Каковы роль и значение выборов в системе местного самоправления? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы роль и значение выборов в системе местного самоправления?



Второй важнейшей формой непосредственного волеизъявления граж­дан являются выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Выборы в системе местного самоуправления предназначены для фор­мирования органов местного самоуправления и избрания должностных лиц местного самоуправления.

Участие граждан, проживающих на территории муниципального обра­зования, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства.

Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа со­граждан, избиратели участвуют в деле организации управления на своей территории. От этого выбора во многом зависит судьба каждого граждани­на и судьба муниципального образования в целом.

Качественный состав представительных органов зависит как от выбо­ра избирателей, так и от законодательства, на основе которого проводят­ся выборы.

В настоящее время формированию законодательной основы избира­тельной системы уделяется особое внимание. Ее составляют Федераль­ный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.), Федеральный закон «Об обеспечении конститу­ционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избран­ными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. На 19 сен­тября 1997 г. в более 80 субъектов Российской Федерации приняты законы о выборах представительных органов местного самоуправления. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы, регу­лирующие порядок избрания населением глав муниципальных образова­ний и глав администраций.

Выборы депутатов представительных органов на 19 сентября 1997 г. были проведены в 82 субъектах Российской Федерации на территории 11858 муниципальных образований. Всего на территории Российской Федерации на данный период было образовано 13372 муниципальных образования.

В ходе выборов в представительные органы на 112 852 депутатских мандата претендовало свыше 350 тысяч кандидатов.

Часть депутатов избиралась по пропорциональной системе, основан­ной на выборах депутатов по спискам избирательных объединений.

Во многих субъектах Российской Федерации реализуются нормы зако­нов о выборах должностных лиц местного самоуправления. Так, на 19 сен­тября 1997 г. выборы глав местного самоуправления проводились непосред­ственно населением путем тайного голосования. Выборы проходили на альтернативной основе. В голосовании участвовало от 50% до 80% избира­телей, обладающих избирательным правом.

Выборы в местные представительные органы проводились, в основ­ном, по мажоритарной системе с образованием одномандатных избира­тельных округов. В 28 регионах выборы проведены по одномандат­ным избирательным округам. При смешанной форме на 19 сентября 1997 г. избрано путем прямого голосования граждан 9757 глав муници­пальных образований, что составляет 72,9% от их общего числа по Рос­сийской Федерации. В ряде регионов главы муниципальных образова­ний избраны представительными органами местного самоуправления.

Кто назначает выборы?

Назначение выборов осуществляют различные органы и должностные лица. Такой порядок предусмотрен и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 2 ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» предусматривает, что порядок проведения муниципаль­ных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об основных гаранти­ях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации выборы органов или депутатов назначает уполномочен­ный на то орган или должностное лицо в соответствии с конституциями, законами, уставами субъектов Российской Федерации, уставами муници­пальных образований. В связи с этим субъекты Российской Федерации вправе сами определять порядок назначения выборов.

Изучение Законодательных актов о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления показало, что выборы назначают органы го­сударственной власти, представительные органы местного самоуправле­ния, главы муниципальных образований. В период с 1993 г. по 1997 г. на­значение выборов осуществлялось органами государственной власти. Но есть и исключения Закон Ленинградской области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» от 29 апреля 1996 г. в ч. 2 ст. 5 предусматривает, что дата проведения выборов органов местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления в муниципальном об­разовании назначается представительным органом местного самоуправле­ния не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Согласно законодательству о выборах в системе местного самоуправ­ления голосование может быть назначено только на календарный выходной день.

В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, то выборы назначаются решением территориальной избирательной комиссией муниципального образования, если же комиссия отсутствует и не может быть создана в соответствии с действующим законодательством, выборы назначает суд общей юрисдикции. Такие нормы закреплены в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, ряде уставов муниципальных образований.

При этом выборы организует и проводит временная территориальная избирательная комиссия, которая формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня вступления су­дебного решена в силу.

 

Какие избирательные комиссии образуются при подготовке к выборам?

Для организации и проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии.

При проведении выборов депутатов в представительные органы ме­стного самоуправления образуются территориальные, окружные и уча­стковые избирательные комиссии. При проведении выборов глав муни­ципальных образований окружные комиссии не образуются. Эти вопросы решаются в субъектах Российской Федерации исходя из мест­ных условий и особенностей, нагрузки на территориальные избиратель­ные комиссии.

Территориальные и окружные избирательные комиссии формируются на основе предложений избирательных объединений, избирательных бло­ков, общественных объединений, собраний избирателей по месту житель­ства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего со­става выборным органом местного самоуправления. Предложения по формированию участковых избирательных комиссий вносятся теми же субъектами, кроме избирательных комиссий предыдущего состава.

Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава всех названных комиссий на основе предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в представительном органе местного самоуправления. При этом Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ч. 2 ст. 23 предусматривает, что от каждого избирательного блока, избирательного объединения может быть назначено в эти комиссии только по одному представителю. На основании ч. 10 ст. 23 данного Закона сроки полномочий территориальных и окружных избирательных комиссий по выборам органов местного самоуправления предусматриваются законами субъек­тов Российской Федерации. Они, как правило, создаются на период под­готовки и проведения выборов. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятель­ность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе. В этом случае срок полномочий территориальной избирательной комис­сии не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представи­тельного органа местного самоуправления.

Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются че­рез 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если на ее действия не поступили жалобы в вышестоящие избирательные комиссии или в суд. В последнем случае участковая избирательная ко­миссия работает до завершения рассмотрения жалобы.

Для проведения муниципальных выборов представительных органов в 1996-1997 гг. было образовано более 81 тысячи избирательных комиссий, в том числе более 2 тысяч территориальных. Территориальные и окруж­ные комиссии, согласно законам, формировались из 5-9 членов, участко­вые - из 5-15 человек. Например, в Липецкой области на территориях с небольшой численностью избирателей (чуть более 800 тыс. человек) было образовано 302 муниципальных, 2726 окружных комиссий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.006 с.)