Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос 24. Политическая идеология: сущность, структура, функции.
Содержание книги
- Вопрос 1. Политология как наука
- Вопрос 3. Политические учения Древнего Рима.
- Вопрос 4. Политические учения средних веков.
- Вопрос 6. Политические учения 19 века.
- Вопрос 7. Политические учения 20 века.
- Вопрос 8. Сравнительная политология.
- Вопрос 10. Политическая партия: признаки, структура, функции.
- Вопрос 12. Сущности и разновидности партийных систем.
- Вопрос 13. Партийная система современной России: особенности формирования и специфика функционирования.
- Вопрос 14. Основные виды политики.
- Вопрос 15. Современные избирательные системы.
- Вопрос 17. Особенности политического лидерства в современной России.
- Вопрос 18. Теория элит Г. Моски, Парето, Михельса.
- Вопрос 19. Современная политическая элита России.
- Вопрос 22. Политическая власть.
- Вопрос 24. Политическая идеология: сущность, структура, функции.
- Вопрос 25. Концепция разделения властей и особенности её реализации в РФ.
- Вопрос 26. Сущность, структура политической системы. Модели политических систем.
- Вопрос 27. Политический конфликт: сущность, структура и способы разрешения.
- Вопрос 28. Тоталитарный политический режим и его характеристика.
- Вопрос 30. Демократический политический режим и его характеристика.
- Вопрос 31. Сравнительный анализ политических режимов.
- Вопрос 32. Современный политический режим в РФ.
- Вопрос 36. Гражданское общество, его происхождение и особенности.
- Вопрос 37. Проблемы современной геополитики.
- Вопрос 38. Мировая политика и международные отношения.
- Вопрос 39. Современный политический процесс в России и его характерные черты.
- Вопрос 41. Политическая социализация. Особенности политической социализации в современном российском обществе.
- Вопрос 43. Политический процесс: сущность, структура, типология.
Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Политическая идеология обосновывает главное содержание, основные цели и социальное назначение политики. Термин «идеология» (от греч. «идея» и «логос» – учение, понятие) впервые ввел в оборот французский ученый Дестют де Траси в своем четырехтомном труде «Элементы идеологии» в начале XIX в. Он назвал идеологию «наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления». А.Гельвеций, например, классифицировал идеи на три вида – полезные, вредные и нейтральные. С тех пор в мировой политологии сложились различные суждения об идеологии. Во времена Просвещения понятие идеологии трактовалось как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках, противостоящее рациональному познанию действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали классовый характер идеологии и считали, что она служит средством подчинения трудящихся господствующему классу, камуфлирует его эксплуатацию. Вот почему устранение господства эксплуататоров будет означать конец идеологии как ложной, иллюзорной формы сознания и наступит время научной идеологии, которой и будет марксизм. Попытку социологического исследования идеологии предпринял немецкий социолог К. Маннгейм. Он, как и классики марксизма, считал идеологию классового тенденциозным сознанием. Вместе с тем ученый подчеркивал важнейшую черту идеологии – ее способность сплачивать людей и мобилизовывать их на защиту своих интересов. Неомаккиавеллисты (Р.Моска, Р.Михельс, В.Парето) гиперболизировали политическую идеологию, характеризировали ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколько-нибудь серьезного самостоятельного значения. В середине XX в. идеологи индустриального общества (Дж. Гэлбрейт, Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Р.Дарендорф, и др.) заявили о «конце идеологии». Они выдвинули теорию «деидеологизации», согласно которой уровень информированности общества растет, и потребность в идеологии как бы отпадает. Эта теория, однако, вскоре была опровергнута всем ходом общественного развития. В современной политологии под идеологией понимают выраженную в теоретической форме систему идей и взглядов, в которых отражаются интересы определенных слоев и которые служат закреплению или изменению существующих общественных отношений. Политическая идеология имеет достаточно сложную структуру. В содержании идеологии выделяют: 1) концептуальный; 2) программно-политический и 3) актуализированный структурные компоненты. Концептуальный компонент структуры идеологии основывает в теоретической, логически упорядоченной форме общественные идеалы и ценности определенного слоя. Это могут быть идеалы, объясняющие существующий порядок общественной жизни и указывающие пути его совершенствования (например, консервативная, либеральная идеология). Но могут быть и социальные утопии, имеющие мало общего с реальностью (анархистская идеология и др.). В программно-политической части идеологии намечаются пути и способы реализации коллективных ценностей и интересов с помощью воздействия на государственную власть и ее использования. Этот структурный элемент идеологии выражается в форме программ политических партий, выдвижения лозунгов и требований, т.е. она ориентированна на практическую деятельность. Актуализированный компонент идеологии отражает степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что воплощается в практических делах и поступках. Данный элемент идеологии характеризуется довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок – от легкой смены политических позиций до восприятия своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Политическая идеология конкретизируется в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. Политическая идеология разрабатывается особым слоем людей – теоретиками, интеллектуальными представителями класса, нации, народа. Практическое же воплощение ее принципов и норм осуществляется через психологический настрой элит и рядовых граждан. Особую роль политическая идеология приобретает в период революционных потрясений, когда в политические действия вовлекаются огромные массы населения. Вне зависимости от политической идеологии, она выполняет определенные функции в обществе. Важнейшая функция политической идеологии – легитимизация власти определенных политических сил и режимов. Политическая идеология выполняет также следующие функции: · нормативная или ориентационная – задает систему смыслов и ориентацией человеческой деятельности; · мобилизирующая – мобилизирует общество, социальные группы на реализацию поставленных целей; · интеграционная – сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного “мы”; · критическая – способствует критическому осмыслению действительности; · когнитивная – дает знания об обществе и в то же время, отражает противоречия породившего данную идеологию общества; · компенсаторная или амортизационная – способствует ослаблению социальной напряженности, вселяет надежду на благополучное изменение существующего бытия. · прогностическая – определяет ближайшие и конечные цели. Таким образом, политическая идеология одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика. Важнейшими гарантиями конструктивной роли идеологии является их базирование на общественных ценностях и национальных интересах.
|