Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова компетенция органов местного самоуправления?

Поиск

Компетенция органов местного самоуправления определяется на ос­нове общей компетенции местного самоуправления путем вычленения ее для каждого органа местного самоуправления.

 

Какова компетенция представительного органа местного самоуправления?

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» (ст. 15) определил лишь исклю­чительную компетенцию органа местного самоуправления.

В исключительном ведении представительных органов местного са­моуправления находятся:

— принятие общеобязательных правил по предметам ведения муни­ципального образования;

— утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

— принятие планов и программ развития муниципального образова­ния, утверждение отчетов об их исполнении;

— установление местных налогов и сборов;

— установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

— контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправле­нии используется различный подход к формированию компетенции представительного органа местного самоуправления.

Можно отметить два направления в формировании компетенции представительных органов местного самоуправления.

Первое направление состоит в том, что законы субъектов Российской Федерации просто воспроизводят ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации». К ним можно отнести законы о местном самоуправлении рес­публики Дагестан, Карачаево-Черкесской республики, Приморского края. Белгородской, Иркутской, Костромской, Московской, Оренбург­ской, Рязанской областей, Агинского Бурятского, Ямало-Ненецкого ав­тономного округов и других.

Второе направление состоит в том, что законы субъектов Российской Федерации закрепили за представительными органами местного самоуправления более широкий круг вопросов. К ним можно отнести законы о местном самоуправлении Республик Адыгея, Карелия, Архангельской, Вологодской, Магаданской, Омской областей.

Например, в дополнение к перечню вопросов, закрепленных в Феде­ральном законе, Закон Республики Карелия «О местном самоуправле­нии...» включает такие вопросы, как:

— об образовании целевых внебюджетных фондов;

— об утверждении тарифов на услуги муниципальных предприятий;

— о согласовании общего объема лесозаготовок и его распределения среди лесозаготовителей;

— об образовании рабочих органов представительного органа и избра­нии их руководителей;

— о проведении местного референдума;

— о вступлении в ассоциации;

— об отчете главы местного самоуправления и т. д.

В других законах о местном самоуправлении к исключительной ком­петенции представительного органа отнесены вопросы о передаче функ­ций и полномочий органам государственной власти (Республика Адыгея, Пермская область).

Компетенция представительных органов местного самоуправления более детально определена в уставах муниципальных образований.

Все эти и другие вопросы, отнесенные к компетенции представитель­ного органа местного самоуправления, свидетельствуют о его главенству­ющем положении среди других органов местного самоуправления.

 

Какова компетенция исполнительного органа местного самоуправления?

Компетенция исполнительного органа местного самоуправления опре­делена конституциями и уставами ряда субъектов Российской Федерации, законами о местном самоуправлении отдельных субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Компетенция испол­нительных органов выражена либо через полномочия, предоставляемые главе местного самоуправления (главе администрации), либо через полно­мочия местной администрации, как коллегиального органа местного са­моуправления.

Единого подхода к определению компетенции исполнительных орга­нов местного самоуправления в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образова­ний нет.

Полномочия исполнительного органа представляют собой совокуп­ность прав и обязанностей в области исполнительно-распорядительной и

управленческой деятельности на соответствующей территории. В полно­мочия входит решение вопросов организационно-правового и экономиче­ского характера, политической и социальной направленности.

Законы о местном самоуправлении значительной части субъектов Российской Федерации определяют компетенцию исполнительных орга­нов местного самоуправления в общем плане, путем выделения наиболее крупных направлений деятельности.

К ним можно отнести следующие:

1) разработка структуры местной администрации;

2) утверждение схемы управления отраслевых и функциональных подразделений и управление ими;

3) организация управления бюджетными учреждениями, состоящими на местном бюджете;

4) управление муниципальной собственностью в порядке, установ­ленном представительным органом;

5) разработка проектов местного бюджета и подготовка отчетов об ис­полнении местного бюджета;

6) разработка планов и программ развития территории и поселений;

7) организация охраны общественного порядка;

8) обеспечение санитарного состояния территории и многие другие

вопросы.

Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении...» опреде­ляет компетенцию исполнительных органов местного самоуправления по отраслевому и функциональному признакам.

В Законе определены детально полномочия в области:

а) планирования, бюджета, финансов и учета;

б) пользования и распоряжения муниципальной собственностью, взаимоотношения с предприятиями различных форм собственности;

в) ценообразования;

г) материально-технического обеспечения социально-экономическо­го развития;

д) сельского хозяйства, использования земли, охраны природы;

е) строительства транспорта и связи;

ж) жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслу­живания населения;

з) социально-культурного обслуживания населения;

и) социальной защиты населения;

к) обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод

граждан.

Аналогичный перечень полномочий и предметов ведения использу­ется в уставах муниципальных образований районов и городов.

 

Какова компетенция выборных должностных лиц местного самоуправления?

Выборными должностными лицами местного самоуправления, соглас­но действующему законодательству субъектов Российской Федерации, яв­ляются глава муниципального образования, глава администрации, предсе­датель представительного собрания, председатель городской, районной Думы, председатель муниципального Совета, староста и другие. Каждый субъект Российской Федерации, а в свою очередь, каждое муниципальное образование самостоятельно в названиях.

Рассмотрим компетенцию трех видов должностных лиц: главы муни­ципального образования, главы администрации и председателя предста­вительного собрания. При этом следует учитывать, что в отдельных субъ­ектах Российской Федерации должности главы муниципального образования совмещены с должностью и главы администрации и предсе­дателя представительного органа.

Компетенция главы муниципального образования определяется уста­вами муниципального образования.

В уставах муниципальных образований используется различный под­ход к определению компетенции главы муниципального образования.

В одних уставах устанавливается перечень вопросов, отнесенных к компетенции главы муниципального образования, в других указывается, что глава муниципального образования решает все вопросы, за исключе­нием тех, которые отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления.

Согласно уставам муниципальных образований компетенцию глав му­ниципальных образований можно подразделить на сильную и слабую.

Под сильной компетенцией следует понимать компетенцию, дающую возможность главе муниципального образования самостоятельно решать большую часть вопросов местного значения без согласования с предста­вительным органом. Слабая компетенция предполагает согласование це­лого ряда вопросов с представительным органом.

Например, сильной компетенцией наделены главы муниципальных образований городов Тынды и Благовещенска Амурской области.

Так, глава местного самоуправления города Тынды согласно ст. 23 Устава города Тынды:

1) представляет органы городского самоуправления во взаимоотно­шениях с органами государственной власти, общественными объедине­ниями, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм соб­ственности, а также в международном сотрудничестве;

2) возглавляет муниципальный Совет, созывает его очередные и вне­очередные заседания, обеспечивает выполнение принятых решений;

3) утверждает структуру и штаты исполнительного органа (муниципа­литета);

4) назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений исполнительного органа (муниципалитета), определяет их полномочия;

5) назначает и освобождает от должности руководителей муници­пальных предприятий;

6) управляет и распоряжается объектами муниципальной собственно­сти, представляет на утверждение муниципального Совета программу приватизации муниципальной собственности, предложения по порядку использования земельных, водных и иных природных ресурсов, находя­щихся в ведении городского самоуправления;

7) осуществляет меры по обеспечению охраны общественного поряд­ка, охраны окружающей среды, социальной защиты населения;

8) утверждает тарифы на товары и услуги, производимые муници­пальными предприятиями, учреждениями, организациями;

9) принимает решения о выпуске и размещений лотерей, займов;

10) учреждает средства массовой информации;

11) представляет в муниципальный Совет проект городского бюдже­та и отчет о его исполнении, осуществляет функции распорядителя кре­дитов;

12) представляет на утверждение муниципального Совета планы и программы социально-экономического развития города;

13) ежегодно отчитывается перед муниципальным Советом и населе­нием о своей деятельности и т. д.

Для сравнения сильной и слабой компетенции главы муниципально­го образования приведем компетенцию главы муниципального образо­вания города Скопина Рязанской области.

В соответствии со ст. 37 Устава города Скопина Рязанской области глава муниципального образования:

1) разрабатывает структуру городской администрации и схему управ­ления развитием экономики и социальной сферы. Утверждает эти во­просы городской Совет, являющийся представительным органом;

2) назначает глав администраций поселков Заречный и Октябрьский;

3) представляет на согласование с городским Советом депутатов на­значение заместителей главы администрации и начальников структур­ных подразделений администрации;

4) организует разработку и представляет на утверждение городского Совета депутатов проекты планов и программ социально-экономическо­го развития и бюджета города, отчеты об их исполнении;

5) организует и контролирует в пределах своей компетенции выпол­нение решений городского Совета депутатов и собственных постановле­ний и распоряжений;

6) отменяет противоречащие законам и постановлениям главы муни­ципального образования распоряжения и приказы руководителей струк­турных подразделений городской администрации и глав поселковых ад­министраций;

7) организует прием граждан, рассмотрение их предложений, заявле­ний, жалоб и иных обращений;

8) содействует развитию системы органов территориального общест­венного самоуправления населения, учитывает в своей деятельности их предложения и рекомендации;

9) применяет меры поощрения, а также дисциплинарного воздействия в отношении руководителей и сотрудников городской администрации;

10) заключает договоры и соглашения с органами государственной власти, общественными объединениями и организациями, предприятия­ми и учреждениями от имени администрации города;

11) открывает и закрывает счета городской администрации в банков­ских учреждениях, распоряжается ее средствами, подписывает финансо­вые документы;

12) содействует развитию предпринимательства и рыночных отноше­ний в муниципальном образовании;

13) принимает уведомление о проведении митингов, уличных шест­вий и демонстраций и принимает меры по обеспечению общественного порядка при их организации и проведении;

14) организует мероприятия по мобилизационной готовности города в соответствии с действующим законодательством и т. д.

Названные вопросы компетенции ослаблены сильной компетенцией представительного органа. Это обусловлено, как правило, стремлением сбалансировать компетенцию органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления, а также представительных и ис­полнительных органов местного самоуправления.

Компетенция председателя представительного органа местного само­управления. Председателями представительного органа местного само­управления, как уже было замечено, могут быть главы муниципальных - образований, главы администраций, а также должностные лица, специ­ально избранные на эту должность и не выполняющие какие-либо иные полномочия в системе органов местного самоуправления.

Компетенция председателя представительного органа местного само­управления устанавливается, как правило, уставами муниципальных об­разований и регламентами представительных органов местного само­управления.

В Рязанской области уставы муниципальных образований предусма­тривают отдельные статьи о компетенции председателя представитель­ного органа, который не занимает какие-либо другие должности, и его заместителей.

В соответствии со ст. 43 Устава города Рязани Председатель городско­го Совета:

1) возглавляет деятельность городского Совета;

2) организует работу Совета в соответствии с регламентом;

3) ведет заседания Совета;

4) представляет Совет как в городе, так и за его пределами;

5) осуществляет организационное обеспечение деятельности депута­тов городского Совета, созывает и ведет его заседания;

6) подписывает принимаемые городским Советом решения и другие

акты;

7) руководит работой аппарата городского Совета, осуществляет в со­ответствии с действующим законодательством прием и увольнение его должностных лиц и служащих;

8) открывает и закрывает расчетные и текущие счета городского Со­вета и является распорядителем по этим счетам;

9) от имени городского Совета подписывает исковые заявления;

10) по вопросам своей компетенции издает распоряжения;

11) выполняет другие полномочия.

Но другие полномочия уставом не предусмотрены.

Аналогичные полномочия председателя представительного органа предусмотрены уставами муниципальных образований Скопинского района и города Скопина Рязанской области. В основном эти вопросы организационного характера.

Сильным средством является право председателя представительного органа на подписание решений Совета. Если в других муниципальных об­разованиях правом подписи решений представительных органов наделен глава муниципального образования либо глава администрации, то в Ря­занской области такого права указанные должностные лица не имеют. Здесь наблюдается отступление от модели, используемой в системе орга­нов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Староста, как уже ранее отмечалось, является выборным должност­ным лицом. Компетенция старост определена в отдельных законах субъ­ектов Российской Федерации о местном самоуправлении, в специальных законах о сходе граждан и старостах, в положениях о старостах и в уста­вах муниципальных образований.

Так, в Кировской области компетенция старосты установлена в Законе «О сходах граждан и старостах в Кировской области» от 29. 02. 96 г. № 18/22. Согласно ст. 15 и 16 названного Закона староста:

1) созывает сходы граждан для обсуждения на них вопросов, входя­щих в их компетенцию;

2) решает и вносит на рассмотрение местной администрации вопро­сы, относящиеся к повседневной жизни населения, направленные на улучшение культурно-бытового, медицинского, торгового обслуживания населения;

3) кооперирует на добровольной основе средства населения, предприя­тий, организаций для финансирования программ по благоустройству, ком­мунальному обслуживанию и другим вопросам местного значения;

4) оказывает помощь соответствующим органам в оформлении доку­ментов о привлечении лиц к административной ответственности за на­рушения санитарного состояния территории, потраву посевов, несоблю­дение правил содержания домашних животных, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками;

5) доводит до населения, разъясняет и содействует реализации поло­жений федеральных и областных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, решений сходов граждан;

6) обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления с населением;

7) привлекает население, предприятия и организации на проведение мероприятий по строительству и ремонту дорог, тротуаров, мостов, ко­лодцев, коммунальных сетей, спортивных и детских игровых площадок, по поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, памятников исто­рии и культуры, благоустройству, озеленению и улучшению содержания дворов, улиц населенного пункта;

8) оказывает помощь учреждениям культуры, спортивным организа­циям в проведении воспитательной и культурно-массовой работы;

9) проявляет заботу об инвалидах войны и труда, одиноких и престаре­лых гражданах, многодетных семьях, детях, оставшихся без родителей;

10) содействует отделу внутренних дел в обеспечении общественного порядка, осуществляет меры общественного воздействия на лиц, склон­ных к правонарушениям, а также к родителям, не занимающимся вопро­сами воспитания детей;

11) оказывает помощь противопожарной службе в осуществлении надзора за противопожарным состоянием домов и других объектов;

12) содействует местной администрации в обеспечении своевременного внесения населением налоговых, страховых и других местных платежей;

13) оказывает содействие местной администрации в учете населения,

строений и землепользователей;

14) Рассматривает заявления и жалобы граждан, ведет прием населения,

15) отчитывается перед сходом граждан.

Компетенция старосты представляет собой целую систему предметов ведения и полномочий, нацеленную на решение вопросов местного зна­чения.

 

Глава VIII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.66 (0.012 с.)