Доиндустриальная эпоха западной eвропы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доиндустриальная эпоха западной eвропы



Тема 1

ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА ЗАПАДНОЙ EВРОПЫ

 

История экономики как наука. Периодизация истории экономики

 

История экономики изучает процесс экономического развития общества в исторической перспективе. Экономическая история состоит из истории хозяйства различных народов.

Задачей истории экономики является определение особенностей экономического развития отдельных стран, а также, общих черт и закономерностей развития хозяйства.

История экономики как наука находится на границе двух дисциплин – истории и экономики. Как самостоятельная наука она выделилась в конце XIX в. Социально-экономические процессы, изучались и ранее, однако с этого времени произошел качественный рывок в исследованиях, посвященных экономической истории. Тогда же в России появились работы В.Ульянова, М. Туган-Барановского,П.Милюкова, посвященные истории развития хозяйства в России. На западе появились работы по экономической истории М.Вебера, В.Зомбарта, А.Тойнби.

Выделяют несколько подходов к периодизации истории экономики:

1) периодизация по Гильденбранту-Бюхеру в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

а) натуральное хозяйство (с древнейших времен до середины XII в.). Длина пути, не более мили, с поля земледельца через мельницу в его и господский дом;

б) денежное хозяйство (до конца XVIII в). Длина пути достигает несколько десятков миль с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через рынок при помощи купца в дома потребителей;

в) кредитное хозяйство (с начала XIX в). Длина пути достигает нескольких тысяч миль с полей, шахт, рудников со всего мира при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении другой товар, а также сырье, машины и оборудование;

2) периодизация по К. Марксу, в основу деления положен вид собственности на средства производства, который и определяет характер способа производства и всего общественного строя:

а) первобытно-общинный строй (с X тысячелетия по VI в. до н.э.) Основным средством производства является земля. Частной собственности на землю не существует, следовательно, нет эксплуатации и классового расслоения;

б) рабовладельческий строй (с V века до н.э. по V век н.э.). Появляется частная собственность, в том числе на рабов. Эксплуатация рабов приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Формируется разделение на классы – рабы и рабовладельцы – и между ними зарождаются противоречия;

в) феодальный строй (c VI в. по XVIII в.). Земля является основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Основным общественным отношением становится рента, основные классы – крестьяне и феодалы;

г) капиталистический строй (XIX в). Средства производства в промышленности становятся основным объектом частной собственности. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость (капитал), основные классы – рабочие и капиталисты;

д) коммунистический строй наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в общественную собственность. Эксплуатации и расслоения на классы не существует;

3) историко-хронологическая периодизация:

а) древний (XXXIII-VIII вв. до н.э.);

б) античный (с VIII в. до н.э. по V век н. э);

в) средневековый (с VI в. по середину XV в.);

г) возрождения (с середины XV в. по середину XVII в.);

д) просвещения (с середины XV в. по последнюю четверть XVIII в.);

е) свободной конкуренции (с последней четверти XVIII в. по последнюю четверть XIX в.);

ж) монополистической конкуренции (с последней четверти XIX в. по середину XX в.);

з) рыночного хозяйства.

 

Крестовые походы

 

Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая считалась не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.

26 ноября 1095 г. папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Но цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.

Хронология крестовых походов:

– 1095-1096 – Поход нищеты или крестьянский поход.

– 1095-1099 – Первый крестовый поход.

– 1147-1149 – Второй крестовый поход.

– 1189-1192 – Третий крестовый поход.

– 1202-1204 – Четвертый крестовый поход.

– 1202-1212 – Детский крестовый поход.

– 1218-1221 – Пятый крестовый поход.

– 1228-1229 – Шестой крестовый поход.

– 1248-1254 – Седьмой крестовый поход.

Крестовые походы оставили след в истории Европы. Они не привели к консолидации христианской церкви (расколотой на западную и восточную ветви), но повысили авторитет католической иерархии. Рыцари, крестьяне, ремесленники, принимавшие участие в походах, выступали не как германцы или французы, а как европейцы, одержимые общей мессианской идеей. Походы крестоносцев привели к образованию орденов, один из которых – тевтонский, направил свои устремления па христианизацию Прибалтийских земель.

Мессианские походы крестоносцев сопровождали грабежами и погромами. Мир в сознании паломников делился на мир христиан и мир неверных.

Походы крестоносцев – сложная и противоречивая панорама противостояния двух церквей, западного и восточного мировоззрений.

Вместе с тем крестовые походы явились отражением сущности и характера феодальной системы, основой которой служило военно-политическое господство, умножение богатства путем захватов и подчинения инакомыслящих. Внешнеполитические акции выражали смысл и направленность внутренней политики иерархов светской и церковной власти.

Крестовые походы – изнурительные войны и влияние на назревавшие в Европе перемены. Одним из итогов походов христиан в святые земли было тесное взаимодействие культур, знакомство с техническими достижениями Востока, развитие посреднической торговли, обогащение западных и восточных цивилизаций. В период движения крестоносцев окрепли средиземноморские центры торговли и ремесел, итальянские города-государства.

 

Возрождение и Реформация

 

В XV-XVI вв. два ярких явления – Возрождение (или Ренессанс) и Реформация, произвели революцию в общественной жизни Западной Европы.

Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация – обновление церкви, сопровождающееся всплеском религиозных чувств.

Объединяет эти два явления то, что разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века и продолжала развиваться до XVI века, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. В развитие идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти и Витториано да Фельтре. Гуманисты не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Гуманисты стремились соединить две шкалы ценностей.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Известный математик Лука Пачоли (1445-1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учета.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого гуманисты считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступила эпоха самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому.

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась во Франции, Англии, Нидерландах. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин (1509-1564).

В Европе, охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической.

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Кальвин пропагандировал, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство. С течением времени протестантская этика, разработанная Жаном Кальвином, охватила широкие слои общества и главными носителями ее стали буржуа. И это естественно: она давала ориентиры, которые были необходимы для жизни в зарождающемся капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, а социальное происхождение уже не предопределяло судьбу человека.

 

Тема 2

РОССИЯ IX-XVIII ВВ

Киевская Русь

 

В IX веке было образовано государство Киевская Русь. Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян. Киевскую Русь считают раннефеодальным государством – феодальные отношения в этот период только зарождаются, формируются два основных класса: феодалы и феодально-зависимое крестьянство. Основную массу населения составляли крестьяне.

Можно выделить следующие категории зависимых крестьян:

1) холопы – рабы;

2) закупы – крестьяне, взявшие ссуду и до возвращения долга, работающие на своих кредиторов;

3) рядовичи – крестьяне, работающие по договору;

4) смерды – крестьяне, вышедшие из общин под власть князя, а также переселенные на земли князя, представители освобожденных народов. Князь выделял им землю, обеспечивал защиту, а за эту защиту и землю они были обязаны платить оброк и участвовать в военных походах.

Также существовали независимые крестьяне, которые вели свое хозяйство на общинной земле. Со временем общинная земля стала собственностью великого князя.

Класс феодалов составляли: великий князь, представители старшей дружины князя, бояре, потомки старых местных аристократических родов, местные князья.

Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов Киевской Руси назывался «Правда Русская». Создана в 1072 году. С 1068 по 1072 разработано новое законодательство под названием «Правда Ярославичей». Это законодательство дополнило старую «Русскую правду», которая не отвечала требованиям развития общества. Кровную месть заменили штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране.

Важную роль в развитии феодальных отношений играло христианство, принятое Русью в период княжения Владимира I. Монастыри и церковь были крупными землевладельцами, собиравшие огромные подати с живших на церковных землях крестьян.

Хозяйство Киевской Руси имело преимущественно натуральный характер, главной отраслью являлось земледелие. К XII веку появились более совершенные орудия труда (плуг, бороны), начинают применять трехполье.

Высокого уровня достигло ремесло. Широкое распространение получил гончарный промысел.

Возникли новые формы ремесленного производства, которые были характерны только для Руси – артели и подряды. Строительство городских стен, башен, укладка мостовых выполнялись артелями.

В XI-XII веках ремесло начинает переходить на стадию товарного производства. Ремесленники продавали изделия торговым людям, которые везли их в отдаленные районы.

В Киеве насчитывалось 8 рынков, каждый из которых был специализированным.

Большое значение для Руси имела и внешняя торговля. Киевская Русь находилась на транзитных торговых путях. Торговый путь из Азии в Северную Европу вел по Волге и Днепру к Балтийскому морю. Это позволяло русским купцам торговать на азиатских и европейских рынках.

Развитие торговли привело к возникновению денежной системы.

Изначально на Руси деньгами служили скот и дорогие меха. Использовались золотые монеты из Византии и арабских стран, серебряные западноевропейские монеты, в основном, во внешней торговле.

С конца X в. на Руси начали чеканить свою монету.

Развитие товарно-денежных отношений способствовало концентрации больших денежных сумм в руках купцов, которые начали активно заниматься ростовщичеством. Под влиянием народных волнений княжеская власть пыталась ограничить ростовщичество.

Великий князь Владимир Мономах в 1113 г. издал «Указ о резах», который запрещал ростовщикам устанавливать размеры годового процента свыше 50.

 

Крещение Руси

 

Во времена правления князя Владимира Святославовича произошло одно из величайших событий многовековой русской истории – Русь приняла христианство.

Древнеславянское язычество сложилось задолго до возникновения Киевского государства. Будучи земледельцами, славяне обожествляли природу: землю, солнце, реки. Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племён они во многом различались. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Сплочение языческих культов диктовалось и необходимостью противостоять растущему влиянию христианства в славянской среде.

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т.е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией.

С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия и Константина. Летописный рассказ дополняют византийские источники. Они сообщают, что император Василий II обратился к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, претендовавшего на императорский трон. Князь согласился помочь, если за него выдадут царевну и, в свою очередь, обещал креститься. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещён в Херсонесе.

Вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел уничтожить языческих идолов. После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян христианство.

Принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира). В течение немалого времени, преодолевая серьёзное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства.

Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всём, от повседневного пищевого рациона и приёмов земледелия до международного положения страны.

Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приёмы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам.

Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира.

Примерно за сто лет до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии. Православные миссионеры, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку – «кириллицу» и перевели на славянский язык богослужебные книги. Кириллица создана на основе греческого уставного письма в конце IX – начале X вв. с добавлением нескольких букв. После крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности.

Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя – осознания своей высокой ответственности.

Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси. Вчерашняя варварская держава вошла теперь на равных в семью европейских христианских народов, что проявилось в многочисленных династических браках, которые заключали русские князья в XI в. с королевскими домами Западной Европы.

Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племён в единый русский народ.

 

Экономика России в XVII веке. Образование всероссийского рынка

 

В результате «смуты» около 50% ранее пахотных земель были заброшены, опустели многие деревни.

Восстановление хозяйства продолжалось несколько десятилетий и только к середине XVII века площади обрабатываемых земель достигли прежних размеров. Возрождение хозяйственной жизни происходило на фоне обострения социальных противоречий в процессе усиления крепостничества. В первые десятилетия XVII века широкие пожалования земель увеличили численность закрепощенного населения. Возросла роль крупного феодального землевладения.

Натуральный характер производства крестьянского хозяйства не способствовал усовершенствованию техники земледелия, сельское хозяйство шло по экстенсивному пути развития. Правительство продолжало политику ужесточения крепостничества, под давлением дворянства.

К середине XVII века постепенно восстановилось городское хозяйство. Формируются районы, специализировавшиеся на производстве определенных товаров. Так, например, изготовление полотна в XVIII веке сконцентрировалось в Новгороде, Пскове, Ярославле, Костроме, Вологде. Центрами по обработке кожи стали Ярославль, Нижний Новгород, Вологда, Казань. Железнодорожное производство развивалось в Тульско-Серпуховском, Тихвинском, Устюжно-Железопольском районах. Добычей соли и плотничьим мастерством славилось Поморье.

В 20-30-е годы в России появились первые мануфактуры – крупные производства с разделением труда, на которых применялся труд квалифицированных мастеров. Первые мануфактуры возникли в металлургии, их создание ускорилось потребностью государства в вооружении.

Кроме казенных, существовали мануфактуры, принадлежащие иностранцам. Государство приглашало иностранцев и обеспечивало их всем необходимым для производства, чтобы получать нужные для государства изделия.

Также для удовлетворения потребностей своих вотчин, мануфактуры основывали крупные землевладельцы.

Но решающее значение в обеспечении населения промышленными изделиями и формировании всероссийского рынка принадлежала мелкому товарному производству.

Формирование единого всероссийского рынка проходило как слияние местных рынков, обслуживающих жителей определенного региона, в единую сеть. Сложилась система оптовых ярмарок в крупных торговых центрах, которая охватывала всю территорию страны.

В этот период возникают торговые ярмарки всероссийского значения – Макарьевская неподалеку от Нижнего Новгорода, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале. Торговля по странам Западной Европы осуществлялась через порт на Белом море – Архангельск. С азиатскими странами торговля осуществлялась через Астрахань. Из России вывозились пенька, полотно, пушнина, сало, кожи. Импорт из стран Западной Европы составлял промышленные изделия, из азиатских стран завозились предметы роскоши.

 

Тема 1

ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА ЗАПАДНОЙ EВРОПЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.055 с.)