Система муниципального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система муниципального права



Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1) местное самоуправление в системе народовластия;

2) основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;

3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4) гарантии местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-пра-вовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Четвертый элемент системы – группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Следовательно, пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.

Понятие источников муниципального права.

Источники муниципального права - это нормативные правовые акты, которые содержат норма права, лежащие в сфере действия муниципального права.

 

Система источников муниципального права:

- Конституция РФ (глава 8, статьи 3, 8,9,12,32 Конституции РФ)

- Федеральные законы РФ (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 г, ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»).

- Указы Президента РФ (в частности, указ «О конгрессе муниципальных образований», указ «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка»).

- Постановления Правительства РФ

- Акты министерств

- Постановления Конституционного суда РФ

- Нормативно-правовые акты субъектов РФ (Конституции и уставы субъектов РФ, иное законодательство субъектов РФ).

- Международные договоры, ратифицированные РФ (в частности, Европейская Хартия Местного Самоуправления).

УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ.

Как уже указывалось, каждое муниципальное образование имеет устав, который является основным нормативным право­вым актом, определяющим систему местного самоуправления кон­кретного муниципального образования. Как конституирующий акт устав обладает рядом особенностей.

1. Для устава, как и для конституции, установлен особый по­рядок принятия, а также внесения изменений и дополнений.

2. Характерной чертой устава является его легитимность и стабильность. Легитимность устава означает, что он принят ус­тановленным особым порядком, признан местным сообществом или его большинством, для чего в процессе принятия предусмат­ривается широкое участие населения. Положения устава в отли­чие от ряда других муниципальных правовых актов носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием преходящих обстоя­тельств. Стабильность обеспечивается не только более сложным порядком принятия, но И обязательностью государственной ре­гистрации устава.

3. Устав носит определенный учредительный характер, так как закрепляет систему местного самоуправления конкретного муни­ципального образования, определяет правомочия органов и дол­жностных лиц местного самоуправления, действующих от имени муниципального образования.

4. Устав является комплексным правовым актом, уставное регулирование отличается всеохватывающим характером, т.к. затрагивает все сферы, связанные с организацией и осуществле­нием местного самоуправления.

5. Все правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны соответствовать уставу МО. Все орга­ны и должностные лица местного самоуправления, организации, граждане обязаны соблюдать устав МО, деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления должна соответство­вать заложенным в уставе концепциям, принципам, нормам.

6. Устав определяет порядок и процедуры правотворчества, его субъектов.

7. Устав задает направления муниципальному правотворче­ству, содержит указания на необходимые акты, регулирующие те или иные общественные отношения в сфере местного самоуп­равления.

Таким образом, устав представляет собой единый, обладаю­щий особыми Юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого население муниципального образова­ния определяет организацию местного самоуправления в конк­ретном МО, основы Устройства, порядка осуществления местной власти, закрепляет основные гарантии участия населения в мест­ном самоуправлении, принципы и порядок использования ресур­сов местного сообщества.

Принятие и изменение устава МО

Проект устава (изменений и дополнений к нему) может быть внесен на рассмотрение представительного органа в порядке пра­вотворческой инициативы населением поселения. До принятия устава в поселении порядок выдвижения и рассмотрения право­творческой инициативы, а также субъекты, наделенные данным правом, определяются решением представительного органа с со­блюдением гарантий для лиц, определенных Законом.

Проект устава (изменений и дополнений к нему) должен вы­носиться на публичные слушания. После прохождения всех про­цедур, связанных с обсуждением населением основных положе­ний устава (изменений и дополнений), проект выносится на рас­смотрение принимающего органа (схода или представительного органа).

Устав МО, муниципальный право вой акт о внесении измене­ний и дополнений в устав принимаются большинством в две тре­ти голосов от установленной численности депутатов представи­тельного органа поселения.

Требования к содержанию устава

Новый Закон устанавливает определенные требования к со­держанию устава, однако не содержит исчерпывающего перечня вопросов, которые могут регулироваться уставом. В отличие от ранее действовавших норм (ст. 8 ФЗ N2 154-ФЗ), не содержащих жестких обязательных предписаний по содержанию устава, но­вым Законом устанавливается, какие положения должны им оп­ределяться. Это:

· наименование муниципального образования (устанавлива­ется Законом субъекта РФ, закрепляется в уставе);

· перечень вопросов местного значения;

· формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения;

· структура и порядок формирования органов МСУ;

· наименования и полномочия выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления;

· виды, порядок принятия, официального опубликования (об­народования) и вступления в силу муниципальных право­вых актов;

· срок полномочий представительного органа муниципально­го образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц ме­стного самоуправления, а также основания и порядок пре­кращения полномочий (не только досрочного) указанных органов и лиц;

· виды ответственности органов и должностных лиц местно­го самоуправления, основания наступления этой ответствен­ности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;

· порядок формирования, утверждения и исполнения местно­го бюджета, а также порядок контроля за его исполнением.;

· порядок внесения изменений и дополнений в устав муници­пального образования.

Кроме этого, п. 2 ст. 44 установлено, что уставом регулиру­ются иные вопросы организации местного самоуправления в соот­ветствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Действительно, ряд федеральных законов, в том числе и рассмат­риваемый Закон NQ 131-ФЗ, содержат указания на дополнитель­ные вопросы, которые также подлежат уставному регулированию. В частности, ряд требований к регулированию уставом отдель­ных вопросов содержится в ФЗ «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в Гражданском Кодексе РФ (косвенное указание на акты, определя­ющие статус органов местного самоуправления, первым в ряду которых стоит устав М О), в Градостроительном Кодексе, а также в значительном числе статей Закона NQ 131-ФЗ, содержа­щих еще и детализацию требований ст. 44.

в соответствии с нормами федеральных законов в уставе дол­жны найти отражение следующие вопросы:

. регулирование порядка принятия решения о назначении ре­ферендума (в соответствии с ФЗ «Об основных гарантия хизбирательных прав и прав на участие в референдуме граж­дан РФ»);

. порядок назначения собрания граждан по инициативе на­селения;

. порядок принятия решений о привлечении граждан к вы­полнению на добровольной основе социально значимых работ;

. численность депутатов представительного органа МСУ;. срок полномочий Главы местной администрации;

. сроки назначения муниципальных выборов, используемая избирательная система для выборов депутатов представи­тельного органа;

. полномочия органов МСУ, в том числе иные, помимо уста­новленных ст. 17 Закона NQ 131-ФЗ, полномочия органов ме­стного самоуправления;

. полномочия главы муниципального образования;

. распределение полномочий между органами местного само­управления;

. порядок формирования органов МСУ, в том числе порядок формирования контрольного органа;

. иные, помимо установленных ФЗ «Об основных гаранти­ях», полномочия избирательных комиссий;

. число членов избирательной комиссии с правом решающе­го голоса;. порядок деятельности избирательной комиссии МО;. органы местного самоуправления, участвующие в соответ­ствии с ГК РФ в гражданских правоотношениях от имени муниципального образования, и их полномочия в данныхправоотношениях;

. подотчетность и подконтрольность органов и должностных лиц местного самоуправления;

. дополнительные требования к кандидатам на должность главы администрации (при выборе модели, в которой Гла­ва муниципалыюго образования не является Главой Адми­нистрации);

. порядок принятия решения о самороспуске представитель­ного органа;

. порядок подписания и обнародования нормативных право­вых актов представительного органа;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.015 с.)