Какими способами формируется муниципальная собственность? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какими способами формируется муниципальная собственность?



Формирование муниципальной собственности осуществляется путем разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения, наследства и т. д.

Процесс формирования муниципальной собственности во многом за­висит от решения проблемы разграничения собственности между Россий­ской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Такая попытка была предпринята в начале 90-х годов. В частности, порядок формирования муниципальной собственности был предусмотрен в Постановлении Верховного Совета Российской Федера­ции от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственно­сти в Российской Федерации на федеральную собственность, государст­венную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с приложением № 3 к названному Постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты госу­дарства, расположенные на территории городских и районных Советов. Это жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные и ре­монтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструк­туры и т. д.

В состав муниципальной собственности передавались объекты, нахо­дившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и располо­женные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, на­родного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности.

Очень важным является урегулирование процесса передачи государст­венной собственности в состав муниципальной собственности. Фактически все законы о местном самоуправлении предусматривают возможность по­полнения муниципальной собственности за счет государственной, переда­ваемой муниципальным образованиям. Это может быть и федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

Порядок передачи государственной собственности в состав муници­пальной предусмотрен в ряде нормативных актов федерального уровня и субъектов Российской Федерации. Ранее названное Постановление Вер­ховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. установило, что передача объектов в муниципальную собственность осуществляется решением представительных органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации на основании предложений представитель­ных органов местного самоуправления, направляемых ими в соответст­вующий комитет по управлению имуществом.

Представительный орган государственной власти рассматривая эти предложения и принимал соответствующее решение. В свою оче­редь, представительный орган местного самоуправления принимал ре­шение о включении данных объектов в муниципальную собственность. В 1992 г. Распоряжением Президента Российской Федерации было ут­верждено Положение об определении пообъектного состава федераль­ной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. Положение определило порядок со­ставления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муници­пальную собственность, и порядок оформления прав собственности. Эти вопросы отнесены Положением к ведению комитетов по управле­нию имуществом городов и районов.

В дальнейшем порядок передачи государственной собственности субъектов Российской Федерации в состав муниципальной собственно­сти стал определяться законами субъектов Российской Федерации о ме­стном самоуправлении или специальными законами о муниципальной собственности.

Одним из важнейших способов формирования муниципальной соб­ственности является создание этой собственности путем строительства производственных объектов, приносящих прибыль.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орга­ны местного самоуправления вправе создавать предприятия, учрежде­ния и организации для осуществления хозяйственной деятельности, ре­шать вопросы их реорганизации и ликвидации. Данная норма нашла развитие в законах о местном самоуправлении большинства субъектов Российской Федерации. Законы предусматривают создание предприя­тий различных форм собственности на территориях муниципальных образований. Это очень важно для становления экономической основы местного самоуправления. Органы местного самоуправления призваны способствовать этому процессу. В противном случае местное само­управление может оказаться невостребованным.

Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправле­нии по-разному подходят к проблеме создания предприятий на терри­тории муниципальных образований. В законах Республики Адыгея, Иркутской и Московской областей предусмотрено создание муници­пальных предприятий. В большинстве субъектов Российской Федера­ции законы о местном самоуправлении закрепили статьи о создании предприятий без указания форм собственности.

Приумножение муниципальной собственности путем создания муни­ципальных предприятий, пожалуй, одно их главных средств создания над­лежащей экономической основы местного самоуправления. Более деталь­но вопросы создания муниципальных предприятий, учреждений, организаций регламентированы в уставах муниципальных образований.

Укреплению экономической основы способствуют не только муници­пальные предприятия. Большинство предприятий, расположенных на тер­ритории муниципального образования, в той или иной степени способст­вуют росту экономической базы муниципального образования.

В настоящее время это особенно актуально. В России наблюдается неравномерное развитие производственных мощностей. В одних регио­нах они были созданы еще в советский период, в других их нет в доста­точном количестве в большинстве муниципальных образований. А по­скольку это так, то налогооблагаемая база сравнительно недостаточна. Ее недостаточность не позволяет создать жизнеспособный институт ме­стных финансов, являющихся составной частью муниципальной собст­венности.

В том случае, если на территории самоуправляющейся единицы будет достаточное число малых и средних предприятий производственного на­значения, то часть выпускаемой ими продукции может вполне удовлетво­рить запросы граждан этой территории. Оставшуюся продукцию можно реализовать за пределами территории или обменять на необходимые для своих граждан товары повседневного спроса. При таких условиях органам местного самоуправления значительно легче управлять процессами. Но чтобы сформировать производство, нужно создать нормальные условия для вновь образующихся предприятий.

Приватизация муниципальной собственности является одним из важ­нейших элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Это экономи­ческий способ приумножения финансовых ресурсов местного самоуправ­ления, сочетающийся с мерами административно-правового характера.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» в ст. 29 устанавливает нормы о праве населения и органов местного самоуправления определять порядок и усло­вия приватизации муниципальной собственности. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в ме­стный бюджет. С одной стороны, продажа (приватизация) имущества (объ­ектов) способствует упрочению финансовых ресурсов, с другой стороны, органы местного самоуправления могут избавиться от убыточных предприягий или объектов и тем самым сократить расходы на финансирование де­ятельности и содержание этих объектов, предприятий.

Порядок и условия приватизации в настоящее время регулируются как федеральными нормативными правовыми актами, так и норматив­ными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ус­тавами ряда муниципальных образований.

К основным нормативным правовым актам, регулирующим порядок и условия приватизации, можно отнести Федеральный Закон *0 прива­тизации государственного имущества и об основах приватизации муни­ципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ, в редакции от 23 июня 1999 года.. Указ Президента Россий­ской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, которым утверждена Го­сударственная программа приватизации государственных и муници­пальных предприятий в Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. «О первооче­редных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов». Положение о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной и муниципальной собственности от 18 октября 1995 г., утвержденное Госкомимуществом РФ, Госналог-службой РФ, Минфином РФ, Фондом имущества РФ, Основные поло­жения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1995 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г.. Указ Президента РФ от 21 мая 1999 г. № 632, Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О концепции управления государст­венным имуществом и приватизации в Российской Федерации».

Эти и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы субъектов Российской Федерации содержат общие и кон­кретные положения о порядке и условиях приватизации.

Сущность приватизации в системе местного самоуправления состо­ит в том, чтобы обеспечить достаточность средств местных бюджетов для решения задач местного значения.

Каким образом это осуществляется? У каждого продавца имущества или объектов имеются свои специальные счета, куда зачисляются сред­ства от:

1) продажи предприятий (за исключением акционерных обществ, созданных путем преобразования муниципальных предприятий) на аукционах, по коммерческому и инвестиционному конкурсам;

2) выкупа арендованного имущества;

3) продажи долей (паев, акций), находящихся в муниципальной соб­ственности в соответствии с действующим законодательством;

4) продажи имущества (активов) действующих муниципальных пред­приятий, а также незавершенных строительством объектов на аукционах и по конкурсу;

5) продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда;

6) продажи земельных участков, на которых расположены приватизи­руемые предприятия;

7) продажи недвижимого имущества;

8) реализации на коммерческих и инвестиционных конкурсах пред­приятий-должников с сохранением статуса юридического лица;

9) реализации на аукционах, коммерческих или инвестиционных кон­курсах имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников;

10) не возвращенного в установленном порядке залога при проведе­нии конкурсов или аукционов;

11) продажи акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации, в том числе по инвестиционному конкурсу.

Очевидно, что возможности для создания и укрепления собствен­ной экономической основы у местного самоуправления имеются. Есте­ственно, что органы местного самоуправления и должностные лица ме­стного самоуправления должны организовать процесс приватизации имущества. Они обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевре­менностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечивать учет поступающих средств по каждому проданному объек­ту, представлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет.

Законодательство о приватизации фактически обозначило два этапа приватизации муниципального имущества. Первый этап был завершен к середине 1994 г. Второй этап связан с принятием Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муници­пальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных, как уже отмечалось, Указом Президента Российской Фе­дерации от 22 июля 1994 г. № 1535.

На первом этапе в основном была решена задача по осуществлению так называемой «малой приватизации». Это означает, что основное вни­мание было сконцентрировано на приватизации объектов и предприятий муниципальной собственности.

Так, по состоянию на 1 мая 1994 г. приватизация объектов и предпри­ятий муниципальной собственности в общем объеме приватизируемых предприятий и объектов по Российской Федерации составила 63%. Госу­дарственная собственность была приватизирована в объеме 37%.

На этом процесс приватизации, конечно же, не приостанавливается. В настоящее время приватизация осуществляется в большинстве своем путем выкупа арендованного имущества. В 1995 г. таким способом при­ватизировано 64% предприятий. А каковы экономические результаты от данного мероприятия?

Во-первых, имущество, которое подчас бездействовало, обрело своих хозяев и предоставило гражданам возможность создать свое дело. Кроме того, многие люди получили рабочие места.

Во-вторых, в казну органов местного самоуправления поступили ощутимые финансовые ресурсы. Например, в результате приватизации муниципальной собственности местные бюджеты Московской области получили на начало 1995 г. 41,1 млрд руб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.019 с.)