Общественные движения в России первой половины 19 в. Декабристы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные движения в России первой половины 19 в. Декабристы



Общественные движения в России первой половины 19 в. Декабристы

В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России. Познакомившееся с политическими движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости Российского государства является крепостное право. В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В 1818 г. в Москве была создана организация «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах. Общество пропагандировало идею уничтожения крепостного права, готовя революционный переворот силами офицерства. «Союз благоденствия» распался по причине разногласия между радикальными и умеренными членами союза. В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе с П.И.Пестелем, который был автором программного документа «Русская Правда».

В Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева было создано «Северное общество», имевшее либеральный план действий. У каждого из этих обществ была своя программа, но цель была единой - уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий, создание республики, разделение властей, провозглашение гражданских свобод.

Началась подготовка к вооруженному восстанию.

Смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю I осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.

Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки.

В 30-40 гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

 

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С.Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции славянофилов -убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истиной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра I.

Западничество возникло в 30-40 гг. 19 в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии. Реформаторскую деятельность Петра I они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х годов приобрел литературный кружок М.В.Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Плещеев, А.Н.Майков, П.А.Федотов, М.И.Глинка, П.П.Семенов, А.Г.Рубинштейн, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой).

С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А.Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

Отцом «теории русского социализма» был А.И.Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г.Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований


 

Россия в эпоху Великих реформ 60-х – 70х гг. 19 столетия.

В 60 - 70-е годы XIX в. император Александр II (1855 -1881 гг.) провел серию реформ, которые современники назвали «великими».

В ходе крестьянских реформ 1861, 1863 и 1866 гг. были освобождены от феодальной зависимости все три российские крестьянские сословия – крепостные, удельные и государственные крестьяне (крепостные крестьяне составляли 37,5% российского крестьянства, удельные – 15,4%, государственные – 47,1%), которые слились в единое сословие с общими органами крестьянского самоуправления (волостными и сельскими). При этом условия освобождения удельных и государственных крестьян были лучше, чем условия крестьянской реформы 1861 г.. Наделы удельных крестьян были в 1,5 раза, а наделы государственных крестьян – в 2 раза больше, чем наделы помещичьих крестьян.

В ходе земской реформы 1864 г. и городской реформы 1870 г. в России была создана новая система местного самоуправления – уездные и губернские земские Собрания и городские Думы, избираемые местным населением, и их исполнительные органы – земские и городские Управы. При этом избирательное право было сильно ограничено. Выборы в земские Собрания проходили по куриям (уездных земледельцев, городской и сельской), что обеспечивало господство в земских собраниях и управах помещиков, а в городах действовали многочисленные цензы, в результате чего абсолютное большинство горожан (женщины, лица моложе 25 лет, наемные работники и т.д.) было лишено избирательных прав (например, в Туле в конце XIX века из 150 тыс. жителей голосовала только 1 тыс. чел.).

В 1864 г. была проведена самая радикальная из великих реформ – судебная. Она закрепила новые принципы судопроизводства (отделение суда от исполнительной власти и следствия, всесословный суд; выборность и несменяемость судей, суд присяжных) и новую судебную систему. Ее низшим звеном были волостные суды и мировые судьи, избираемые уездными земскими собраниями и городскими думами, средним – окружные суды (для нескольких уездов). Волостные суды и мировые судьи рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, окружные суды – все остальные дела. Решение, принятое с участием присяжных заседателей, было окончательным. Кассационной инстанцией для судов без присяжных были губернские судебные палаты. Высшим звеном судебной системы остался Сенат. Однако у нового суда был серьезный недостаток – его крайняя политизированность, которая вела к оправданию террористов или вынесению им сверхмягких приговоров. Так, в 1878 г. Петербургский окружной суд оправдал революционерку Веру Засулич, тяжело ранившую столичного градоначальника Ф. Трепова, а в 1906 г. Тульский окружной суд приговорил трех эсеров, убивших председателя этого суда, к трем годам ссылки.

В 1874 г. была проведена последняя великая реформа – военная. Рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской обязанностью (с 21 года). Срок службы сократился с 15 лет до 6-7 лет, но с высшим образованием служили полгода, со средним – полтора года. Обязательным условием получения офицерского чина стало наличие специального военного образования, в связи с чем была создана широкая сеть юнкерских училищ и военных академий.


 

Общественные движения в России первой половины 19 в. Декабристы

В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России. Познакомившееся с политическими движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости Российского государства является крепостное право. В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В 1818 г. в Москве была создана организация «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах. Общество пропагандировало идею уничтожения крепостного права, готовя революционный переворот силами офицерства. «Союз благоденствия» распался по причине разногласия между радикальными и умеренными членами союза. В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе с П.И.Пестелем, который был автором программного документа «Русская Правда».

В Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева было создано «Северное общество», имевшее либеральный план действий. У каждого из этих обществ была своя программа, но цель была единой - уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий, создание республики, разделение властей, провозглашение гражданских свобод.

Началась подготовка к вооруженному восстанию.

Смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю I осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.

Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки.

В 30-40 гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

 

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С.Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции славянофилов -убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истиной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра I.

Западничество возникло в 30-40 гг. 19 в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии. Реформаторскую деятельность Петра I они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х годов приобрел литературный кружок М.В.Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Плещеев, А.Н.Майков, П.А.Федотов, М.И.Глинка, П.П.Семенов, А.Г.Рубинштейн, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой).

С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А.Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

Отцом «теории русского социализма» был А.И.Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г.Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.011 с.)