Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, предмет и метод муниципального права.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.
Классификация муниципально-правовых норм. Муниципально-правовые нормы подразделяются: По объекту правового регулирования: - нормы, закрепляющие общее понятие местного самоуправления - нормы, закрепляющие организационные основы местного самоуправления - нормы, определяющие основные положения государственной муниципальной службы - нормы, складывающиеся в процессе принятия решений по вопросам местного значения. - нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.
По характеру: - управомочивающие правовые нормы - обязывающие правовые нормы - запрещающие правовые нормы
По территориальным пределам действия: - нормы, действующие на всей территории Российской Федерации - нормы, действующие только в пределах конкретного субъекта Российской Федерации - нормы, действующие только в определенном муниципальном образовании.
По методу правового регулирования: - Императивные правовые нормы - Диспозитивные правовые нормы
По назначению в механизме правового регулирования: - Материальные правовые нормы - Процессуальные правовые нормы.
Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов. Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения. Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право — это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены “по двум адресам”. Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др. В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии. По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие: • местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления); • основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы); • предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления; • ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. По характеру предписаний они делятся на: • управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления); • обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права); • запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами. По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования. По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований. Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д. Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу. В качестве примера можно привести основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых образований: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.
СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. Система муниципального права как отрасли российского права. Систему муниципального права как отрасли российского права составляют следующие элементы: - Отрасль муниципального права, как совокупность всех правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения. - Отдельные институты муниципального права, представляющие собой совокупность норм права регулирующих однородные общественные отношения, возникающих в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения. - Субинститут муниципального права, как совокупность норм права регулирующих отдельные стороны институтов муниципального права. - Норма права УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ. Как уже указывалось, каждое муниципальное образование имеет устав, который является основным нормативным правовым актом, определяющим систему местного самоуправления конкретного муниципального образования. Как конституирующий акт устав обладает рядом особенностей. 1. Для устава, как и для конституции, установлен особый порядок принятия, а также внесения изменений и дополнений. 2. Характерной чертой устава является его легитимность и стабильность. Легитимность устава означает, что он принят установленным особым порядком, признан местным сообществом или его большинством, для чего в процессе принятия предусматривается широкое участие населения. Положения устава в отличие от ряда других муниципальных правовых актов носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием преходящих обстоятельств. Стабильность обеспечивается не только более сложным порядком принятия, но И обязательностью государственной регистрации устава. 3. Устав носит определенный учредительный характер, так как закрепляет систему местного самоуправления конкретного муниципального образования, определяет правомочия органов и должностных лиц местного самоуправления, действующих от имени муниципального образования. 4. Устав является комплексным правовым актом, уставное регулирование отличается всеохватывающим характером, т.к. затрагивает все сферы, связанные с организацией и осуществлением местного самоуправления. 5. Все правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны соответствовать уставу МО. Все органы и должностные лица местного самоуправления, организации, граждане обязаны соблюдать устав МО, деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать заложенным в уставе концепциям, принципам, нормам. 6. Устав определяет порядок и процедуры правотворчества, его субъектов. 7. Устав задает направления муниципальному правотворчеству, содержит указания на необходимые акты, регулирующие те или иные общественные отношения в сфере местного самоуправления. Таким образом, устав представляет собой единый, обладающий особыми Юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого население муниципального образования определяет организацию местного самоуправления в конкретном МО, основы Устройства, порядка осуществления местной власти, закрепляет основные гарантии участия населения в местном самоуправлении, принципы и порядок использования ресурсов местного сообщества. Принятие и изменение устава МО Проект устава (изменений и дополнений к нему) может быть внесен на рассмотрение представительного органа в порядке правотворческой инициативы населением поселения. До принятия устава в поселении порядок выдвижения и рассмотрения правотворческой инициативы, а также субъекты, наделенные данным правом, определяются решением представительного органа с соблюдением гарантий для лиц, определенных Законом. Проект устава (изменений и дополнений к нему) должен выноситься на публичные слушания. После прохождения всех процедур, связанных с обсуждением населением основных положений устава (изменений и дополнений), проект выносится на рассмотрение принимающего органа (схода или представительного органа). Устав МО, муниципальный право вой акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа поселения. Требования к содержанию устава Новый Закон устанавливает определенные требования к содержанию устава, однако не содержит исчерпывающего перечня вопросов, которые могут регулироваться уставом. В отличие от ранее действовавших норм (ст. 8 ФЗ N2 154-ФЗ), не содержащих жестких обязательных предписаний по содержанию устава, новым Законом устанавливается, какие положения должны им определяться. Это: · наименование муниципального образования (устанавливается Законом субъекта РФ, закрепляется в уставе); · перечень вопросов местного значения; · формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; · структура и порядок формирования органов МСУ; · наименования и полномочия выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления; · виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; · срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий (не только досрочного) указанных органов и лиц; · виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; · порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением.; · порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. Кроме этого, п. 2 ст. 44 установлено, что уставом регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Действительно, ряд федеральных законов, в том числе и рассматриваемый Закон NQ 131-ФЗ, содержат указания на дополнительные вопросы, которые также подлежат уставному регулированию. В частности, ряд требований к регулированию уставом отдельных вопросов содержится в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в Гражданском Кодексе РФ (косвенное указание на акты, определяющие статус органов местного самоуправления, первым в ряду которых стоит устав М О), в Градостроительном Кодексе, а также в значительном числе статей Закона NQ 131-ФЗ, содержащих еще и детализацию требований ст. 44. в соответствии с нормами федеральных законов в уставе должны найти отражение следующие вопросы: . регулирование порядка принятия решения о назначении референдума (в соответствии с ФЗ «Об основных гарантия хизбирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ»); . порядок назначения собрания граждан по инициативе населения; . порядок принятия решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ; . численность депутатов представительного органа МСУ;. срок полномочий Главы местной администрации; . сроки назначения муниципальных выборов, используемая избирательная система для выборов депутатов представительного органа; . полномочия органов МСУ, в том числе иные, помимо установленных ст. 17 Закона NQ 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления; . полномочия главы муниципального образования; . распределение полномочий между органами местного самоуправления; . порядок формирования органов МСУ, в том числе порядок формирования контрольного органа; . иные, помимо установленных ФЗ «Об основных гарантиях», полномочия избирательных комиссий; . число членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;. порядок деятельности избирательной комиссии МО;. органы местного самоуправления, участвующие в соответствии с ГК РФ в гражданских правоотношениях от имени муниципального образования, и их полномочия в данныхправоотношениях; . подотчетность и подконтрольность органов и должностных лиц местного самоуправления; . дополнительные требования к кандидатам на должность главы администрации (при выборе модели, в которой Глава муниципалыюго образования не является Главой Администрации); . порядок принятия решения о самороспуске представительного органа; . порядок подписания и обнародования нормативных правовых актов представительного органа;
МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ. Местный референдум Местный референдум — голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения В соответствии с законодательством о местном референдуме на референдум не могут вь1носиться вопросы, касающиеся досрочного прекращения или продления срока полномочий, приостановления полномочий органов местного самоуправления, а также проведения досрочных выборов органов местного самоуправления либо их отсрочки; формирования состава органов местного самоуправления, персонального состава этих органов; избрания, утверждения, назначения либо дачи согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц; принятия или изменения соответствующего бюджета, исполнения и изменения финансовых обязательств муниципального образования; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Кроме того, на референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования, а также связанные с ограничением или отменой общепринятых прав и свобод человека и гражданина, с конституционными гарантиями реализации прав и свобод. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории, на которой проводится референдум, и обладающие избирательным правом. В списки для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, законами субъектов Федерации включаются иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно Проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится референдум. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении референдума не включаются в списки участников референдума и учитываются при определении числа участников данного референдума. Инициатива депутатов о проведении референдума рассматривается представительным органом местного самоуправления, который принимает решение о назначении референдума в порядке и сроки, установленные уставом муниципального образования в соответствии с законом. Решение принимается большинством голосов от установленного числа депутатов представительного органа лестного самоуправления. При этом в решении о назначении референдума указывается дата проведения референдума, вопрос, выносимый на референдум (либо к нему прилагается проект нормативного правового акта, выносимого на референдум). В тех случаях, когда с инициативой о проведении референдума выступают иные субъекты этого права, им необходимо в поддержку своей инициативы собрать не менее 3 и не более 5% подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме. Сбор подписей осуществляется в порядке и количестве, определяемом уставом муниципального образования. Если устав не определяет количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, то оно составляет 3% от числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются.инициативной группой: каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу не менее 10 человек. Инициативная группа обращается в соответствующую избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии референдума с ходатайством о ее регистрации. Комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: а) в случае соответствия указанных ходатайств и документов требованиям закона, устава муниципального образования — о направлении их в представительный орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение о назначении референдума; б) в противном случае — об отказе в регистрации инициативной группы. Представительный орган местного самоуправления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум требованиям законодательства о местном референдуме, уставу муниципального образования. При этом срок проверки, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Референдуме граждан Российской Федерации», не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган местного самоуправления соответствующих документов. Если представительный орган местного самоуправления признает, что вопрос, Выносимый на референдум, отвечает предъявляемым требовали МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ. Муниципальные выборы В случаях, если законодательным (представительным) органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающий прядок проведения очередных муниципальных выборов(1); представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления; полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти; законом субъекта Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и учреждения муниципальных образований или истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, применяется Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Он служит целям защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Федерации и принятыми в соответствии с уставами, муниципальных образований нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные выборы, т.е. выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом прав избирателей. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Федерации. Муниципальные выборы являются обязательными и периодическими. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, не может быть меньше двух и более пяти лет. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации гарантируют проведение демократических, свободных выборов в органы местного самоуправления, защиту демократических принципов и норм избирательного права и процесса. Собрания, сходы граждан Территория избирательного округа, где был избран депутат, член выборного органа, выборное должностное лицо, делится на участки для голосования по отзыву. Они, как правило, совпадают с избирательными участками, образованными при проведении выборов данного лица. Участки для. голосования образуются главой муниципального образования по голосованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией. Участки образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории участка, с учетом местных и иных условий из расчета не более чем три тысячи граждан, обладающих избирательным правом, на каждом участке. Функции территориальной комиссии по проведению голосования по отзыву осуществляет соответствующая территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) избирательная комиссия, которая образуется в соответствии с избирательным законодательством. В соответствии с законами субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления территориальная избирательная комиссия может действовать на постоянной основе. Территориальная комиссия координирует деятельность участковых комиссий по проведению голосования по отзыву, которые образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Порядок их формирования определяется Законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также законами субъектов Федерации. Территориальная комиссия также разъясняет порядок применения закона субъекта Федерации по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лиЦа местного самоуправления. Кроме того, она распределяет денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение голосования по отзыву, контролирует их целевое использование. Территориальная комиссия обеспечивает своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего сведения. Список избирателей (участников голосования по отзыву) подписывается председателем и секретарем территориальной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую комиссию — также председателем и секретарем участковой комиссии. Порядок составления списков избирателей (участников голосования по отзыву) устанавливается Законом об основных гарантиях Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Агитационные материалы не должны содержать оскорблений и клеветы в адрес депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица, в отношении которого было принято решение о проведении голосования по отзыву. Кроме того, данные материалы не должны разжигать расовую, национальную, религиозную рознь. Комиссии по проведению голосования по отзыву, поставленные в известность о нарушениях установленных законом требований, предъявляемым к изготовлению, распространению и содержанию агитационных материалов, должны принять меры по пресечению данных нарушений, включая обращение в соответствующие правоохранительные органы. Законодательство субъектов Федерации гарантирует депутату, выборному должностному лицу, в отношении которого принято решение о проведении голосования по отзыву, право выступать на собраниях (конференциях) избирателей, в средствах массовой информации по поводу обстоятельств, послуживших основанием для выдвижения требования по отзыву. ЗАКОНСТ.24, 28. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.
Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений. Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением. Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты. Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как: 1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9); 2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти; 3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов; 4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Предмет муниципального права — отношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая: а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации; б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность; в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения; г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп: - отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия; - отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление; - отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления; - отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих; - отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления; - отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти; - отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества. На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие. Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления. Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права. Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их. В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный. Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других. В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством. Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц. Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений. Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью. При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д. Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права. Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования. Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования, которое предполагает субординацию субъектов, прямое подчинение. Правоотношения в данном случае возникают, как правило, в результате и на основании властного предписания. Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего управленческие отношения. Дозволение, признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др. Наиболее сильное воздействие имеет место со стороны норм и институтов гражданского права. Гражданский кодекс РФ, как и другие нормативно-правовые акты гражданского законодательства, достаточно широко регулирует имущественные отношения с участием муниципальных образований, других субъектов (участнико
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.131 (0.017 с.) |