Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и метод муниципального права.

Поиск

НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.

 

Классификация муниципально-правовых норм.

Муниципально-правовые нормы подразделяются:

По объекту правового регулирования:

- нормы, закрепляющие общее понятие местного самоуправления

- нормы, закрепляющие организационные основы местного самоуправления

- нормы, определяющие основные положения государственной муниципальной службы

- нормы, складывающиеся в процессе принятия решений по вопросам местного значения.

- нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

 

По характеру:

- управомочивающие правовые нормы

- обязывающие правовые нормы

- запрещающие правовые нормы

 

По территориальным пределам действия:

- нормы, действующие на всей территории Российской Федерации

- нормы, действующие только в пределах конкретного субъекта Российской Федерации

- нормы, действующие только в определенном муниципальном образовании.

 

По методу правового регулирования:

- Императивные правовые нормы

- Диспозитивные правовые нормы

 

По назначению в механизме правового регулирования:

- Материальные правовые нормы

- Процессуальные правовые нормы.


Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов.

Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право — это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены “по двум адресам”. Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.

В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:

• местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

• основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);

• предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления;

• ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. По характеру предписаний они делятся на:

• управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

• обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

• запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.

Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу. В качестве примера можно привести основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых образований: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.

 

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.

Система муниципального права как отрасли российского права.

Систему муниципального права как отрасли российского права составляют следующие элементы:

- Отрасль муниципального права, как совокупность всех правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

- Отдельные институты муниципального права, представляющие собой совокупность норм права регулирующих однородные общественные отношения, возникающих в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

- Субинститут муниципального права, как совокупность норм права регулирующих отдельные стороны институтов муниципального права.

- Норма права

УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ.

Как уже указывалось, каждое муниципальное образование имеет устав, который является основным нормативным право­вым актом, определяющим систему местного самоуправления кон­кретного муниципального образования. Как конституирующий акт устав обладает рядом особенностей.

1. Для устава, как и для конституции, установлен особый по­рядок принятия, а также внесения изменений и дополнений.

2. Характерной чертой устава является его легитимность и стабильность. Легитимность устава означает, что он принят ус­тановленным особым порядком, признан местным сообществом или его большинством, для чего в процессе принятия предусмат­ривается широкое участие населения. Положения устава в отли­чие от ряда других муниципальных правовых актов носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием преходящих обстоя­тельств. Стабильность обеспечивается не только более сложным порядком принятия, но И обязательностью государственной ре­гистрации устава.

3. Устав носит определенный учредительный характер, так как закрепляет систему местного самоуправления конкретного муни­ципального образования, определяет правомочия органов и дол­жностных лиц местного самоуправления, действующих от имени муниципального образования.

4. Устав является комплексным правовым актом, уставное регулирование отличается всеохватывающим характером, т.к. затрагивает все сферы, связанные с организацией и осуществле­нием местного самоуправления.

5. Все правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны соответствовать уставу МО. Все орга­ны и должностные лица местного самоуправления, организации, граждане обязаны соблюдать устав МО, деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления должна соответство­вать заложенным в уставе концепциям, принципам, нормам.

6. Устав определяет порядок и процедуры правотворчества, его субъектов.

7. Устав задает направления муниципальному правотворче­ству, содержит указания на необходимые акты, регулирующие те или иные общественные отношения в сфере местного самоуп­равления.

Таким образом, устав представляет собой единый, обладаю­щий особыми Юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого население муниципального образова­ния определяет организацию местного самоуправления в конк­ретном МО, основы Устройства, порядка осуществления местной власти, закрепляет основные гарантии участия населения в мест­ном самоуправлении, принципы и порядок использования ресур­сов местного сообщества.

Принятие и изменение устава МО

Проект устава (изменений и дополнений к нему) может быть внесен на рассмотрение представительного органа в порядке пра­вотворческой инициативы населением поселения. До принятия устава в поселении порядок выдвижения и рассмотрения право­творческой инициативы, а также субъекты, наделенные данным правом, определяются решением представительного органа с со­блюдением гарантий для лиц, определенных Законом.

Проект устава (изменений и дополнений к нему) должен вы­носиться на публичные слушания. После прохождения всех про­цедур, связанных с обсуждением населением основных положе­ний устава (изменений и дополнений), проект выносится на рас­смотрение принимающего органа (схода или представительного органа).

Устав МО, муниципальный право вой акт о внесении измене­ний и дополнений в устав принимаются большинством в две тре­ти голосов от установленной численности депутатов представи­тельного органа поселения.

Требования к содержанию устава

Новый Закон устанавливает определенные требования к со­держанию устава, однако не содержит исчерпывающего перечня вопросов, которые могут регулироваться уставом. В отличие от ранее действовавших норм (ст. 8 ФЗ N2 154-ФЗ), не содержащих жестких обязательных предписаний по содержанию устава, но­вым Законом устанавливается, какие положения должны им оп­ределяться. Это:

· наименование муниципального образования (устанавлива­ется Законом субъекта РФ, закрепляется в уставе);

· перечень вопросов местного значения;

· формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения;

· структура и порядок формирования органов МСУ;

· наименования и полномочия выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления;

· виды, порядок принятия, официального опубликования (об­народования) и вступления в силу муниципальных право­вых актов;

· срок полномочий представительного органа муниципально­го образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц ме­стного самоуправления, а также основания и порядок пре­кращения полномочий (не только досрочного) указанных органов и лиц;

· виды ответственности органов и должностных лиц местно­го самоуправления, основания наступления этой ответствен­ности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;

· порядок формирования, утверждения и исполнения местно­го бюджета, а также порядок контроля за его исполнением.;

· порядок внесения изменений и дополнений в устав муници­пального образования.

Кроме этого, п. 2 ст. 44 установлено, что уставом регулиру­ются иные вопросы организации местного самоуправления в соот­ветствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Действительно, ряд федеральных законов, в том числе и рассмат­риваемый Закон NQ 131-ФЗ, содержат указания на дополнитель­ные вопросы, которые также подлежат уставному регулированию. В частности, ряд требований к регулированию уставом отдель­ных вопросов содержится в ФЗ «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в Гражданском Кодексе РФ (косвенное указание на акты, определя­ющие статус органов местного самоуправления, первым в ряду которых стоит устав М О), в Градостроительном Кодексе, а также в значительном числе статей Закона NQ 131-ФЗ, содержа­щих еще и детализацию требований ст. 44.

в соответствии с нормами федеральных законов в уставе дол­жны найти отражение следующие вопросы:

. регулирование порядка принятия решения о назначении ре­ферендума (в соответствии с ФЗ «Об основных гарантия хизбирательных прав и прав на участие в референдуме граж­дан РФ»);

. порядок назначения собрания граждан по инициативе на­селения;

. порядок принятия решений о привлечении граждан к вы­полнению на добровольной основе социально значимых работ;

. численность депутатов представительного органа МСУ;. срок полномочий Главы местной администрации;

. сроки назначения муниципальных выборов, используемая избирательная система для выборов депутатов представи­тельного органа;

. полномочия органов МСУ, в том числе иные, помимо уста­новленных ст. 17 Закона NQ 131-ФЗ, полномочия органов ме­стного самоуправления;

. полномочия главы муниципального образования;

. распределение полномочий между органами местного само­управления;

. порядок формирования органов МСУ, в том числе порядок формирования контрольного органа;

. иные, помимо установленных ФЗ «Об основных гаранти­ях», полномочия избирательных комиссий;

. число членов избирательной комиссии с правом решающе­го голоса;. порядок деятельности избирательной комиссии МО;. органы местного самоуправления, участвующие в соответ­ствии с ГК РФ в гражданских правоотношениях от имени муниципального образования, и их полномочия в данныхправоотношениях;

. подотчетность и подконтрольность органов и должностных лиц местного самоуправления;

. дополнительные требования к кандидатам на должность главы администрации (при выборе модели, в которой Гла­ва муниципалыюго образования не является Главой Адми­нистрации);

. порядок принятия решения о самороспуске представитель­ного органа;

. порядок подписания и обнародования нормативных право­вых актов представительного органа;

 

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ.

Местный референдум

Местный референдум — голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или не­скольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения

В соответствии с за­конодательством о местном референдуме на референдум не могут вь1носиться вопросы, касающиеся досрочного прекращения или продления срока полномочий, приостановления полномочий орга­нов местного самоуправления, а также проведения досрочных вы­боров органов местного самоуправления либо их отсрочки; форми­рования состава органов местного самоуправления, персонального состава этих органов; избрания, утверждения, назначения либо дачи согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц; принятия или измене­ния соответствующего бюджета, исполнения и изменения финан­совых обязательств муниципального образования; принятия чрез­вычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Кроме того, на референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муници­пального образования, а также связанные с ограничением или от­меной общепринятых прав и свобод человека и гражданина, с кон­ституционными гарантиями реализации прав и свобод.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно проживаю­щие на территории, на которой проводится референдум, и обла­дающие избирательным правом.

В списки для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федераль­ными законами, законами субъектов Федерации включаются ино­странные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно Проживающие на территории муниципального образова­ния, в котором проводится референдум.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхожде­ния, социального и имущественного положения, расовой и нацио­нальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера заня­тий запрещаются. Не имеют права участвовать в местном референ­думе граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в закон­ную силу приговору суда.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении референдума не включаются в списки участников референдума и учитываются при определении числа участников данного референдума.

Инициатива депутатов о проведении референдума рассматривается представительным органом местного самоуправления, который принимает решение о назначении референдума в порядке и сроки, установленные уставом муниципального образования в со­ответствии с законом. Решение принимается большинством голо­сов от установленного числа депутатов представительного органа лестного самоуправления. При этом в решении о назначении рефе­рендума указывается дата проведения референдума, вопрос, выно­симый на референдум (либо к нему прилагается проект норматив­ного правового акта, выносимого на референдум).

В тех случаях, когда с инициативой о проведении референдума выступают иные субъекты этого права, им необходимо в поддержку своей инициативы собрать не менее 3 и не более 5% подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме. Сбор подпи­сей осуществляется в порядке и количестве, определяемом уста­вом муниципального образования. Если устав не определяет ко­личество подписей, которое необходимо собрать в поддержку ини­циативы проведения референдума, то оно составляет 3% от числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

Подписи граждан в поддержку инициативы проведения рефе­рендума собираются.инициативной группой: каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу не менее 10 человек. Ини­циативная группа обращается в соответствующую избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии референдума с ходатайством о ее регистрации. Комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмот­реть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: а) в случае соответствия указанных ходатайств и доку­ментов требованиям закона, устава муниципального образова­ния — о направлении их в представительный орган местного само­управления, уполномоченный принимать решение о назначении референдума; б) в противном случае — об отказе в регистрации инициативной группы. Представительный орган местного самоуп­равления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум требованиям законода­тельства о местном референдуме, уставу муниципального образо­вания. При этом срок проверки, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Референдуме граждан Российской Федерации», не может превы­шать 20 дней со дня поступления в представительный орган мест­ного самоуправления соответствующих документов. Если предста­вительный орган местного самоуправления признает, что вопрос, Выносимый на референдум, отвечает предъявляемым требовали

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ.

Муниципальные выборы

В случаях, если законодательным (представительным) органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающий прядок проведения очередных муниципальных выборов(1); представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган мест­ного самоуправления; полномочия органов местного самоуправ­ления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти; законом субъекта Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразова­ния и учреждения муниципальных образований или истекли ус­тановленные сроки полномочий выборных органов местного само­управления и должностных лиц местного самоуправления, при­меняется Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспече­нии конституционных прав граждан Российской Федерации из­бирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Он служит целям защиты конституционных прав граждан Рос­сийской Федерации избирать и быть избранными в органы мест­ного самоуправления в части, не урегулированной законами субъ­ектов Федерации и принятыми в соответствии с уставами, муни­ципальных образований нормативными правовыми актами орга­нов местного самоуправления.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные выборы, т.е. выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправле­ния, выборных должностных лиц местного самоуправления, осу­ществляются на основе всеобщего равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании при обеспечении установлен­ных законом прав избирателей. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Федерации. Муниципальные выборы являются обязательными и периодическими. Срок, на который избираются органы местного самоуп­равления, не может быть меньше двух и более пяти лет. Федеральные органы государственной власти и органы государ­ственной власти субъектов Федерации гарантируют проведение де­мократических, свободных выборов в органы местного самоуправ­ления, защиту демократических принципов и норм избирательно­го права и процесса.

Собрания, сходы граждан

Территория избирательного округа, где был избран депутат, член выборного органа, выборное должностное лицо, делится на участки для голосования по отзыву. Они, как правило, совпадают с избирательными участками, образованными при проведении вы­боров данного лица. Участки для. голосования образуются главой муниципального образования по голосованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией. Участки образуются на основании дан­ных о численности избирателей, зарегистрированных на террито­рии участка, с учетом местных и иных условий из расчета не более чем три тысячи граждан, обладающих избирательным правом, на каждом участке.

Функции территориальной комиссии по проведению голосова­ния по отзыву осуществляет соответствующая территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) избирательная ко­миссия, которая образуется в соответствии с избирательным зако­нодательством. В соответствии с законами субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления территориальная избирательная комиссия может действовать на постоянной основе.

Территориальная комиссия координирует деятельность участ­ковых комиссий по проведению голосования по отзыву, которые образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Порядок их формирования определяется Законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также законами субъектов Федерации. Территориальная комиссия также разъясняет порядок приме­нения закона субъекта Федерации по отзыву депутата, члена вы­борного органа, выборного должностного лиЦа местного самоуп­равления. Кроме того, она распределяет денежные средства, выде­ляемые на подготовку и проведение голосования по отзыву, кон­тролирует их целевое использование. Территориальная комиссия обеспечивает своевременность и правильность составления спис­ков избирателей и представления их для всеобщего сведения. Спи­сок избирателей (участников голосования по отзыву) подписыва­ется председателем и секретарем территориальной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую комиссию — также председателем и секретарем участковой комиссии. Порядок составления списков избирателей (участников голосования по от­зыву) устанавливается Законом об основных гарантиях Распространение анонимных агитационных материалов запреща­ется. Агитационные материалы не должны содержать оскорбле­ний и клеветы в адрес депутата, члена выборного органа, выборно­го должностного лица, в отношении которого было принято реше­ние о проведении голосования по отзыву. Кроме того, данные ма­териалы не должны разжигать расовую, национальную, религиоз­ную рознь.

Комиссии по проведению голосования по отзыву, поставленные в известность о нарушениях установленных законом требований, предъявляемым к изготовлению, распространению и содержанию агитационных материалов, должны принять меры по пресечению данных нарушений, включая обращение в соответствующие пра­воохранительные органы.

Законодательство субъектов Федерации гарантирует депутату, выборному должностному лицу, в отношении которого принято решение о проведении голосования по отзыву, право выступать на собраниях (конференциях) избирателей, в средствах массовой ин­формации по поводу обстоятельств, послуживших основанием для выдвижения требования по отзыву.

ЗАКОНСТ.24, 28.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.

 

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:

1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Предмет муниципального праваотношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:

а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

- отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

- отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

- отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

- отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

- отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

- отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

- отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования, которое предполагает субординацию субъектов, прямое подчинение. Правоотношения в данном случае возникают, как правило, в результате и на основании властного предписания. Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего управленческие отношения.

Дозволение, признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др. Наиболее сильное воздействие имеет место со стороны норм и институтов гражданского права. Гражданский кодекс РФ, как и другие нормативно-правовые акты гражданского законодательства, достаточно широко регулирует имущественные отношения с участием муниципальных образований, других субъектов (участнико



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.019 с.)