Основные налоги и сборы в нефтегазовом секторе РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные налоги и сборы в нефтегазовом секторе РФ



 

Наименование Ставка, база налога Источник покрытия
Налог на прибыль 24 % от балансовой прибыли Балансовая прибыль
Налог на добавленную стоимость 18 % от оборота по реализации Выручка от реализации величина налога заложена цену
Акцизы 15 % от оборота по реализации газа на территории РФ 30 % от оборота по реализации газа за пределы территории РФ Выручка от реализации величина налога заложена цену
Налог на доходы по ценным бумагам 15 % от начисленных доходов по ценным бумагам Доходы по ценным бумагам чистая прибыль
Импортная таможенная пошлина Таможенная стоимость импор­тируемых товаров, ставки диф­ференцированы Себестоимость
Экспортная таможенная пошлина Масса вывозимого товара, ставка определена в евро за тонну Себестоимость
Налог на имущество До 2,2 % от среднегодовой стоимости имущества Финансовый результат
Плата за экологию Объём выброса вредных веществ, отходов. Ставки диф­ференцированы Балансовая прибыль
Плата за воду Объём используемой воды. Тарифы за 1 куб. м Себестоимость
Земельный налог Размер земельного участка. Тарифы дифференцированы за 1 гектар площади Себестоимость
Налог с продаж (отменен с 1.01.04 г.) До 5 % с наличного оборота продукции Выручка от реализации величина налога заложена цену
Налог на добычу полезных ископаемых 16,5 % от стоимости добытых полезных ископаемых (нефти, конденсата и газа) с 2006 г. Себестоимость
Разовые платежи за право на добычу (лицензии, бонусы) Среднегодовая проектная мощность добывающего предприятия, до 10 % Себестоимость
Платежи за поиск, оценку и разведку Площадь лицензионного участка, 500 - 3000 руб. км2 №566-у 22.8.03 Себестоимость
Подоходный налог 13 % с начисленных доходов работникам предприятий Удержания из оплаты труда
Единый социальный налог (сбор) 26 % от фонда оплаты труда Себестоимость

 

Таблица 10.3

Минимальные и максимальные ставки регулярных платежей за пользование недрами (рублей за 1 км2 участка недр)

 

 

  Ставка
минимальная максимальная
1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых
Углеводородное сырьё    
Углеводородное сырьё на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ    
2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых
Углеводородное сырьё    
Углеводородное сырьё на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ    
3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Хранение нефти и газоконденсата (рублей за тонну) 3,5  
Хранение природного газа и гелия (рублей за 1000 куб. м) 0,2 0,25
       

 

 

Специальный налоговый режим

- Соглашение о разделе продукции (СРП)

 

В соответствии с Налоговым кодексом РФ соглашения о разделе продукции соответствуют специальным налоговым режимам. Разработ­ка и принятие Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции» (де­кабрь 1995 г.) направлено на его использование, в первую очередь, в нефтегазовой отрасли. При его подготовке использовалась обширная мировая практика установления таких соглашений между правитель­ствами стран, обладающих нефтегазовыми ресурсами, и транснацио­нальными нефтяными компаниями.

Первое соглашение о разделе продукции было заключено в Индо­незии (1965 г.). К настоящему времени на условиях СРП в нескольких десятках стран мира разрабатываются порядка двух сотен нефтегазо­вых месторождений. В России заключено и реализуется с привлечением

231иностранных инвесторов три СРП - проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2» (шельфовые месторождения о. Сахалин) и проект «Харьягинское ме­сторождение» в республике Коми.

Закон РФ «О СРП» предусматривает создание стабильных нало­говых условий для инвесторов (недропользователей), что должно спо­собствовать привлечению как иностранного, так и национального ка­питала в поиски, разведку и разработку нефтяных и газовых месторож­дений, и, как следствие, увеличению денежных поступлений в бюджет Государства. Для потенциальных инвесторов наиболее привлекатель­ным положением Закона «О СРП» является незыблемость устанавлива­емого в соглашении механизма раздела продукции в течение срока дей­ствия СРП (как правило - не менее 20 лет). Применение закона «О СРП» в отношении разрабатываемых месторождений может создавать более приемлемый для нефтяных компаний налоговый режим, индивидуально учитывающий сложившиеся на них технико-экономические условия добычи углеводородов (УВ).

Наиболее ответственной задачей в период подготовки заключе­ния СРП является разработка механизма раздела продукции, который должен удовлетворять владельца недр - Государство и пользователя недр - инвестора.

В соответствии с законом «О СРП» методы и схемы построения механизма раздела продукции не регламентируются: они должны пред­лагаться разработчиками технико-экономического обоснования (ТЭО) СРП и корректироваться в процессе переговоров по его заключению. Разработка экономического механизма раздела продукции должна осу­ществляться в рамках Закона РФ «О СРП».

В настоящее время закон «О СРП» предусматривает возможность использования трехступенчатой схемы раздела продукции (так назы­ваемая индонезийская модель) и одноступенчатого (так называемая ливийская модель или прямой раздел).

В соответствии с трехступенчатой схемой текущий (кварталь­ный или годовой) раздел продукции между Государством и инвестором, определяющий их доходы в процессе разработки и эксплуатации место­рождения УВ, должен осуществляться с помощью следующих видов на­логов и параметров раздела продукции, устанавливаемых в долях еди­ницы или процентах:

- налог на добычу (роялти) (8,25 %);

- максимально-допустимый объем (предельная доля) компенсаци­онной продукции;

- пропорции раздела прибыльной продукции между Государством и инвестором;

- налог на прибыль инвестора (24 %).

Во время переговоров могут устанавливаться два параметра раз­дела продукции - предельная доля компенсационной продукции и про­порции раздела прибыльной продукции. В соответствии с Налоговым кодексом РФ ставка налога на добычу полезных ископаемых (нефть, газ - 16,5 %) в случае заключения СРП уменьшается в два раза и долж­на быть равной 8,25 %, а ставка налога на прибыль должна устанавли­ваться на весь срок действия СРП в размере этой ставки, действующей на момент заключения СРП. Расчеты инвестора с Государством могут осуществляться как в натуральной форме, так и в стоимостном эквива­ленте добываемой продукции.

Инвестор освобождается от всех других видов налогов (за исклю­чением налога на добавленную стоимость (НДС) в случае реализации добываемой продукции на территории РФ, и единого социального нало­га, базой начисления которого является фонд оплаты труда (ФОТ) рос­сийских граждан, участвующих в реализации СРП).

Инвестор имеет право на экспорт всей принадлежащей ему добы­ваемой продукции (если такие возможности у него имеются).

Налог на добычу обеспечивает владельцу недр - Государству, устойчивый доход, не зависящий от результатов коммерческой деятель­ности инвестора. Инвестор должен регулярно выплачивать его в разме­ре устанавливаемой части от общего объема произведенной продукции за рассматриваемый период (квартал, год).

Произведенная продукция соответствует общему объему углево­дородов, добытых и доставленных в пункт раздела, фиксируемый в ус­ловиях СРП. Пункт раздела является пунктом транспортной системы, до которого затраты инвестора относятся к возмещаемым.

Затраты, понесенные инвестором, делятся на две категории - воз­мещаемые (за счет компенсационной продукции) и невозмещаемые. Со­став возмещаемых затрат устанавливается в СРП.

К возмещаемым затратам относятся капитальные затраты (поис­ки, разведка и разработка месторождений), эксплуатационные затраты (добыча) и транспорт УВ до устанавливаемого пункта раздела, а также отчисления в ликвидационный фонд. При разработке уже открытых за счет государства месторождений в компенсационную продукцию могут включаться в согласованных с инвестором размерах прошлые затраты Государства на проведение геологоразведочных работ. Отнесение дру­гих затрат к той или иной категории (различные виды бонусов и взносов в бюджеты разных уровней и др.) устанавливается в процессе перегово­ров и закрепляется в СРП.

Максимально допустимый объем (предельная доля) компенсаци­онной продукции, т.е. продукции, выручка от продажи которой идет на погашение затрат инвестора, устанавливается в СРП в процентах от распределяемого объема УВ. Этот параметр выполняет функцию регу­лятора скорости возмещения затрат инвестора и определяет объем при­быльных УВ (аналог налогооблагаемой прибыли). Предельная доля может устанавливаться на уровне 10%, что определяет «появление» прибыльной продукции только после полного возмещения затрат инвес­тора.

Распределяемый объем УВ представляет собой часть произведен­ной продукции, уменьшенной на величину налога, на добычу (роялти).

Объем компенсационной продукции, соответствующий рассмат­риваемому периоду (квартал, год), может быть равен максимально до­пустимому ее объему, если накопленные затраты инвестора превышают стоимость этого объема продукции. Компенсационная продукция мо­жет быть равна накопленным затратам, если накопленные затраты ока­зываются меньше стоимости максимально допустимого ее объема.

Накопленные к рассматриваемому периоду (год, квартал) затра­ты представляют собой сумму невозмещаемых к его началу возмещае­мых затрат и возмещаемых затрат рассматриваемого периода. Они «предъявляются» инвестором к погашению за счет компенсационной продукции.

Общая прибыльная продукция представляет собой разность меж­ду распределяемой продукцией и компенсационной продукцией.

Размеры прибыльной продукции Государства и инвестора опре­деляются делением общей прибыльной продукции соответственно уста­новленным пропорциям.

 

Чистая прибыль инвестора определяется как его прибыльная про­дукция, уменьшенная на объем выплат в соответствии с налоговой став­кой на прибыль. При этом надо учитывать, что величина налогооблага­емой прибыли может уменьшаться на размер фактических платежей по обслуживанию кредитов, а также на величину различных платежей Го­сударству, не возмещаемых за счет компенсационной продукции. Кро­ме того, если инвестор получил убыток в предыдущие годы, то этот убыток переносится на прибыль будущих лет.

Общий доход Государства в основном формируется суммой нало­га на добычу (роялти), стоимостью его прибыльной продукции и суммой налога на прибыльную продукцию Инвестора. Кроме этого, в доход Государства могут входить величина налога на добавленную стоимость (НДС), социальные отчисления, различные виды выплат Инвестора в бюджеты всех уровней (бонусы, возмещение прошлых затрат Государ­ства, арендные платежи и т. д.).

 

В некоторых случаях может устанавливаться иной порядок раз­дела продукции, так называемый прямой раздел или одноступенчатая схема раздела продукции между инвестором и государством. В этом случае доля инвестора не должна превышать 68 ° % от добытого продук­та. Одноступенчатая схема раздела продукции была законодательно принята в 2003 году.

 

Последовательность определения общего дохода Государства и чистой прибыльной продукции Инвестора представлены на рис. 10.1 и 10.2.

Условия СРП могут предусматривать неизменные параметры раз­дела продукции в течение срока его действия (предельная доля компен­сационной продукции и доля инвестора в прибыльной продукции). Эти параметры раздела могут ставиться в зависимость от текущих значений различных количественных и качественных показателей, достигаемых в ходе реализации проекта (объем добываемой и продукции, внутренняя норма доходности, индексы доходности и т. д.),. а также от календарного времени реализации СРП, формируя экономический механизм разде­ла продукции.

 

Под экономическим механизмом СРП понимается состав и разме­ры всех возможных видов налогов и платежей инвестора (арендная пла­та, различные виды бонусов и отчислений в бюджеты всех уровней, ро­ялти, налог на прибыль), пропорции раздела продукции и возмещаемых видов затрат, размеры и порядок возмещения прошлых затрат государ­ства, а также зависимость этих платежей от текущих экономических показателей реализации проекта.

 

Раздел продукции между инвестором и Государством адекватен разделу рентного дохода, формирующегося при разработке и эксплуа­тации месторождения УВ.

Рентный доход, получаемый в результате разработки и эксплуа­тации месторождения УВ, формируется как разность между выручкой от реализации УВ и совокупными затратами, включающими нормаль­ное вознаграждение (стоимость) капитала, без учета сопутствующих данному проекту рисков. При выбранной норме дисконта (10 %) экви­валентом рентного дохода может с известным приближением считаться чистый дисконтированный доход (NPV - net present value).

В интересах Государства установить экономический механизм раздела продукции таким образом, чтобы возможно большая часть рен­тного дохода, остающаяся после нормального (с учетом риска) вознаг­раждения услуг инвестора, принадлежала Государству.

 

 

Рис. 10.1. Трёхступенчатая схема раздела продукции.

 

 

Рис. 10.2. Одноступенчатая схема раздела продукции.

 

С этой точки зрения устанавливаемый в СРП экономический ме­ханизм раздела продукции должен предусматривать элемент защиты Государства от присвоения Инвестором части рентного дохода, превы­шающего его нормальное вознаграждение с учетом риска (повышение цен на углеводородное сырье, обнаружение запасов, значительно пре­вышающих их оценки на момент заключения СРП, значительно лучшее качество запасов, значительно меньшие капиталовложения, чем они предусматривались и т. д.).

Разработка экономического механизма раздела продукции, а так­же определение рентабельности и финансовой устойчивости соответ­ствующего инвестиционного проекта производится на основе анализа генерируемого им денежного потока, т. е. движения средств за расчет­ный период.

 

Условия раздела продукции (с учетом анализа их изменений в за­висимости от достигнутых показателей эффективности проекта) могут быть признаны удовлетворительными, если при ухудшении условий ре­ализации проект остается экономически эффективным, а при увеличе­нии большая часть дополнительных доходов изымаемых в пользу Госу­дарства.

 

Одним из существенных недостатков СРП с точки зрения Госу­дарства оказывается большой риск потери им значительной части рен­ты в случае реализации оптимистических вариантов разработки и эксп­луатации месторождения, когда добыча углеводородов оказывается значительно выше, а затраты ниже ожидавшихся величин.

Контрольные вопросы

 

1. Функции налогов.

2. На какие группы классифицируются налоги?

3. Что такое прямые и косвенные налоги?

4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

5. Налог на добычу полезных ископаемых.

6. Что такое регулярные платежи за пользование недрами?

7. Какие существуют варианты раздела продукции по закону о

8. СРП?

9. Особенности налогового режима в СРП?

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

27. Богданчиков СМ., Перчик А.И. Соглашение о разделе про­дукции - М.: Нефть и газ, 1999.

28. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. проф. Волкова О.И. М.: ИНФРА-М, 2006.

29. Выварен А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов по специальности 080502 «Экономика и управление на предприя­тии (по отраслям)» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

30. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-2.

31. Зубарева В. Д. Финансово-экономический анализ проектных решений в нефтегазовой промышленности. М., Нефть и газ. 2000г.

32. Мастепанов A.M. «Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков: состояние, проблемы, перспективы развития». - М.: Энергия, 2001 г.

33. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1-2. М., 2002.

34. Переоценка основных фондов. Рекомендации и нормативное регулирование. Общероссийский классификатор основных фондов. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.

35. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. М.: Дашков и К, 2003.

36. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и стати­стика, 2005.

37. Финансы предприятий нефтегазовой промышленности под ред. Зубаревой В.Д., Злотниковой Л.Г. и др. - М.: 2000.

38. Экономика предприятия под ред. Проф. Волкова О.И. М.: ИНФРА-М, 2001.

39. Экономика предприятия/Под ред. проф. Палеха А.С. Рос­тов- н/Д: Феникс, 2002.

 

Для заметок

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.042 с.)