Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индустриально-организационная психология и организационное поведение↑ Стр 1 из 40Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Организационное поведение (Organizational behavior, OB) — это дисциплина, изучающая организации и работающих в них людей с применением средств психологии, социологии, антропологии и смежных дисциплин. Эта область имеет некоторые общие корни с индустриально-организационной психологией; однако у этих двух дисциплин различные центральные проблемы и научный контекст. Организационное поведение — это специальная область, относящаяся к научной дисциплине под названием «менеджмент». Теоретики и практики, работающие в этой области, интересуются организационными переменными (такими, например, как структура организации) больше, чем индустриально-организационные психологи, для которых важны прежде всего индивидуальные переменные. Это разграничение ни в коей мере не является жестким. На практике почти невозможно исследовать людей, не обращая внимания на обстановку, и наоборот. В 1973 году Американская психологическая ассоциация официально признала существование такой взаимосвязи, заменив старое название «индустриальная психология» на новое, которое теперь стало общепринятым — «индустриально-организационная психология».
Индустриально-организационная психология и управление персоналом Персонал — это сотрудники организации, и именно они являются главным объектом, который изучает индустриально-организационная психология. Они также являются главным объектом изучения для менеджмента, и обычно в учебном плане подготовки специалистов по менеджменту можно найти один или несколько курсов по работе с кадрами (или с людскими ресурсами). В этих курсах рассматриваются такие темы, как денежные выплаты работникам (compensation), государственные нормы, регламентирующие кадровую политику, а также производственные отношения между профсоюзами и администрацией предприятий. В курсах подготовки по работе с кадрами также освещаются центральные темы, составляющие предмет изучения индустриально-организационной психологии, в том числе отбор и подготовка персонала, здоровье и безопасность, а также оценка выполнения работы. Соответственно, эти курсы иногда называют курсами по психологии персонала, и они могут преподаваться на психологических факультетах в дополнение к тем (или вместо них), которые предлагаются учебным планом факультета менеджмента. Из этого краткого обзора ясно, что было бы довольно трудно провести четкую границу, отделяющую предмет изучения индустриально-организационной психологии от предметов изучения смежных областей. Индустриально-организационная психология остается отдельной научной дисциплиной, имеющей свои отличительные особенности, хотя круг научной и прикладной деятельности специалистов в этой области не ограничен жесткими рамками.
ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДУСТРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПСИХОЛОГОВ Индустриально-организационные психологи работают с организациями по следующим направлениям: § Отбор сотрудников и их распределение на работу - Разработка оценочных инструментов для отбора, распределения, аттестации (classification) и продвижения по службе сотрудников - Проверка валидности инструментов тестирования - Профессиографический анализ - Разработка и применение программ подбора персонала - Оптимизация размещения персонала - Определение потенциала сотрудников для работы в качестве менеджеров § Обучение и развитие - Определение потребностей в обучении и развитии - Составление и проведение программ технической подготовки персонала и развития менеджмента - Оценка эффективности программ обучения и развития с точки зрения производительности труда и удовлетворенности сотрудников - Планирование карьеры § Организационное развитие - Анализ структуры организации - Повышение удовлетворенности и эффективности отдельных сотрудников и рабочих групп - Проведение организационных изменений § Измерение выполнения работы
БУДУЩЕЕ ИНДУСТРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В течение более чем 100 лет индустриально-организационная психология существует как отдельная дисциплина, которая имеет свои отличительные особенности и является частью психологической науки. Индустриально-организационные психологи посвятили себя исследованию человеческого поведения в организациях, во-первых, с целью получения знаний о поведении (наука), а во-вторых, с целью извлечения из этих знаний практической пользы для организаций (практика). За это столетие произошло очень много изменений. Профессиональный мир развивается все быстрее, становится все более сложным и значительно менее предсказуемым, чем прежде. Эта тенденция сохранится и в XXI веке, но при этом у нее появится новая особенность. В будущем организации будут не просто более сложными, динамичными и нестабильными; многие из них будут фундаментальным образом отличаться от всех организаций, которые существовали до них. На страницах этой книги будут рассмотрены многие аспекты изменений, которые стремительно происходят в деловом мире. По ряду причин компании сокращают свои размеры («разукрупняются») и оказывают дополнительное давление на сотрудников, пытаясь добиться больших результатов меньшими силами. Как это повлияет на мотивацию работников XXI века и их удовлетворенность работой? Как модифицировать методы отбора и подготовки кадров, чтобы они давали положительный эффект в организациях, где задачи и обязанности сотрудников не зафиксированы и меняются в зависимости от потребностей данного момента? В деловом мире уже происходит еще одно изменение — меняется роль менеджмента. Ригидные иерархические организационные структуры прошлого исчезают с нарастающей скоростью. Что это означает для традиционных представлений о лидерстве в организациях? Как влияет на лидерство технология, которая не только делает ненужными многие виды работы, но и позволяет в некоторых случаях упразднить сами организации в обычном смысле слова? Фабрику или офис, в котором работает много сотрудников, может заменить «виртуальный офис», который функционирует, получая информацию из внешних источников. Каков смысл понятий «абсентеизм» или «текучесть кадров» в таком контексте? Этот список можно продолжить, но основная мысль уже ясна. Что означают эти радикальные изменения для индустриально-организационной психологии следующего столетия? Один из представителей данной профессии ответил на этот вопрос так: Поскольку психология вообще, а индустриальная и организационная психология в частности стоят на пороге XXI века, я считаю, что в будущем нашей главной задачей будет изменение представлений всех психологов нашей профессии об организациях и работающих в них людях (Cascio, 1995). Чтобы изменить представления о деловом мире, индустриально-организационным психологам необходимо отказаться от многих традиционных практических приемов, исследовать старые вопросы с новых позиций и найти креативные способы проведения содержательных исследований в условиях, очень слабо напоминающих те, которые они привыкли изучать, или вообще не имеющих с ними ничего общего. Эти требования не означают, что надо полностью отказаться от прошлого. Наоборот, та масса знаний, которая накоплена современной индустриально-организационной психологией, является самым мощным из имеющихся инструментов, позволяющих подготовиться к решению проблем завтрашнего дня, и в этой книге описывается именно такая работа.
Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Три взаимовлияющих метода оценки эффективности. Временная модель организационной эффективности // Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли Д. Организации. Поведение. Структуры. Процессы. М.: Инфра-М, 2000. С. 28-40.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.008 с.) |