Вопрос 32. Современный политический режим в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 32. Современный политический режим в РФ.

Поиск

После десятилетия советской истории, господства авторитарного и тоталитарного политического режима, во второй половине 80-х — начале 90-х годов в России начался переход к демократическому политическому режиму.

С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. По Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.

О демократизме современной России неоднократно высказывался нынешний президент страны В.Путин. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил, что «молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов[1]». А на российско-американском саммите в Братиславе в марте этого года, он подчеркнул, что возврата к тоталитаризму быть не может, однако демократия должна быть «адекватна нашей истории и традициям», а ее внедрение «не должно сопровождаться развалом государства и обнищанием народа[2]».

Вместе с тем, ряд оппозиционно настроенных политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что в стране уже пятый год идет реставрация разрушенного политического режима. В качестве своих аргументов они называют неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность и организационную слабость партий, широкие масштабы лоббистской деятельности, номинальную свободу СМИ.

В российском обществе также нет единой оценки политического режима России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных социальных исследований Российской Академии Наук, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в возрасте от 20 до 30 лет считают Россию недемократическим государством[3].

Таким образом, вопрос о политическом режиме современной России, его сущности является актуальным и дискуссионным для ученых-теоретиков, политиков-практиков и широкой общественности.

О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью.

Российская действительность дает нам основания утверждать, что демократия начинает наполняться реальным содержанием.

Сегодня в государстве не только в законодательстве, но и на практике обеспечивается политический плюрализм. Поставлена задача и взят курс на утверждение правового государства, в котором личность чувствует себя во многом защищенной правом и законом от произвола государственной власти. При всей неоднозначности положения в области прав человека, основным способом отстаивания гражданами своих прав становятся не жалобы, а обращения в суд. В России права человека приобретают характер массовой ценности, что служит наиболее надежной гарантией против произвола.

У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе, к свободе слова. На региональном уровне мы наблюдаем выборы не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.

Вместе с тем, в условиях нынешней социально-экономической и политической конъюнктуры многие из провозглашенных демократических принципов, прав, свобод, норм, способов и методов политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации.

Так в президентской республике России при разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов все еще не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения ветвей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.

К примеру, законодательная власть Федерального Собрания ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной власть многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнения любых законов. В связи с концентрацией власти в руках исполнительных органов, главы государства и правительства, парламент отходит на задний план, что проявляется в зарезервированной за президентом возможности действовать через голову парламента при принятии законов или оказывать давление на представительные органы (право роспуска парламента, процедура подписания законов перед их вступлением в силу).

Проводимые социально-экономические реформы, названные самой властью «непопулярными», привели к поляризации и расколу общества. Сейчас около 200 российских семей владеют 80% богатства России. Соотношение доходов богатых и бедных составило 35:1, тогда как по общемировым стандартам оно не должно превышать уровень 6:1. При отсутствии стабилизирующего «среднего класса» такой разрыв ведет к росту авторитарных настроений, конфронтации между различными группами населения и властью, вызывает массовое нарушение элементарных прав и и свобод граждан России, их права на жизнь, удовлетворение элементарных прав и потребностей в еде, одежде, жилье.

Обнищание населения, задолжность по выплате зарплаты, безработица, коррупция, преступность не совместны с утверждением гражданского общества и правового государства, с гарантией личных и политических прав российских граждан.

Трудный, сложный и противоречивый характер процесса становление демократизма в России не прямолинеен, далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.

Во-первых, наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.

Во-вторых, переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима, десятилетиями господствовавшего в стране, в условиях системного кризиса российского общества и перманентных попыток на протяжении 20 лет его реформировать.

В-третьих, в процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового, социального государства — расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты зарплаты, непопулярные социальные реформы.

Наконец, в менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопическое ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок, изменит жизнь к лучшему.

Итак, говоря о политическом режиме современной России нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.

В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного характера усиление в России демократических тенденций. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритете которых для современной России безусловен в плане демократизации политического режима.

Кроме того, гарантией роста демократизма политического режима являются свобода слова и печати; наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; реализация принципа разделения властей; выборность органов государственной власти; изменяющийся менталитет россиян.

Вопрос 33. Основные теории происхождения государства.

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.
3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.
4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.
5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гум-пловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.
6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.
7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде "вождя нации", "чистоты крови", история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

 

Вопрос 34. Правовое государство: сущность, содержание, основные черты.

Познакомившись с различными источниками, освещавших проблемы государства и права, приходишь к выводу, что существует много трактовок термина «государство». Единого мнения здесь нет. Каждый мыслитель приводит свои весомые доводы в понимании сущности государства, критикуя своих оппонентов. Свою оригинальную трактовку этого термина мы дать пока не можем, ибо еще не являемся профессионалами в этой области. В данный момент привлекают взгляды цитируемого ранее автора. Поэтому и на этот раз без цитирования не обойтись.

В западной общественной мысли доминировало всегда представление о государстве как об общечеловеческом (неклассовом) явлении. Марксизм ввел в широкое употребление представление о государстве как об органе господствующих классов, как об орудии угнетении одних классов другими. Это представление не есть всего лишь вздор. Оно есть идеологическое преувеличение и абсолютизация лишь одного из свойств государства. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985.

Государство на самом деле служит господствующим слоям, группам, классам и вообще каким - то силам общества. Последние используют государство в своих интересах. Они манипулируют должностными лицами, сами поставляют своих представителей в систему власти, особенно в её высшие этажи. Всё это так. Тем не менее, государство есть особое и самостоятельное явление сферы коммунальности. Оно есть орган целого. Оно вырастает как продукт целостности объединения людей и в интересах целостности.

Тут - центральный пункт понимания государства, а именно - понятие целостности и интересов целого …

Интересы целого и целостности в общем, виде очевидны. Это защита страны от внешних врагов, завоевания новых территорий и покорение других народов.

Охрана общественного порядка, преследование преступников, борьба против разрушительных внутренних сил, охрана денежной системы, организация почты, создание системы образования и т. д. Входит сюда и налоговая система. Но оценка государства как органа целостности общества фиксируют лишь одну сторону дела.

Государство способно выполнять функцию целостности общества лишь при том условии, что оно, будучи «уполномочено» обществом на эту роль в историческом процессе своего формирования, становится самодовлеющим социальным феноменом, существующим для себя, а не для чего-то другого, становится субъектом истории, использующим общество как в сферу и орудие своего собственного бытия.

Исходные предпосылки исследования и основные термины определены. Можно приступать к более конкретному анализу предмета нашего исследования.

2.1. Конституция

В юридической теории и практике применяются термины «основной закон» и «конституция». Причем часто эти термины употребляются как синонимы. Под основным законом подразумевается систематизированный нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, являющийся правовой базой для других законов, комплексно регулирующий основополагающие государственно-правовые отношения.

Если в любом систематизированном акте, обладающим юридическим верховенством, видеть конституцию, то пришлось бы признать, что в самодержавной Российской Империи был конституционный строй. Ведь и до 1905 г. в России действовали Основные законы - ряд нормативных актов, устанавливающих основы государственности. Но до 17 октября 1905 г., бесспорно, Россия конституции не имела. Значит, эти термины не тождественны друг другу, хотя и пересекаются.

Конституция- это комплекс норм, содержанием которых является принцип народного суверенитета; основные права и свободы человека; принцип законности, обязательный для государства и иных объектов; основы государственного устройства (в федерациях - федеративный договор). Теория государства и права. \ Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2001.

Пространством, на котором выросли почти все необходимые элементы конституции, стала средневековая Англия. Англия не была одинокой в своем движении к конституционализму. Без Германии, Нидерландов, Франции и других стран континентальной Европы, мир, вероятно, не увидел бы успехов английского конституционного строительства. Вместе с тем лидерство Англии в создании конституции очевидно.

Условно первую веху в образовании конституции можно обозначить 1215 годом - датой подписания Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей.

Франция и США впервые облекли конституцию в форму основного закона. Иногда даже говорят о том, что американская и французская конституции называют 1787 г. (принятие конституции США).

Итак, конституция есть исторически сложившееся правовое явление с определенными признаками и свойствами.

Эти факты также подтверждают основную идею работы. Конституционный строй в передовых странах сложился эволюционным путем. На это потребовалось несколько веков. А то, что складывалось веками - трудно сразу убрать из социальной жизни, но также сложно внести в другую социальную среду.

«Живая конституция» - произведение американской государственно-правовой науки и судебной практики. Основные положения этой концепции основаны на том, что конституция обычно устанавливается с расчетом на далекие политические перспективы, не на одно поколение.

В конституционном строении было обнаружено два элемента, каждый из которых выполняет свою функцию - статическая часть конституции и ее динамическая составляющая. В статической части конституция принципиально не изменена. Это позволяет ей оставаться собой, создает преемственность и передачу конституционного устройства от поколения к поколению.

В тоже время вокруг действующей конституции формируется ее подвижное окружение. Американское конституционное право покоится на основном законе, который на протяжении двухсот лет почти не претерпел изменений. В тоже время тесты судебных решений, относящиеся к конституционным вопросам, составляют многие тысячи страниц.

Франция со времен революции сменила несколько республиканских форм. Нынешнее Французское государство именуется Пятой Республикой. Керимов А. Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французкая республика) \\ Государство и право. 1992 № 1. Однако неизменно авторитетным и обязательным конституционным источником остается Декларация прав человека и гражданина 1789 г. При всех текущих изменениях в британской конституции очевидна и стабильность ее основ, ее преемственность - принцип народного представительства, политическая ответственность правящей партии, конституционные права личности, правомерность как условие деятельности государственных органов.

Отсюда следует, что конституция - довольно адаптивный инструмент регулирования общественный отношений.

Ныне действующие конституции имеют разный возраст. Это дает основания разделять их на поколения.

В наше время сохраняют свое действие немногие из конституций первого поколения - это значительная часть ныне действующей британской конституции, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., конституция США, Швейцарии (1874 г.), Бельгии (1831 г.), Норвегии (1814г), Люксембурга (1868 г.). Появление конституций первого поколения ориентировочно можно ограничить периодом с 17 по конец 19 века.

Следующее поколение конституций формировалось в период до Второй мировой войны. Конституция Финляндии принималась частями с 1919 по 1922 г. г.

Усилился процесс унификации, заимствования зарубежного теоретического материала и практического опыта. Конституции второго поколения стали более развернутыми, подробными и похожими друг на друга. Наиболее типичным образом конституционного творчества этого периода стала Веймарская конституция, разработанная профессором Гуго Пройсом и принятая Германией в 1919 году.

Конституционным новшеством стало закрепление некоторых социально-экономических прав. Это произошло под очевидным влиянием мирового социалистического движения и как реакция на победу большевиков в России. Теория государства и права \ Под ред. Г.Н. Манова. М., 2001.

В этот период была конституционно закреплена современная версия свободы совести - полная секуляризация, запрет государственной религии. Прежде также признавалась свобода вероисповеданий, действовал режим религиозной терпимости, позволявший человеку сделать духовный выбор, но вопрос о взаимоотношениях церкви и государства не оговаривался, и нередко сохранялась государственная религия.

Третье поколение составляют конституции послевоенного периода. Обращает на себя внимание подробность, с какой они излагаются. Стали более разработанными и вместе с тем взвешенными, осторожными положения социальной направленности. Современные конституции нередко декларируют социально-экономические программы и права, но не стремятся связывать себя определенными, юридически конкретными обязательствами. Например, если закреплено право на труд, то конституция подразумевает под ним, скорее свободу поиска работы, выбора профессии и некоторые действия государства, но не гарантируют занятость и зарплату для всех.

Взаимообмен государственно-правовым опытом привел к тому, что сходство конституций еще больше возросло. Почти все они начинаются с раздела о правах и свободах, провозглашают принцип правового государства, используют общую терминологию. Характер конституционного регулирования стал интернациональным.

Эти данные подтверждают последний тезис работы, говорящий о том, что началась интенсивная интеграция западных стран в единое социальное целое с тенденцией к образованию глобального общества во главе с западом.

Конституции классифицируются также по структуре или по форме, в которой они выражены.

Большинство действующих конституций имеют форму единого систематизированного основного закона.

Существует группа конституций, структура которых образована несколькими конституционными законами (Израиль, Канада). В конституцию Финляндии входят акт о правлении (1919 г.), Закон о высшем суде (1922 г.), Парламентский устав (1928 г.), которые дополнены другими нормами конституционного содержания; Конституцию Швеции образуют три основных закона (о форме правления, о престолонаследовании и о свободе печати).

В Великобритании и Новой Зеландии конституция не имеет определенной структуры, позволяющей по формальным признакам отдалить ее от других юридических норм. Логическими приемами правоведы выделяют группу источников, значение и важность которых ограничивает их от других источников системы права. Но в обыденном сознании англичан, в правоприменительной деятельности понятия конституции и права совпадают, отождествляются.

В государствоведении сложилась традиция, подразделяющая конституции на «писанные» и «неписанные». Она не позволяет составить точное представление о форме и структуре конституции. Первоначально она обозначала разницу между конституциями в форме основного закона и не имеющими таковой. Но конституции, образованные серией законодательных актов, все же имеют письменную форму. Поэтому впоследствии некоторые авторы стали причислять их к писаным конституциям, а другие по-прежнему считали, что такие конституции относятся к неписанным.

В зависимости от происхождения конституции они делятся на оригинальные и заимствованные.

Страны, имеющие оригинальные конституции, не обязательно применяют только национальный опыт при их создании. Но они совершенно определенно имеют собственную конституционную традицию и используют ее при составлении конституций. Такой традицией обладают Англия, Германия, Нидерланды, Швейцария, Скандинавские страны, США. Конституции этих стран являются в большей или меньшей степени оригинальными.

Другие государства развивали государственность по альтернативному пути и собственную конституционную теорию и практику не сформировали.

Значит в этих (не западных), Конституция являлась необходимым элементом государственного функционирования. Если страны, не имеющие конституционных традиций, захотят перенять опыт запада, то насколько они уподобятся ему? В какой степени население этих стран достигнет западного уровня благосостояния? Станут ли подражающие страны равноправными партнёрами запада?

Многочисленные факты истории показывают, что западу в качестве условия выживания и нормального функционирования нужны народы более низкого порядка или политически или экономически подчинённые ему. Ядро лидирующих западных стран уже сформировалось. Место наверху занято. Рассчитывать, что туда просто так пустят кого-то ещё, не приходится.

2.2. Права человека и их гарантии

В западных странах полагают, что права человека являются естественными, свойственны его сущности и не происходят от власти. Характерно, что многие движения свобод, например в Англии, были основаны на идее «восстановления» прав, даже если эти права нигде раньше не были зафиксированы.

Если права принадлежат человеку в силу его естества, то их источником нельзя считать государство. Личность не обязана государству своей свободой. Из этого следует, что функция государства состоит главным образом том, чтобы оградить свободу личности от посягательств, а также установить некоторые ограничения и рамки, упорядочивающие осуществления прав. Свобода может иметь свои излишества. Отрицательные проявления, тогда как ни один человек не имеет естественного права подавлять нравственную личность другого насильственными средствами. Поэтому государство должно определять пределы безопасного пользования свободой. Но свобода, за теми изъятиями, которые установило государство, принадлежит человеку.

Эта позиция своим следствием имеет принцип правового регулирования, который называют общедозволительным.

Самым распространённым определением данного принципа является данная фраза: разрешено всё, что не запрещено законом.

Общедозволительный принцип возводит в закон положение, по которому все требования, обременяющие человека, должны быть непременно предварительно опубликованы. До тех пор, пока это условие не выполнено, закон или нормативный акт администрации не имеют обязывающей силы.

Общедозволительному принципу противостоит другой, по которому человек не имеет прав, рождённых с ним и неотъемлемых от него. Права расширяет государство. Этому принципу следуют социалистические страны. Наконец, друг другу противопоставлены принцип юридического баланса индивидуальных и общих (государственных) интересов и принцип господства общества и государства над личностью.

Если общество, государство, правовая традиция признают человеческую свободу высшей ценностью, то у них нет оснований, считать свои интересы бесспорными со свободой отдельного человека. Конфликт между общественным и частным возможен, однако его исход в пользу общества и государства не предрешён.

Общество само заинтересовано в поддержании и охране индивидуальной свободы. Преамбула Конституции Мичигана прямо заявляет, что весь народ штата несёт ответственность перед каждым гражданином за то, чтобы господствовало право. Разногласия между личностью и интересами общества, в конечном счете, составляют спор между одним обладателем прав и несколькими многими лицами, образующими общество. Если этот спор получает правовую форму, то численное превосходство одной стороны само по себе не может быть основанием к разрешению разногласий в её пользу.

Принцип баланса интересов большинства и прав человека обнаруживается в судебной практике США. Когда негр Джеймс Мередит добился в суде права на зачисление в университет, губернатор Р. Барнетт заявил, что штат Миссисипи «не пойдёт наповоду у злонамеренных элементов». Негодующая общественность не давала Джеймсу дороги в университет. И тогда президент Кеннеди послал в Миссисипи войска для защиты права личности от посягательств государства (штата) и общества. Правда, чем закончилась карьера президента Кеннеди, известно.

Социалистические государства руководствуются другим принципом. Вполне откровенно приоритет государства над личностью обосновал Ж. - Ж. Руссо; «Суверен образуется лишь частных лиц, у него нет, и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц; и даже если суверен говорит человеку «Государству необходимо, чтобы ты умер», он должен умереть...» Руссо Ж-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей (1755) \\ Избранные сочинения в 3-х тт. М., 1961.

И.В. Сталин и другие лидеры коммунистических стран почитывали Руссо и часто применяли на практике этот тезис великого мыслителя. Впрочем, тоже самое практиковали и яркие деятели западных стран, например - Наполеон и Гитлер.

Теперь определим, что такое права и свободы.

Право- это возможность лица совершать конкретное юридически значимое действие. Например, правом является возможность участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность.

Свобода- это возможность совершать все виды юридически значимого поведения в определенной области, за теми изъятиями и ограничениями, которые оговорены законом. Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы своего общения с религией либо придерживается атеистических убеждений.

Разница между правами и свободами весьма условно. Понятие свобод порою раскрывается в законе через перечисление наиболее употребляемых прав, с помощью которых свободу можно реализовать.

По способу осуществления и защиты права и свободы делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными являются те права и свободы. Которым противостоит (соответствует) всеобщий, обращенный к третьим лицам и государству, запрет препятствовать их осуществлению. Многие абсолютные правомочия определены в законе именно через запрет посягательства на них. Например, личная неприкосновенность, право на жизнь выражается в том, что никто не может быть произвольно лишен жизни и свободы.

Относительному праву человека соответствует обязанность конкретных субъектов не просто воздержаться от нарушений, но и предпринять действия, необходимые для реализации этого права. Чтобы человек реализовал право на справедливую судебную процедуру, суд должен соблюсти процессуальные нормы, присяжные - вынести справедливый вердикт и т.д.

В зарубежной теории сложились похожие классификации прав. Так американцы, а затем и международные организации обозначили группу «фундаментальных прав» (в Основном законе ФРГ - «основные права»)

Фундаментальные права образуют наиболее важное пространство личной свободы. Эти права не только определяют существо правового статуса, но и составляют правовую основу конституционного строя. Их защита является главной задачей конституционного государства. Оно обязуется обеспечивать и охранять эти права, безусловно, независимо от политических и прочих обстоятельств. Так, право на жизнь, свободу и собственность считается абсолютно императивным. Государство не может ограничивать объем этих прав, кроме случаев, когда вводиться чрезвычайно или иное особое положение.

Примерный перечень фундаментальных прав содержится в первых конституционных документах, и в течение последних двух столетий он существенно не изменился. До сих пор «естественными и неотъемлемыми» считаются право на личную неприкосновенность, свободу собраний и ассоциаций, презумпция невиновности, избирательное право, свобода слова.

Закрепление фундаментальных прав означает, что существуют и такие правомочия, которые основными не являются. Демократическое государство, как правило, не принимает на себя бесспорную обязанность гарантировать переменные права. Так, в США не ратифицировали Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В части, закрепляющей право на труд. Американское государство не нашло счесть возможным гарантировать соблюдение этого права силой закона и правосудия. Даже в статье 23 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., закрепляющей, казалось бы, бесспорно право неполноценных детей на помощь государства, сделана оговорка, что такую помощь государство оказывает «при условии наличии ресурсов».

Французская Декларация 1789 г. Провела разграничение между правами человека и гражданина. Эта классификация по-прежнему в ходу. Права человека признаны за любым лицом, считаются неотъемлемым свойством личности. Некоторые из прав, оформляющие участие лица в политике и управлении государством, прежде всего избирательное право, относятся только к гражданам. Керимов А. Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французкая республика) \\ Государство и право. 1992 № 1.

«Неграждане» составляют значительный процент населения Запада, и об их положении поговорим чуть позднее.

Теперь рассмотрим вопрос о гарантиях прав и свобод.

Гарантиями называются средства, условия и способы, обеспечивающие соблюдения, реализацию и охрану прав человека.

В зависимости от сод


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.021 с.)