ТОП 10:

Эпоха Возрождения. Реформация и контрреформация в Западной Европе.



Реформация и контрреформация.

Реформация, Причины:

Политические – новые централизованные национальные государства на СЗ Европы выступали против концепции универсальной церкви, которая провозглашала свое первенство над светской властью. Этот церковный идеал вступал в противоречия не только с крепнувшим абсолютизмом, но и с зарождающимся национальным сознанием среднего класса.

Экономические – недовольство всех слоев населения вызывали огромные земельные богатства католической церкви и значительные денежные сборы в пользу римских пап. Причем на само духовенство не распространялась система налогообложения национальных государств. Особенно негодовала буржуазия, считавшая, что деньги нужны не для того, чтобы строить соборы и проводить пышные церковные службы, а для вкладывания в производство, в соответствии с этим, под сомнение ставилась вся дорогостоящая организация церкви, с ее папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Бюргерство выступало за удешевление церкви, а также за отказ от некоторых положений ее этического учения – от осуждения богатства и предпринимательской деятельности.

Социальные – возникновение городов и рост среднего класса формировали новый идеал индивидуализма: денежная экономика освободила людей от земли как главного средства существования. Горожане начинают понимать, что не все в порядке с социальным устройством, в котором их угнетают люди, не создающие материальных благ, но находящиеся на вершине общественной пирамиды.

Моральные – падение нравов католического клира. Стремление к роскоши. Накоплению богатств, дух стяжательства, пронизывающий все звенья церковной иерархии. Продажа индульгенций. Кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о единоспасающей роли католической церкви, значения различных церковных таинств, священного писания.

Предпосылки.

Важнейшими предпосылками реформации стали:

- общий подъем образования

- успехи книгопечатания

- распространение новых принципов гуманистической этики и ренессансной концепции человека, как хозяина своей судьбы.

 

Родина реформации – германия, где возникло лютеранство – христианское вероучение, названное по имени его основателя - Мартина Лютера. В то время как в крупных централизованных монархиях короли хоть как-то противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной германии роль духовенства была огромной. Крайне высоки были церковные сборы, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарства, претендовавшие на землю духовенства. В 1517 г. В Германию прибыли посланцы папы для широкого распространения индульгенций. 31 октября 1517 года профессор Виттенбергского университета, богослов, Мартин Лютер прибил на дверях университетской церкви документ «95 тезисов против индульгенций», в котором оспаривалось право папы на отпущение грехов. В 1520 г папа издал буллу об отлучении Лютера от церкви. Немецкий богослов публично сжег папскую буллу во дворе университета, вступив в открытую полемику с папой, Лютер написал несколько трактатов, в которых изложил свои взгляды на место и предназначение церкви. Главная идея лютера состояла в том, что каждый человек спасается одной лишь искренней верой в Бога и не нуждается в посредниках в виде церкви. Он заявил, что церковные таинства и ритуалы не имеют того значения, которого им предписывает церковь. Из 7 католических таинств он предлагал оставить только два – крещение и причащение, так как только их описание содержится в Библии. Для того, чтобы библия стала доступной не только духовенству, но и всем мирянам, необходим ее перевод на родные языки, кроме того пышное богослужение на латыни необходимо заменить проповедью на родном языке. Внешние проявления культа – почитание икон, изображение святых, поклонение мощам и тому подобное Лютер объявил идолопоклонством, отвлекающем людей от размышлений о существе веры.

Пересмотр догматов веры и предложенное Лютером переустройство церкви легли в основу программы европейской реформации.

Широкая поддержка учения лютера в германии и всеобщий протест против папы приобретал политический характер, в ситуацию вмешался император священной римской империи карл 5. Он вызвал Лютера на заседание рейхстага. Куда прибыли и посланцы папы. Потребовавшие отречения Лютера от его взглядов. В ответ он заявил: на том стою и не могу иначе.

Еще дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кан Вин – французский эмигрант в Женеве. Он основал основной догмат кальвинизма – учение об абсолютном предопределении. Согласно его учению, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально, избранных ждет спасение, остальные обретены на вечные муки. Но человек не должен пассивно ждать вершения судьбы. Он должен постоянно трудиться. Ибо труд – это дар божий, а лень – один из величайших пороков. Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств. Подобный идеал получил название – трудовой протестантской этики. Она как нельзя лучше соответствовала нарастающей капиталистической системе. Идеи кальвинизма пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в нидерландах, англии, шотландии и на юге франции.

В англии реформация имела свои отличительные черты : она проходила по инициативе королевской власти и привела к образованию самостоятельной англиканской церкви. Главной целью королевской реформации стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение Английской церкви королю. При этом важнейшее значение имель стремление короля секуляризировать монастырские земли, к тому же и английская буржуазия была заинтересована в дешевой и простой церкви.

Поводом для разрыва с Ватиканом послужил развод английского короля Генриха 8 с Екатериной Арагонской и его женитьба на фрейлине королевы Анне Болейн в 1533 году. Это не получило одобрение у римского папы Климента 7. Английский парламент, заседавший с 1529 по 1537 год (Парламент реформации), принял по настоянию короля ряд законов общим смыслом которых стало создание в стране не зависимой от Рима национальной церкви. В парламенте реформации заседали представители от дворянства из 37 графств, бюргерство из 119 городов. Апогеем его деятельности стало издание в 1534 году «Акта о супрематии», объявившего короля верховным главой церкви, которую теперь стали называть англиканской. Этому событию предшествовало выступление английского архиепископа с утверждением. Что в Англии «королевская власть стоит по божественному предписанию впереди и выше всякой другой власти». В это же время король назначил комиссию для составления присяги верности новому закону о престолонаследии, который утверждал королевские права Анны Болейн, власть английского короля объявлялась имперской, т.е. исключающей подчинение кому-либо, в том числе и главе католической церкви. Через три года Анна Болейн была казнена по обвинению в супружеской измене, но независимая англиканская церковь с ее идеей «один Бог, один король, одна вера, одно исповедание» осталась.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния, при этом поощряя индивидуализм, она стремилась ввести его в строгие рамки морали, основанные на религиозные ценности. Распространение протестантизма заставило папство предпиринять ряд мер по борьбе с протестантской ересью. Совокупность этих мер – контрреформация.

Происходит реорганизация инквизиции – безжалостная расправа с еретиками. Составляется индекс запрещенных книг, расширяется церковная цензура, одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится орден иезуитов, основанный в 1540 году. Главной задачей ордена стала защита и распространение католицизма, не только в Европе, но и во всем мире. Деятельность иезуитов была весьма разнообразной, от участия в политической жизни европейских дворов, до создания школ, приютов, отправки миссионеров в Азию и Америку. Однако, и в самой католической церкви не было единства, наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в свой адрес, однако на тридентском соборе 1545-1563 победила консервативная линия: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы, укреплялась инквизиция, в результате активные меры предпринятые католической церквью позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.

На рубеже 14-15 вв наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы – Возрождение, или Ренессанс. В основе её возникновения лежали подъём образования и достижение городской культуры средневековья. Фундаментом Ренессанса было новое философское течение – гуманизм, зародившийся в конце 14 века в Италии. Характерной чертой гуманизма стало выдвижение на первый план – этики – науки о человеке, его призвании, антропоцентризм в противовес теоцентризму, философии предшествующей эпохи. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Центральная роль в воспитании такого человека отводилась культуре, которая получила принципиально новое осмысление: только подъём культуры как совокупности лучших достижений общества может помочь человечеству стать совершенным. В связи с этим гуманисты придавали больше значение возрождению культуры античных Греции и Рима, в которых видели идеал и образец для подражания. Они реабилитировали языческую литературу и поэзию, отвергавшуюся Средневековьем. В первой половине 15 века идеи гуманизма получили широкое распространение в среде городских интеллектуалов. Важное место среди гуманистических идей стала занимать концепция индивидуализма. Стремление к собственному благу, однако не в ущерб остальным. Таким образом в 14-15 вв в Италии сложилась новая система взглядов не порывавшая с христианским мировоззрением, но полемизирующая с рядом положений средневековой этической доктрины.

 

 

8. Становление абсолютных монархий в Западной Европе.

Наиболее распространённой формой правления в эпоху позднего Средневековья оставалась монархия, но расстановка сил между властью и обществом изменилась. На смену сословной монархии приходит абсолютизм. Расцвет абсолютизма 17 век. Характерными признаками абсолютизма были: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; отсутствие сословно-представительских учреждений; выстраивание иерархической системы органов центральной и местной власти; наличие мощного чиновничьего бюрократического аппарата; регулярная армия. Образцом европейского абсолютизма являлась Франция. При Генрихе 4 (1589-1610) процесс централизации власти усилился. При его сыне Людовике 13 (1610-1643) пост первого министра в течении двух десятилетий занимал кардинал Ришелье, которому принадлежит особая роль в укреплении абсолютизма. В Англии королевская власть тоже значительно усилилась. Английский абсолютизм приобрёл законченные формы при Генрихе 8 Тюдоре(1509-1547) и достиг своего расцвета при его дочери Елизавете 2, которая правила страной 45 лет. Подобную политику продолжил и Яков 1 Стюарт (1603-1625), но он, как и его сын Карл1, свое царствование провёл в борьбе с парламентом, не считаться с которым короли уже не могли. В палате общин большинство составляло купечество, которое пыталось направить политику в свою сторону. Самая деспотичная в Европе – Испания.

 

9. Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу. Европейские буржуазные революции.

В XVI-XVIII вв. Европа пережила три крупных революции: Нидерландскую (1566-1609 гг.), Английскую (1640-1660 гг.) и Французскую (1789-1794 гг.). Первая в Европе буржуазня революция в Нидерландах во многом была связана с противоречием между феодальной Испанией и находящимися под властью испанской короны Нидерландами, страной нарождающейся буржуазии. Поэтому революция здесь приняла форму борьбы Нидерландов за свою независимость. В итоге Английской буржуазной революции был уничтожен абсолютизм, установилась конституционная монархия, свобода торговли и предпринимательства, ряд политических свобод. Начался процесс формирования правового государства и гражданского общества. Процесс модернизации стремительно развивался и в экономике, завершившись промышленным переворотом конца XVIII в. Великая французская революция смела все сословные барьеры, распродала земли многих дворян крестьянам, ввела парламентскую республику, равные права для всех граждан.

Культурная жизнь Европы во второй половине XVII-XVIII вв. прошла под знаком эпохи Просвещения. Многообразные направления в искусстве (классицизм, рококо, барокко, сентиментализм, романтизм) отличались больше не внешним, а внутренним содержанием, т.е. заложенным в них мировоззрением. При этом культура постепенно перестала быть только достоянием узкого круга лиц, образованной элиты общества – с XVIII в. началось формирование массовой буржуазной культуры. Больших успехов в этот период достигла наука. Начиная с первой половины XVII в., научные знания выделились из философии и оформились в отдельные отрасли. Это, в свою очередь, привело к развитию техники и появлению многочисленных изобретений. Значительно повысились уровень гуманности и образованности населения. По всей Европе отменялись пытки, ограничивалась смертная казнь, улучшились нравы. Были расширены права женщин, которые были признаны равными мужчинам по интеллектуальным и духовным качествам. Таким образом, в период со 2-й половины XVII до конца XVIII вв., феодальные отношения постепенно и неизбежно уступали место капиталистическим, сословное общество превращалось в буржуазное, был заложен экономический и культурный расцвет XIX в. Идеи и достижения эпохи Просвещения стали основой, на которой впоследствии создавались новые, демократические государства. С конца XVIII в. начинается становление индустриального общества. Переход к индустриальной экономике включал два этапа. Мануфактурный этап получил наибольшее развитие во второй половине XVII-начале XVIII вв. Фабричный этап ознаменовался переходом от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть промышленным переворотом. Промышленный переворот начинался в хлопчатобумажной промышленности, далее охватывал сферу металлургии, машиностроения, горнодобывающий промышленности и завершался бурным ростом железнодорожного строительства. Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники системой машин. Машинное производство диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни. Были найдены новые источники энергии и способы ее использования (пар, электричество). Возросло значение нефтяной промышленности. Началась эпоха освоения электричества. Появилась электросварка, электрохимия, электрометаллургия, по улицам прошли первые трамваи. Был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Усовершенствовалась выплавка стали, а также быстро развивалась химическая промышленность. Большие изменения происходили в организации производства. На развитие производительных сил все большее влияние стали оказывать капиталистические монополии, т.е. крупные хозяйственные объединения, контролировавшие большие материально-технические ресурсы и научно-производственный потенциал. В руках небольшой группы людей концентрировалась финансовая власть. Монополистическая олигархия получала возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны в своих интересах. К концу XIX в. складывается система мирового хозяйства, которое включало в себя три составные части: крупную машинную индустрию, современный транспорт, мировой рынок. Соотношение сил между отдельными регионами мира в XIX в. отличались достаточной стабильностью и резким преобладанием Европы. В конце XIX в. мировое хозяйство из европоцентрического становится двуцентрическим (Европа и США). Становление индустриального общества сопровождалось резким увеличением народонаселения. и ростом городского населения. В 1800 г. лишь 3% населения жило в городах, в 1900 г. - уже 13,6%. Ускорился рост больших городов, появляются города-миллионеры. Растет миграционная активность, в основном эмиграция из Европы в Северную Америку. В XIX в. меняется социальная структура населения. Важнейшим социальным последствием промышленного переворота было укрепление класса буржуазии и появление класса промышленного пролетариата. В большинстве стран Западной Европы завершилось формирование наций как исторически сложившихся общностей с единой государственностью, экономической жизнью (национальным рынком) и литературным языком. Произошел ряд существенных изменений и в государственном устройстве европейских стран. Почти полностью исчезают абсолютные монархии. Они заменяются конституционными монархиями или республиками. Лишь немногие страны, например, Испания, вошли в XX в. с монархическим устройством. Многие политические преобразования XIX в. были связаны с социальными революциями и Наполеоновскими войнами. Франция после революции 1789 г. пережила в XIX в. еще три революции. В 1848 г. произошли революции в Германии, Франции, Италии и Испании. Особенность социальных потрясений XIX в. - их синхронность. Противоречивую роль сыграли Наполеоновские войны. Помимо многих их отрицательных последствий продвижение наполеоновской армии по Европе сопровождалось отменой феодальных привилегий, секуляризацией церковных земель, установлением свободы печати и гражданского равенства. Развитие капитализма в различных странах шло неравномерно. Англия постепенно утрачивала свое первенство, уступая его США. Опасным конкурентом для нее стала и Германия, которая совершила грандиозный скачок в своем развитии и заняла лидирующее положение в Европе. В конце XIX в. Англия переживала первые тяжелые промышленные кризисы, последствием которых был отток капиталов в колонии. Франция, революционизировав всю Европу, в конце XIX в. находилась на 4-м месте в мире. Особенностью ее финансово-экономического развития был бурный рост банковского капитала. Испания и Италия заметно отставали в европейской гонке.

 

 

10. Факторы самобытности российской истории.

В отечественной и мировой историографии существует три основные точки зрения на особенности русской истории. Сторонники первой придерживаются однолинейной концепции, считают, что все страны, в т.ч. Россия проходят одни и те же общие для всех стадии, движутся по одному общему для всех пути. Соловьёв. Сторонники второй точки зрения исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает какую либо одну сторону человеческой природы, эволюционирует по собственному пути. Данилевский. Третья точка: авторы пытаются примирить оба подхода. Милюков. По его мнению в историческом результате различаются три главные группы производящих его условий: первое условие заключается во внутренней тенденции, внутреннем законе развития, присущем всякому обществу и для всякого общества одинаково. Второе условие заключается в особенностях той материальной среды, обстановки, среди которой данному обществу суждено развиваться. Третье условие состоит во влиянии отдельной человеческой личности на ход исторического процесса. Первое условие сообщает различным историческим процессам характер сходства. Второе придаёт им характер разнообразия. Третье наиболее ограничено в своём действии, вносит в исторические явления характер случайности. Представители трёх подходов по-разному трактуют проблемы особенности русской истории, тем не менее все они признают воздействие неких мощных факторов, под влиянием которых, Россия значительно отличается от западного общества. В отечественной историографии три фактора, определивших особенности. Природно-климатический. Сельскохозяйственные работы тяжелы для населения. Влияние на русскую историю геополитического фактора. Геополитические фактор – расположение страны в географическом пространстве и влияние этого положения на политику: Обширные пространства, колонизированные мирным путем; Природная незащищенность границ.

Обычно отличаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории: 1.Обширная, слабозаселенная территория, не защищенная естественными преградами граница: Восточные славяне не коренные жители, а европейцы, спустившиеся на европейскую равнину, постепенно осваивая территорию, дошедшие до тихого океана; Подсечно-огневое земледелие породило экстенсивный вид труда; Беглые от эксплуатации крестьяне на окраину; В истории страны нет истребления коренного населения; Открытость границ угрожала безопасности страны, вследствие, постоянная борьба за свои территории, защита от кочевых набегов, поэтому усиливается роль государства; Бедное средствами государство должно было содержать хорошее войско – возникновение военного сословие, жившее на счету у рабочих; Способность быстро реагировать на вторжение, земля, самобытность – главная ценность. 2.Оторванность, на протяжении почти всей истории, от морей и, соответственно, от морской торговли: Отрезанность от мировой торговли; Слабое культурное сотрудничество с др. странами – самобытность русской цивилизации, слабое влияние античности на формирование ценностей 3.Благоприятствующая территориальному единства ядра России речная сеть: Высокоразвитые внутренняя сеть и взаимодействие между городами.4.Промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий: Возможность налаживать контакты и с западом и с востоком; Одна из основ цивилизации; Объединение европейских и азиатских традиций и осваивание их своих менталитетом

Влияние на русскую историю религиозного фактора. Особенности богословия и богослужения в католичестве и православии сыграли значительную роль в становлении европейской и российской цивилизации. Неодинаковые толкования христианства католиками и православными проявились еще в 9 веке, а в 1954 году разногласия между папой римским и константинопольским патриархом – двумя высшими иерархами христианской церкви, дошли до того, что папский посол предал патриарха Михаила и его сторонников. Противоречия между западным и восточным христианством сводятся к двум проблемам:1. Ценностные ориентации и их воздействия на личность человека:В основе различных ценностных ориентаций католицизма и православия и их влияния на личность человека лежит на первый взгляд сугубо богословская проблема: она сводится к тому, что по представлениям католиков Святой Дух исходит и от Бога-Отца и от Бога-Сына (Иисуса Христа), православие же считает, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Это различие приводит к тому, что в католичестве внимание верующих сосредоточено на жизненном пути Иисуса Христа. Католик убежден в одухотворенности общественной деятельности на благо ближнего. В православие внимание обращается на сказание о нисхождение Святого Духа на апостолов. Православный убежден в действенности духовности, внутренней чистоты помыслов человека, соответственно, если главный образ в католичестве – распятие, то в православии – спас нерукотворный, а главные праздники: у католиков – рождество, у православных – пасха. 2.Отношение к государству: В католичестве Папа Римский был порой и политической главой, католичество - одна из главных политических инстанций. Католическая церковь играла важную политическую роль, и ее вмешание не давало укрепиться деспотическим началам. В православии был цезаропапизм – патриарх подчинялся императору, император – наместник Бога на земле, церковь шла рука под руку с властью, потому потеряла свое влияние.

 

 

11. Социально-политическая организация восточнославянских племен накануне образования государства. Особенности возникновения и функционирования княжеской власти у восточных славян.

1)Социально-политическая организация восточнославянских племен накануне образования государства. Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами - реки Одер на западе, Днепр - на востоке, побережье Балтики - на севере, Карпаты - на юге. Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом. Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу. Первыми жилищами восточных славян были полуземлянки с бревенчатыми крышами. Их строили в лесных чащах или на островах, куда неприятелю было трудно попасть незамеченным. Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы - Перуна, скота - Велеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения. Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI-VlII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия - крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др. Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства. Основные даты: IV-VII вв. - Великое переселение народов; VIII в. - возникновение у восточных славян первой формы государственности (племенного княжения).

2) Особенности возникновения и функционирования княжеской власти у восточных славян

(к концу 10 века выделяют такие как):

1. система данничества;

2. территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

3. простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

4. династическая (родовая) княжеская власть;

5. монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Суровость климатических условий Восточной Европы, а также оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни. Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия. (По Данилевскому и Ключевскому)

12. Народ и власть в Древнерусском государстве. Народное ополчение.

Власть на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Некоторую роль играло и вече. Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. В 11 — начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения функции князя расширились., князь вынужден был вести сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, руководить многочисленной администрацией. Он был военным вождем, теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Власть князя была неограниченной, но ему приходилось считаться с мнением боярства. Роль веча снижалась. Княжеский двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления. Во главе городов стоял городской патрициат Знатные роды играли большую роль в истории городов (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина — в Киеве, Дмитра Завидича — в Новгороде). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила появление вооруженной купеческой стражи, среди городского ополчения купцы занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Сельское население состояло из свободных крестьян-общинников (число их уменьшалось), и уже закрепощенных крестьян.

Народное ополчение - Это НЕРЕГУЛЯРНЫЕ войска, собранные в крайнем случае для решения срочных стратегических задач. Служба в нем являлась СТРОГО ДОБРОВОЛЬНОЙ. В древней Руси собиралось, в отличие от ДРУЖИНЫ (личной армии князя) из горожан, или крестьян.

В России при наличие регулярной армии, нар. ополчение созывалось для отпора врагам, в самые критические моменты, когда регулярные войска не могли справиться с поставленными перед ними задачами, или просто были разбиты (пример: Ополчение Минина и Пожарского, Московское ополчение в войне 1812г.) Такие войска не снабжались продовольствием и обмундированием ИЗ КАЗНЫ, им не платили жалования, и по мере необходимости, такие армии РАСПУСКАЛИСЬ.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.016 с.)