Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Торговое законодательство

Поиск

 

 

1. Понятие торгового законодательства. Конституция Российской Федерации – общая правовая основа торгового законодательства. Компетенция Российской Федерации в сфере правового регулирования торговой деятельности.

2. Структура и состав торгового законодательства. Гражданский кодекс РФ как источник торгового права. Законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации в области торгового права. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам коммерческой деятельности.

3. Значение обычаев делового оборота и деловых обыкновений в системе правового регулирования торговой деятельности. Сфера применения и правовое значение обычаев делового оборота и деловых обыкновений в международной торговле.

4. Международные, межгосударственные и межправительственные соглашения по вопросам торговли как источники коммерческого права. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., другие акты международного торгового права, их правовое значение и сфера применения.

5. Процесс гармонизации российского и зарубежного торгового законодательства. Основные направления и способы обеспечения такой гармонизации: участие в международных организациях по вопросам торговли, заключение международных договоров, признание правовых актов международного торгового права, использование обычаев международного торгового оборота и другие.

6. Отраслевые особенности торгового законодательства. Соотношение дозволительных, диспозитивных, договорно-отсылочных и императивных норм в торговом законодательстве. Типовые примерные (рекомендательные) и методические нормативные акты, их правовое значение, ведущая роль инициативы и усмотрения лиц в создании и осуществлении субъективных прав, использовании ненормативных правовых средств в сфере торговой деятельности.

 

 

Организационно-методические рекомендации по теме 3 «Торговое законодательство»

 

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут приниматься исключительно соответствующими федеральными органами. Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Торговое законодательство образует специальную часть, раздел гражданского законодательства. Торговое законодательство – это относительно обособленная от гражданского законодательства совокупность правовых норм, регулирующих торговую деятельность.

Поскольку торговое право решает отдельные, специальные вопросы имущественных отношений, было бы совершенно неправильно говорить о дуализме, двойственности гражданского и торгового права.

Торговое законодательство должно пониматься как специальная часть гражданского законодательства, а торговое право – как подотрасль гражданского законодательства. Общие положения гражданского законодательства распространяются на отношения торгового оборота. Таковы правила о юридических лицах, праве собственности, способах защиты, ответственности и др. Торговое законодательство разрабатывается для закрепления специфики торговой деятельности, отражения ее особенностей. В случаях когда какой-то вопрос в специальном торговом законе урегулирован иначе, чем в гражданском, то к торговле применяются нормы торгового законодательства. Важно понимать не только взаимоположение, но и взаимовлияние торгового и гражданского права. Гражданское право своим происхождением и развитием обязано в первую очередь торговле. Потребности регулирования товарных рыночных отношений оказывают определяющее влияние на развитие гражданского права, основных его институтов. К. Маркс характеризовал римское частное право как отличающееся «непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев.»[1]. По выражению известного английского ученого-юриста В. Ансона «договорное право является детищем торговли». Это означает, что главное регулирующее средство гражданского права – договор – возникло и сформировалось под воздействием потребностей торгового оборота.

В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России существенное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, документированные в изданиях авторитетных общественных организаций. Одним из источников гражданского и торгового права во всех странах является обычай. Отсутствует единое для всех стран определение обычая как правовой нормы. Более того, в доктрине одной и той же страны могут существовать различные определения обычая. В качестве основных признаков, которыми, как правило, характеризуется обычай, принято считать следующие: продолжительность существования, постоянность соблюдения, определенность, не противоречие публичному порядку. Что касается места обычая в иерархии правовых норм, то во многих странах обычай понимается, прежде всего, как норма, дополняющая закон в тех случаях, когда соответствующее предписание в законе вообще отсутствует или оно недостаточно полно.

В таких странах, как Франция и Германия, не исключается применение обычая, противоречащего нормам закона. Применение обычного права в Англии и США имеет свои особенности, так как речь идет не только о соотношении обычая и закона, но и о соотношении обычая и норм прецедентного права: нормы обычного права в результате применения их судами превращаются в нормы прецедентного права и становятся составной частью общего права.

Помимо обычаев, имеющих нормативный характер и применяющихся так же, как и любая другая норма права, в доктрине и практике выделяются еще так называемые обыкновения, играющие особенно большую роль при регулировании отношений сторон по торговой сделке. Подобно обычаям, обыкновения – это правила поведения, сложившееся в определенной отрасли торговли на основе постоянного и единообразного их применения. Однако, в отличие от обычаев, они не являются источником права и применяются только при условии, что эти правила известны сторонам и нашли отражение в сделке в виде прямой отсылки или подразумеваемого условия. Такого рода обыкновения распространены в сфере международной торговли, многие из них нашли отражение в ряде документов различных международных организаций, например в сборниках, подготовленных Международной торговой палатой в Париже (МТП). К их числу, в первую очередь относится широко известный во всем мире сборник международных торговых терминов «Инкотермс». Повсеместное распространение в мировой банковской практике имеют такие документы, разработанные МТП, как Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила для гарантий по требованию. Все эти документы, пользующиеся широким признанием в соответствующих сферах делового общения, подвергаются модификации, с тем, чтобы действующие редакции их содержания отражали потребности торгового оборота и новые явления, возникающие в практике международного экономического оборота, для которого характерно чрезвычайно динамичное развитие.

 

Среди всей совокупности источников выделяется Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Она была принята на специально для этого созванной международной конференции ООН, проходившей в Вене с 10 марта по 11 апреля 1980г: ее сокращенное общеупотребительное название – Венская конвенция. Значение Венской конвенции определяется тем, что в ней содержатся основные нормы, посвященные международной купле-продаже; по существу – это базовый нормативный правовой акт, на который опираются все другие источники, так или иначе относящиеся к сфере международной торговли. Российская Федерация – участник Венской конвенции как правопреемник Союза ССР, который присоединился к Венской конвенции с 16 августа 1990 г.

Основную массу международного коммерческого оборота составляют экспортно-импортные операции с материальными ценностями: готовыми изделиями, полуфабрикатами, сырьем. Венская конвенция принималась в целях урегулирования именно таких операций, поэтому ее положения не являются универсальными, а сфера действия не является безграничной.

Венская конвенция не применяется к отношениям по продаже товаров с аукциона, продаже товаров в порядке исполнительного производства или продаже в ином порядке в силу закона. Кроме того, Венская конвенция не применяется по общему правилу к продаже товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования – подпункт а ст. 2 Конвенции.

Тем самым договор международной купли-продажи по Венской конвенции приобретает черты, характерные для договора поставки по российскому гражданскому праву, поскольку согласно ст. 506 ГК РФ, предметом договора поставки могут быть товары, предназначенные…» для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием». Но если поставщиком по российскому договору поставки может быть только лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, то Венская конвенция не устанавливает аналогичного ограничения, поэтому продавцом в договоре международной купли-продажи могут быть физические лица и организации, которые не осуществляют предпринимательской деятельности.

В Конвенции закреплены положения, устанавливающие ее соотношения с нормами национального права. В частности, согласно ст. 5 Конвенции, она «не применяется в отношении ответственности продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица». К этим отношениям применяются нормы национального права; если в данном конкретном случае применимым правом будет российское право, то вопрос об ответственности продавца будет решаться на основании ст. 1095-1098 ГК РФ.

Важнейшим принципом действия Венской конвенции является добровольность ее применения участниками международных экономических отношений. Этот принцип провозглашен в ст. 6 Конвенции, которая гласит: «Стороны могут исключить применение настоящей Конвенции, при условии соблюдения статьи 12, отступить от любого из ее положений или изменить его действие». Единственное исключение из принципа добровольности относится к правилу ст. 12 Конвенции, согласно которому стороны не вправе изменить оговорку относительно обязательности письменной формы договора купли-продажи, сделанную государством, в котором хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие, при присоединении к Венской конвенции. Других исключений из принципа добровольности Венская конвенция не предусматривает. Такой подход представляется достаточно гибким, он позволяет участникам экспортно-импортных операций определять то применимое право, которое с их точки зрения наиболее адекватно соответствует особенностям их взаимоотношений. Например, исключив применение отдельных положений Венской конвенции, стороны могут заменить их нормами национального права, положениями lex merkatoria, обычаями делового оборота либо могут урегулировать соответствующие вопросы самостоятельно путем внесения согласованных ими условий в содержание договора.

Из содержания ст. 6 Венской конвенции вытекает презумпция о ее применении к отдельным конкретным договорам международной купли-продажи: конвенция не подлежит применению полностью или в соответствующей части только тогда, когда сторонами договора прямо и не двусмысленно заявлено об этом. Если подобной оговорки не сделано, Венская конвенция применяется к договорам международной купли-продажи между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, являющихся участниками Конвенции (договаривающимися государствами). Если же участником Конвенции является государство, лишь одной из сторон договора, договор подпадает под действие Венской конвенции в случае, «когда согласно нормам международного частного права, применимо право договаривающегося государства (подп. b) п. 1 ст.1 конвенции).

Если же для заключаемого договора Венская конвенция не может быть применимым правом в силу закона, стороны вправе применить Венскую конвенцию в целом или отдельные ее фрагменты, предусмотрев это в контракте. В таких случаях Венская конвенция выполняет роль не нормативного акта, а источника, имеющего рекомендательный характер как и другие источники, относящиеся к lex merkatoria или субправу (стандартные контракты, примерные условия и т.д.). И в этом аспекте Венская конвенция имеет большое практическое значение, поскольку далеко не все государства являются ее участниками и для резидентов таких государств ее применение зависит от их воли – от признания ими надежности и эффективности регулятивного действия положений Венской конвенции.

 

Lex mercatoria (право торговое) – представляет комплексное явление, свойственное современному состоянию унификации права международных коммерческих контрактов, отражающее возникновение ранее неизвестных практике и праву участников и форм юридического взаимодействия сторон таких контрактов, недостаточности национально-правового и международно-правового механизмов регулирования указанных отношений.

Содержание lex mercatoria отражает его комплексный характер и включает широкий набор предписаний, состоящий из общепризнанных принципов международного права, принципов гражданского обязательственного права, в целом совпадающих в различных правовых системах, что позволило достичь обобщения таких принципов в виде «частных» унификаций в рамках УНИДРУА, типовых контрактов и иных рекомендаций межправительственных и неправительственных организаций.

Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА – международный документ, который имеет неформальный характер и не является источником права в традиционном смысле, поскольку не представляет собой результат непосредственного проявления воли государства, хотя он и принят международной правительственной организацией (Международный институт унификации частного права УНИДРУА).

Учитывая недостаточную правовую подготовку малых и средних отечественных предприятий, им целесообразно использовать следующие ориентиры в правовом регулировании отношений из международных коммерческих контрактов: международные конвенции, в которых участвует Российская Федерация, затем российское гражданское право, Принципы УНИДРУА, иностранное право.

 

Проводимая международными организациями унификация права, хотя в основном направлена на создание единообразных правил, применяемых при регулировании международных сделок, вместе с тем имеет своим предметом также и правовые нормы, имеющие общий характер, то есть применяемые, в основном во внутреннем торговом и гражданском обороте. а в результате достигается полное изменение права этих государств в определенной области. Унификация правовых норм осуществляется в современных условиях не только посредством заключения международного договора. Все чаще используется путь, при котором совместными усилиями нескольких государств (либо с помощью международной организации) создается проект типового закона, который заинтересованные государства могут ввести у себя в стране. Так в странах Северного союза, объединяющего Скандинавские страны и Финляндию еще в начале ХХ в. были приняты единообразные законы о договоре купли-продажи, о торговом реестре, о торговых агентах и др. Проведение подобной унификации обладает тем недостатком, что каждое из государств, принимая такой типовой закон, может вносить в него любые изменения либо ограничиться принятием какой-то части предписаний.

Единообразное регулирование таких отношений может произойти и без намеренного предварительного создания единообразных норм, а как бы стихийно, когда сходные экономические, политические условия и потребности, складывающиеся в разных странах, вызывают необходимость одинакового правового регулирования. Но в таких случаях в литературе употребляется термин не «унификация», а «сближение», или «гармонизация», правовых норм. Представляется особенно существенным определенное сближение ряда правовых норм и принципов права стран континентальной Европы и стран общего права. Эта тенденция, в частности, довольно отчетливо прослеживается при анализе ряда предписаний последних десятилетий в праве, относящихся к одной и другой правовой системе, особенно в области договорного права. Сближение правовых систем происходит не только путем изменения правовых предписаний. Оно идет и по линии изменения методов регулирования: если в странах континентальной Европы все большее значение приобретает судебная практика, то в странах прецедентной системой права возрастает роль закона. Сближение может происходить и без изменения самих правовых предписаний, когда, используя различающиеся правовые принципы и нормы, свойственные разным странам, толкуют и применяют их таким образом, что, сглаживая разные позиции, приходят к одинаковому результату. Одна из задач Комиссии по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) состоит в том, чтобы изыскать пути и средства, обеспечивающие единообразие толкования международных конвенций и единообразие законов в области права международной торговли.

Принимаемые в последнее время международные конвенции предписывают при толковании их положений учитывать международный характер норм, содержащихся в этих конвенциях, и необходимость содействовать достижению единообразия в их применении (ст. 1 Конвенции об исковой давности в международной купли-продажи 1974 года, ст. 3 Конвенции о морской перевозке грузов 1978 года, ст. 7.1 Венской конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 года).

 

Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА – это документ, который имеет неформальный характер и не является источником права в традиционном смысле, поскольку не представляет собой результат непосредственного проявления воли государства, хотя он и принят международной правительственной организацией. Главная особенность при использовании такого документа для регулирования возникающих между контрагентами из разных стран отношений заключается в том, что в соответствующих случаях в основе применения этого источника правовых норм лежат не формальные предпосылки, а присущая ему авторитетность. Данное качество вытекает, с одной стороны, из международного происхождения документа, а с другой – из универсальности его содержания, отражающего наиболее общие, сформулированные в большинстве национальных правовых систем подходы к решению правовых вопросов либо решения, отвечающие потребностям наиболее оптимального регулирования международных торговых сделок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.184.197 (0.009 с.)