Классификации нематериальных активов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификации нематериальных активов



К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты (рис. 3.3):

1) объекты интеллектуальной собственности, регулируемые патентным правом и объекты интеллектуальной собственности, регулируемые авторским правом.

2) имущественные права.

3) отложенные затраты.

4) цена фирмы.

Объекты интеллектуальной собственности, регулируемые патентным правом:

 

 

  Объекты интеллектуальной собственности  
         
Регулируемые патентным правом   Регулируемые авторским правом
     
Изобретения   Программы для ЭВМ
     
Промышленный образец   Базы данных
   
Полезная модель   Топология интегральных микросхем
     
Товарный знак   Произведения литературы, науки, искусства
     
Мемто происхождения товара        
         
Фирменный знак        
         
Know-how    
         
Имущественные права   Имущественные права
     
Право на природные ресурсы   НИОКР
     
Право на недра   Образование юридического лица
     
Право на недра   Совершенствование техники, технологии, продукции
     
         

Рис 3.3. Состав нематериальных активов.

 

► изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение в любой области народного хозяйства, социально-культурной сферы или обороны, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом, патент удостоверяет приоритет изобретения или авторство, или исключительные права на его использование, выдаётся на срок до 20 лет;

► промышленный образец - художественно-конструкторское воплощение изделия, разработка внешнего вида изделия. Промышленный образец должен обладать новизной, оригинальностью, промышленной применимостью. Право удостоверяется патентом, который выдаётся сроком до 10 лет, с продлением ещё на 5 лет;

► полезная модель - конструкторское выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Право удостоверяется свидетельством, которое выдаётся на 10 лет, с продлением до 3 лет;

► товарный знак или знак обслуживания - графическое изображение, позволяющее различать однородные товары и услуги различных юридических и физических лиц. Может быть зарегистрирован объёмным, художественным изображением, либо словесным описанием или в виде их комбинации. Может быть зарегистрирован свидетельством, которое выдаётся сроком на 10 лет, с продлением на 10 лет %

► наименование места происхождения товара - название географического объекта для обозначения товара и особые свойства, связанные с ним. Может быть зарегистрировано свидетельством сроком на 10 лет, которое может продлеваться на 10 лет;

► фирменное наименование - индивидуальное название юридические лица. Присваивается при регистрации и существует весь период деятельности предприятия, организации или фирмы. Описывается в уставе предприятия;

► ноу-хау (know how) (знать, как сделать) - информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, имеющая экономическую (материальную) ценность в связи с её неизвестностью третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании. Ноу-хау не подлежит регистрации, а охраняется путём запрета на её разглашение и ограничением доступа. Ноу-хау может быть передано другой организации по договору. В договоре должны быть описаны все признаки объекта, меры по охране и содействия в практической осуществимости. Основные виды ноу-хау 1) научные теории и методы, 2) методы организации и управления, 3) методы выполнения умственных операций;

► селекционные достижения в биологии и зоологии - разработка методов создания сортов и гибридов сельскохозяйственных растений и пород животных с полезными человеку характеристиками.

Объекты интеллектуальной собственности могут быть запатентованы, патентовладелец может передать право на их использование путём продажи лицензии. Можно передать это право одному или многим лицам, а также использовать самому.

Патент - документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом исключительное право на изобретение. Лицензия - разрешение на использование патента при производстве какой-либо продукции. Лицензия выдаётся государственным органом, предприятием, физическим лицом. Лицензии могут быть простыми, исключительными, полными.

Простая лицензия разрешает лицензиату (покупателю лицензии) использовать изобретение или секрет производства. Лицензиар (продавец лицензии) оставляет за собой право самостоятельно использовать изобретение, а также может продать лицензии другим лицам.

Исключительная лицензия предоставляет лицензиару исключительное или монопольное право на использование изобретения или секрета на определённых условиях, при различных оговорках.

Полная лицензия позволяет предоставлять все права на использование изобретения на весь срок действия соглашения. На этот период сам лицензиат лишается права на использование патента.

Объекты интеллектуальной собственности, регулируемые авторским правом:

► программы для ЭВМ - объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ;

► базы данных - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных с целью их нахождения и обработки;

► конструкция интегральных микросхем - зафиксированное на материальном носителе пространственное расположение элементов и связей между ними;

► произведения науки, литературы и искусства.

Объекты интеллектуальной собственности могут быть защищены договором на авторские права.

Имущественные права - права пользования природными ресурсами (недрами, земельными участками), право на геологическую информацию. Имущественные права оформляются в виде лицензий, разрешений, договоров на пользование ресурсами.

Отложенные затраты - это стоимость лицензий на право осуществления определённой деятельности (строительство, торговля, юридическая деятельность), расходы по образованию юридического лица, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), расходы на разработку новых технологий, изделий, новой продукции.

Цена фирмы (деловая репутация, имидж фирмы) - это разница между покупной стоимостью организации (как приобретённого единого, Целостного имущественно финансового комплекса) и балансовой стоимостью имущества, всех активов объекта. Деловая репутация складывается из партнёрских связей предприятия, квалификации

69 имеющегося персонала, наличия производительной структуры, активов предприятия. Положительную деловую репутацию следует рассмат­ривать как надбавку к цене, уплаченную покупателем в ожидании будущих экономических выгод. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации. Приобретённая деловая репутация организации амортизируется в течение двадцати лет, но не более срока деятельности организации. Отрицательная деловая репутация равномерно относится на финансовые результаты (прибыль) организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.006 с.)