Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какова компетенция органов местного самоуправления?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Компетенция органов местного самоуправления определяется на основе общей компетенции местного самоуправления путем вычленения ее для каждого органа местного самоуправления.
Какова компетенция представительного органа местного самоуправления? Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) определил лишь исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: — принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования; — утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; — принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; — установление местных налогов и сборов; — установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; — контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. В законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении используется различный подход к формированию компетенции представительного органа местного самоуправления. Можно отметить два направления в формировании компетенции представительных органов местного самоуправления. Первое направление состоит в том, что законы субъектов Российской Федерации просто воспроизводят ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К ним можно отнести законы о местном самоуправлении республики Дагестан, Карачаево-Черкесской республики, Приморского края. Белгородской, Иркутской, Костромской, Московской, Оренбургской, Рязанской областей, Агинского Бурятского, Ямало-Ненецкого автономного округов и других. Второе направление состоит в том, что законы субъектов Российской Федерации закрепили за представительными органами местного самоуправления более широкий круг вопросов. К ним можно отнести законы о местном самоуправлении Республик Адыгея, Карелия, Архангельской, Вологодской, Магаданской, Омской областей. Например, в дополнение к перечню вопросов, закрепленных в Федеральном законе, Закон Республики Карелия «О местном самоуправлении...» включает такие вопросы, как: — об образовании целевых внебюджетных фондов; — об утверждении тарифов на услуги муниципальных предприятий; — о согласовании общего объема лесозаготовок и его распределения среди лесозаготовителей; — об образовании рабочих органов представительного органа и избрании их руководителей; — о проведении местного референдума; — о вступлении в ассоциации; — об отчете главы местного самоуправления и т. д. В других законах о местном самоуправлении к исключительной компетенции представительного органа отнесены вопросы о передаче функций и полномочий органам государственной власти (Республика Адыгея, Пермская область). Компетенция представительных органов местного самоуправления более детально определена в уставах муниципальных образований. Все эти и другие вопросы, отнесенные к компетенции представительного органа местного самоуправления, свидетельствуют о его главенствующем положении среди других органов местного самоуправления.
Какова компетенция исполнительного органа местного самоуправления? Компетенция исполнительного органа местного самоуправления определена конституциями и уставами ряда субъектов Российской Федерации, законами о местном самоуправлении отдельных субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Компетенция исполнительных органов выражена либо через полномочия, предоставляемые главе местного самоуправления (главе администрации), либо через полномочия местной администрации, как коллегиального органа местного самоуправления. Единого подхода к определению компетенции исполнительных органов местного самоуправления в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований нет. Полномочия исполнительного органа представляют собой совокупность прав и обязанностей в области исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности на соответствующей территории. В полномочия входит решение вопросов организационно-правового и экономического характера, политической и социальной направленности. Законы о местном самоуправлении значительной части субъектов Российской Федерации определяют компетенцию исполнительных органов местного самоуправления в общем плане, путем выделения наиболее крупных направлений деятельности. К ним можно отнести следующие: 1) разработка структуры местной администрации; 2) утверждение схемы управления отраслевых и функциональных подразделений и управление ими; 3) организация управления бюджетными учреждениями, состоящими на местном бюджете; 4) управление муниципальной собственностью в порядке, установленном представительным органом; 5) разработка проектов местного бюджета и подготовка отчетов об исполнении местного бюджета; 6) разработка планов и программ развития территории и поселений; 7) организация охраны общественного порядка; 8) обеспечение санитарного состояния территории и многие другие вопросы. Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении...» определяет компетенцию исполнительных органов местного самоуправления по отраслевому и функциональному признакам. В Законе определены детально полномочия в области: а) планирования, бюджета, финансов и учета; б) пользования и распоряжения муниципальной собственностью, взаимоотношения с предприятиями различных форм собственности; в) ценообразования; г) материально-технического обеспечения социально-экономического развития; д) сельского хозяйства, использования земли, охраны природы; е) строительства транспорта и связи; ж) жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения; з) социально-культурного обслуживания населения; и) социальной защиты населения; к) обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан. Аналогичный перечень полномочий и предметов ведения используется в уставах муниципальных образований районов и городов.
Какова компетенция выборных должностных лиц местного самоуправления? Выборными должностными лицами местного самоуправления, согласно действующему законодательству субъектов Российской Федерации, являются глава муниципального образования, глава администрации, председатель представительного собрания, председатель городской, районной Думы, председатель муниципального Совета, староста и другие. Каждый субъект Российской Федерации, а в свою очередь, каждое муниципальное образование самостоятельно в названиях. Рассмотрим компетенцию трех видов должностных лиц: главы муниципального образования, главы администрации и председателя представительного собрания. При этом следует учитывать, что в отдельных субъектах Российской Федерации должности главы муниципального образования совмещены с должностью и главы администрации и председателя представительного органа. Компетенция главы муниципального образования определяется уставами муниципального образования. В уставах муниципальных образований используется различный подход к определению компетенции главы муниципального образования. В одних уставах устанавливается перечень вопросов, отнесенных к компетенции главы муниципального образования, в других указывается, что глава муниципального образования решает все вопросы, за исключением тех, которые отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления. Согласно уставам муниципальных образований компетенцию глав муниципальных образований можно подразделить на сильную и слабую. Под сильной компетенцией следует понимать компетенцию, дающую возможность главе муниципального образования самостоятельно решать большую часть вопросов местного значения без согласования с представительным органом. Слабая компетенция предполагает согласование целого ряда вопросов с представительным органом. Например, сильной компетенцией наделены главы муниципальных образований городов Тынды и Благовещенска Амурской области. Так, глава местного самоуправления города Тынды согласно ст. 23 Устава города Тынды: 1) представляет органы городского самоуправления во взаимоотношениях с органами государственной власти, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, а также в международном сотрудничестве; 2) возглавляет муниципальный Совет, созывает его очередные и внеочередные заседания, обеспечивает выполнение принятых решений; 3) утверждает структуру и штаты исполнительного органа (муниципалитета); 4) назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений исполнительного органа (муниципалитета), определяет их полномочия; 5) назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий; 6) управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, представляет на утверждение муниципального Совета программу приватизации муниципальной собственности, предложения по порядку использования земельных, водных и иных природных ресурсов, находящихся в ведении городского самоуправления; 7) осуществляет меры по обеспечению охраны общественного порядка, охраны окружающей среды, социальной защиты населения; 8) утверждает тарифы на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями; 9) принимает решения о выпуске и размещений лотерей, займов; 10) учреждает средства массовой информации; 11) представляет в муниципальный Совет проект городского бюджета и отчет о его исполнении, осуществляет функции распорядителя кредитов; 12) представляет на утверждение муниципального Совета планы и программы социально-экономического развития города; 13) ежегодно отчитывается перед муниципальным Советом и населением о своей деятельности и т. д. Для сравнения сильной и слабой компетенции главы муниципального образования приведем компетенцию главы муниципального образования города Скопина Рязанской области. В соответствии со ст. 37 Устава города Скопина Рязанской области глава муниципального образования: 1) разрабатывает структуру городской администрации и схему управления развитием экономики и социальной сферы. Утверждает эти вопросы городской Совет, являющийся представительным органом; 2) назначает глав администраций поселков Заречный и Октябрьский; 3) представляет на согласование с городским Советом депутатов назначение заместителей главы администрации и начальников структурных подразделений администрации; 4) организует разработку и представляет на утверждение городского Совета депутатов проекты планов и программ социально-экономического развития и бюджета города, отчеты об их исполнении; 5) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений городского Совета депутатов и собственных постановлений и распоряжений; 6) отменяет противоречащие законам и постановлениям главы муниципального образования распоряжения и приказы руководителей структурных подразделений городской администрации и глав поселковых администраций; 7) организует прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений, жалоб и иных обращений; 8) содействует развитию системы органов территориального общественного самоуправления населения, учитывает в своей деятельности их предложения и рекомендации; 9) применяет меры поощрения, а также дисциплинарного воздействия в отношении руководителей и сотрудников городской администрации; 10) заключает договоры и соглашения с органами государственной власти, общественными объединениями и организациями, предприятиями и учреждениями от имени администрации города; 11) открывает и закрывает счета городской администрации в банковских учреждениях, распоряжается ее средствами, подписывает финансовые документы; 12) содействует развитию предпринимательства и рыночных отношений в муниципальном образовании; 13) принимает уведомление о проведении митингов, уличных шествий и демонстраций и принимает меры по обеспечению общественного порядка при их организации и проведении; 14) организует мероприятия по мобилизационной готовности города в соответствии с действующим законодательством и т. д. Названные вопросы компетенции ослаблены сильной компетенцией представительного органа. Это обусловлено, как правило, стремлением сбалансировать компетенцию органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Компетенция председателя представительного органа местного самоуправления. Председателями представительного органа местного самоуправления, как уже было замечено, могут быть главы муниципальных - образований, главы администраций, а также должностные лица, специально избранные на эту должность и не выполняющие какие-либо иные полномочия в системе органов местного самоуправления. Компетенция председателя представительного органа местного самоуправления устанавливается, как правило, уставами муниципальных образований и регламентами представительных органов местного самоуправления. В Рязанской области уставы муниципальных образований предусматривают отдельные статьи о компетенции председателя представительного органа, который не занимает какие-либо другие должности, и его заместителей. В соответствии со ст. 43 Устава города Рязани Председатель городского Совета: 1) возглавляет деятельность городского Совета; 2) организует работу Совета в соответствии с регламентом; 3) ведет заседания Совета; 4) представляет Совет как в городе, так и за его пределами; 5) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов городского Совета, созывает и ведет его заседания; 6) подписывает принимаемые городским Советом решения и другие акты; 7) руководит работой аппарата городского Совета, осуществляет в соответствии с действующим законодательством прием и увольнение его должностных лиц и служащих; 8) открывает и закрывает расчетные и текущие счета городского Совета и является распорядителем по этим счетам; 9) от имени городского Совета подписывает исковые заявления; 10) по вопросам своей компетенции издает распоряжения; 11) выполняет другие полномочия. Но другие полномочия уставом не предусмотрены. Аналогичные полномочия председателя представительного органа предусмотрены уставами муниципальных образований Скопинского района и города Скопина Рязанской области. В основном эти вопросы организационного характера. Сильным средством является право председателя представительного органа на подписание решений Совета. Если в других муниципальных образованиях правом подписи решений представительных органов наделен глава муниципального образования либо глава администрации, то в Рязанской области такого права указанные должностные лица не имеют. Здесь наблюдается отступление от модели, используемой в системе органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Староста, как уже ранее отмечалось, является выборным должностным лицом. Компетенция старост определена в отдельных законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, в специальных законах о сходе граждан и старостах, в положениях о старостах и в уставах муниципальных образований. Так, в Кировской области компетенция старосты установлена в Законе «О сходах граждан и старостах в Кировской области» от 29. 02. 96 г. № 18/22. Согласно ст. 15 и 16 названного Закона староста: 1) созывает сходы граждан для обсуждения на них вопросов, входящих в их компетенцию; 2) решает и вносит на рассмотрение местной администрации вопросы, относящиеся к повседневной жизни населения, направленные на улучшение культурно-бытового, медицинского, торгового обслуживания населения; 3) кооперирует на добровольной основе средства населения, предприятий, организаций для финансирования программ по благоустройству, коммунальному обслуживанию и другим вопросам местного значения; 4) оказывает помощь соответствующим органам в оформлении документов о привлечении лиц к административной ответственности за нарушения санитарного состояния территории, потраву посевов, несоблюдение правил содержания домашних животных, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками; 5) доводит до населения, разъясняет и содействует реализации положений федеральных и областных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, решений сходов граждан; 6) обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления с населением; 7) привлекает население, предприятия и организации на проведение мероприятий по строительству и ремонту дорог, тротуаров, мостов, колодцев, коммунальных сетей, спортивных и детских игровых площадок, по поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, памятников истории и культуры, благоустройству, озеленению и улучшению содержания дворов, улиц населенного пункта; 8) оказывает помощь учреждениям культуры, спортивным организациям в проведении воспитательной и культурно-массовой работы; 9) проявляет заботу об инвалидах войны и труда, одиноких и престарелых гражданах, многодетных семьях, детях, оставшихся без родителей; 10) содействует отделу внутренних дел в обеспечении общественного порядка, осуществляет меры общественного воздействия на лиц, склонных к правонарушениям, а также к родителям, не занимающимся вопросами воспитания детей; 11) оказывает помощь противопожарной службе в осуществлении надзора за противопожарным состоянием домов и других объектов; 12) содействует местной администрации в обеспечении своевременного внесения населением налоговых, страховых и других местных платежей; 13) оказывает содействие местной администрации в учете населения, строений и землепользователей; 14) Рассматривает заявления и жалобы граждан, ведет прием населения, 15) отчитывается перед сходом граждан. Компетенция старосты представляет собой целую систему предметов ведения и полномочий, нацеленную на решение вопросов местного значения.
Глава VIII
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.007 с.) |