Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Договора аренды и финансового лизинга
Продолжение таблицы 11.1
Содержание договора лизинга отличается от содержания договора аренды тем, что: > На арендодателя возлагается обязанность приобрести в собственность это имущество, принадлежащее другому лицу (продавцу). Приобретая имущество для арендатора, арендодатель должен уведомить продавца о том, что это имущество предназначено для передачи его в аренду. > Арендатор определяет продавца и указывает имущество, которое должно быть приобретено арендодателем для последующей передачи в аренду. Естественно, арендодатель освобождается от какой-либо ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Исключение из этого правила могут составить лишь случаи, когда договором лизинга обязанности по определению продавца и выбору имущества возложены на арендодателя (ст. 665). > Специальным по сравнению с общими правилами об аренде является также изложенное в Кодексе положение о том, что передача арендованного по договору лизинга имущества арендатору производится не арендодателем, а продавцом этого имущества (п. 1, ст. 668 ГК РФ). Тем не менее, ответственность за исполнение этой обязанности продавцом возлагается на арендодателя. В этом случае арендатор вправе потребовать от арендодателя расторжения договора и возмещения убытков (п. 2, ст. 668). > С момента передачи продавцом арендатору предусмотренного договором лизинга имущества к нему переходит риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества. Ответственность продавца по договору купли-продажи при финансовой аренде (ст. 670): арендатор имеет право и несет обязанности, предусмотренные законом для покупателя по договору купли-продажи (за арендодателя), кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной по договору купли-продажи. Роль арендодателя в обязательстве, возникшем из договора купли-продажи, где он является покупателем, помимо обязанности оплатить приобретенное у продавца имущество, сводится к тому, что без его согласия арендатор не может расторгнуть договор купли-продажи. Арендатор по договору лизинга наделен правом предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом этого договора, любые требования, вытекающие из договора купли-продажи, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением продавцом своих обязанностей.
> Арендодатель, напротив, освобожден от ответственности перед арендатором за действия продавца по договору купли-продажи. И лишь в одном случае такие требования арендатора могут быть предъявлены как продавцу, так и арендодателю. Это возможно, если в соответствии с договором лизинга выбор продавца и приобретаемого имущества был возложен на арендодателя. Таким образом, возникшие обязательства договора лизинга представляют собой сочетание, с одной стороны, прав и обязанностей арендатора и арендодателя, типичных для арендных отношений, а с другой - некоторых прав и обязанностей продавца и покупателя, присущих договору купли-продажи. Следствием этого является возложение отдельных прав и обязанностей арендодателя, выступающего одновременно покупателем имущества по договору купли-продажи, как на арендатора (права и обязанности покупателя), так и на продавца (права и обязанности арендодателя). По российскому законодательству одно и то же имущество одним лизингодателем может сдаваться в финансовый лизинг только один раз. Повторная сдача имущества не отвечает необходимым требованиям, предъявляемым в Гражданском кодексе к договору финансовой аренды (лизинга), и регулируется другими видами договоров. Поэтому, если имущество сдается в аренду повторно или непосредственно его производителем, следует воспользоваться договором аренды. Для такого типа договоров уже нет жесткого требования о необходимости обязательного приобретения арендодателем имущества в собственность для сдачи его в аренду. Лизинговая деятельность согласно постановлению Правительства России от 24 декабря 1994 г. № 1418 подлежит лицензированию Министерством экономики России. Порядок прохождения лицензирования определен Положением о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства России от 26.02.96 N 167. Лицензирование не затрагивает банки, для которых лизинговые операции предусмотрены Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Преимущества лизинга > По сравнению с другими способами приобретения имущества (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой платежа, банковский кредит, ссуда и т. д.) лизинг имеет ряд существенных преимуществ для предприятия-лизингополучателя:
> Лизинг предполагает 100 %-е кредитование, и при этом не требуется немедленно начинать платежи. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15 % стоимости оплачивать за счет собственных средств. > Лизинг позволяет предприятию, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать реализацию крупного проекта.Для предприятия гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду, - ведь обеспечением сделки служит само оборудование. Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предполагает ограниченные размеры и сроки погашения. При лизинге предприятие может рассчитать поступление своих доходов и выработать с лизингодателем удобную для него схему финансирования. Погашение может осуществляться из средств, поступающих от реализации продукции, которая произведена на оборудовании, взятом в лизинг. Перед предприятием открываются дополнительные возможности по расширению производственных мощностей: платежи по договору лизинга распределяются на весь срок действия договора, и тем самым высвобождаются дополнительные средства для вложения в другие виды активов. > Лизинг не увеличивает долг в балансе предприятия и не затрагивает соотношения собственных и заемных средств, т.е. не снижает возможность предприятия по получению дополнительных займов. При рассмотрении вопроса налогообложения предприятия преимущества лизинга заключаются в следующем: - платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, - НДС, уплаченный лизинговой компании, уменьшает платежи НДС в бюджет,
Рис. 11.2. Поставка мультифазных насосов для ТПП " ЛУКОЙЛ -Лангепаснефтегаз" на условиях лизинга:
1 - договор поручительства ОАО "ЛУКОЙЛ" перед КБ; 2 - договор о предоставлении гарантии за ОАО "ЛУКОЙЛ"; 3 - контракт на поставку оборудования; 4 - договор лизинга; 5 - гарантия КБ иностранному банку; 6 -гарантия иностранного банка поставщику оборудования; 7 - поставка оборудования. - за счёт ускоренной амортизации общий период уплаты налога на имущество сокращается в 3 раза. Преимущество лизинга для предприятия-производителя обусловлено тем, что оно расширяет рынок сбыта продукции, налаживая долговременные связи с лизинговыми компаниями. Лизинговые компании имеют возможность лучше изучит рынок оборудования, установить постоянные связи с его производителями и приобретать оборудование по более низким по сравнению с рыночными ценам. Это отвечает интересам и арендодателя и арендатора.
Пример использования лизинга при поставке мультифазных насосов для ТПП «ЛУКОЙЛ-Лангепаснефть» представлен на рис. 11.2. Франчайзинг Понятие франчайзинга
Система договорных отношений по кооперации хозяйственной деятельности крупных и мелких фирм в области распределения продукции и услуг получила широкую известность во всем мире под названием "франчайзинг", которое происходит от французского слова "франшиз" - льгота, привилегия. Франчайзинг в той или иной форме существует более чем в 80 странах. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % валового национального продукта США, что в три раза больше, чем торговля автомобилями. В США 80 % новых компаний распадается в первые семь лет существования, в то время, как 90 % франчайзинговых компаний выживает. На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг (по Гражданскому кодексу РФ коммерческая концессия) является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. В России нефтяные компании используют эту систему для привлечения независимых коммерческих АЗС и нефтебаз.
Международная ассоциация франчайзинга даёт следующее определение: «Франчайзинг (Franchising) или льготное предпринимательство - это контрактные взаимоотношения между франчайзером и предприятием-оператором (франчайзи), в рамках которых франчайзер предлагает или обязуется поддержать такие области функционирования предприятия, как ноу-хау и обучение; при этом оператор ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является франчайзер, он же и контролирует их; и при этом оператор инвестирует существенную долю капитала своего предприятия за счет собственных средств».
То есть, головная фирма-продавец проекта {франчайзер) подготовит и облегчит путь человеку (оператору - франчайзи), который, возможно, никогда до этого не владел или не управлял предприятием, поможет ему начать собственное дело не только в уже определенных и установленных рамках, но и имея поддержку со стороны мощной организации на уровне головного офиса крупной компании. В ином случае такая поддержка не была бы доступна оператору по той цене, которую он мог бы себе позволить заплатить. За приобретение права льготного предпринимательства и услуг постоянного характера начинающий предприниматель, естественно, будет платить. Таким образом, преимущества льготного предпринимательства для оператора достаточно ясны: он получает мощную поддержку со стороны известной фирмы. Преимущества франчайзера заключаются в следующем: Первое - это, прежде всего, использование средств предприятия -оператора. Открытие торговой точки или другого небольшого предприятия, таким образом, не требует привлечения капитала головной фирмы.
Вторым преимуществом является использование трудовых ресурсов. Оператор отвечает за повседневные операции. Он существует на месте управления хозяйственной деятельностью и представляет интересы головной фирмы. В то же время им движет интерес собственника, а не наемного управляющего, поэтому он создаст эффективное и прибыльное предприятие.
То есть преимущества этой договоренности для головной фирмы могут быть изложены следующим образом: 1. Франчайзер может получать приличную прибыль, не подвергая свой капитал высокой степени риска и не занимаясь будничными управленческими проблемами. 2. Франчайзеру будет легче осваивать новые территории с помощью предприятий-операторов, у которых есть знание местных условий и местные интересы. 3. У франчайзера меньше проблем с персоналом, так как он не занимается этими проблемами на уровне каждого отдельного предприятия.
Как показывает мировой опыт, одной их эффективных форм сотрудничества нефтяных компаний и представителей малого и среднего бизнеса является заключение договоров о коммерческой концессии или франчайзинг. Эта система выгодна всем: нефтяники сокращают собственные производственные издержки, владельцы АЗС - уменьшают свои риски, потребители получают высокие гарантии качества продукции и обслуживания. Богатый опыт внедрения системы франчайзинга накопила крупнейшая нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». Внедрение системы франчайзинга позволило Компании избавиться от малорентабельных объектов (в 2001 г. -180 АЗС и 22 нефтебазы), передав их в аренду коммерческим структурам. В результате чего произошло сокращение производственных издержек (за год - на 1 млрд. руб.), повысилась конкурентоспособность продукции, и удалось сохранить влияние на традиционных рынках сбыта. Без привлечения капиталовложений Компании в 2001 году на условиях франчайзинга работали 293 АЗС коммерческих фирм, что позволило увеличить долю АЗС под торговой маркой «ЛУКОЙЛ» в регионах деятельности НПО с 31 5 до 42 %. В 2001 году предприятиями НПО реализовано по договорам франчайзинга свыше 700 тыс. тонн нефтепродуктов на сумму около 5 млрд. руб., что на 30 % превышает объём реализации за предыдущий год.
Франчайзинг, в самом широком коммерческом смысле, представляет собой такой вид сделок, в котором одна сторона предоставляет другой право на использование интеллектуальной собственности. Франчайзинг, таким образом, не просто альтернативное решение, это еще одно средство в арсенале производителя, оптовика или розничного торговца, которое можно использовать, чтобы расширить свой бизнес. Отсюда следует, что система франчайзинга применима почти к любому виду деловой активности. Виды франчайзинга
Все многообразие форм франчайзинговых взаимоотношений можно разделить на несколько основных типов: По составу участников
Все франчайзинговые сделки между ними могут быть условно разделены на четыре типа, в зависимости от состава участников договора франчайза: > Предприятия производители - предприятия оптовой торговли (последние также могут заниматься производством). > Производители-предприятия розничной торговли. > Оптовики-розничные торговцы. > Розничные торговцы между собой. По объекту
По объекту франчайзинговые сделки разделяются на три основных вида: > Товарный франчайзинг (селективное распределение). Вместо того, чтобы продавать товары оптовым и розничным торговым компаниям, франчайзер продает ее в основном франчайзи, которые продают главным образом товары франчайзера и не продают аналогичную продукцию конкурентов. Товарный франчайзинг, как правило, используется для сбыта бензина, автомобильных товаров. > Производственный франчайзинг. Когда франчайзер поставляет франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательным условием является обязательный контроль качества со стороны франчайзи. > Деловой франчайзинг (франчайзинг в бизнесе). Франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующем обеспечением (обычно в форме ноу-хау). В основном применяется для открытия магазинов и киосков для продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.029 с.) |