Основные составные части любой системы - вход, выход, процессы, внутренняя среда и связи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные составные части любой системы - вход, выход, процессы, внутренняя среда и связи.



Вход в систему - это любые материальные, энергетические, информационные или другие потоки (входные данные), пересекающие границы системы. Они идут из внешней среды; последняя с помощью этих входных данных влияет на состояние системы.

Процессы системы - это определенные наборы действий (операций), которым подвергаются вводимые в систему входные данные, в результате чего они преобразуются в конечный продукт функционирования системы (выходные данные).

Выход системы - конечный продукт деятельности системы, который проявляется в виде преобразованных входных данных. Выходные данные влияют на внешнюю среду, а через нее - и на функционирование самой системы.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА СИСТЕМЫ – это все, что находится внутри границ системы. Все, что не относится к конкретной системе, и находится за ее границами, является внешней средой системы.

Связи системы - это ее взаимодействия как между элементами системы (внутрисистемные связи), так и с внешней средой (внесистемные связи).

Наиболее общее принципиальное изображение любой системы представлено на рис. 1.

 

 

 
 

 


Рис. 1. Схематичное представление системы

 

 

При системном подходе выделяются определенные свойства, которые имеются у любой системы, и которые необходимо учитывать при формировании и анализе функционирования системы управления. Среди основных свойств систем необходимо выделить следующие:

- делимость на составные части, или подсистемы; вхождение в системы более высокого уровня в качестве их составных частей, или подсистем;

- ориентация всех подсистем на достижение единой цели;

- подчиненность целей подсистем целям систем более высокого уровня, приоритетность целей систем по отношению к целям подсистем;

- исчезновение или изменение качеств системы при изменении набора ее элементов;

- наличие целостной структуры (внутренней формы организации) системы, характеризующейся устойчивостью, наличием границ, противодействием внутренним и внешним воздействиям, постоянным развитием, согласованностью функционирования, субординацией частей, а также причинно-следственным содержанием связей.

Системный подход наряду с такими общенаучными методами, как логический, математический, вероятностный, статистический, кибернетический и др., применим в различных областях науки, и имеет общеметодологическое значение.

системный анализ – является методом научного анализа конкретных проблем, основанным на концепции системного подхода. Системный анализ имеет выраженное прикладное направление, является методом решения конкретных проблемных ситуаций, и совокупность его методических приемов каждый раз должна соответствовать решаемой конкретной задаче. Основные принципы системного анализа вытекают из общих положений и методологических идей системного подхода, под влиянием и на основе которых он и возник. Этапы и содержание проведения системного анализа следующие:

- анализ конкретной системы и ее компонентов;

- выявление и анализ имеющихся проблемных ситуаций;

- разработка моделей оптимизации системы;

- синтез оптимизированной системы;

- анализ результатов функционирования оптимизированной системы.

Объектами, на которые направлено проведение системного анализа, являются основные компоненты системы - вход, выход, процессы, структура среды, внутри- и внесистемные связи.

Существуют различные МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА. Наглядную и удобную классификацию методов системного анализа предложил Шиган Е.Н. Он делит эти методы на две группы - по содержанию применения и по цели использования.

В первой группе методов системного анализа - по содержанию применения - выделяются следующие:

- вербальные методы - методы качественного, словесного описания системы, ее целей, функций, структуры, взаимодействия, связей, процессов и т.д.;

- графические методы - методы наглядного изображения с помощью различных элементов - точек, линий, связей - вербального описания системы. Чаще всего применяется построение “дерева” для разделения целых категорий (целей, функций, задач, проблем и др.) на составные части; формирование “блок-схем” для характеристики динамических процессов, функционирования объектов, состава структур; разработка “сетевых графиков” достижения целей и направления результатов;

- экспертные методы - методы на основе обобщения мнения специалистов при анализе трудноформализуемых целей, задач, проблем;

- математические методы - методы математического описания и моделирования систем, ее компонентов, проблемных ситуаций.

Во второй группе методов системного анализа - по цели использования - выделяются следующие методы:

- методы декомпозиции основаны на разложении целого на части. Эти методы применяются при декомпозиции проблемы на субпроблемы, системы - на подсистемы, цели - на подцели и т.д. Декомпозиция может осуществляться как по вертикали, так и по горизонтали. Методы композиции направлены на решение прямо противоположных методу декомпозиции задач, т.е. на составление целого из частей;

- методы упрощения систем используются для уменьшения сложности системы. Он основан на эквивалентном преобразовании сложной системы в более простую при сохранении целостности, информативности, назначения и способа функционирования системы. Чаще всего используется исключение отдельных элементов или их связей, а также их свертывание в более общие объединенные подсистемы;

- методы оценки структурной адекватности позволяют оценить, насколько соответствуют друг другу отдельные подсистемы, в какой степени деятельность каждой из подсистем соответствует цели, как соответствуют структура и функции системы друг другу и между собой и т.д.;

- методы оценки взаимодействия структурных частей направлены на изучение связей в системе, ибо без них не может существовать ни одна из систем. Анализ взаимосвязей в системе и за ее пределами является основой любого системного анализа. При этом связи классифицируются, устанавливаются их типы и характер, сила направленности, наличие и степень развития, дублирование и т.д.;

- методы оценки устойчивости систем во времени и пространстве. Временной фактор может изучаться в трех аспектах - в историческом (происхождение системы и ее развитие), на данный момент (диагностический анализ реально функционирующей или создаваемой системы) и на перспективу (прогнозирование поведения и развития системы). Любая система функционирует в пространстве, и для ее изучения используют различные методы вербального, графического и математического описания.

При проведении и использовании системного анализа особое место занимает моделирование.

В одних случаях моделирование выступает как метод системного анализа, в других - как его результат, в третьих - как способ решения проблемных ситуаций. Но в любом качестве моделирование является одним из ведущих методов познания таких объектов и решения таких задач, которые практически невозможно изучать в “натуре”. В таких случаях для изучения объектов применяются новые вспомогательные промежуточные объекты (модели), имеющие определенные соответствия с изучаемыми оригиналами. Таким образом, модель понимается как образ (представление) об исследуемом реальном объекте, который сохраняет главные черты и свойства объекта, а моделирование - как процесс создания и представления реальной системы в виде некой формализованной абстрактной системы.

Логическая последовательность процесса моделирования включает следующие этапы - постановка задачи; выбор или создание моделей; исследование модели; перенос полученных знаний с модели на оригинал.

В зависимости от характера применения моделей они делятся на три большие группы - описательные, нормативные и динамические.

Описательные (или дескриптивные) модели служат для изучения реально существующих систем и процессов, для их наблюдения, объяснения и предсказания развития. Они не предполагают какого-либо вмешательства в изучаемые процессы или системы. Такие модели обычно дают ответ на вопросы “Как есть?” или “Как будет?”. Такие модели дают общее представление о системе, объекте, и их используют для изучения самых общих изменений и тенденций.

Нормативные (или оптимизационные) модели используются для перестройки системы, для решения практических задач совершенствования управления системами. Они дают ответ на вопросы “Как должно быть?”. Такие модели используют для перестройки организаций, для управления системами по достижению поставленных целей, для выбора оптимальных вариантов решений, для оптимизации деятельности различных служб и учреждений.

Динамические (или имитационные) модели применяются для моделирования сложных систем, состоящих из множества подсистем. Функционирование последних зачастую имеет различные, нередко противоречивые цели, зависит от многих факторов и отличается неопределенностью. Эти модели отвечают на вопросы типа “Что будет, если события будут развиваться по тому или иному варианту?”, и зачастую состоят из различных моделей различного характера. Реализация моделей имитации деятельности изучаемых систем и проверки различных вариантов развития событий и решений осуществляется с помощью средств вычислительной техники.

Среди основных направлений применения системного анализа для решения проблем социальной медицины, организации и управления здравоохранением целесообразно выделить следующие:

- обоснование модели реформирования системы охраны здоровья, системы здравоохранения и отдельных медицинских служб и учреждений;

- прогноз развития здравоохранения на основе имитационного моделирования;

- разработка критериев для оценки здоровья отдельного человека, различных популяций и всего населения в целом;

- уточнение связей системы здравоохранения с другими системами жизни общества, а также роли факторов здравоохранения в формировании уровня здоровья населения;

- разработка комплексных критериев для оценки деятельности служб и учреждений здравоохранения, для оценки эффективности управления, а также для оценки здоровья населения;

- создание и выполнение целевых комплексных программ по приоритетным направлениям охраны здоровья и деятельности здравоохранения;

- разработка научно обоснованных систем информационного обеспечения управления здравоохранением;

- разработка автоматизированных систем управления здравоохранением;

- анализ возникновения проблемных ситуаций в здравоохранении, и выработка решений по их устранению.

Непосредственными результатами проведения системного анализа могут быть:

- построение моделей системы и ее компонентов;

- построение моделей управления системой;

- формирование “дерева” целей, функций, проблемных ситуаций и т.п.;

- построение информационных моделей;

- построение структурно-функциональных моделей;

- построение моделей взаимодействия и связей;

- разработка моделей оптимизации систем;

- обоснование развития автоматизированных систем управления;

- разработка моделей распределения ресурсов;

- создание программ реализации и совершенствования системы;

- обоснование принимаемых решений, и т.д.

При проведении системного анализа предполагается определенная первичная детализация основных элементов и компонентов системы здравоохранения (вход, процессы, выход и связи).

На входе системы находятся цели, потребности и ресурсы здравоохранения.

Среди процессов системы здравоохранения выделяются следующие:

- технологические (реализация основных медицинских технологий - лечебных, диагностических, профилактических);

- управленческие (реализация основных управленческих функций - организация, планирование, координирование, прогнозирование, регулирование, стимулирование, контроль);

- структурные (формирование и деятельность структурных подразделений управляющей и управляемой подсистем);

- функциональные (формирование и деятельность служб, занимающихся реализацией действий по достижению целей и удовлетворению потребностей системы);

- информационные (реализация сбора, обработки, сохранения и использования циркулирующей информации; информационное обеспечение системы и управления).

На выходе системы находятся данные о достижении целей, об удовлетворении потребностей и об использовании ресурсов в системе здравоохранения.

Среди внутрисистемных связей выделяются прямые и обратные связи между компонентами и элементами системы здравоохранения. Анализируется наличие, степень развития и устойчивость связей, способствующих достижению целей, удовлетворению потребностей и обеспечению процессов в системе здравоохранения.

При анализе системы “объект ↔ внешняя среда” предполагается детализация влияния на здравоохранение внешних факторов и условий, а также наличие и степень развития прямых и обратных внесистемных связей с другими отраслями народного хозяйства и сферами деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.028 с.)