Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какими способами формируется муниципальная собственность?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование муниципальной собственности осуществляется путем разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения, наследства и т. д. Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Такая попытка была предпринята в начале 90-х годов. В частности, порядок формирования муниципальной собственности был предусмотрен в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с приложением № 3 к названному Постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов. Это жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т. д. В состав муниципальной собственности передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Очень важным является урегулирование процесса передачи государственной собственности в состав муниципальной собственности. Фактически все законы о местном самоуправлении предусматривают возможность пополнения муниципальной собственности за счет государственной, передаваемой муниципальным образованиям. Это может быть и федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Порядок передачи государственной собственности в состав муниципальной предусмотрен в ряде нормативных актов федерального уровня и субъектов Российской Федерации. Ранее названное Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. установило, что передача объектов в муниципальную собственность осуществляется решением представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений представительных органов местного самоуправления, направляемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Представительный орган государственной власти рассматривая эти предложения и принимал соответствующее решение. В свою очередь, представительный орган местного самоуправления принимал решение о включении данных объектов в муниципальную собственность. В 1992 г. Распоряжением Президента Российской Федерации было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. Положение определило порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, и порядок оформления прав собственности. Эти вопросы отнесены Положением к ведению комитетов по управлению имуществом городов и районов. В дальнейшем порядок передачи государственной собственности субъектов Российской Федерации в состав муниципальной собственности стал определяться законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении или специальными законами о муниципальной собственности. Одним из важнейших способов формирования муниципальной собственности является создание этой собственности путем строительства производственных объектов, приносящих прибыль. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Данная норма нашла развитие в законах о местном самоуправлении большинства субъектов Российской Федерации. Законы предусматривают создание предприятий различных форм собственности на территориях муниципальных образований. Это очень важно для становления экономической основы местного самоуправления. Органы местного самоуправления призваны способствовать этому процессу. В противном случае местное самоуправление может оказаться невостребованным. Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении по-разному подходят к проблеме создания предприятий на территории муниципальных образований. В законах Республики Адыгея, Иркутской и Московской областей предусмотрено создание муниципальных предприятий. В большинстве субъектов Российской Федерации законы о местном самоуправлении закрепили статьи о создании предприятий без указания форм собственности. Приумножение муниципальной собственности путем создания муниципальных предприятий, пожалуй, одно их главных средств создания надлежащей экономической основы местного самоуправления. Более детально вопросы создания муниципальных предприятий, учреждений, организаций регламентированы в уставах муниципальных образований. Укреплению экономической основы способствуют не только муниципальные предприятия. Большинство предприятий, расположенных на территории муниципального образования, в той или иной степени способствуют росту экономической базы муниципального образования. В настоящее время это особенно актуально. В России наблюдается неравномерное развитие производственных мощностей. В одних регионах они были созданы еще в советский период, в других их нет в достаточном количестве в большинстве муниципальных образований. А поскольку это так, то налогооблагаемая база сравнительно недостаточна. Ее недостаточность не позволяет создать жизнеспособный институт местных финансов, являющихся составной частью муниципальной собственности. В том случае, если на территории самоуправляющейся единицы будет достаточное число малых и средних предприятий производственного назначения, то часть выпускаемой ими продукции может вполне удовлетворить запросы граждан этой территории. Оставшуюся продукцию можно реализовать за пределами территории или обменять на необходимые для своих граждан товары повседневного спроса. При таких условиях органам местного самоуправления значительно легче управлять процессами. Но чтобы сформировать производство, нужно создать нормальные условия для вновь образующихся предприятий. Приватизация муниципальной собственности является одним из важнейших элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Это экономический способ приумножения финансовых ресурсов местного самоуправления, сочетающийся с мерами административно-правового характера. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 29 устанавливает нормы о праве населения и органов местного самоуправления определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. С одной стороны, продажа (приватизация) имущества (объектов) способствует упрочению финансовых ресурсов, с другой стороны, органы местного самоуправления могут избавиться от убыточных предприягий или объектов и тем самым сократить расходы на финансирование деятельности и содержание этих объектов, предприятий. Порядок и условия приватизации в настоящее время регулируются как федеральными нормативными правовыми актами, так и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также уставами ряда муниципальных образований. К основным нормативным правовым актам, регулирующим порядок и условия приватизации, можно отнести Федеральный Закон *0 приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ, в редакции от 23 июня 1999 года.. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, которым утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. «О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов». Положение о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной и муниципальной собственности от 18 октября 1995 г., утвержденное Госкомимуществом РФ, Госналог-службой РФ, Минфином РФ, Фондом имущества РФ, Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1995 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г.. Указ Президента РФ от 21 мая 1999 г. № 632, Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации». Эти и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы субъектов Российской Федерации содержат общие и конкретные положения о порядке и условиях приватизации. Сущность приватизации в системе местного самоуправления состоит в том, чтобы обеспечить достаточность средств местных бюджетов для решения задач местного значения. Каким образом это осуществляется? У каждого продавца имущества или объектов имеются свои специальные счета, куда зачисляются средства от: 1) продажи предприятий (за исключением акционерных обществ, созданных путем преобразования муниципальных предприятий) на аукционах, по коммерческому и инвестиционному конкурсам; 2) выкупа арендованного имущества; 3) продажи долей (паев, акций), находящихся в муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством; 4) продажи имущества (активов) действующих муниципальных предприятий, а также незавершенных строительством объектов на аукционах и по конкурсу; 5) продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда; 6) продажи земельных участков, на которых расположены приватизируемые предприятия; 7) продажи недвижимого имущества; 8) реализации на коммерческих и инвестиционных конкурсах предприятий-должников с сохранением статуса юридического лица; 9) реализации на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников; 10) не возвращенного в установленном порядке залога при проведении конкурсов или аукционов; 11) продажи акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации, в том числе по инвестиционному конкурсу. Очевидно, что возможности для создания и укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются. Естественно, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления должны организовать процесс приватизации имущества. Они обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечивать учет поступающих средств по каждому проданному объекту, представлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет. Законодательство о приватизации фактически обозначило два этапа приватизации муниципального имущества. Первый этап был завершен к середине 1994 г. Второй этап связан с принятием Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных, как уже отмечалось, Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535. На первом этапе в основном была решена задача по осуществлению так называемой «малой приватизации». Это означает, что основное внимание было сконцентрировано на приватизации объектов и предприятий муниципальной собственности. Так, по состоянию на 1 мая 1994 г. приватизация объектов и предприятий муниципальной собственности в общем объеме приватизируемых предприятий и объектов по Российской Федерации составила 63%. Государственная собственность была приватизирована в объеме 37%. На этом процесс приватизации, конечно же, не приостанавливается. В настоящее время приватизация осуществляется в большинстве своем путем выкупа арендованного имущества. В 1995 г. таким способом приватизировано 64% предприятий. А каковы экономические результаты от данного мероприятия? Во-первых, имущество, которое подчас бездействовало, обрело своих хозяев и предоставило гражданам возможность создать свое дело. Кроме того, многие люди получили рабочие места. Во-вторых, в казну органов местного самоуправления поступили ощутимые финансовые ресурсы. Например, в результате приватизации муниципальной собственности местные бюджеты Московской области получили на начало 1995 г. 41,1 млрд руб.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.220 (0.01 с.) |