Договора аренды и финансового лизинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договора аренды и финансового лизинга



 

Договор аренды с последующим правом выкупа Договор финансового лизинга
Определение
По договору аренды одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) имущество за плату во временное владение и пользование (ст. 606 ГК РФ). В соответствии со ст. 624 ГК РФ выкуп арендованного имущества может быть осуществлен при выполнении следующих условий: ► в договоре (дополнительном соглашении) предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды (до его истечения) при условии внесения арендатором всей обусловленной договором (дополнительным соглашением) выкупной цены; ► если законом не установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества. Договор финансовой аренды (договор лизинга) - гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст.665 ГК РФ).  
Стороны договора
Арендатор - это, лицо, заинтересованное в получении имущества в пользование. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Арендодатель - это собственник передаваемого в пользование имущества или лицо, уполномоченное законом или собственником имущества сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). Им может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо.   Лизингополучатель (арендатор) - аналогично договору аренды + определяет продавца и указывает имущество, которое должно быть приобретено арендодателем для последующей передачи в аренду. Лизингодатель - арендодатель, в отличие от общих положений об аренде, не является собственником или титульным владельцем имущества, которое подлежит передаче в аренду. Более того, на арендодателя возлагается обязанность приобрести в собственность это имущество, принадлежащее другому лицу (продавцу). Им является юридическое лицо (чаще всего лизинговая компания) – имеющее лицензию на сдачу имущества в лизинг. В качестве участника обязательств по лизингу наряду с арендодателем и арендатором выступает также продавец имущества, являющийся его собственником.

 

Продолжение таблицы 11.1

 

Предмет договора
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи)(ст.6О7 ГК РФ). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Предметом финансового лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов (ст.666 ГК РФ).  

 

Содержание договора лизинга отличается от содержания догово­ра аренды тем, что:

> На арендодателя возлагается обязанность приобрести в соб­ственность это имущество, принадлежащее другому лицу (продавцу). Приобретая имущество для арендатора, арендодатель должен уведо­мить продавца о том, что это имущество предназначено для передачи его в аренду.

> Арендатор определяет продавца и указывает имущество, кото­рое должно быть приобретено арендодателем для последующей переда­чи в аренду. Естественно, арендодатель освобождается от какой-либо ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Исключение из этого правила могут составить лишь случаи, когда договором лизинга обязанности по определению продавца и выбору имущества возложены на арендодателя (ст. 665).

> Специальным по сравнению с общими правилами об аренде яв­ляется также изложенное в Кодексе положение о том, что передача арен­дованного по договору лизинга имущества арендатору производится не арендодателем, а продавцом этого имущества (п. 1, ст. 668 ГК РФ). Тем не менее, ответственность за исполнение этой обязанности продавцом возлагается на арендодателя. В этом случае арендатор вправе потребо­вать от арендодателя расторжения договора и возмещения убытков (п. 2, ст. 668). > С момента передачи продавцом арендатору предусмотренно­го договором лизинга имущества к нему переходит риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества. Ответствен­ность продавца по договору купли-продажи при финансовой аренде (ст. 670): арендатор имеет право и несет обязанности, предусмотрен­ные законом для покупателя по договору купли-продажи (за арендода­теля), кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной по договору купли-продажи. Роль арендодателя в обязательстве, возникшем из договора купли-продажи, где он являет­ся покупателем, помимо обязанности оплатить приобретенное у про­давца имущество, сводится к тому, что без его согласия арендатор не может расторгнуть договор купли-продажи. Арендатор по договору лизинга наделен правом предъявлять непосредственно продавцу иму­щества, являющегося предметом этого договора, любые требования, вытекающие из договора купли-продажи, в том числе в связи с неис­полнением или ненадлежащим исполнением продавцом своих обязан­ностей.

> Арендодатель, напротив, освобожден от ответственности пе­ред арендатором за действия продавца по договору купли-продажи. И лишь в одном случае такие требования арендатора могут быть предъяв­лены как продавцу, так и арендодателю. Это возможно, если в соответ­ствии с договором лизинга выбор продавца и приобретаемого имуще­ства был возложен на арендодателя.

Таким образом, возникшие обязательства договора лизинга пред­ставляют собой сочетание, с одной стороны, прав и обязанностей арен­датора и арендодателя, типичных для арендных отношений, а с дру­гой - некоторых прав и обязанностей продавца и покупателя, присущих договору купли-продажи. Следствием этого является возложение отдель­ных прав и обязанностей арендодателя, выступающего одновременно покупателем имущества по договору купли-продажи, как на арендато­ра (права и обязанности покупателя), так и на продавца (права и обязан­ности арендодателя).

По российскому законодательству одно и то же имущество одним лизингодателем может сдаваться в финансовый лизинг только один раз. Повторная сдача имущества не отвечает необходимым требованиям, предъявляемым в Гражданском кодексе к договору финансовой аренды (лизинга), и регулируется другими видами договоров.

Поэтому, если имущество сдается в аренду повторно или непос­редственно его производителем, следует воспользоваться договором аренды. Для такого типа договоров уже нет жесткого требования о не­обходимости обязательного приобретения арендодателем имущества в собственность для сдачи его в аренду.

Лизинговая деятельность согласно постановлению Правительства России от 24 декабря 1994 г. № 1418 подлежит лицензированию Мини­стерством экономики России. Порядок прохождения лицензирования определен Положением о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства России от 26.02.96 N 167. Лицензирование не затрагивает банки, для которых лизинговые операции предусмотрены Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

Преимущества лизинга

> По сравнению с другими способами приобретения имущества (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой платежа, банковский кредит, ссуда и т. д.) лизинг имеет ряд существенных преимуществ для предприятия-лизингополучателя:

> Лизинг предполагает 100 %-е кредитование, и при этом не тре­буется немедленно начинать платежи. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15 % сто­имости оплачивать за счет собственных средств.

> Лизинг позволяет предприятию, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать реализацию крупного проекта.Для пред­приятия гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду, - ведь обеспечением сделки служит само оборудование. Лизинговое соглаше­ние более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предполагает ограниченные размеры и сроки погашения. При лизинге предприятие может рассчи­тать поступление своих доходов и выработать с лизингодателем удоб­ную для него схему финансирования. Погашение может осуществляться из средств, поступающих от реализации продукции, которая произведе­на на оборудовании, взятом в лизинг.

Перед предприятием открываются дополнительные возможности по расширению производственных мощностей: платежи по догово­ру лизинга распределяются на весь срок действия договора, и тем са­мым высвобождаются дополнительные средства для вложения в другие виды активов.

> Лизинг не увеличивает долг в балансе предприятия и не затра­гивает соотношения собственных и заемных средств, т.е. не снижает возможность предприятия по получению дополнительных займов. При рассмотрении вопроса налогообложения предприятия преимуще­ства лизинга заключаются в следующем:

- платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль,

- НДС, уплаченный лизинговой компании, уменьшает платежи НДС в бюджет,

 

Рис. 11.2. Поставка мультифазных насосов для ТПП " ЛУКОЙЛ -Лангепаснефтегаз" на условиях лизинга:

 

1 - договор поручительства ОАО "ЛУКОЙЛ" перед КБ; 2 - договор о предоставлении гарантии за ОАО "ЛУКОЙЛ"; 3 - контракт на поставку обо­рудования; 4 - договор лизинга; 5 - гарантия КБ иностранному банку; 6 -гарантия иностранного банка поставщику оборудования; 7 - поставка обо­рудования.

- за счёт ускоренной амортизации общий период уплаты налога на имущество сокращается в 3 раза.

Преимущество лизинга для предприятия-производителя обуслов­лено тем, что оно расширяет рынок сбыта продукции, налаживая долго­временные связи с лизинговыми компаниями.

Лизинговые компании имеют возможность лучше изучит рынок оборудования, установить постоянные связи с его производителями и приобретать оборудование по более низким по сравнению с рыночными ценам. Это отвечает интересам и арендодателя и арендатора.

Пример использования лизинга при поставке мультифазных насо­сов для ТПП «ЛУКОЙЛ-Лангепаснефть» представлен на рис. 11.2.

Франчайзинг

Понятие франчайзинга

 

Система договорных отношений по кооперации хозяйственной деятельности крупных и мелких фирм в области распределения продук­ции и услуг получила широкую известность во всем мире под названием "франчайзинг", которое происходит от французского слова "франшиз" - льгота, привилегия. Франчайзинг в той или иной форме существует более чем в 80 странах. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % валового национального продукта США, что в три раза больше, чем торговля автомобилями. В США 80 % новых компаний распадается в первые семь лет существования, в то время, как 90 % франчайзинговых компаний выживает.

На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг (по Граж­данскому кодексу РФ коммерческая концессия) является самым быст­рым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. В России нефтя­ные компании используют эту систему для привлечения независимых коммерческих АЗС и нефтебаз.

 

Международная ассоциация франчайзинга даёт следующее опре­деление: «Франчайзинг (Franchising) или льготное предприниматель­ство - это контрактные взаимоотношения между франчайзером и пред­приятием-оператором (франчайзи), в рамках которых франчайзер пред­лагает или обязуется поддержать такие области функционирования пред­приятия, как ноу-хау и обучение; при этом оператор ведет дело, исполь­зуя общую торговую марку и технологию, владельцем которых являет­ся франчайзер, он же и контролирует их; и при этом оператор инвестиру­ет существенную долю капитала своего предприятия за счет собствен­ных средств».

 

То есть, головная фирма-продавец проекта {франчайзер) подгото­вит и облегчит путь человеку (оператору - франчайзи), который, воз­можно, никогда до этого не владел или не управлял предприятием, по­может ему начать собственное дело не только в уже определенных и установленных рамках, но и имея поддержку со стороны мощной орга­низации на уровне головного офиса крупной компании. В ином случае такая поддержка не была бы доступна оператору по той цене, которую он мог бы себе позволить заплатить.

За приобретение права льготного предпринимательства и услуг постоянного характера начинающий предприниматель, естественно, будет платить.

Таким образом, преимущества льготного предпринимательства для оператора достаточно ясны: он получает мощную поддержку со сторо­ны известной фирмы.

Преимущества франчайзера заключаются в следующем:

Первое - это, прежде всего, использование средств предприятия -оператора. Открытие торговой точки или другого небольшого предприя­тия, таким образом, не требует привлечения капитала головной фирмы.

 

Вторым преимуществом является использование трудовых ресур­сов. Оператор отвечает за повседневные операции. Он существует на месте управления хозяйственной деятельностью и представляет интере­сы головной фирмы. В то же время им движет интерес собственника, а не наемного управляющего, поэтому он создаст эффективное и прибыль­ное предприятие.

 

То есть преимущества этой договоренности для головной фирмы могут быть изложены следующим образом:

1. Франчайзер может получать приличную прибыль, не подвер­гая свой капитал высокой степени риска и не занимаясь будничными управленческими проблемами.

2. Франчайзеру будет легче осваивать новые территории с помо­щью предприятий-операторов, у которых есть знание местных условий и местные интересы.

3. У франчайзера меньше проблем с персоналом, так как он не за­нимается этими проблемами на уровне каждого отдельного предприятия.

 

Как показывает мировой опыт, одной их эффективных форм со­трудничества нефтяных компаний и представителей малого и среднего бизнеса является заключение договоров о коммерческой концессии или франчайзинг.

Эта система выгодна всем: нефтяники сокращают собственные производственные издержки, владельцы АЗС - уменьшают свои риски, потребители получают высокие гарантии качества продукции и обслу­живания.

Богатый опыт внедрения системы франчайзинга накопила круп­нейшая нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». Внедрение системы франчай­зинга позволило Компании избавиться от малорентабельных объектов (в 2001 г. -180 АЗС и 22 нефтебазы), передав их в аренду коммерческим структурам. В результате чего произошло сокращение производствен­ных издержек (за год - на 1 млрд. руб.), повысилась конкурентоспособ­ность продукции, и удалось сохранить влияние на традиционных рын­ках сбыта.

Без привлечения капиталовложений Компании в 2001 году на ус­ловиях франчайзинга работали 293 АЗС коммерческих фирм, что позво­лило увеличить долю АЗС под торговой маркой «ЛУКОЙЛ» в регио­нах деятельности НПО с 31 5 до 42 %. В 2001 году предприятиями НПО реализовано по договорам франчайзинга свыше 700 тыс. тонн нефте­продуктов на сумму около 5 млрд. руб., что на 30 % превышает объём реализации за предыдущий год.

 

Франчайзинг, в самом широком коммерческом смысле, представ­ляет собой такой вид сделок, в котором одна сторона предоставляет другой право на использование интеллектуальной собственности.

Франчайзинг, таким образом, не просто альтернативное решение, это еще одно средство в арсенале производителя, оптовика или рознич­ного торговца, которое можно использовать, чтобы расширить свой бизнес. Отсюда следует, что система франчайзинга применима почти к любому виду деловой активности.

Виды франчайзинга

 

Все многообразие форм франчайзинговых взаимоотношений мож­но разделить на несколько основных типов:

По составу участников

 

Все франчайзинговые сделки между ними могут быть условно раз­делены на четыре типа, в зависимости от состава участников договора франчайза:

> Предприятия производители - предприятия оптовой торговли (последние также могут заниматься производством).

> Производители-предприятия розничной торговли.

> Оптовики-розничные торговцы.

> Розничные торговцы между собой.

По объекту

 

По объекту франчайзинговые сделки разделяются на три основ­ных вида:

> Товарный франчайзинг (селективное распределение). Вместо того, чтобы продавать товары оптовым и розничным торговым компа­ниям, франчайзер продает ее в основном франчайзи, которые продают главным образом товары франчайзера и не продают аналогичную про­дукцию конкурентов. Товарный франчайзинг, как правило, использу­ется для сбыта бензина, автомобильных товаров.

> Производственный франчайзинг. Когда франчайзер поставля­ет франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продук­ции. Обязательным условием является обязательный контроль качества со стороны франчайзи.

> Деловой франчайзинг (франчайзинг в бизнесе). Франчайзер вы­дает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслу­живания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответ­ствующем обеспечением (обычно в форме ноу-хау). В основном применя­ется для открытия магазинов и киосков для продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.029 с.)