Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало создания централизованных государств и сословного представительства в западной Европе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Период децентрализации и феодальной раздробленности завершился уже в 12 веке, когда в государствах западной Европы усилились центростремительные тенденции. В этом были заинтересованы: • Потребность в более сильной королевской власти осуществляло мелкое и среднее дворянство. Это было вызвано как политическими причинами – злоупотреблениями со стороны крупных сеньоров и нарушением прав рыцарей, - так и экономическими условиями - в 11-13 веках при переходе к денежной ренте, росла заинтересованность феодалов в повышении доходов, однако усиление эксплуатации крестьян грозило социальным взрывом, и сильное государство было призвано гарантировать безопасность землевладельцев • Сторонниками централизаторской политики были города, чьей торгово-экономической деятельности препятствовали границы многочисленных феодальных владений, взимавшиеся на низ пошлины, отсутствие единой монеты. В то же время короли были естественными политическими союзниками городов против крупных сеньоров. Наряду с собиранием земель и централизацией, в 12-13 веках в Западной Европе шел процесс складывания новых форм государственной власти: • Формирование четкой системы местного управления, судов • Формирование единой системы налогообложения Усложнение социальной структуры, динамизм общества, его политической и экономической жизни привели к новому соотношению сил между монархами и подданными, породившие органы сословного представительства. В некоторых странах они были нацелены на ограничение произвола королевской власти, но в большинстве стран Европы выступали в союзе с ней и придавали монархии новое качество: в своей политики короли могли теперь опереться на поддержку ведущих сословий, а налогообложение проводившееся с согласия этих сословий, открывало перед государством новые финансовые возможности. Таким образом, сословная монархия была наиболее эффективной для своего времени системой управления. Франция. Во Фрранции как и повсюду в Европе процессу централизации предшествовал довольно длительный период ослабления королевской власти и политической раздробленности, до 12 века положение французского короля было затруднительным по нескольким причинам:
1. Ограниченные материальные возможности правящей династии и компактная структура земельных владений крупных феодалов, создающая наиболее благоприятные условия для их политической автономии. Специфика вассальной системы во Франции позволяла королю рассчитывать лишь на помощь непосредственных вассалов. 2. В обществе отсутствовал дополнительный социальный резерв в виде свободного крестьянства, которое могла бы использовать монархия. 3. Королевская власть имела выборный характер. 4. Политическую раздробленность усугубляло своеобразие экономического и политического развития Юга и Севера страны, усиленное наличием двух народностей. Тем не менее процесс государственной централизации стал последовательно осуществляться, начиная с 12 века. Первоначально короли решали проблему усиления своей власти в собственном домене. Людовик 6 (1108-1137) положил конец сопротивлению феодалов в королевском домене, их замки были разрушены или заняты королевскими гарнизонами. Людовик 7 (1137 – 1180) поставил задачу увеличению королевского домена, он присоединил к нем ряд северных городов, а благодаря браку с Элеонорой Аквитанской, распространил свое влияние и на Юг страны. Затем однако последовал их развод, и новое замужество наследницы богатой Аквитании с Генрихом Плантагенетом, графом Анжуйским, вассалом французского короля, в 1154 году Генриз стал Английским королем, при нем резко увеличились континентальные владения Англии, которые значительно превышали домен французского короля. Значительное увеличение домена произошло в правление Филиппа Августа, начавшего борьбу с семейством Плантогинетов. Наибольших успехов Филипп добился в борьбе с английским королем Иоаном 2 Безземельным, объявив его владения во Франции конфискованными, Филипп завоевал в 1202-1204 году Нормандию, которая считалась главной территориальной ценностью Английской короны. Расширение королевского домена было подкреплено созданием общегосударственного аппарата управление, его основу составляли центральные органы власти: королевский совет – верховный орган управления, Парижский парламент – верховный суд и финансовое ведомстве – Палата счетов. Основной линией развития государственного аппарата была постепенная замена службы по вассальным обязательствам службой, оплачиваемой государством, которую несли специально обученные чиновники – легисты. Реформирование государственной системы продолжил Людовик 9 Святой (1226-1270), укрепивший систему королевских судов. Он запретил поединки на территории своего домена, тяжбы между феодалами решал королевский суд. Чтобы присечь феодальную анархию и частые войны, Людовик 9 ввел право «40 дней короля», в течение которых любой феодал, получивший вызов от соперника, мог обратиться к королю чтобы разрешить конфликт мирным путем. Парижский парламент становился теперь верховной судебной инстанцией и наиболее важные дела, прежде всего уголовные, находились в ведении королевского суда. Также учредил единую монету. Новый этап в деле укрепления королевской власти связан с Филиппом 4 Красивым (1285 – 13014) Усиление королевской власти привело Филиппа 4 к конфликту с папством. Король существенно ограничил имущественные и судебные права церкви во Франции. Это вызвало недовольство Римского папы Бонифация 8. Он решил вынести обсуждение вопроса о Франции на церковный собор 1 ноября 1302 года. Филипп 4 расценил это как вмешательство во внутренние дела франции и организовал компанию с обвинениями Папы в злоупотреблениях. В ответ, Бонифаций 8 заготовил буллу об отлучении Филиппа от церкви, тогда чтобы разрядить обстановку, французский король созвал генеральные штаты в 1302 году, на которых были представлены духовенство, дворянство и горожане (по 2 депутата от каждого города), заручившись поддержкой городских депутатов, Филипп организовал против Папы заговорщеческую интригу, доведя Бонифация 8 до смерти и посадив на папский престол своего человека. Желая закрепить победу Филипп 4 организовал судебный процесс против ордена Тамплиеров в обвинением его в ереси. В этой борьбе Филипп 4 опять прибег к помощи общественных сил, созвав генеральные штаты в 1308 году. Орден, не признанный виновным в ереси, был тем не менее распущен по решению церковного собора в 1312 году. Собирание французских земель было завершено при Людовике 11 (1461-1483). Именно он считается основателем абсолютной монархии во Франции и к началу 16 века Франция стало крупнейшим государством западной европы. Особенности сословного представительства: Особенностью сословного представительства во Франции являлось наличие представительных учреждений на разных территориальных уровнях: местных органов, провинциальных и генеральных штатов, при этом отсутствовало жесткое соподчинение всех ее звеньев. Большие размеры страны делали не всегда возможным созыв генеральных штатов. В течение 14-16 веков часто собирались местные или областные штаты, которые одновременно рассматривали вопросы, обсуждавшиеся на генеральных штатах. Три сословия генеральных штатов заседали отдельно, формируя 3 палаты: духовенство, дворянство, городских представителей. Первая палата состояла из прилатов, которых лично приглашал король, кроме того в нее выбирались прилаты на провинциальных собраниях духовенства или монастырей. Вторая палата формировалась из крупных феодалов по приглашению короля. В 3 палате (с конца 15 века – палата 3 сословия) заседали представители городов – члены городского управления, богатые и влиятельные горожане, чаще всего – назначаемые городским советом. Принцип выборности во Франции длительное время отсутствовал и лишь к концу 15 века он был реализован для всех 3 сословий, каждая палата имела 1 голос и общее решение 2 палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны. Генеральные штаты не превратились в регулярно действующий орган, они созывались по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Их основной функцией было решение финансовых проблем. Обсуждали они и политические дела, но без формально права утверждать законы. Королевская власть проводила в своих интересах консультации с сословиями на местных и провинциальных собраниях, иногда сознательно противопоставляя их генеральным штатам. Тем не менее сословия располагали возможностью контролировать действия короля. В период, когда установилась выборность депутатов, они должны были действовать согласно инструкции, данной избирателями. Сословия имели возможность уклоняться от решений, предложенных королем, а так же высказывать недовольство его политикой, таким образом, на генеральных штатах был реализован компромисс между королевской властью, привилегированными сословиями и городской верхушкой. Англия. Специфика политического развития Англии заключалась в том, что здесь сильная королевская власть сложилась уже в то время, когда континентальная Европа переживала феодальную раздробленность. Это произошло благодаря завоеванию англо-саксонской Англии герцогом Нормандии Вильгельмом, прозванным Завоевателем. В 1066 году он разбил англол-саксонского короля Гарольда в битве при Гастингсе и короновался как Вильгельм 1, поскольку нормандцы составляли меньшинство в покоренной стране, это потребовало их политической консолидации. Все бароны и рыцари принесли вассальную присягу Вильгельму, таким образом, принцип «вассал моего вассала – не мой вассал» (фр.) не действовал в Англии. При королях норманнской династии, особенно при Генрихе 1 (1100-1105) королевская власть упрочилась, возник королевский совет и финансовое ведомство – палата Шахматной доски. Была создана система разъездных королевских судов. В 12 веке благодаря союзу дочери Генриха 1 и Графа Анжуйского английский престол перешёл в руки Анжуйской династии (плантагенетов) и Англия стала ядром обширной державы, раскинувшейся как на острове так и на континенте. Административную унификацию и укрепление государства продолжил Генрих 2 Плантагенет (1154-1189) который провел важную денежную реформу: перестал созывать феодальное ополчение, но ввел налог – «щитовые деньги», на которые вооружал отряды свободных крестьян йоменов. Наступление королевской власти на магнатов, финансовый нажим и злоупотребления чиновников вызвали недовольство не только феодальной аристократии, но и рыцарства, к которому примкнули горожане. В начале 13 века сложилась широкая оппозиция к королю Иоанну Безземельному (1199-1216) и началась гражданская война. В 1215 под давлением барона, король подписал Великую Хартию Вольностей – документ, который считается краеугольным камнем западно-европейской демократии. В конкретно исторических условиях его содержание было по сути реакционным, декларируя всевластие магнатов. Учреждали совет, контролировали политику короля и закрепляли за собой право объявлять монарху войну. Однако, взятая в абстрактно-теоретическом аспекте В.Х.В. действительно содержала формулировки важных юридических принципов, которые легли в основу современного понимания свобод и прав личностей, в частности в ней констатировалось, что ни один человек не должен быть арестован или лишён собственности без приговора суда его равных, вынесенного на основании закона страны. ВХВ так и не была осуществлена. В период правления сына Иоанна Безземельного Генриха 3-его (1217-1272) в стране развернулась новая гражданская война, в ходе которой лидер оппозиции Симон де Монфор в январе 1265 впервые собрал собрание, на которое кроме крупных феодалов пригласил по два рыцаря от каждого графства и по два гражданина от наиболее крупных городов – это было началом английского парламента, позднее инициативу по созыву парламента перехватили английские короли. Окончательно парламент сложился в правлении Эдуарда 1 (1272-1307). С этого времени английское государство приобретает форму сословной монархии. Опираясь на парламент, король провёл проверку и частично отменил судебные привилегии крупных феодалов, запретил церкви приобретать новые земли без разрешения короля. Эдуард 1 и его приемники нуждались в парламенте, так как видели в нём противовес крупным феодалам. Сословное собрание давало возможность королю больше опираться на рыцарство и городскую верхушку, даже финансовые сборы, утверждавшиеся парламентом, было легче собирать с населения, чем прежние произвольные поборы, таким образом, создание парламента в целом усилило феодальное государство. По своей структуре английский парламент отличался от французских ген. штатов. В него приглашались письмами архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей и бароны. Кроме того, туда зазывались по два рыцаря от каждого графства, по два горожанина от крупных городов. Рыцари и горожане избирались на местных собраниях в графствах и городах наиболее зажиточными людьми. Крестьянство и городская беднота в парламенте представлены не были. В первой половине 14 века, парламент стал делиться на 2 палаты: верхнюю палату лордов, где заседали прелаты и бароны и нижнюю палату общин, где заседали рыцари и представители городов. Прочный союз рыцарства и городской верхушки обеспечил им больше политического влияния по сравнению в ген. штатами Франции. В 14 веке помимо права устанавливать налоги, парламент приобретал право участвовать в издании законов - статутов, которые обычно принимались королём и палатой лордов по петиции палаты общин. Роль парламента возросла в период столетней войны, финансирование которой потребовало частых созывов парламента и политических уступок короля в обмен на разрешение очередных налогов. Сословные представительские монархии сложились и в некоторых других европейских государствах. И сословная монархия определяла политическое лицо Европы в Средневековье.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.81.46 (0.013 с.) |