Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное инвестиционное сотрудничество

Поиск

Из всех форм внешнеэкономической деятельности самой сложной и ответственной формой можно назвать прямое инвестирование. Так как, по сравнению с экспортом продукции при прямом инвестировании капитала на инвестора накладывается значительно больший риск. При­влечение иностранных средств возможно в виде:

S торговых кредитов, полученных от международных финансо­вых организаций (МВФ, ВБ, ЕБРР), кредитов правительств иностран­ных государств под гарантии Правительства РФ;

S портфельные инвестиции, (Портфельные инвестиции - инвес­тиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффек­тивный контроль над предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприя­тия. Но портфельное инвестирование позволяет планировать и оцени­вать конечные результаты всей инвестиционной деятельности в различ­ных секторах фондового рынка. Как правило, портфель представляет собой определенный набор из корпоративных акций, облигаций с раз­личной степенью обеспечения и риска, а также бумаг с фиксированным доходом, гарантированным государством, то есть с минимальным рис­ком потерь по основной сумме и текущим поступлениям.)

S прямые инвестиции через концессии и соглашения о разделе продукции (СРП).

Кроме того, говоря о международном инвестиционном сотрудни­честве, следует упомянуть и об вывозе капитала российских предприя­тий за рубеж в виде участи в строительстве объектов нефтегазового профиля за пределами РФ.

1.НК «ЛУКОЙЛ»:

► купила контрольный пакет акций (51 %) НПЗ в Румынии на сум­му 52 млн дол.,

► приобрела НПЗ в Болгарии и НПЗ на Украине,

► участвует в разработке месторождений Казахстана (Тенгизского и Карачаганакского -15 % акций), Азербайджана (на Каспии -10% акций),

► осуществила строительство нефтепровода Тенгиз-Новороссииск,

► совместно с «Итерой» и «Узбекнефтегаз» подписала договор о совместной работе на месторождениях Узбекистана (на месторождени­ях Бухаро-Хивинского и Гиссарского нефтегазовых регионов, запасы которых составляют 250 млрд. куб. м газа и 10 млн. т жидких углеводо­родов. Разработка будет вестись на условиях соглашения о разделе про­дукции. «ЛУКОЙЛу» принадлежит 45 % акций);

► метала эксклюзивным участником конкурса на приобретение 23,17 % акций греческой нефтекомпании Hellenic Petroleum.

► владеет развитой сетью АЗС за рубежом: 1260 АЗС в США, в Прибалтике - 129, в Молдове - 57, на Украине - 61, в Белоруссии - 19, в Азербайджане - 15, в Грузии -2, в Польше - 51, в Румынии - 16, в Болгарии - 14, в Чехии -3.

2. «Коминефть» получила концессию на разведку месторождения нефти в Египте на 35 лет.

3. «Газпром» осуществляет строительство газопровода в Греции. Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет,

по оценке американской консалтинговой фирмы «Эрнст и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд долл. Только одному топливно-энергетическо­му комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд долл. Для замены и модернизации активной части произ­водственных фондов нужно ежегодно привлекать 25-30 млрд долл. Для этого необходимо перераспределять в пользу нашей страны примерно десятую часть международных прямых инвестиций. Реально Россия бу­дет конкурировать на уровне предложения капиталов объемом 10-5 млрд дол. Но это в том случае, если ей предложат такой объем инвестиций. По мнению представителей деловых кругов Запада, Россия оста­ется весьма привлекательной для вложения в нее инвестиций, особенно в регионах. Это объясняется: большой емкостью российского рынка и недостаточной насыщенностью продукцией и услугами; превышением прибыльности инвестиций в совместные предприятия над мировым уров­нем; высоким образовательным и научным потенциалом населения стра­ны; низким уровнем затрат на воспроизводство трудовых ресурсов и др. факторами. Однако иностранные инвесторы обеспокоены неустойчиво­стью экономической и политической ситуации в России и связывают её с нестабильностью курса рубля, с непредсказуемостью и неопределен­ностью проводимой государством политики, с "недолговечностью" дей­ствующего законодательства. Так, Проект федерального закона «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранны­ми инвесторами» рассматривается уже в течение уже ряда лет. В насто­ящее время понятие коммерческой концессии определено в гл. 54 Граж­данского Кодекса РФ.

 

Рис. 13.2. Классификация соглашений, действующих в нефтяной промышленности.

 

Все соглашения, действующие в нефтяной и газовой можно разде­лить на две основные категории: концессии и контракты (подрядные со­глашения). Принципиальное различие между ними заключается в том, что в случае создания концессии государство - собственник недр уступа­ет право собственности на них концессионеру, а в случае подписания подрядного соглашений - контракта - оставляет эти права за собой.

Регламентация прав и обязанностей сторон может осуществляться как с помощью общего законодательства, действующего в стране, так и специальным нефтяным законодательством.

Схема классификации соглашений, действующих в нефтяной и газовой промышленности представлена на рис. 13.2.

Концессия

В главе 54 Гражданского Кодекса РФ коммерческая концессия определяется как договор, при котором «одна сторона большинстве случаев заключались между крупными сырьевыми корпорациями, с од­ной стороны (правообладатель) обязуется предоставить другой сто­роне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользова­теля комплекс имущественных прав, принадлежащих правообладате­лю, в том числе... на другие, предусмотренные договором объекты ис­ключительных прав...»(ст. 1027 п. 1). Эта формула подходит к процессу освоения недр, со всеми ограничениями требованиями, которые уста­новлены Конституцией РФ. В первую очередь, предоставление объекта только в пользование, в качестве объекта имущественных прав, при­надлежащих правообладателю - государству. Более того, по всем орга­низационно-правовым вопросам нормы ГК РФ в отношении коммерчес­кой концессии соответствуют положениям Закона «О недрах»:

S передача в пользование за вознаграждение в различных фор­мах (разовые и периодические платежи и т.п.);

S предоставление в пользование на срок и бессрочно;

S письменная форма заключения соглашения;

S государственная регистрация договора;

S обязанности правообладателя (государства) оказывать все виды содействия в выполнении договора, контролировать качество выполняемых работ (применительно к недрам- это выполнение требова­ний проектов поиска, разведки и разработки месторождений);

S обязанности пользователя - качественное ведение работ, со­блюдение норм и стандартов;

S право продления срока, изменения и прекращения соглашения и др.

Безусловно, нормы ГК РФ применительно к недропользованию требуют некоторого уточнения «с учётом характера и особенностей де­ятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии» (ст. 1032).

Сейчас во всём мире концессии разделяют на традиционные и модернизированные. Традиционные концессионные соглашения в боль­шинстве случаев заключались между крупными сырьевыми корпораци­ями, с одной стороны, колониальными или зависимыми странами - с другой. Заключались на явно невыгодных для принимающей стороны условиях: площадь концессии охватывала всю перспективную на нефть территорию страны, а нередко и всю страну в целом. Предусматрива­лись очень долгие сроки действия концессионных договоров (50-99 лет). Не предусматривался возврат государству до истечения срока концес­сии неиспользуемых или бесперспективных участков. Принимающая сторона, отдавшая свою территорию в концессию, полностью отстраня­лась от участия в управлении делами концессии, т.е. за иностранной компанией закреплялись монополиями производства на владение ресур­сами полезных ископаемых, определение уровней добычи, объема, на­правления и условий экспорта, а также условий найма рабочей силы; отсутствовали какие-либо обязательства компании-концессионера по охране окружающей среды, обучению местного персонала и передаче технологии; компания эта освобождалась от всех видов налогообложе­ния и обладала полной свободой перевода за границу всех прибылей. Право же принимающей стороны фактически сводились к получению финансированных платежей - роялти, независящих от уровня прибылей и гораздо меньших, нежели доходы иностранных корпораций.

Как правило, типичная модернизированная концессия является в наше время арендным соглашением, условия которого стали более бла­гоприятными для принимающей страны. Короче стали разведочный и эксплуатационный периоды, меньше размеры площади концессий (при­чем предусматривается обязательный возврат части территории до ис­течения сроков осуществления соглашения), а если в течение ого­воренного в соглашении периода (обычно 6-10 лет) не удается открыть новых месторождений, то вся концессия может быть возвращена прини­мающему государству до истечения ее сроков.

Правительство обладает правом некоторого контроля над ре­шениями, принимаемыми концессионером. Обычно строго оговаривается уровень капиталовложений иностранной компании с разбивкой по го­дам, при этом устанавливается минимальный объем тех или иных видов работ. Иностранный партнер, как правило, несет обязательства по най­му и обучению местной рабочей силы, по охране окружающей среды. Принимающей стране обычно принадлежит право устанавливать цены на сырьевую продукцию (что имеет большое значение, в частности и при расчете размера налогов).

Право собственности на обнаруженное месторождение остается за принимающей страной, а собственником средств производства и до­бытого сырья является иностранный партнер.

Денежные отчисления инофирмы в пользу принимающей страны в этом случае, как правило, включают: платежи с добычи (роялти), пла­тежи с дохода (налоги на чистую прибыль), арендную плату (рентлз) и единовременные премиальные выплаты бонусы.

Соглашение о разделе продукции (Production Sharing)

Наиболее типичен контракт о разделе продукции, этот вид кон­тракта впервые был заключен в 1966 г. Индонезией и впоследствии стал широко применяться в практике многих стран.

Практически одновременно с Индонезией идея СРП была реали­зована в Перу. Соглашения, заключенные в этих странах, имея общую основу, характеризовались некоторыми отличиями в подходах к уста­новлению пропорций деления добычи и некоторых других условий, кото­рые в последующие годы стали широко использоваться другими госу­дарствами. Поэтому в практике использования СРП принято подразде­лять соглашения индонезийского и перуанского типов.

Основным побудительным мотивом внедрения режима СРП в этих странах явилась необходимость решения проблем галопирующей инф­ляции. Расчеты в «натуре» «валютным товаром», каким является нефть, позволили в значительной мере получить положительный результат. Основные положения индонезийского и перуанского типов соглашений легли в основу разработки режима раздела продукции, структуры и со­держания соглашений в других странах.

Формой иностранного участия в данном случае может также яв­ляться создание совместного предприятия с инофирмой. Весь риск поис­ково-разведочных работ возлагается в этом случае на компанию-под­рядчика, затраты которой на это не возмещаются, если в оговоренные сроки коммерческие запасы не удается обнаружить. Кроме того она пол­ностью финансирует обустройство и эксплуатацию месторождения в том случае, если запасы нефти все-таки будут найдены.

В случае удачного результата капитальные и текущие затраты компании-контрактора погашаются после начала эксплуатации место­рождения путем предоставления ей отчасти сырьевой продукции («ком­пенсационной нефти»), доля которой оговаривается в контракте. Как правило, эта доля колеблется от 20-50 %.

Естественно, доля этой нефти тем больше, чем сложнее условия ее поиска и добычи; чем эта доля ниже, тем продолжительнее период амор­тизации инвестиций, что в принципе выгодно принимающей стране. В некоторых соглашениях предусматривается, что доля продукции, пред­назначенная для возмещения издержек, сокращается по мере роста объе­ма производства.

Остальная часть добытого сырья распределяется в заранее огово­ренной пропорции между принимающим государством (государственной компанией) и иностранным участником, составляя их прибыль. Размеры вознаграждения, получаемого компанией-контрактором, варьируют в весьма широких пределах: от 85 % всей прибыльной продукции (в Чили до 15 %; в Египте); однако доля государства, как правило, преобладает. Многие соглашения предусматривают снижение доли иностранного партнера по мере увеличения уровня добычи. Каждая из сторон реали­зует свою продукцию самостоятельно, однако во многих случаях инос­транный партнер выступает сбытовым агентом национальной компании.

Первые контракты «продакшин шеринг» не предусматривали выплат иностранным партнерам роялти и подоходного налога, посколь­ку предполагалось, что все причитающиеся государству поступления обеспечиваются продажей его доли продукции. Однако в настоящее время взимаются оба эти вида платежей. Таким образом, государство имеет возможность регулировать рентабельность операций компании при разных пропорциях раздела добычи путем введения дифференциро­ванных ставок подоходного налога.

Есть и другая разновидность подобных контрактов, когда добы­тая нефть делится сразу между партнерами минуя стадию компенсаци­онной нефти.

Для того чтобы выбрать и обосновать схему раздела продукции по проекту освоения месторождения необходимо:

S определить объём продукции, подлежащей разделу;

S рассчитать приемлемый вариант компенсации затрат инвесто­ра, т.е. формирование и расходование компенсационной продукции;

S рассчитать объём прибыльной продукции и взаимоприемлемый вариант её раздела между государством и инвестором;

S рассчитать показатели эффективности выбранного варианта схемы раздела продукции для инвестора и государства.

При выборе схемы раздела варьируются в основном три следую­щих параметра:

S ставка роялти;

S предельное значение компенсационной продукции, предостав­ляемой инвестору для возмещения его затрат;

S пропорции раздела прибыльной продукции.

Именно их значения и являются главным предметом переговоров государства и инвестора.

Сервисные контракты

Существует такая разновидность контрактов «на предоставление услуг с риском».

«На предоставление услуг с риском» впервые стали применяться в конце 60-х годов Ираном, Ираком и Венесуэлой, а затем Бразилией, Нигерией, Вьетнамом и рядом других стран. По условиям этих контрак­тов иностранная компания несет все расходы по разведке и обустрой­ству месторождений и связанный с этим риск.

В случае обнаружения коммерческих запасов эти расходы вместе с определенным процентом, составляющим прибыль иностранного кон­трактора, возмещаются ему, но не сразу, в течение Нескольких лет после начала промысловой добычи.

Эксплуатация месторождений может вестись и финансироваться самостоятельно национальной компанией, либо - также за определен­ную плату - иностранным контрактором. Однако в обоих случаям соб­ственником всего добытого сырья является принимающая страна. Воз­мещение расходов контрактора и оплата его услуг осуществляется либо в денежной форме, либо путем предоставления ej^y на определенный период права приобретения части продукции (20-50 %) по льготным це­нам (на 3-5 % ниже рыночных). Прибыли контрактора облагаются по­доходным налогом, предусматривается также выплата роялти.

В некоторых странах Ближнего Востока, располагающих значи­тельными финансовыми средствами и богатым нефтяным потенциалом (Саудовская Аравия, Кувейт), применяется другая модель сервисные контрактов, когда государство само несет все расходы по разведке, обустройству и эксплуатации месторождений и связанный с этим риск. Иностранные же компании действуют в качестве подрядчиков, получая за это денежное вознаграждение и гарантированные поставки огово­ренного объема нефти по рыночным ценам.

В отличие от перечисленных форм соглашений, предусматриваю­щих проведение всего комплекса работ по разведке и разработке место­рождений в обмен на долгосрочные поставки сырья, соглашения о тех­нических условиях предполагают осуществление иностранным подряд­чиком лишь отдельных видов работ (например, строительство трубо­проводов, геологоразведки и т.п.) за гарантированное денежное воз­награждение без какой-либо доли участия и риска. По условиям управ­ленческих контрактов на иностранные компании ложатся общая орга­низация и текущее управление производством, а в ряде случаев - и под­готовка национальных кадров. Оплата этих услуг производится, как правило, отчислением согласованного процента от прибылей (объема продаж). Управленческие контракты часто используются в комплексе с другими соглашениями. В горнодобывающей промышленности доста­точно широко применяются также контракты на строительство пред­приятий «под ключ».

В конечном итоге использование той или иной формы соглашений зависит от экономического, технологического и финансового потенци­ала страны, а также от степени разведанности и величины запасов по­лезных ископаемых.

Так, концессионные соглашения в настоящее время чаще всего при­меняются в странах, чьи недра слабо исследованы в геологическом отношении, там, где районы предполагаемой разработки природных ре­сурсов отдалены и труднодоступны, а также в экономически отсталых странах. В таких условиях сырьевые корпорации из-за высокого риска и издержек не согласны действовать иначе. В сфере добычи нефти, на­пример в 70-80-е годы соглашения концессионного типа заключались чаще всего странами Тропической Африки, не являющимися экспорте­рами этого сырья.

Компании совместного владения позволяют принимающей стране наиболее эффективно участвовать в управлении предприятием, осваи­вать применяемую иностранным партнером технику и технологию. Од­нако для этого принимающая страна должна нести значительные инвес­тиционные затраты, а также располагать достаточно опытным админи­стративно-техническим персоналом. По этим причинам некоторые раз­вивающиеся страны, ранее использовавшие смешанные компании как основную форму привлечения иностранных инвесторов в нефтедобыва­ющую промышленность, (например Ливия), в последнее время предпо­читают другие формы контрактов.

Вместе с тем смешанные компании, в которых государству при­надлежит от 50-80 % капитала, играют ведущую роль в разработке не­фтяных ресурсов британского и норвежского секторов Северного моря. По сравнению с концессиями, смешанными компаниями и согла­шениями «продакшин шеринг» сервисные контракты (на предостав­ление «услуг с риском») с финансовой точки зрения наиболее выгодны для принимающей страны. Однако надо иметь в виду, что иностранные компании заинтересованы в таких контрактах при хороших перспекти­вах обнаружения крупных месторождений, что может гарантировать долгосрочной поставки сырья по льготным ценам.

Преимущества соглашений о технических услугах и контрактов «под ключ» для принимающей страны состоят:

1) в том, что она сохраняет за собой полный контроль над разра­боткой и последующим сбытом сырья;

2) такие контракты значительно расширяют круг потенциальных партнеров за счет строительных, инженерных, консультационных, гео­физических и других фирм, непосредственно не связанных с крупными сырьевыми корпорациями.

Указанные соглашения могут, однако, применяться лишь в стра­нах, имеющие собственные достаточно мощные в финансовом и техни­ческом отношениях добывающие компании.

Формула «продакшин шеринг» в наибольшей степени соответству­ет интересам стран, располагающих достаточно благоприятным ресур­сным потенциалам, но испытывающих дефицит финансовых средств. При гибком налоговом режиме принимающая сторона обеспечивает получение значительной доли конечных прибылей от продажи добытого сырья и контроль за деятельностью добывающего предприятия через участие в комитете по управлению.

Следует подчеркнуть, что жесткая классификация различных форм участия иностранного капитала в разработке сырьевых ресурсов дос­таточно условна, поскольку в действительности многие контракты со­четают в себе черты различных типов соглашений.

Контрольные вопросы

1. Понятие внешнеэкономической деятельности.

2. Определение внешней торговли и внешнеторгового контракта.

3. Этапы создания совместных предприятий.

4. Виды концессии.

5. Схема раздела продукции при разработке месторождений на основе СРП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.248 (0.013 с.)