Управление нефтегазовыми ресурсами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление нефтегазовыми ресурсами



Нефтяная и газовая промышленность, являясь составной часть топливно-энергетического комплекса, представляет собой сложную отрасль производства. Для обеспечения добычи нефти и газа, производства нефтепродуктов и доставки их потребителям требуется участие большого количества организаций и предприятий, осуществляющих различные технологические процессы, тесно связанные между собой.

В соответствии с принятой в настоящее время технологической специализацией можно выделить следующие сферы деятельности:

► поиск и разведка месторождений;

► строительство скважин (нефтяных, газовых, нагнетательных и др.) добыча нефти, газа;

► переработка нефти и газа, нефте- и газохимия;

► транспорт, хранение, сбыт нефти, газа и продуктов их переработки;

► строительство нефтепродуктопроводов, газопроводов, газохранилищ и нефтебаз.

Основными переделами «нефтяной и газовой цепочки», создаю­щими целевую продукцию, являются добыча и переработка нефти и газа. Задачам их развития подчинена деятельность других сфер. Несмотря на имеющиеся между ними различия, они находятся в очень тесной взаимосвязи и определяют темпы развития друг друга. При замедлении спроса нефтеперерабатывающих заводов на нефть снижается ее добыча и, наоборот, падение объемов добычи приводит к сокращению выпуска нефтепродуктов.

Базой для развития нефтяной и газовой промышленности служит подготовка запасов углеводородов, осуществляемая в процессе проведения геолого-разведочных работ. Геолого-разведочный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных, осуществляемых в определенной последовательности работ, обеспечивающих решение конечных целей. В ней выделяют три этапа: региональный, поисковый и разведочный. Каждый из них состоит из стадий, которые различаются между собой объектами, видами и методами исследований, методикой проведения работ и объемами материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Особо важным видом деятельности в нефтяной и газовой промыш­ленности является сооружение скважин. Им завершается комплекс геолого-поисковых и разведочных работ, устанавливается наличие (или отсутствие) нефтегазоносности, определяются параметры залежи, необходимые для подсчета запасов нефти и газа и проектирования систем разработки. Помимо этого, вводом в действие добывающих, нагнетательных и других скважин восполняются и наращиваются мощности по добыче нефти и газа, обеспечивается контроль за гидродинамическими процессами, происходящими в продуктивных пластах, пополняются сведения о геологическом строении их, уточняются размеры запасов и т. д.

Районы проведения буровых работ различаются особенностями геологического строения, климатом, рельефом местности, развитием общей и производственной инфраструктуры, что оказывает существенное влияние на результативность буровых работ.

Переработка нефти и газа, обеспечивающая производство широкой гаммы нефтепродуктов, масел, а также нефте- и газохимия -это звено, связывающее добывающую сферу со всей массой потребителей в отраслях народного хозяйства, использующих производимую им готовую продукцию.

Транспорт нефти, нефтепродуктов и особенно газа связан с исполь­зованием специализированных и даже специальных транспортных средств (трубопроводов), которые невозможно использовать для доставки других видов промышленной продукции. Поэтому в задачи нефтяной и газовой промышленности помимо рассмотренных ранее входит доставка произведенной продукции потребителям. Хранение нефти, нефтепродуктов и газа также требует специального оборудования или сооружений.

Особенно специфичны они для хранения больших объемов природ­ного газа. Поскольку наземные средства (газгольдеры) не могут в полной мере решить проблемы хранения, эта задача решается путем создания подземных газохранилищ различных типов, позволяющих регулировать сезонные и суточные колебания в уровне газопотребления.

Поскольку магистральные трубопроводы предназначены для обслуживания нефтяной и газовой промышленности, то их сооружение также одна из сфер деятельности рассматриваемых отраслей.

Таким образом, перечисленные переделы представляют собой единый взаимосвязанный производственный комплекс, обеспечивающий решение поставленных перед отраслями задач. Они различаются технологическим процессом, организацией производства и управления, целевой продукцией и т. д., объединяя значительное число предприятий и организаций и являясь сложным хозяйством с большим объемом работ.

Производство продукции, работ и услуг осуществляется организациями - субъектами коммерческой деятельности. Они признаются юридическим лицом, если имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам, могут от своего имени осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ хозяйственную деятельность могут осуществлять коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации, удовлетворяя рыночный спрос на производимую продукцию (работы, услуги), стремятся извлечь из этого экономические выгоды (прибыль). Некоммерческие организации создаются для удовлетворения каких-либо общественных нужд, и деятельность их не связана с получением прибыли.

В процессе осуществления радикальных экономических реформ, проведенных в начале 1990-х годов, базировавшихся на идее разгосударствления и коммерциализации предприятий с последующей их приватизацией, претерпела существенные изменения и структура управления нефтяной и газовой промышленности.

Государственное регулирование рассматриваемыми отраслями осуществляется федеральными и региональными органами власти в соответствии с действующими в стране законодательными актами. Государственное управление включает:

- управление недропользованием;

- управление федеральной собственностью (пакетом акций) в нефтяном и газовом секторах;

- геологический, экологический и другой контроль за безопасным ведением работ, рациональным использование углеводородных ресурсов;

- лицензирование видов деятельности;

- проведение налоговой, кредитной и ценовой политики;

- программу демонополизации и регулирования деятельности естественных монополий.

Для осуществления функций государственного управления ТЭК созданы Федеральное агентство по энергетике Министерства промышленности и энергетики РФ (ранее Министерство энергетики), Министерство использования природных ресурсов (Минприроды) и Федеральная комиссия по тарифам (ранее Федеральная энергетическая комиссия). Основные задачи агентства по энергетике заключаются:

- в обеспечении потребностей народного хозяйства и населения в различных видах топлива и энергии, их рационального и безопасного использования;

- разработке и осуществлении государственной энергетической политики;

- проведении структурной перестройки в отраслях ТЭК;

- обеспечении эффективного и устойчивого функционирования организаций ТЭК;

- осуществлении экономических реформ, связанных с переходом к рыночным отношениям.

Для решения поставленных задач агентство наделено необходимыми правами, а также обязанностями по установленному кругу направлений деятельности. Главными из них являются:

- формирование прогнозов социально-экономического развития отраслей ТЭК;

- осуществление полномочий по лицензированию видов деятельности организаций ТЭК;

- участие в совершенствовании хозяйственного механизма регулирования работы организаций ТЭК;

- разработка предложений по законодательным и нормативным актам, регулирующим деятельность ТЭК и др.

Основной функцией Федеральной комиссии по тарифам является об установлении размеров цен на газ и электроэнергию, а также тарифов на транспортировку нефти и газа по трубопроводам.

Минприроды располагает полномочиями в области лицензи­рования недр, подготовке и совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере недропользования.

Нефтяная промышленность в настоящее время представлена вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК), созданными в 90-е годы XX века в ходе структурной перестройки отрасли. Вертикальная интеграция в нефтяной промышленности предусматривает производствен­ное и организационное объединение в рамках единой собственности процессов, обеспечивающих поиск, разведку, строительство скважин, добычу нефти и газа, их переработку, а также транспортировку и сбыт продукции. Главными достоинствами подобной организации нефтяных компаний является возможность выхода рынок конечной продукции, обеспечение преимуществ за счет концентрации и маневрирования капиталом, производственными мощностями, потоками сырья и готовой продукции, улучшение управляемости технологически взаимосвязанными процессами, получение доступа к надежным сырьевым источникам, минимизация рисков, связанных с реализацией крупных и капиталоемких проектов.

К числу возможных негативных проявлений следует отнести снижение мобильности в осуществлении внутренней и внешней инвестиционной политики, снижение производственного потенциала как результат изоляции отдельных структурных подразделений от воздействия рыночных механизмов и различий в техническом уровне производства, чрезмерное разбухание аппарата управления и др.

В настоящее время в нефтяной промышленности России функционирует четыре разновидности ВИНК:

- базирующиеся на корпоративной собственности (ОАО «Лукойл», «Сургутнефтегаз»);

- находящиеся под контролем государства (НК «Роснефть»);

- находящиеся под контролем финансово-промышленных групп (НК «Сиданко» и ТНК-ВР);

- находящиеся по контролем субъектов федерации («Татнефть»и «Башнефть»).

В процесс реформирования нефтяной отрасли в сфере транспорта нефти и нефтепродуктов организованы акционерные компании «Транс­нефть» и «Транснефтепродукт», находящиеся под контролем государства.

Их основу составляют акционерные общества, созданные на базе ранее существовавших нефтепроводных управлений.

Концепцией управления организациями нефтегазового комплекса предусматривается развитие среднего и малого бизнеса путем создания отечественных организаций, а также с участием иностранного капитала. Их деятельность способствует созданию конкуренции на рынке нефтепро­дуктов, ускорению освоения забалансовых запасов, приуроченных к мелким месторождениям, освоению трудноизвлекаемых запасов, а также лучшему использованию невостребованной части мощностей крупных компаний за счет передачи их малым предприятиям. При активном участии региональных властей были созданы корпорации «Югранефть», «Эвихон», НИПЕК, компания «Русиа Петролеум». Успешное функционирование в структуре нефтяного комплекса инновационной компании РИТЭК базируется на использовании интеллектуального потенциала и производственно-технического опыта при решении задач эффективного освоения трудноизвлекаемых запасов.

Мировой опыт подтверждает, что реформирование нефтегазового комплекса способствует образованию холдинговых компаний. Под холдингом понимается производственно-финансовое объединение, в котором «центр» владеет контрольным пакетом акций, входящих в его состав акционерных обществ, сохраняющих при этом свою самостоятельность. Различают промышленные, финансово-промышленные и финансовые холдинги. Существующие нефтяные компании являющиеся холдингами, можно разделить на три группы:

- государственные (где доля государственной собственности в уставном капитале составляет 100 %, например АК «Транснефть»);

- частично государственные (доля госсобственности составляет 38-51 %; НК «Роснефть» и др.);

- новые холдинги, созданные без участия государства.

Усиление роли государства в управлении нефтяной промышлен­ностью предполагается осуществить путем создания Единой национальной нефтяной компании (ННК).

Дальнейшее совершенствование управления нефтяным комплексом, по мнению специалистов, будет идти по пути сокращения количества вертикально-интегрированных нефтяных компаний и доведения их числа до 6-8, но более мощных и конкурентоспособных на внешнем рынке. Помимо этого обозначилась четкая тенденция в развитии ВИНК на диверсификацию своей деятельности в направлении энергетики и газового бизнеса.

Структурная перестройка газовой промышленности, проводившаяся в этот же период, базировалась на сохранении целостности созданной в процессе предшествующего развития Единой системы газоснабжения. В результате коммерциализации и последующей приватизации предприятий, было создано ОАО (первоначально Российское акционерное общество) «Газпром». Целью его деятельности, сформулированной в уставе, является обеспечение надежного снабжения газом, газовым конденсатом, нефтью и продуктами их переработки потребителей на территории РФ, а также в ближнем и дальнем зарубежье. В настоящее время ОАО «Газпром» представляет собой естественную монополию, построенную по принципу вертикальной интеграции, то есть имеющую в своем составе все производственные переделы от геолого­разведки до распределения газа. Причем системообразующие организации, обеспечивающие выполнение геологоразведочных работ, строительство скважин, добычу, магистральный транспорт, переработку газа и конденсата, имеют 100 %-е участие головного общества в уставных капиталах и имеют форму обществ с ограниченной ответственностью. К ним прежде всего относятся шесть газодобывающих обществ (четыре из них имеют в своем составе газоперерабатывающие заводы) и 17 газотранспортных региональных структур. В процессе реструктуризации было создано ООО «Межрегионгаз» отвечающее за организацию торговли газом на внутреннем рынке и в странах ближнего зарубежья, а также ООО «Бургаз», объединившее в своем составе буровые организации отрасли. Помимо этого в состав группы входят ряд сервисных организаций («Газпромавиа», «Газфлот», «Газсвязь», «Газкомплектимпекс» и др.).

Более чем у 40 организаций более половины объема уставного капитала составляет доля ОАО «Газпром». В эту группу вошли практически все организации, осуществляющие проектирование объектов газовой отрасли (ВНИПИгаздобыча, Гипрогазцентр, Гипроспецгаз и др. и их строительство (ОАО «Краснодаргазстрой», «Ленспецгазстрой», «Уренгойгазстрой», «Спецгазремстрой» и др.).

Завершена реорганизация центрального аппарата общества. Для ее построения использована дивизиональная структура, содержащая четыре блока - производственный, маркетинговый, финансовый и социальный. Созданы департаменты и функциональные отделы, предназначенные для решения главных вопросов по названным направлениям.

Помимо ОАО «Газпром» в рассматриваемой отрасли функционирует ряд независимых производителей, к числу которых относятся ИТЕРА,ЗАО «Пурнефтегазгеология», «Стимул», а также производители газа обеспечивающие газоснабжение в изолированных районах («Норильск-газпром», «Якутгазпром» и «Сахалинморнефтегаз»),

Реорганизация газовой отрасли еще не завершена и в ближайшем будущем предстоит продолжить организационные преобразования, направленные на преодоление монополизма и развитие внутреннего рынка газа РФ.

Контрольные вопросы

1. Краткая характеристика отраслей ТЭК: их состояние, проблемы и перспективы развития.

2. Основные черты нефтегазового комплекса страны: его сырьевая база, объемы добычи и переработки нефти и газа, трубопроводный транспорт нефти и газа.

3. Направления осуществления управления нефтегазовыми ресурсами со стороны государства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданчиков СМ., Перчик А.И. Соглашение о разделе про­дукции - М.: Нефть и газ, 1999.

2. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Волкова О.И. М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Выварен А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов по специальности 080502 «Экономика и управление на предприя­тии (по отраслям)» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-2.

5. Зубарева В. Д. Финансово-экономический анализ проектных решений в нефтегазовой промышленности. М., Нефть и газ. 2000г.

6. Мастепанов A.M. «Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков: состояние, проблемы, перспективы развития». - М.: Энергия, 2001 г.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1-2. М., 2002.

8. Переоценка основных фондов. Рекомендации и нормативное регулирование. Общероссийский классификатор основных фондов. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.

9. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. М.: Дашков и К, 2003.

10. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и стати­стика, 2005.

11. Финансы предприятий нефтегазовой промышленности под ред. Зубаревой В.Д., Злотниковой Л.Г. и др. - М.: 2000.

12. Экономика предприятия под ред. Проф. Волкова О.И. М.: ИНФРА-М, 2001.

13. Экономика предприятия / Под ред. проф. Палеха А.С. Рос­тов- н/Д: Феникс, 2002.

 

 

Для заметок

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.045 с.)