;

2. стоимостный объем выпуска продукции;

3. стоимость средств производства.

 

В зависимости от численности работающих в РФ к малым предприятиям относят предприятия с численностью:

а) в промышленности, строительстве, транспорте – до 100 человек;

б) в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – до 60 человек;
в) в оптовой торговле – до 50 человек;

г) в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек;

д) в остальных – до 50 человек.

Мировая практика говорит об условности деления предприятий по размеру.

 

Задачи.

Задача1.

Определить остаточную стоимость оборудования через 2 года эксплуатации, если первоначальная стоимость – 150 тысяч рублей, нормативный срок службы -10лет, фактический – 2 года, ликвидационная стоимость равна 15 тыс. руб.

 

Задача 2.

Определите сумму износа основных фондов кумулятивным способом, если первоначальная стоимость 120 тыс. руб. Нормативный срок службы 4 года, фактический срок службы 3 года.

 

 

Задачи.

Задача 1.

Определите коэффициент интегрального использования оборудования, если продолжительность смены 10 часов, минимально необходимое время для планового ремонта (тех. обслуживания) – 2 часа. Фактически станок проработал 6 часов и выпустил 720 единиц продукции. По паспортным данным выработка станка за 1 час 200 единиц продукции.

 

 

Задача 2.

В цехе установлено 20 станков. Из них в первую смену отработали 17 станков, во вторую – 12 станков. Продолжительность смены – 8 часов. Определите коэффициент загрузки оборудования и коэффициент использования сменного режима времени работы.

 

 

Задача 3

Цех по переработке имеет 12 пилорам. Норма времени на выработку 1 кубического метра пилопродукции 1 станком – 1,5 часа. Фонд рабочего времени 1960 часов в год. Определите годовую производственную мощность цеха.

 

Задача 4.

Стоимость ОПФ на начало года составила 100 тыс. рублей. С 1 августа введено в действие производственное здание стоимостью 430 тысяч рублей. С 1 марта списано оборудование на 87 тысяч рублей. Определите среднегодовую стоимость.

Задача 5.

Объем реализации продукции 6700 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов - 450тысяч рублей. Численность работников – 150 человек. Определите показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности.

Задача 6

Производственная мощность цеха на начало года 15680м 3. С 1 апреля планируется ввод 5 пилорам с проектной мощностью 900м 3 каждая и списание 3 пилорам с 1 июля по 600м 3 каждая и 1 пилорамы с той же мощностью с 1 октября. Определите на сколько процентов возможно увеличить производственную программу на следующий год.

 

Задача 7.

Определите коэффициент использования станков за год, если объем товарной продукции 150, а среднегодовая производственная мощность – 160.

 

 

Задача 8.

Определите коэффициент загрузки станков, если фактически 10 станков проработали 15000 станко-часов за год, а располагаемый фонд рабочего времени 1600часов.

 

Аренда

Аренда – это имущественный наем, основанный на договоре о предоставлении имущества во временное пользование за определенную плату.

Внутрихозяйственный арендный подряд – это форма хозяйственной деятельности подразделений (групп работников), основанная на договоре срочного возмездного владения ими имуществом подразделения.

Аренда как экономическая категория проявляется через договорной характер отношений между арендодателем и арендатором.

Арендная плата включает: амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества, их размер определяется в договоре; средства, передаваемые арендатором арендодателю для ремонта объекта по истечении срока их аренды; часть прибыли (дохода), которая может быть получена от общественно необходимого использования взятого в аренду имущества (арендный процент), устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента.

Арендная плата может быть исчислена от суммы всего арендуемого имущества в совокупности или отдельного по каждому объекту. Сроки и условия перечисления арендной платы устанавливаются договором. Величина её динамичная, зависит, например, от инфляции или переоценки основных фондов и др. В этом случае её размеры изменяются по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в пять лет.

Арендатор имеет право частично ил полностью выкупить арендованное имущество, если ограничения или запрещения не предусмотрены законодательными актами.

Сроки аренды определяются договором, но аренда предприятий, зданий, сооружений носит, как правило, долгосрочный характер – свыше пяти лет. Изменение условий договора аренды, его расторжение и прекращение возможны при соглашении сторон. По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению государственного арбитража или суда, причем в случаях нарушения другой стороной условий договора. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявила о его прекращении или изменении. В этом случае условия договора могут быть уточнены или изменены по соглашению сторон.

Управление арендным предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основе принципа самоуправления, широкой демократии, гласности, участия каждого члена трудового коллектива в решении всех вопросов его деятельности.

Арендное предприятие имеет право:

v продавать, обменивать, сдавать в субаренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы материальные ценности, входящие в состав арендного имущества (кроме земли и других природных богатств), если это не влечет уменьшения его производственно-экономического потенциала (стоимости) и не нарушает других условий договора аренды;

v вносить изменения в состав арендованного имущества, проводить реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, увеличивающее его стоимость, если нет соответствующих ограничений в договоре аренды. Условия проведения таких работ и возмещения затрат оговариваются особо;

v получать дотации на расширение производства и решение социальных задач за счет средств арендодателя, а также кредитов и авансов под обязательства об увеличении выпуска и повышении качества продукции;

v получать льготы по арендной плате в случае аренды убыточных и низкорентабельных государственных предприятий.

Арендное предприятие обязано:

v обеспечивать эффективное использование и воспроизводство природных ресурсов и пользоваться ими в соответствии и целями, для которых они ему предоставлены;

v охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных воздействий;

v охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных воздействий;

v выполнять государственный заказ и заказы на реализацию продукции (работ, услуг) по сложившийся хозяйственным связям в объеме, не превышающем соответствующие заказы, принятые на год его сдачи в аренду;

v учитывать результаты своей деятельности, вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном государством;

v приобретать сырье, материалы, комплектующие изделия, другие материально-технические ресурсы, а также реализовать производимую продукцию (работы, услуги) по действующим оптовым, закупочным, розничным, договорным ценам в порядке и на условиях, установленных для государственных предприятий.

 

 

Лизинг

 

Лизинг – это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендодателя (лизингополучателя), с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора аренды.

Экономическое содержание лизинга и отличие от аренды состоят в следующем.

При взятии в аренду каких-либо материальных ценностей арендатор не становится собственником этих средств и не приобретает правовых обязанностей по отношению к этой собственности. Лизингополучатель принимает на себя обязанности, вытекающие из права собственности, т.е. несет прямую ответственность за риск случайной гибели и техническое обслуживание объекта лизинга. Лизингодатель, как и арендодатель, остается владельцем объекта лизинга. Гибель или невозможность использования объекта лизинга не освобождает лизингополучателя от обязанностей погашать долг. Иногда считают, что главное отличие лизинга от аренды состоит лишь в правовых аспектах и зависит от условий соглашения. Но это не так. Лизингополучатель в отличие от арендатора выплачивает лизингодателю не ежемесячную плату за право пользования объектом лизинга (арендную плату), а полную сумму амортизационных отчислений. Из этого следует принципиально новое распределение рисков операции. Лизингодатель приобретает какие-либо материальные ценности в интересах и по просьбе лизингополучателя, тогда как при аренде стороны заключают договор в соответствии со встречными, совпавшими интересами. Выплата полной суммы амортизационных отчислений гарантирует хорошее обслуживание объекта лизинга.

В общем виде схема лизинга представлена на рис. В зависимости от сроков аренды лизинг подразделяется на: рентинг – аренда на срок от нескольких дней до месяца; хайринг – аренда на срок от нескольких месяцев до года; собственно лизинг – аренда на срок от года до нескольких лет.

В среднем срок аренды машин и оборудования составляет пять – восемь лет, сроки аренды недвижимого имущества более продолжительны – 10-20 лет.

Мировым лидером по объему лизинговых операций являются США. Лизинг в нашей стране находится в стадии становления.

 

 

Франчайзинг

Франчайзинг – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства; система взаимовыгодных партнерских отношений. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Взаимодействие крупного и мелкого предприятий осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи (оператором).

При этой форме предпринимательства в соответствии франчайзным соглашением франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (франчайзеру) услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые отношения исключительно с компанией-франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с предписаниями.

Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. В числе преимуществ: Фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования; экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает советы и поддержку своего партнера – крупной фирмы.

Недостатки франчайзинга: необходимость учета интересов партнера - крупной компании и других держателей акций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия; наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию, обязательность придерживаться методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, что может ограничивать возможности маневра; выкуп (по требованию компании партнера) всего необходимого оборудования и материалов может ограничивать в действиях держателя лицензии.

Становление и развитие франчайзинга, наряду с арендой и лизингом, позволит быстрее решать проблему занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции – движущей силы рыночной экономики.

Факторинг

Под факторингом понимают приобретение неким фактором (фирмой-фактором, т.е. специализирующимся на этом финансово-кредитным учреждением) дебиторской задолженности по поставкам товаров и услуг до истечения срока их оплаты принятием на себя указанным фактором определенных сервисных функций и зачастую риска типа «делькредере» (риска неуплаты дебитором по своим обязательствам). Продавец дебиторской задолженности (в отличие от цессии, т.е. переуступки прав по предоставленному кредиту) переводит ее со своего баланса на баланс фактора.

Содержание факторинга всегда характеризуется тем или иным сочетанием:

- функции финансирования прибегающего к нему предприятия;

- функции оказания ему услуг и

- функции страхования его рисков типа «делькредере».

Если говорить о выполняемой факторингом функции финансирования, то покупкой дебиторской задолженности предприятия фирма-фактор может (даже при истребовании ею впоследствии солидарной ответственности продавца по невыполненным обязательствам дебитора) рефинансировать предприятию-продавцу дебиторской задолженности берущийся им кредит по закупкам ресурсов с оплатой в рассрочку. Выплата по проданной дебиторской задолженности, как правило, происходит несколько дней спустя после передачи документов, удостоверяющих продажу права на истребование дебиторской задолженности дебиторской задолженности. При этом примерно 10% этой выплаты резервируются. Они перечисляются на специальный блокируемый счет и должны быть использованы для компенсаций по возможным последующим взаиморасчетам продавца дебиторской задолженности и фирмы-фактора. Если продавец дебиторской задолженности характеризуется достаточной ликвидностью и стремится перенести на фирму-фактор риски обслуживания кредита и риск «делькредере», то он может согласиться на более позднюю оплату продаваемой дебиторской задолженности, момент которой будет приближаться пол времени к сроку истечения дебиторской задолженности. Это характерно для ситуаций, когда уже обнаруживаются срывы отдельных платежей по этой задолженности. Когда подобного не наблюдается, то речь идет о среднем сроке истечения непросроченных задолженностей разных дебиторов.

Если фирма-фактор берет на себя оказание услуг продавцу дебиторской задолженности, то ей приходится выполнять следующие задачи:

 

v ведение бухгалтерской отчетности по дебиторской задолженности;

v наблюдение за кредитоспособностью дебиторов;

v предупреждение дебиторов через суд;

v консультирование и прочие особые услуги.

 

В рамках выполнения функции по взятию на себя риска «делькредере» и страхования этого риска фирма-фактор принимает на себя риск неуплаты дебитором задолженности. Фирма-фактор в этом случае не только терпит убыток до того, как продавец дебиторской задолженности берет на себя часть субсидиарной ответственности по долгу дебитора. Фирма-фактор в этом случае не только терпит убыток до того, как продавец дебиторской задолженности берет на себя часть субсидиарной ответственности по долгу дебитора. Фирма-фактор при этом и в итоге терпит больший убыток. Риск «делькредере» наступает тогда, когда дебитор не платит после истечения определенного срока платежа. Фирма-фактор при этом должна оказать услугу страхования указанного риска - в условиях, когда никаких специальных процедур по истребованию долга не должно применяться. Также невозможным тогда оказывается и привлечение упоминавшихся выше резервируемых средств клиента факторинговой фирмы.

Стоимость факторинга складывается из следующих трех элементов:

а) кредитного процента за финансирование (оплату) дебиторской задолженности до срока ее истечения; он обычно ненамного превышает обычный процент банковского кредита, потому что факторинговые фирмы, как правило, рефинансируются банками.

б) факторингового сбора, который покрывает затраты фирмы-фактора по оказанию ею специфических для факторинга услуг.

в) премии за риск «делькредере» как возмещения за то, что фирма-фактор берет на себя риск неуплаты дебитором своей задолженности.

 

В качестве отрицательной стороны использования факторинга часто называют то, что контрагенты предприятия могут сделать для себя неправильные выводы о якобы ухудшении кредитоспособности и ликвидности предприятия, прибегающего к продаже непросроченной кредиторской задолженности. Для избежания таких подозрений можно применять закрытый факторинг. В отличие от открытого факторинга от дебиторов тогда остается скрытым тот факт, что их задолженность продана фирме-фактору.

 

 

Тема 3.7: Оборотные средства

Состав оборотных средств

Оборотные производственные фонды – это часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда, в отличие от основных производственных фондов, расходуются в каждом производственном цехе их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических свойств. Они теряют свою потребительскую стоимость по мере их производственного потребления. По характеру участия в производстве все оборотные средства делятся на 3 группы: производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

1. производственные запасы – предметы труда, приготовленные для вступления в производственный процесс. Состоят они из сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, комплектующих изделий, запасных частей, тары и т.д.

2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления - это предметы труда, вступившие в производственный процесс и незаконченные полностью производством на одном участке предприятия, подлежащее дальнейшей обработке в цехах того же предприятия.

3. Расходы будущих периодов – это затраты, связанные с перспективной подготовкой производства новых видов продукции и их освоении. Затраты на конструирование и разработку технологий, перестановку оборудования и т.д.

Фонды обращения – это изготовленные и находящиеся в процессе реализации продукции, а также имеющиеся в распоряжении предприятия денежные средства. Фонды обращения можно разложить на следующие элементы:

v готовая продукция, находящаяся на складе предприятия

v отгруженная, но ещё не оплаченная потребителем готовая продукция

v денежные средства предприятия в финансовых инструментах на счетах в банке, аккредитивах, в ценных бумагах

v денежные средства предприятия в его кассе и расчетах, дебиторская задолженность.

 

Задачи.

Задача 1

 

Определить норматив оборотных средств запасов материалов.

Наименование материальных средств Ед. Изм. Среднесут. расход материалов Р Норма запаса в днях Д Стоимость ед. материала Норматив ПЗ
в нат. выражении в стоим. выражении
Гравий м3 5,5        
Цемент т 10,5        
Арматура т          
Песок м3          
  ∑?

 

Задача 2.

Полная себестоимость выпускаемой продукции за квартал- 150000руб. Длительность производственного цикла- 3 дня, себестоимость единицы готовой продукции – 6 рублей. Затраты в незавершенном производстве на 1 день – 3 рубля, затраты на 2 день – 2 рубля, на 3 день – 1 рубль. Определите норматив оборотных средств.


 

Задача 3.

Для совершенствования производства предприятие планирует приобрести детали к оборудованию на сумму 7200 рублей. На начало планируемого периода остаток с прошлого периода, вложенный на технологические линии, составляет 1680 рублей, из них в связи с частичным вводом мощностей в действие в планируемом периоде намечается включить в себестоимость продукции 3720 рублей. Определите норматив оборотных средств на расходы будущих периодов.


 

Задача 4.

Определите норматив на готовую продукцию, находящуюся на складе, если плановые объемы выпуска продукции за квартал составляют 250000 штук по производственным издержкам 6 рублей за штуку. Норма дней запасов пребывания на складе для оформления документов 2,5 дня.


 

 


Задача 5.

 


Определите совокупный норматив оборотных средств на основе задач 1-4.

 

 

Материалоемкость

Всемерное улучшение использования оборотных фондов – одна из важнейших задач промышленных предприятий. Чем лучше используется сырьё, топливо, вспомогательные материалы, тем меньше их расходуется для выработки определенного качества продукции, тем самым создается возможность увеличить объем производства промышленной продукции. Различают показатели расхода материальных ресурсов и показатели уровня полезного использования материальных ресурсов.

Расходы материальных ресурсов представляют собой их производственное потребление и характеризуется общим и удельным их расходом.

Общий расход материальных ресурсов – это потребление отдельных видов и вместе взятых материальных ресурсов на выполнение производственной программы в отчетном периоде. Общий расход учитывается в натуральном выражении, суммарный расход – в стоимостном.

Удельным расходом m конкретного вида ресурсов называется их средний расход на единицу произведенной вводной продукции.

m=Q/N

где: Q – количество материальных ресурсов, израсходованных на производство данной продукции в отчетном периоде; N – количество вводных единиц этой продукции.

Общей характеристикой расхода материальных ресурсов на производстве продукции служит показатель материалоемкости, который оценивает фактический расход материальных ресурсов на единицу продукции в натуральном или стоимостном выражениях.

Материалоемкость продукции может быть измерена следующими показателями:

а)удельным расходом материальных ресурсов на физическую единицу произведенной продукции (удельная материалоемкость);

М = Qфакт / Nфакт

б) величиной расхода нескольких видов материальных ресурсов в стоимостном выражении на физическую единицу производимой продукции

М =

где Pi – оптовые цены на материальные ресурсы.

 

 

Задачи.

Задача 1.

Вид работы: настилка 78м2 пола из мозаичной плитки.

Нормы расхода на 100м2 пола:

плитка мозаичная -101,5м2,

раствор цемента – 1,33м3,

опилки древесные – 0,7м3.

Оптовые цены на материалы:

плитка мозаичная -210 р./ м2

раствор цемента – 350 р./м3

опилки древесные – 150 р./м3

Определите общий расход материальных ресурсов в натуральном выражении.

Раздел 4: Основы логистики организации

 

Управление запасами

 

Как следует из определения логистики, предметом ее изучения являются материальные потоки. Материальный поток – это динамическая совокупность товарно-материальных ценностей на всех этапах логистической цепи. Материальный поток в данный, конкретный момент времени представляет собой материальный запас - статистическую совокупность товарно-материальных ценностей. Материальные запасы являются одним из наиболее дорогих активов большинства фирм и отвлекают до 40% всех финансовых ресурсов.

Выделяют две основные группы запасов – производственные и товарные запасы. Производственные запасы предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами. К ним относятся запасы готовой продукции, а также запасы в каналах распределения.

В свою очередь, производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, гарантийные, сезонные и переходящие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между двумя поставками. Подготовительные запасы (или буферные запасы) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (например, сушка леса). Гарантийные запасы (или страховые запасы) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления или транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечивать нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке продукции. Переходящие запасы – это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

 

2.Методы управления запасами

 

Современные логистические концепции используют так называемый АВС – анализ для нормирования и управления запасами. Суть метода состоит в том, чтобы из всего массива товарно-материальных ценностей выделить наиболее ценные или значимые и именно на них сосредоточить основное внимание. Как правило, ассортимент и количество таких товарно-материальных ценностей относительно невелик, однако их стоимость значительна. В экономике широко известно и применяемо правило Парето (20/80), согласно которому 20% исследуемых объектов дают 80% результата. В логистике изучаемые объекты делят не на две, а на три классификационные группы А, В и С на основе их годовой стоимости в денежных единицах. Идея состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание и ресурсы на значимом меньшинстве, уделяя меньшее внимание остальному большинству.

Метод АВС – способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравносильных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма. Класс А – это группа запасов, на которую приходится около 10-15% наименований единиц запаса, но она составляет 70-80% от общей стоимости запасов. Класс В – это группа запасов, на которую приходится около 20-30% от общего числа наименований и 15-25%общего объема стоимости. Остальные запасы образуют класс С и составляют 5% от годового объема затрат, но 55-65% наименований от их общего числа. Исходя из этого запасы группы А в противоположность запасам групп В и С должны подвергаться более тщательному физическому контролю складирования и размещаться в наиболее надежных местах; точность записей учета для них должна подвергаться более частым проверкам; прогнозирование потребности для группы А должно производиться более тщательно, чем для В и С. Таким образом, метод управления запасами, известный как АВС – анализ, предопределяет точное прогнозирование, физический ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.200 (0.013 с.)