Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И метод муниципального права

Поиск

СЕРИЯ «ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ»

 

И. В. Постовой

 

 

Муниципальное право России

 

вопросы и ответы

 

 

МОСКВА

Юриспруденция


УДК35

ББК 67.401

П63

П63 Постовой Н.В.

Муниципальное право России: Вопросы и ответы. - М.: Юрис­пруденция, 2000. - 128 с. (Серия «Подготовка к экзамену»)

ISBN 5-8401-0029-3

В форме вопросов и ответов изложены основные темы курса «Муници­пальное право». Издание, без сомнения, окажет читателям неоценимую по­мощь при подготовке к семестровым и курсовым экзаменам. Избранная авто­ром форма изложения позволяет достаточно быстро и легко вспомнить пройденный курс при подготовке к экзамену или зачету.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, депута­тов, работников органов местного самоуправления.

 

ББК 67.401 УДК35

ISBN 5-8401-0029-3

 

© Постовой Н.В., 2000 © Юриспруденция (оформление, оригинал-макет), 2000


ЧАСТЬ ОБЩАЯ

 

Глава I

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ

И МЕТОД МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Какие элементы составляют понятие муниципального права?

Понятие муниципального права составля­ют предмет и метод.

Муниципальное право является самостоя­тельной отраслью права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в системе местного самоуправления.

 

Глава II

ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Какие принципы местного самоуправления закреплены в Конституции РФ?

Конституция Российской Федерации за­крепила следующие принципы местного са­моуправления:

1. Экономической самостоятельности, оз­начающей:

а) равноправие муниципальной собствен­ности среди других форм собственности;

б) самостоятельное владение, пользова­ние и распоряжение муниципальной собст­венностью;

в) самостоятельное утверждение и испол­нение местных бюджетов;

г) самостоятельное установление местных налогов и сборов;

д) соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его ком­петенции.

2. Организационно-правовой направлен­ности, означающей:

а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

б) организационное обособление местно­го самоуправления;

в) многообразие форм осуществления ме­стного самоуправления;

г) учет мнения населения при изменении границ муниципального образования;

д) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

е) гласность в системе местного самоуправления;

ж) коллегиальность и единоначалие в системе местного самоуправления;

з) гарантии местного самоуправления;

и) ответственность в системе местного самоуправления;

к) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

л) взаимодействие местного самоуправления с государством.

Какие элементы (институты) составляют систему местного самоуправления?

К элементам системы местного самоуправления относятся местный референдум, выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, отзыв депутатов и выборных должност­ных лиц местного самоуправления, собрания, сходы граждан, митинги, демонстрации, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, муниципальная служба, территориальное об­щественное самоуправление.

Глава III

ТЕОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Глава IV

ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИИ

ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ

Глава V

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Глава VI

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Кто назначает выборы?

Назначение выборов осуществляют различные органы и должностные лица. Такой порядок предусмотрен и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 2 ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» предусматривает, что порядок проведения муниципаль­ных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об основных гаранти­ях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации выборы органов или депутатов назначает уполномочен­ный на то орган или должностное лицо в соответствии с конституциями, законами, уставами субъектов Российской Федерации, уставами муници­пальных образований. В связи с этим субъекты Российской Федерации вправе сами определять порядок назначения выборов.

Изучение Законодательных актов о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления показало, что выборы назначают органы го­сударственной власти, представительные органы местного самоуправле­ния, главы муниципальных образований. В период с 1993 г. по 1997 г. на­значение выборов осуществлялось органами государственной власти. Но есть и исключения Закон Ленинградской области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» от 29 апреля 1996 г. в ч. 2 ст. 5 предусматривает, что дата проведения выборов органов местного самоуправления, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления в муниципальном об­разовании назначается представительным органом местного самоуправле­ния не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Согласно законодательству о выборах в системе местного самоуправ­ления голосование может быть назначено только на календарный выходной день.

В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, то выборы назначаются решением территориальной избирательной комиссией муниципального образования, если же комиссия отсутствует и не может быть создана в соответствии с действующим законодательством, выборы назначает суд общей юрисдикции. Такие нормы закреплены в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, ряде уставов муниципальных образований.

При этом выборы организует и проводит временная территориальная избирательная комиссия, которая формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня вступления су­дебного решена в силу.

 

Какие избирательные комиссии образуются при подготовке к выборам?

Для организации и проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии.

При проведении выборов депутатов в представительные органы ме­стного самоуправления образуются территориальные, окружные и уча­стковые избирательные комиссии. При проведении выборов глав муни­ципальных образований окружные комиссии не образуются. Эти вопросы решаются в субъектах Российской Федерации исходя из мест­ных условий и особенностей, нагрузки на территориальные избиратель­ные комиссии.

Территориальные и окружные избирательные комиссии формируются на основе предложений избирательных объединений, избирательных бло­ков, общественных объединений, собраний избирателей по месту житель­ства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего со­става выборным органом местного самоуправления. Предложения по формированию участковых избирательных комиссий вносятся теми же субъектами, кроме избирательных комиссий предыдущего состава.

Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава всех названных комиссий на основе предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в представительном органе местного самоуправления. При этом Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ч. 2 ст. 23 предусматривает, что от каждого избирательного блока, избирательного объединения может быть назначено в эти комиссии только по одному представителю. На основании ч. 10 ст. 23 данного Закона сроки полномочий территориальных и окружных избирательных комиссий по выборам органов местного самоуправления предусматриваются законами субъек­тов Российской Федерации. Они, как правило, создаются на период под­готовки и проведения выборов. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятель­ность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе. В этом случае срок полномочий территориальной избирательной комис­сии не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представи­тельного органа местного самоуправления.

Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются че­рез 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если на ее действия не поступили жалобы в вышестоящие избирательные комиссии или в суд. В последнем случае участковая избирательная ко­миссия работает до завершения рассмотрения жалобы.

Для проведения муниципальных выборов представительных органов в 1996-1997 гг. было образовано более 81 тысячи избирательных комиссий, в том числе более 2 тысяч территориальных. Территориальные и окруж­ные комиссии, согласно законам, формировались из 5-9 членов, участко­вые - из 5-15 человек. Например, в Липецкой области на территориях с небольшой численностью избирателей (чуть более 800 тыс. человек) было образовано 302 муниципальных, 2726 окружных комиссий.

 

Глава VII

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Что такое компетенция?

Компетенция местного самоуправления — это установленная нормами конституций, зако­нов, подзаконных актов совокупность прав, обязанностей и предметов ведения граждан му­ниципального образования, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления.

 

Глава VIII

Глава IX

СЕРИЯ «ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ»

 

И. В. Постовой

 

 

Муниципальное право России

 

вопросы и ответы

 

 

МОСКВА

Юриспруденция


УДК35

ББК 67.401

П63

П63 Постовой Н.В.

Муниципальное право России: Вопросы и ответы. - М.: Юрис­пруденция, 2000. - 128 с. (Серия «Подготовка к экзамену»)

ISBN 5-8401-0029-3

В форме вопросов и ответов изложены основные темы курса «Муници­пальное право». Издание, без сомнения, окажет читателям неоценимую по­мощь при подготовке к семестровым и курсовым экзаменам. Избранная авто­ром форма изложения позволяет достаточно быстро и легко вспомнить пройденный курс при подготовке к экзамену или зачету.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, депута­тов, работников органов местного самоуправления.

 

ББК 67.401 УДК35

ISBN 5-8401-0029-3

 

© Постовой Н.В., 2000 © Юриспруденция (оформление, оригинал-макет), 2000


ЧАСТЬ ОБЩАЯ

 

Глава I

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ

И МЕТОД МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.007 с.)