Цивилизация христианского Запада в эпоху Средневековья. Основные черты и этапы развития экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизация христианского Запада в эпоху Средневековья. Основные черты и этапы развития экономики



 

Характерной чертой формирующихся западноевропейских государств было то, что их экономика в той или иной мере основывалась на феодальных отношениях. Преобладающей формой хозяйствования выступала крупная земельная собственность, сосредоточенная в руках феодалов. В их хозяйствах работали лично зависимые крестьяне. Крестьяне получали от феодалов земельные наделы при условии, что часть урожая они будут отдавать им в форме оброка, а также в обязанности крестьян входило отрабатывать барщину. Таким образом, феодальная собственность на землю предполагала существование двух собственников – феодала и крестьянина. Феодал имел право на получение ренты, крестьянин имел право распоряжаться предоставленной ему землей, мог передать ее по наследству и даже продать, причем покупателю переходила и обязанность уплачивать ренту.

В таких странах, как Византия, Италия, Испания, Франция, где особенно ощущалось влияние Древнего Рима, феодализм явился закономерным преемником рабовладения. На территории этих стран происходило дальнейшее превращение колонов в зависимых крестьян, а крупное землевладение выступало в хозяйственных формах, унаследованных от римских латифундистов. В это же время на территории Западной Европы происходил процесс разложения сельской общины, постепенно уступавшей место феодальным отношениям. Государство при помощи военных дружин разрушало общину и способствовало закабалению крестьян.

В скандинавских странах, а также в Германии, Англии, Чехии, Польше, Венгрии, где влияние Римской империи было не столь сильным, становление феодального хозяйства происходило на основе внутреннего разложения общины и постепенного зарождения в ней частной собственности.

Основной формой взаимоотношений в тот период являлась феодальная рента, которая поступала в распоряжение землевладельцев. На первых этапах преобладала отработочная рента (барщина), потом натуральная рента (оброк), на более поздних этапах – денежная рента.

Развитие западноевропейской экономики эпохи феодализма можно условно разделить на три этапа.

Первый из них – Ранее Средневековье (V-X века) когда происходило формирование крупной феодальной собственности, закладывались основы будущих государственных образований. Для этого периода характерны феодальная раздробленность и междоусобные войны королей и феодалов.

Сельское хозяйство в экономике играло преобладающую, ведущую роль по сравнению с торговлей и ремеслом. Для этого времени был характерен натуральный тип хозяйства, слабое развитие торговых отношений, широкое использование ручного труда.

Второй этап, называемый Высоким Средневековьем (XI– XV века), характеризовался тем, что феодальные отношения достигли своего расцвета. В эту эпоху помимо сельского хозяйства, успешно развивались также ремесла, торговля в городах, формировались крупные централизованные государства.

На третьем этапе (в XVI-XVII веках), в период Позднего Средневековья, происходило разложение феодальной экономики, создавались основы рыночного хозяйства, формировались колониальная система и всемирный рынок.

Христианство и христианская церковь играют особую роль в истории и экономике Европы. Церковь в то время взяла на себя целый ряд экономических функций, оказала большое влияние на развитие в Западной Европе городов. Город возрождался вокруг епископальных центров, и вскоре городская структура распространилась повсеместно, так как Европа была поделена на епархии, и епископальных центров было множество.

 

Крестовые походы

 

Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая считалась не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.

26 ноября 1095 г. папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Но цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.

Хронология крестовых походов:

– 1095-1096 – Поход нищеты или крестьянский поход.

– 1095-1099 – Первый крестовый поход.

– 1147-1149 – Второй крестовый поход.

– 1189-1192 – Третий крестовый поход.

– 1202-1204 – Четвертый крестовый поход.

– 1202-1212 – Детский крестовый поход.

– 1218-1221 – Пятый крестовый поход.

– 1228-1229 – Шестой крестовый поход.

– 1248-1254 – Седьмой крестовый поход.

Крестовые походы оставили след в истории Европы. Они не привели к консолидации христианской церкви (расколотой на западную и восточную ветви), но повысили авторитет католической иерархии. Рыцари, крестьяне, ремесленники, принимавшие участие в походах, выступали не как германцы или французы, а как европейцы, одержимые общей мессианской идеей. Походы крестоносцев привели к образованию орденов, один из которых – тевтонский, направил свои устремления па христианизацию Прибалтийских земель.

Мессианские походы крестоносцев сопровождали грабежами и погромами. Мир в сознании паломников делился на мир христиан и мир неверных.

Походы крестоносцев – сложная и противоречивая панорама противостояния двух церквей, западного и восточного мировоззрений.

Вместе с тем крестовые походы явились отражением сущности и характера феодальной системы, основой которой служило военно-политическое господство, умножение богатства путем захватов и подчинения инакомыслящих. Внешнеполитические акции выражали смысл и направленность внутренней политики иерархов светской и церковной власти.

Крестовые походы – изнурительные войны и влияние на назревавшие в Европе перемены. Одним из итогов походов христиан в святые земли было тесное взаимодействие культур, знакомство с техническими достижениями Востока, развитие посреднической торговли, обогащение западных и восточных цивилизаций. В период движения крестоносцев окрепли средиземноморские центры торговли и ремесел, итальянские города-государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.008 с.)