Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 13. Партийная система современной России: особенности формирования и специфика функционирования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из наиболее значимых принципиальных положений действующей Конституции является политический плюрализм. Признание Конституцией РФ политического многообразия и многопартийности (п. 3 ст. 13) предполагает существование политических партий, представляющих различные социальные группы, что является одним из признаков демократичности политической системы. Для России как активного участника глобальных процессов проблематика политических партий, партийного строительства сверхактуальна. Высокая значимость этих вопросов обусловлена существованием ряда взаимосвязанных обстоятельств. Превращение Российской Федерации в один из экономических, политических, идеологических центров многополярного мира связано с развитием ее глобальной конкурентоспособности. Причем политическая конкурентоспособность является не менее значимой, чем экономическая успешность. В условиях острой экономической конкуренции и нередко прямого международного противостояния политическая стабильность России является фактором, отсутствие которого превращает реализацию национальных интересов в пустую фикцию. Это прекрасно понимают и наши соперники на мировой арене. Обретение внешнего влияния на политические партии в целях ослабления конкурентоспособности государств является одним из основных элементов современных технологий политических интервенций. Существование таких отнюдь не вымышленных угроз способно породить соблазн установления полного государственного контроля над политическими партиями, своеобразного огосударствления общественных объединений. Как ни парадоксально, этот шаг ни в коей степени не укрепляет конкурентоспособность, так как он воздвигает стену между государством и обществом, знаменует собой подмену демократии бюрократией и в итоге формирует экономическую, идеологическую и социальную базы для "цветных" революций. Иными словами, огосударствление политических партий не укрепляет глобальную конкурентоспособность государства, а ослабляет ее, создает возможности для опирающейся на вполне обоснованное недовольство населения политической дестабилизации, генерируемой извне. Другая совокупность обстоятельств связана со спецификой формирования партийной системы современной России[5]. В силу особенностей исторического развития в России процесс организационного оформления политических партий начался несколько позже, чем в странах Западной Европы: первые организации, провозгласившие себя политическими партиями, в России возникли лишь на рубеже XIX - XX вв. После 1917 г. произошло формирование однопартийной системы, трансформация которой в многопартийную началась только в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. и сопровождалась значительными политическими потрясениями. Поэтому все попытки формирования демократической многопартийной системы в России происходят в кратчайший исторический период - примерно 20 лет. Однако и этот период вместил в себя очень многое. Как отмечает Автономов А.С.[6] в России партийная система, несмотря на почти 20-летнюю историю восстановления многопартийности, пока еще не сложилась, поскольку правительство в нашем отечестве на протяжении всего этого же периода формируется не на партийной основе. Существуют лишь проправительственные партии, т.е. партии, которые готовы поддерживать правительство, само же правительство, хотя и может пользоваться поддержкой той или иной партии в Государственной Думе, никак с этой партией не связано. Президенты в России также не принадлежат ни к какой партии. При этом и проправительственные партии пока до сих пор менялись на каждых выборах в Государственную Думу. Так, на выборах 1993 г. проправительственной и пропрезидентской являлся блок "Выбор России". По крайней мере, в ходе социологических опросов, проведенных уже после выборов (в январе 1994 г.) от 80 до 90 процентов респондентов, сказавших, что они голосовали за "Выбор России", объяснили это тем, что они считали "Выбор России" поддерживающим Президента политическим объединением. Однако на следующих выборах в Государственную Думу (в 1995 г.) в качестве пропрезидентского (и значит, проправительственного) выступало объединение "Наш дом - Россия". Затем на выборах в Государственную Думу 1999 г. пропрезидентским было объявлено межрегиональное движение "Единство". Позже данное движение объединилось с организацией "Отечество - Вся Россия" (ОВР) в политическую партию "Единая Россия". Несмотря на преемственность этой партии и движения "Единство", в ходе слияния с ОВР и перестройки в политическую партию "Единая Россия" представляет собой новое политическое формирование. Таким образом, на выборах депутатов Государственной Думы в качестве пропрезидентской (и проправительственной) выступала уже новая политическая партия. Современная конституционная модель такова, что Правительство России формируется исключительно Президентом России, на основе его мнения. Конечно, нужно учесть, что Председателя Правительства России Президент России назначает с согласия Государственной Думы. Но, как показывает практика, это лишь незначительная возможность парламента повлиять на состав формируемого Правительства России. Безусловно, данная конституционная формула в известной мере эффективна и допускает согласительную работу при образовании высшего исполнительного органа власти. Но главный содержательный недостаток, как видится, здесь заключается в том, что за пределами этого механизма остается партийная составляющая. Парламент, надо признать, практически не влияет на процесс формирования Правительства России. Хотя в 2004 г. при формировании этого органа Президент России проводил предварительные консультации по этому вопросу с политической партией, имеющей большинство мандатов в Государственной Думе России. Исследователи отмечают, что существенно препятствует созданию сильной организованной оппозиции форма правления, при которой правительство формируется не парламентом, а главой государства. Ослабляется стимул для создания оппозиционных партий[7]. Рассматривая политику как деятельность, направленную на приобретение или осуществление государственной власти, можно сделать вывод о том, что партийная сфера до недавнего времени являлась ареной борьбы за обладание государственной властью между коммунистами, стремительно формирующейся олигархией и консолидирующейся новой бюрократией. Соответственно происходила борьба за электорат посредством выдвижения коммунистических, либеральных и национально-прагматических идеологем. Видимо, не обошлось и без иностранного влияния на эти процессы... В результате сегодня мы имеем многопартийную систему, которую следует признать уникальной. По данным Министерства юстиции РФ[8], в России было зарегистрировано четырнадцать политических партий (всероссийская политическая партия "Единая Россия"; всероссийская политическая партия "Гражданская сила"; политическая партия "Аграрная партия России"; политическая партия "Демократическая партия России"; политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации"; политическая партия "Либерально-демократическая партия России"; политическая партия "Партия социальной справедливости"; политическая партия "Союз правых сил"; политическая партия "Народный Союз"; политическая партия "Патриоты России"; политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко"; политическая партия "Российская экологическая партия "Зеленые"; политическая партия "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь"; Российская политическая партия Мира и Единства). Перечень этих партий подвергся значительным изменениям, и прежде всего это касается либерального крыла. Так, появляется новая либеральная партия "Правое дело", которая образовалась в результате слияния 16 ноября 2008 г. трех самораспустившихся накануне партий - Союза правых сил (СПС), Гражданской силы и Демократической партии России[9]. После принятия в 2001 году Федерального закона «О политических партиях» наблюдается тенденция снижения политической конкуренции. Для партий в ходе их регистрации и выдвижения на выборах созданы неравные условия и сложнейшие бюрократические барьеры, позволяющие выжить только строго определенным и буквально "зачищать" политическое поле от партий оппозиционных или несогласованных (несистемных). 8 июля 2000 г. в самом первом своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: "России необходимы партии, которые пользуются массовой поддержкой и устойчивым авторитетом... Опыт показал, что чиновничьи партии погибают мгновенно, как только попадают из тепличных условий в конкурентную среду..."[10]. Однако за прошедшие 10 лет эта совершенно правильная президентская установка в условиях новой политической действительности трансформировалась в свою противоположность. Была образована новая чиновничья партия. Именно для того, чтобы не допустить ее гибели, и были созданы особо благоприятные тепличные условия вплоть до искусственной ликвидации конкурентной среды. К политической партии предъявляются достаточно жесткие требования. Необходимым условием для ее создания является соответствие количества членов политической партии нормам, установленным законодательством. Соответствующий порог численности членов партии получил законодательное закрепление. В 90-е годы по еще действовавшему законодательству Союза ССР для регистрации партии достаточно было иметь 5000 членов. Федеральный закон "О политических партиях" 2001 г. ввел минимальную численность в 10 тысяч членов партии, далее ее повысили до 50 тысяч. Это вызывало и вызывает острые споры, поскольку планка является весьма высокой, своеобразной "палкой о двух концах", таит в себе опасность как для организации, способной собрать такое количество единомышленников и стать политической партией, так и для более слабых организаций, для которых преодоление подобного порога - проблема неразрешимая (по этой причине "приказали долго жить" такие партии, как "Свобода и народовластие", "Развитие предпринимательства", "Национально-консервативная партия России", "Партия национального возрождения "Народная воля", "Российская политическая партия Мира и Единства", "Социалистическая единая партия России"). За последние годы количество партий в России уменьшилось в разы. На рубеже XXI в. в России насчитывалось 95 партий федерального значения и более 1,5 тыс. партий, имеющих региональный статус. В 1995 г. правом участия в парламентских выборах располагали 250, а в 1999 г. - 139 партий и объединений. На середину сентября 2003 г. Минюстом было зарегистрировано 48 политических партий. Право на участие в выборах в Государственную Думу в декабре 2003 г. получили 44 политические партии и 20 общественных объединений, отвечающих требованиям закона. В 2007 г. в выборах могли участвовать только 16 политических партий[11]. По последним сведениям Министерства юстиции, в России зарегистрировано семь партий. Каждое повышение минимума обосновывалось исторической приверженностью страны к "массовым партиям" и стремлением сделать российские партии "крупными, влиятельными"[12]. Минимальная численность не может быть для политической организации таким критерием, каким она стала в 2001 г. после принятия Федерального закона "О политических партиях", считает В. Рыжков[13], экс-лидер Республиканской партии, ликвидированной в марте 2007 г. после того, как она не смогла подтвердить минимальную численность в 50 тысяч человек. По его словам, "влиятельности партиям этот критерий не прибавил", но у власти появилась возможность "не регистрировать неугодные ей партии". М. Касьянов не смог зарегистрировать партию "Народно-демократический союз", так как Министерство юстиции РФ установило, что реальное количество членов не соответствует тому, что было указано в официальных документах, поданных на регистрацию. После повышения минимума до 50 000 членов в России появилась лишь одна новая партия - "Правое дело", лидеры которой публично заявляли о "модераторской" роли Администрации Президента РФ в реализации проекта. И этот порядок не изменится, как считает В. Рыжков, даже при "понижении минимальной численности до 500 человек". Если "будет команда из Кремля, то чиновники обнаружат в партии всего 499 человек, откажут в регистрации, и Верховный Суд с этим согласится". Президент РФ Дмитрий Медведев высказал в своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. идею поэтапного снижения планки минимальной численности политической партии для ее государственной регистрации, а затем внес в Государственную Думу РФ законопроект, предусматривающий снижение минимального порога численности политических партий. В настоящее время согласно пункту 2 статьи 3 Закона политическая партия должна отвечать следующим требованиям: а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; б) в политической партии должно состоять: до 1 января 2010 года - не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона; с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона; с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона; в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Особенности партийной системы современной России выражаются не только в утрате политических позиций партиями, исповедующими либеральные ценности и цели. Она заключается и в наличии партии - политического доминанта ("Единая Россия"), представляющей собой сложный сплав представителей законодательной и исполнительной власти в качестве ее лидирующей социальной группы и генератора партийных идеологем, при отсутствии серьезной и системной оппозиции. Проблемы так называемой партии власти широко освещались в литературе. Так, С.В. Устименко и А.Ф. Иванов выделяют три аспекта ответа на вопрос, почему в России не сформировалась до сих пор полноценная партийная система, представляющая партии, способные и получить социальную поддержку, и поставить под контроль высшую государственную бюрократию[14]. Во-первых, сама политическая система - сочетание президентского правления и многопартийности - не благоприятствует формированию партийной системы. Во-вторых, само гражданское общество недостаточно развито, чтобы сформировать влиятельные политические институты, с которыми власти хочешь не хочешь, а пришлось бы считаться. В-третьих, и сами партии, по-видимому, пока не были готовы взять на себя ответственность за формирование партийного правительства. При этом в качестве главной проблемы партии власти указанные авторы определяют зависимость от государственной бюрократии, которая ее и формирует. С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что проблема демократичности партийной системы, демократичности политических партий современной России охватывает вопросы, касающиеся: 1) соответствия демократическим критериям построения политических партий сверху; 2) эффективности и возможности создания политических партий не обществом, а государством; 3) социальных перспектив существующей партии власти; 4) соотношения партии власти и оппозиционных партий как фактора, обусловливающего устойчивость политической системы и ее глобальную конкурентоспособность. Вопрос о соответствии демократическим критериям современного партийного строительства приобретает все более высокую остроту и болезненность для Российского государства. Сегодня медленно и трудно начинает уходить в прошлое тот исторический период, когда в условиях неразвитости гражданского общества необходимо было выбирать между построением политических партий нашим государством и созданием российских политических партий на основе серьезной и небескорыстной зарубежной поддержки. То, что сейчас происходит в сфере партийного строительства, трудно именовать демократией, но вполне можно обозначить как российский путь к демократии, большая часть которого пока не пройдена.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.011 с.) |