Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обращения на предприятиях транспорта и хранения газа,

Поиск

Нефти и нефтепродуктов

 

Продукцией трубопроводного транспорта является внепроизвод-ственное перемещение газа, нефти и нефтепродуктов. Затраты, связан­ные с этим перемещением - себестоимость указанной продукции - со­ставляют преобладающую долю затрат предприятий газо-, нефтепро-дуктового транспорта.

Одна из особенностей транспортного производства - отсутствие материально-вещественной формы продукции. В связи с этим в качестве удельных показателей себестоимости транспортной продукции на тру­бопроводном транспорте принято использовать себестоимость переда­чи газа, перекачки нефти и нефтепродуктов на единицу натуральных показателей.

К таким натуральным показателям относят: на газопроводном транспорте - объем передаваемого по магистральным газопроводам газа (1000 м3) и объем транспортной работы - 1000 м3 на 100 км; на нефте-нефтепроводном транспорте - объем перекачиваемых по магистраль­ным нефтепроводам нефти и нефтепродуктов в тоннах и объем транс­портной работы - тонно-километры. Себестоимость транспортировки газа в значительной степени зависит от свойств газа, дальности транс­портировки и диаметра магистрального газопровода.

Себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов по отдельным магистральным трубопроводам не равнозначна. На нее оказывает вли­яние диаметр нефте- и нефтепродуктопроводов, вязкость продукции, степень загрузки трубопроводной магистрали, природные и климати­ческие условия. СЭНГ18,04

В себестоимость работы магистральных газо-, нефте- и нефтепро­дуктопроводов включаются:

► пуско-наладочные расходы, связанные с подготовкой и посто­янной эксплуатацией линейной части и наземных сооружений трубопро­водного транспорта;

► затраты, связанные с совершенствованием технологических процессов в магистральном транспорте газа, нефти и нефтепродуктов;

► амортизационные отчисления от стоимости основных фондов. В магистральном транспорте газа, нефти и нефтепродуктов затра­ты формируются: по месту возникновения; по видам транспортируемой продукции, вспомогательных работ и услуг; по направлениям расхо­дов; по видам расходов.

На газопроводном транспорте местом возникновения затрат явля­ются газотранспортные предприятия, а в некоторых случаях отдельные магистральные газопроводы. На нефте- и нефтепродуктовом транспор­те - территориальные управления по транспортировке нефти и нефте­продуктов. Кроме того, по месту возникновения затраты на трубопро­водном транспорте рассчитываются отдельно по основному и вспомо­гательному производству, по отдельным цехам и службам.

Группировка затрат по видам транспортируемой продукции распространена на нефтепродуктовом транспорте, где отдельно кальку­лируется себестоимость перекачки 1 т бензина, дизельного топлива и др.

На магистральном трубопроводном транспорте расходы группи­руются по следующим направлениям:

по газопроводам - очистка, осуш­ка, одоризация газа; содержание линейной части газопроводов, газо­распределительных станций (ГРС), средств связи; компримирование газа; подземное хранение газа; общехозяйственные; административно-управленческие; прочие расходы (табл. 6);

по нефте- и нефтепродук-топроводам - содержание линейной части, средств связи и катодной защиты трубопроводов; перекачка нефти и нефтепродуктов; хранение нефти и нефтепродуктов; налив нефти и нефтепродуктов в железнодо­рожные цистерны; общехозяйственные; административно-управленчес­кие и прочие расходы.

Группировка по видам расходов включает в себя классификацию по экономическим элементам и статьям расходов.

В трубопроводном транспорте затраты формируются по следую­щим экономическим элементам:

- материалы;

- электроэнергия покупная;

- газ, нефть, нефтепродукты, используемые на собственные нужды;

- заработная плата;

- отчисление на социальные нужды (единый социальный налог);

- амортизация;

- технически неизбежные потери газа, нефти;

- прочие расходы.

Состав и соотношение отдельных экономических элементов в об­щих затратах трубопроводного транспорта определяет их структуру. Структура себестоимости по экономическим элементам не остается по­стоянной, она изменяется под влиянием различных факторов (техничес­кий прогресс, совершенствование технологии и перекачки нефти, неф­тепродуктов и газа по магистральным трубопроводам, ценовые факто­ры). В целом для трубопроводного транспорта характерна большая доля амортизации, значительная - энергетических затрат и небольшая доля материальных затрат и затрат на оплату труда.

Рассмотренные выше группировки затрат по элементам, направ­лениям и статьям расходов используются для определения удельных показателей: себестоимости 1000 м3 газа или единицы транспортной рабо­ты -1000 м3 на 100 км; одной тонны нефти и нефтепродуктов и единицы транспортной работы - тонно-километр.

Себестоимость единицы транспортируемых газа, нефти и нефте­продуктов определяется отношением суммы затрат на объем транспор­тируемой продукции или товаротранспортной работы.

В настоящее время газотранспортные предприятия не имеют на своем балансе магистральные газопроводы, а арендуют их в ОАО «Газ­пром». Арендная плата формируется из амортизации трубы и арендного процента (10 %). Амортизация остальных основных фондов в транспор­те газа составляет около 4 %.

Основную долю в структуре себестоимости системы транспорта нефти, нефтепродуктов занимают затраты на амортизацию - свыше 40 %. В транспорте газа, нефти, нефтепродуктов, где компрессорные и насос­ные станции оснащены электроприводом, значительно возрастает доля энергозатрат. Кроме того, в структуре себестоимости нет затрат на сы­рье, так как отсутствует процесс производства продукции, а лишь осу­ществляется ее перемещение.

Другой особенностью структуры затрат системы транспорта не­фти и газа является преобладание в ней расходов, независящих от объе­ма транспорта нефти и газа.

К ним относятся: заработная плата с начислениями, амортизация основных фондов, административно-управленческие расходы; большая часть расходов на содержание зданий, сооружений и инвентаря, транс­портных расходов, прочих общехозяйственных расходов и т. п.

К расходам, зависящим от объема транспортировки нефти и газа, относятся в основном реагенты, энергетические затраты и потери нефти и газа. Причем, если расход реагентов и потерь газа в трубопроводе увеличивается пропорционально объему его транспортировки, то энер­гетические расходы, как правило, увеличиваются в большей степени, чем объем транспорта, и зависят от установленного режима работы аг­регатов компрессорных и насосных станций.

Преобладание в структуре затрат транспортировки нефти и газа условно-постоянных расходов является важнейшим направлением сни­жения этих затрат на единицу транспортируемых нефти, нефтепродук­тов и газа. Таким образом, полное использование пропускной способ­ности системы транспорта нефти, нефтепродуктов и газа, увеличение их производительности - основной резерв снижения себестоимости. СЭНГ20.04

Влияние изменения объема транспорта нефти и газа на себестои­мость можно определить следующим образом:

 

где ΔQ - изменение транспорта нефти и газа;

α - удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости транспорта нефти и газа.

 

Крупнейшим резервом снижения себестоимости является автома­тизация и телемеханизация производственных процессов, которые при­водят к значительному сокращению численности обслуживающего пер­сонала и снижению средств на оплату труда.

Снижение энергозатрат достигается выбором оптимальных режи­мов работы магистральных нефтегазопроводов, обеспечивающих пере­качку максимального количества нефти и газа при минимальном коли­честве работающих машин.

Большое значение в снижении энергозатрат играет выбор типа привода компрессоров.

Себестоимость может быть снижена также за счет экономного рас­ходования материалов и сокращения потерь нефти и газа и нефтепро­дуктов при их транспорте, что достигается улучшением обслуживания магистральных нефтегазопроводов, своевременным устранением уте­чек нефти, газа и нефтепродуктов.

Нефтесбытовые организации несут затраты, связанные с обраще­нием нефтетоваров - нефти и нефтепродуктов. Совокупность этих зат­рат образует издержки обращения в нефтеснабжении. Они представля­ют собой денежные расходы, связанные с обеспечением движения неф­тепродуктов от нефтеперерабатывающих заводов до потребителей.

Издержки обращения - один из основных показателей, характе­ризующих качество работы предприятий нефтеснабжения. Этот показа­тель во многом зависит от формы снабжения потребителей нефтепродук­тами - складской или транзитной. При складской форме снабжения неф­тепродукты прежде, чем попасть к потребителю, проходят склады - ре­зервуарные емкости нефтебаз.

При транзитной форме - нефтепродукты непосредственно с пун­ктов налива отгружаются в адрес потребителей. Складская и транзит­ная формы снабжения имеют свои преимущества и недостатки, которые должны учитываться при выборе путей обеспечения нефтепродуктами отдельных потребителей.

В нефтесбытовых организациях издержки обращения строго рег­ламентируются. Для каждого предприятия нефтеснабжения составляет­ся смета издержек обращения, которая предусматривает минимальные размеры каждого элемента расходов, обеспечивающих нормальную работу предприятия с учетом анализа издержек и их снижения,

Издержки обращения характеризуются абсолютной суммой и от­носительным уровнем.

Абсолютная сумма издержек обращения включает все затраты нефтесбытовых организаций по приему, транспортировке, хранению и

реализации нефтепродуктов. Сумма издержек увеличивается при рос­те объема товарооборота и характеризует затраты на весь объем товарооборота.

В нефтеснабжении рассчитывается еще один показатель, характе­ризующий затраты - относительный уровень издержек обращения (У.и.о.), который определяется как отношение общей суммы издержек обращения (И) к объему товарооборота, выраженного в тоннах (Q):

.

 

Номенклатура издержек обращения нефтесбытовых организаций слагается из следующих разделов, групп и статей расходов.

Расходы нефтебаз, наливных пунктов, автозаправочных стан­ций формируются следующим образом:

1. Транспортные расходы, всего в том числе:

- расходы по заводу товаров;

- расходы по отправке товаров.

2. Складские расходы, всего в том числе:

- заработная плата складского персонала;

- расходы на содержание и эксплуатацию складских зданий и со­оружений;

- расходы на содержание и эксплуатацию подъемно-транспорт­ных механизмов и складского оборудования;

- расходы по текущему ремонту;

- расходы по таре, хранению, сортировке и упаковке товаров;

- расходы на содержание аппарата управления;

- расходы по приемке и отправке нефтепродуктов;

- прочие складские расходы.

3. Непроизводственные расходы, всего, в том числе:

- недостачи и потери товаров в пути и при хранении в пределах норм убыли;

- недостачи и потери товаров в пути и при хранении сверх норм убыли.

4. Прочие расходы.

На предприятиях нефтеснабжения издержки обращения делятся на зави­симые от деятельности предприятия и независимые.

К зависимым издержкам обращения относятся: транспортные рас­ходы по перевозкам нефтепродуктов на другие нефтебазы, в свои фили­алы и АЗС; расходы по приемке, хранению, отправке нефтепродуктов, административно-управленческие расходы, потери от пересортицы неф­тепродуктов.

К независимым издержкам обращения относятся транспортные расходы по отгрузке нефтепродуктов за пределы нефтебаз и предприя­тий другим потребителям внутреннего рынка и на экспорт.

Контрольные вопросы

1. Каков состав затрат на производство продукции?

2. Назовите признаки классификации затрат на производство и реализацию продукции.

3. Чем отличаются затраты:

• основные и накладные;

• прямые и косвенные;

• элементные и комплексные.

4. Проанализируйте структуру затрат на производство продук­ции по отраслям промышленности.

5. Какие отрасли промышленности относят к материалоемким, трудоемким, фондоемким?

6. В чем особенности формирования затрат:

• в бурении;

• в добыче нефти и газа;

• в транспорте и хранении нефти, газа, нефтепродуктов;

• на предприятиях машино-аппарато-приборостроения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.008 с.)