Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос 39. Современный политический процесс в России и его характерные черты.
Содержание книги
- Вопрос 1. Политология как наука
- Вопрос 3. Политические учения Древнего Рима.
- Вопрос 4. Политические учения средних веков.
- Вопрос 6. Политические учения 19 века.
- Вопрос 7. Политические учения 20 века.
- Вопрос 8. Сравнительная политология.
- Вопрос 10. Политическая партия: признаки, структура, функции.
- Вопрос 12. Сущности и разновидности партийных систем.
- Вопрос 13. Партийная система современной России: особенности формирования и специфика функционирования.
- Вопрос 14. Основные виды политики.
- Вопрос 15. Современные избирательные системы.
- Вопрос 17. Особенности политического лидерства в современной России.
- Вопрос 18. Теория элит Г. Моски, Парето, Михельса.
- Вопрос 19. Современная политическая элита России.
- Вопрос 22. Политическая власть.
- Вопрос 24. Политическая идеология: сущность, структура, функции.
- Вопрос 25. Концепция разделения властей и особенности её реализации в РФ.
- Вопрос 26. Сущность, структура политической системы. Модели политических систем.
- Вопрос 27. Политический конфликт: сущность, структура и способы разрешения.
- Вопрос 28. Тоталитарный политический режим и его характеристика.
- Вопрос 30. Демократический политический режим и его характеристика.
- Вопрос 31. Сравнительный анализ политических режимов.
- Вопрос 32. Современный политический режим в РФ.
- Вопрос 36. Гражданское общество, его происхождение и особенности.
- Вопрос 37. Проблемы современной геополитики.
- Вопрос 38. Мировая политика и международные отношения.
- Вопрос 39. Современный политический процесс в России и его характерные черты.
- Вопрос 41. Политическая социализация. Особенности политической социализации в современном российском обществе.
- Вопрос 43. Политический процесс: сущность, структура, типология.
Характеризуя особенности политического процесса в современной России, необходимо помнить, что его специфика во многом порождена особенностью переходного этапа от тоталитаризма к демократии. Из курса истории вы знаете, что с конца 80-х гг. XX в. началось движение нашего общества по пути демократических преобразований. Вехами этого процесса стали провозглашение политики гласности, прове- дение выборов в высший орган власти — Съезд народных депутатов — на альтернативной основе, отмена 6-й статьи Конституции 1977 г., утверждавшей монопольное политическое положение КПСС в политической системе страны. Переустройство политической сферы на демократических началах, переход к новому типу политической системы оказались делом нелегким, длительным и неоднозначным. Перемены затронули базовые социальные, экономические и политические структуры, сам образ жизни миллионов людей в нашей стране, систему их ценностей. Однако произошедшие преобразования далеко не всегда оказывались к лучшему. Страна пережила тяжелейший спад в экономике (в 2000 г. валовой внутренний продукт России составлял всего 58% от ВВП РСФСР 1990 г.). Крушение устаревших общественных догм сопровождалось и разрушением социальных норм, регулировавших различные стороны жизни людей. Серьезно пострадал уровень жизни значительных слоев населения. В результате особенностью политических процессов в современной России является, по данным социологических исследований, крайне низкий уровень доверия граждан практически ко всем политическим институтам. Издержки радикальных экономических преобразований и демократизации (которые тем не менее нельзя считать более значительными, чем издержки других революций) породили разочарование и недовольство нынешним положением, а у старших поколений нередко еще и ностальгию по советским временам. Вместе с тем в целом российское общество рубежа XX—XXI вв. оказалось обществом перспективного, а не ретроспективного идеала. Проводившиеся за последние годы опросы общественного мнения наглядно продемонстрировали, что более половины россиян считают, что без демократических процедур нормальная жизнь в обществе невозможна. Большинство аналитиков сходится во мнении, что на пути становления российской государственности за минувшие 15 лет были сделаны важные шаги. Ее контуры обрели более четкие очертания. Принята новая Конституция РФ (1993 г.), в которой высшей ценностью провозглашены права, свободы, честь и достоинство человека. В свете произошедших в стране за последние годы трансформаций перспектива сползания к какой-либо форме диктатуры выглядит довольно спорной. Вместе с тем очевидно, что и переход к демократии в России еще далек от завершения. Главная проблема, стоящая перед Россией, по-прежнему, как и в начале 90-х гг. XX в., состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органичного сочетания рыночной экономики, политической демократии, правового государства и российских исторических и культурных традиций. Особенностью политического процесса в современной России является достаточно причудливое сочетание элементов авторитаризма, во многом доставшихся в наследство от прежней советской политической системы, и демократии. Выдвигаются задачи реформирования правоохранительной и судебной систем, обеспечения прав граждан, создания условий для развертывания предпринимательства, что соответствует принципам демократии. Но все это сочетается с проявлением авторитарных тенденций, особенно в ряде регионов, а также на местном уровне. Существует мнение, согласно которому особенностью политических процессов в современной России является их «гибридный характер» в большинстве регионов страны. Отличительной характеристикой такого режима является его парадоксальная устойчивость, которая обеспечивается отсутствием явных внешних и внутренних факторов, способных сделать эволюцию режима в сторону авторитаризма или демократии последовательной. Таким образом, политический процесс и политический режим в современной России имеют очевидные признаки демократии — регулярные выборы, наличие политических прав и свобод, функционирование так называемой системной оппозиции. Но одновременно существующая система отвечает интересам привилегированных групп — старой и новой бюрократии, крупного бизнеса, партийной элиты, генералитета. Политический процесс в этих условиях опирается на старые, привычные административные механизмы мобилизации и контроля, но при этом использует и новые, демократические институты. Многие эксперты обеспокоены возможностью серьезных дисбалансов и роста напряженности, стрессов политической системы страны, которой не хватает гибкости и адаптивности к условиям меняющегося мира и которой со временем может недоставать массовой поддержки. Вместе с тем российские реалии дают и повод для оптимизма. Ряд демократических институтов прочно вошел в повседневную жизнь. У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе и свободе слова. Проводимая реформа избирательной системы может усилить роль партий в политическом процессе. И хотя демократия, демократический политический процесс в его развитых формах остаются для России делом будущего, перспективы для их развития достаточно благоприятны и во многом связаны с расширением возможностей и предпосылок самоорганизации людей, институтов гражданского общества. Модель демократического процесса не может быть навязана сверху. Она должна расти снизу и вобрать в себя те нормы, ценности и процессы, которые содержат потенциал взаимного доверия и социальной интеграции.
|