Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет. Петр I: модернизация и европеизация традиционного общества в России. Итоги и последствия петровских реформ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Петр I: модернизация и европеизация традиционного общества в России. Итоги и последствия петровских реформ. Составитель Одинцова Ксения Реформы Петра: - Военная реформа - Реформы органов власти и управления - Реформа сословного устройства русского общества - Церковная реформа - Реформы в области культуры и быта - Экономическая реформа Укрепление армии и финансов страны помогло России решить важнейшую внешнеполитическую проблему - овладеть выходами в Балтийское и Азовское моря. В 1721 году был подписан Ништадтский мир, по которомуРоссия получила шведские владения в Прибалтике - Лифляндию и Эстляндию, часть Карелии с Выборгом, а также территории, отнятые по Столбовскому миру. Важным средством разрыва с традицией был перенос столицы в 1703 году из Москвы в Петербург. Стремление увеличить налоги и одновременно приблизить города России к европейскому образцу заставило Петра Первого в 1699-1700 годах провести городскую реформу. По ней города выводились из-под военного управления и переводились на самоуправление. В первой четверти восемнадцатого века в стране возникло около ста мануфактур (в конце семнадцатого века их было всего около десяти). Петр Первый активно поощрял внешнюю торговлю, прежде всего вывоз не сырья, а готовой продукции, причем на российских кораблях. При этом таможенная пошлина на некоторые товары снижалась более чем в сто раз. Напротив, ввоз в Россию дешевых импортных товаров был затруднен высокими пошлинами. Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Богословские предметы в школе уступали место естественно-научным и техническим: математике, астрономии, геодезии, фортификациии, инженерному делу. Это соответствовало господствовавшему в то время в Европе умонастроению, определившему целую эпоху Просвещения второй половины семнадцатого - восемнадцатого веков. В петровское время в России впервые были созданы основы системы естественно-научного и технического образования. Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская школы (1701),Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). В 1725году в Петербурге была создана Академия наук. Но раз за разом его попытки совместить европейские формы жизни и укрепление государства кончались провалом. Первой из них было стремление сделать армию вольнонаемной, как в Европе. Это не получилось, и пришлось прибегнуть к рекрутчине. Не удалось обеспечить общественную поддержку и европейской системе городского самоуправления. В результате она прекратила свое существование. Не прижилась коллегиальная система в областном управлении и в сборе налогов, которые пытались ввести в 1713 и 1724 годах. Не вполне удачной была и попытка Петра ввести в России европейские формы судопроизводства. Устный судебный процесс был заменен письменной фиксацией показаний сторон. Более подробным, хотя и не систематизированным, стало законодательство. Но в глазах неграмотного рядового населения такой суд был менее понятен, чем старый, устный. Толкование противоречащих друг другу законов открывало простор для произвола. В годы правления Петра постепенно формировалась система тотального контроля царя за населением. Тем самым, взяв за образец европейский абсолютизм, дающий некоторый простор самоуправлению сословий, но не допускающий их к власти путем использования противоречий между ними, Петр Первый лишь укрепил систему русского самодержавия, сословное самоуправление в которой практически отсутствовало. Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать страны, которые встали на капиталистический путь развития.
Реформа Описание (характеристика) реформ Петра Система управления 30 января 1699г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Главная Бурмистерская палата (Ратуша), подчиняющаяся царю, была в Москве и ведала всеми выборными людьми в городах России.Наряду с новыми приказами возникали некоторые канцелярии. Преображенский приказ – сыскной и карательный орган.(административное учреждение, существовавшее в 1695-1729 гг. и ведавшее делами о государственных преступлениях, - это Преображенский приказ) Губернская реформа 1708-1710гг. Страна была разделена на 8 губерний. Во главе губерний стояли генерал-губернаторы и губернаторы, они имели помощников – вице-губернаторов, обер-комендантов (ведавших военными делами), обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров (в их руках были денежные и хлебные сборы), а также ландрихтеров, в руках которых было правосудие.В 1713-1714гг. появилось еще 3 губернии. С 1712г. губернии стали делиться на провинции, а с 1715г. провинции делились уже не на уезды, а на «доли» во главе с ландратом.1711г. – создание Сената, практически одновременно Петр I основал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Фискалы все свои наблюдения отправляли в Расправную палату, откуда дела поступали в Сенат. В 1718-1722гг. Сенат был реформирован: его членами стали все президенты коллегий, была введена должность генерал-прокурора. Учрежденный Петром I в 1711 г. Правительствующий Сенат заменил... Боярскую думу, деятельность которой постепенно затухает. Постепенно пробивала себе дорогу и такая форма государственного управления, как коллегия. Всего было учреждено 11 коллегий. Приказная система была громоздка и неповоротлива. Камер-коллегия – сбор налогов и других поступлений в казну.Во времена правления Петра I орган государственного управлениизанимавшийся сбором налогов и других поступлений в казну, называл«камер...-коллегия».«штатц-контор – коллегия» - государственный расходы«ревизион-коллегия» – контроль за финансамиВ 1721г. в Петербурге был воссоздан на правах центрального учреждения Главный Магистрат и городские магистраты.Наконец, в дополнение к Преображенскому приказу для решения дел политического сыска в Петербурге была учреждена Тайная канцелярия.Указ О престолонаследии В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии: император мог сам назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Он мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Законодательный акт Петра I о реформе церковного управления иподчинении церкви государству назывался. «Духовный регламент»..(1721) Реформы государственного строя, проведенные Петром I, привели к...укреплению неограниченной власти царя и абсолютизму. Налогообложение, финансовая система. В 1700г. у владельцев территорий Торжков отнято было право сбора пошлин, отменены архаичные тарханы. В 1704г. все постоялые дворы были взяты в казну (как и доходы с них).По указу царя с марта 1700г. ввели вместо суррогатов медные денежки, полушки и полуполушки. С 1700г. стали входить в оборот и крупные золотые и серебряные монеты. За 1700-1702гг. денежная масса в стране резко увеличилась, началось неизбежное обесценивание монеты.Политика протекционизма, политика направленная на накопление богатств внутри страны, главным образом, преобладание вывоза над ввозом – повышенный таможенный сбор с иностранных купцов. 1718-1727гг. – первая ревизская перепись населения. 1724г. – введение подушной подати. Сельское хозяйство Внедрение в практику жатвы хлеба вместо традиционного серпа – литовской косы.Упорное и настойчивое внедрение новых пород скота (рогатый скот из Голландии). С 1722г. казенные овчарни стали передаваться в частные руки.Казна энергично организовывала и конские заводы.Были предприняты первые попытки государственной охраны лесов. В 1722г. была введена должность валь-дмейстера в районах крупных лесных массивов.Преобразования в промышленности Важнейшим направлением реформ было форсированное строительство казной железоделательных заводов. Особенно активно велось строительство на Урале.Создание крупных верфей в Петербурге, Воронеже, Москве, Архангельске.В 1719г. для руководства промышленностью создается Мануфактур-коллегия, а для горной отрасли – специальная Берг-коллегия.Создание в Москве адмиралтейской парусной фабрики. В 20-х гг. XVIII в. число текстильных мануфактур достигло 40.Преобразования соц.структуры Табель о рангах 1722г. – давал возможность незнатным людям участвовать в государственной службе, повышать социальный статус, всего вводила 14 рангов. Последний 14 класс – коллежский регистратор.Генеральный регламент, новая система чинов в гражданских, придворных и военных службах.Ликвидация холопов как отдельного сословия, бояр как отдельного сословия.Указ о единонаследии 1714г. разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде, была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладениемРегулярная армия Всего за период с 1699 по 1725 г. было произведено 53 набора (284 187 человек). Военная служба в то время была пожизненной. К 1725г. после окончания Северной войны, полевая армия насчитывала всего 73 полка. Помимо полевой армии в стране была создана система расквартированных по селениям военных гарнизонов, предназначенных для внутренних целей охраны мира и порядка. Российская армия стала одной из сильнейших в Европе.Был создан внушительный Азовский флот. Россия имела на Балтике самый мощный флот. Создание Каспийского флота произошло уже в 20-е гг. XVIII в. В 1701г. открылась первая большая артиллерийская школа в Москве, в 1712г. – в Петербурге. В 1715г. стала действовать петербургская Морская академия офицерских кадров. Церковные преобразования 1721г. – образование Синода во главе с президентом. Уничтожил патриаршество Учреждение специальной «коллегии церковных дел» Учреждение должности обер-прокурора Синода Европеизация культуры Немецкая слобода.
28. Социально-экономическая политика Петра 1. Преобразования в области культуры и быта. Начало социокультурного раскола русского общества. Социально-экономические реформы Петра I – индустриализация по-императорски? Петра I зачастую представляют как реформатора, позволившего России перейти от феодальных отношений к капиталистическим. Однако это вряд ли можно считать корректным. Проведённые им реформы были направлены, прежде всего, на создание и обслуживание сильных вооружённых сил (армии и флота). Безусловно, реформы укрепили и собственную власть Петра I, позволив ему объявить себя в 1721 г. императором. Но результаты экономических и социальных преобразований во многом спорны – по сути дела он провёл «индустриализацию» XVIII века.В экономике петровские реформы привели к тому, что на мануфактурах стали работать крепостные. Чтобы обеспечить мануфактуры рабочими, крестьян принудительно отрывали от земли. Оставшимся в деревне крестьян отнюдь не стало легче – подати на них увеличились почти в два раза из-за смены подворного налогообложения на подушное. Ориентация мануфактур на выполнение казённого военного заказа привела к тому, что российские заводчики не были заинтересованы в развитии производства и улучшении качества продукции. К тому же, зависимость от государства влияла на их инертность в политической сфере и не стремились к представительному правлению.С социальной точки зрения, петровские реформы способствовали укреплению крепостного права, а следовательно, ухудшили положение большинства населения России. Больше всего от его реформ выиграли дворяне – их уравняли в правах с боярами, фактически упразднив бояр как сословие. Кроме того, тем, кому повезло в то время остаться свободным, получили возможность заслужить дворянство согласно Табелю о рангах. Однако культурные преобразования, дополнившие социальные реформы, впоследствии привели к фактическому выделению отдельной дворянской субкультуры, мало связанной с народом и народными традициями.Позволили ли петровские реформы построить в России капитализм? Вряд ли. Ведь производство было ориентировано на государственный заказ, а социальные отношения были феодальными. Стало ли социально-экономическое положение России лучше после этих реформ? Вряд ли. Петровское правление сменилось чередой дворцовых переворотов, а во времена Екатерины II, с которой связывают расцвет Российской империи, произошло пугачёвское восстание. Был ли Пётр I единственным, кто мог осуществить переход к более развитому обществу? Нет. Славяно-греко-латинская академия была основана до него, западные манеры перенимались российским боярством и дворянством до него, упорядочение приказной бюрократии было произведено до него, мануфактуры (не казённые!) открывались до него и т.д. Пётр I сделал ставку на военную силу – и выиграл. Преобразования в области культуры и быта.Образование.В петровскую эпоху ускорились темпы культурного развития России, причем ведущим стало светское направление, хотя роль церкви в жизни страны оставалась значительной. Определился и светский характер образования. Соединение обучения с практикой - отличие школ петровского времени. В эту эпоху были основаны школы математических и навигацких наук в Москве, артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы и Морская академия в Санкт-Петербурге. Обучение грамоте дворянских детей стало обязательным. Для непривилегированных сословий были созданы начальные цифирные школы. Появились учебники, в Санкт-Петербурге открылась первая публичная библиотека. Вводился гражданский печатный шрифт вместо трудночитаемого церковнославянского. С 1702 г. начала выходить первая русская печатная газета "Ведомости". В петровскую эпоху установились постоянные контакты со странами Европы. Для работы в России приглашались иностранные мастера, а дети дворян отправлялись учиться за границу. Разрозненные знания по различным отраслям начали превращаться в науку. В 1725 г. в Санкт-Петербурге открылась Академия наук. Было начато изучение природных условий и картографирование страны. Экспедиция под руководством В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного его именем. Первый токарный станок сконструировал механик А.К. Нартов открылся первый естественно-исторический музей Кунсткамера и Ботанический сад в Санкт-Петербурге. Общественная мысль. Много изменений произошло в быту. После посещения стран Европы Петр I начал вводить в России короткую стрижку, бритье лица, европейскую одежду, разрешалось курение. Местом встреч и развлечений привилегированных сословий стали ассамблеи, где могли появляться и женщины. С немецкого языка было переведено руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе - "Юности честное зерцало", дополненное Петром I. В России стали проводиться общественные праздники - массовые гулянья, фейерверки. С 1 января 1700 г. в России начал праздноваться Новый год и вводилось новое летоисчисление от Рождества Христова как в большинстве европейских стран.
Дворцовые перевороты. Предпосылки дворцового переворота. 1).Противоречия между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. 2).Острая борьба различных группировок за власть, сводившаяся чаще всего к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол. 3). Активная позиция гвардии, которую Пётр воспитал как привилегированную опору самодержавия, взявшую на себя, к тому же, право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил её возлюбленный император. 4). Пассивность народных масс, абсолютно далёких от политической жизни столицы. 5). Обострение проблемы престолонаследия в связи с принятием Указа 1722г., сломавшего традиционный механизм передачи власти. Причины дворцовых переворотов. 1). Отойдя от национальной политической традиции, согласно которой престол лишь прямым наследникам царя, Пётр сам подготовил кризис власти. 2). На Российский престол после смерти Петра претендовало большое количество прямых и косвенных наследников; 3).Во всей своей полноте проявились существовавшие корпоративные интересы дворянства и родовой знати. При анализе эпохи дворцовых переворотов важно обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, инициаторами переворотов выступали различные дворцовые группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника. Во-вторых, важнейшим следствием переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства. В-третьих, движущей силой переворотов была гвардия. Действительно именно гвардия в рассматриваемый период решила вопрос о том, кому быть на престоле.
Просвещенный абсолютизм в России. Политико-правовые идеи «Наказа» Екатерины II. Образование и деятельность комиссии по составлению нового Уложения. 1.Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Просвещенный абсолютизм складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывающих "естественные права" человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Преследовали идеал "общего блага", т.е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов. Основные факторы политики "просвещенного абсолютизма" в России. Факторы проведения политики модернизации. В России политика "просвещенного абсолютизма" была вызвана к жизни: - Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны,которая была невозможна без развития промышленности и торговли.- Осознанием руководством страны необходимости привести существующие систему управления и уровень культурного развития в соответствие с "духом времени", социально-экономическими процессами и тем самым укрепить абсолютистское государство. - Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов. - Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений. - Представлениями Екатерины II о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие. На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное - сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика "просвещенного абсолютизма" носила крайне противоречивый характер: "просвещение" и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов. Решающую роль играла личность "великой императрицы", оказывавшая огромное влияние на проведение политики "просвещенного абсолютизма" в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императрицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России. Задачи политики "просвещенного абсолютизма" в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему: -Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов. -Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества. -Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность. -Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика "экономического либерализма"). -Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране.как обязательное условие модернизации и просвещения. - Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения. Сущность политики "просвещенного абсолютизма", таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и "обновление" абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества 2. В 1767 г. была созвана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Екатерина II подготовила для этой Комиссии обширный “Наказ. В “Наказе” содержится ряд положений, не осуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, власть законов и др. В самом начале “Наказа” провозглашается - “Россия есть европейская держава”. Концепция разделения властей озвучена, как разграничение компетенции различных ведомств и государственных органов. Самодержавное правление поддерживает промышленность и торговлю, развивает просвещение. В окончательном тексте “Наказа” крепостничество берется как факт, не подлежащий критике; рассуждение о невозможности законодательной отмены крепостного права. В некоторых статьях “Наказа” предлагались отдельные меры по стимулированию труда земледельцев.В результате обсуждения крестьянского вопроса выявилось, что дворянство в целом болезненно воспринимает любой намек на возможность изменений и реформ, касающихся собственности и власти помещиков над крепостными; поэтому деятельность Уложенной комиссии была прекращена.Для эпохи и идеологии “просвещенного абсолютизма” характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические учреждения. 3.Цель создания Уложенной комиссии. Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан еще при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое «Уложение». Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни. В ходе подготовки к созданию новой Уложенной комиссии был создан ряд специальных комиссий, задачей которых было установление пределов "законной власти правительства". В 1763 г. создается комиссия о вольности дворянской (позже ставшая советом при императрице), в 1762 г. - комиссия о коммерции, в 1762 г. - комиссия о церковных имениях. Комиссии готовили проекты законов, определявших государственный строй: от фундаментальных законов отличались законы текущие. Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового «Уложения». Это собрание выборных было названо «Комиссией для составления проекта нового Уложения». Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов. Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от пред шествующих по крайней мере тремя особенностями: более широким представительством — право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост — уезд — провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.239 (0.014 с.) |