Коллективные переговоры. Порядок ведения коллективных переговоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективные переговоры. Порядок ведения коллективных переговоров



 

Коллективные переговоры представителей работни­ков и работодателей, состоящих в трудовых отношени­ях, сводятся к переговорам по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения. Правом проявления инициативы по проведению таких переговоров обладают каждая из сторон трудовых от­ношений.

Порядок ведения коллективных переговоров установ­лен в ст. 37 ТК РФ. Вот основные его положения:

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. при этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории представляется соответствующим профсоюзам (объ­единениям профсоюзов). При наличии на соответству­ющем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, фор­мируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для веде­ния коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, яв­ляющимися участниками указанных переговоров.

Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

§7. Урегулирование разногласий
в ходе ведения коллективных переговоров

 

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопро­сам, то составляется протокол разногласий.

Трудовой кодекс определяет такие разногласия как коллективный трудовой спор.

Начало коллективного трудового спора определяется датой составления протокола разногласий.

Порядок разрешения коллективного трудового спора включает несколько этапов:

• рассмотрение коллективного трудового спора при­мирительной комиссией;

• рассмотрение коллективного трудового спора с уча­стием посредника;

• рассмотрение коллективного трудового спора в тру­довом арбитраже.

Крайней, наиболее острой формой разрешения кол­лективного трудового спора является забастовка.

Примирительная комиссия создается в течение трех дней после составления протокола разногласий. В ее со­став входят представители работников и работодателя на равноправной основе. Примирительная комиссия и комиссия по регулиреванию социально-трудовых от­ношений, создаваемая на предприятии в соответствии со ст. 35 Трудового кодекса, — это разные комиссии. Цели их создания различны и соответственно различны выполняемые ими функции. Примирительная комиссия создается для решения неурегулированных разногласии, а комиссии по регулированию социально-трудовых отношений — только для ведения коллективных пере­говоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Примирительная комиссия рассматривает протокол разногласий в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Приказ подписывается работодателем (или его представителем) и представи­телем выборного органа работников, например, пред­седателем профсоюзной организации, уполномоченной работниками вести коллективные переговоры. В случае необходимости и при согласии обеих сторон социально­го партнерства сроки рассмотрения неурегулированных разногласий могут быть продлены, что оформляется соответствующим документом. Если коллективный спор разрешен на уровне примирительной комиссии, то решение, оформленное протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в сроки, установлен­ные решением.

Каждая из сторон в любой момент может обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Рассмотрение спора примирительной комиссией явля­ется обязательным этапом.

Если разрешить коллективный трудовой спор силами примирительной комиссии не удалось, к его рассмо­трению стороны правомочны привлечь посредника, в роли которого может выступить представитель терри­ториальной Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или иное лицо, кандидатура которого устраивает обе стороны трудового спора. Если в те­чение трех рабочих дней кандидатура посредника не определена, рассмотрение разногласий переносится в трудовой арбитраж.

В том случае, когда кандидатура посредника при­емлема для обеих сторон социального партнерства, трудовой спор должен быть рассмотрен в течение семи рабочих дней с начала его деятельности. Работа посред­ника завершается принятием сторонами согласованного, оформленного письменно решения или составлением протокола разногласий.

Протокол разногласий составляется тогда, когда с помощью посред­ника удается согласовать лишь часть вопросов, от­меченных в протоколе разногласий, который рассма­тривался примирительной комиссией. Таким образом, привлечение посредника к разрешению коллективного трудового спора может решить вопрос только частично. Несогласованные вопросы будут включены во второй протокол разногласий. Этот протокол будет отличен от первого по числу вопросов, необходимых для со­гласования. Нормы Трудового кодекса не предусматри­вают возможность дополнения протокола разногласий вновь возникшими вопросами, появление которых может быть связано с частичным урегулированием разногласий, перечисленных в протоколе разногласий, составленном по итогам переговоров с работодателем членов комиссии по регулированию социально-трудо­вых отношений.

Если усилия ни примирительной комиссии, ни по­средника не увенчались успехом, для урегулирования трудового спора создается трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж — это временно действующий орган, который создается социальными партнерами, находящимися в состоянии трудового спора, и пред­ставителями государства.

Срок рассмотрения трудового спора в трудовом ар­битраже составляет 5 рабочих дней с момента его соз­дания, А сам арбитраж создается не позднее, чем через три рабочих дня после безрезультатного рассмотрения трудового спора с участием посредника.

Чтобы решение трудового арбитража по урегули­рованию коллективного трудового спора выполня­лось, стороны на этапе, предшествующем вынесению арбитражем решения, должны договориться о том, что любое решение арбитража будет обязательно для исполнения каждой из сторон. Такая договоренность должна быть оформлена соответствующим письменным соглашением.

Контроль за выполнением достигнутого в ходе разре­шения коллективного трудового спора соглашения осу­ществляют стороны коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к за­ключению соглашения либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет условия соглашения, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

§8. Гарантии и компенсации лицам,
участвующим в коллективных переговорах

 

Согласно ст. 39 ТК РФ, лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглаше­ния, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установлен­ном трудовом законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным до­говором, соглашением. В случаях, когда указанные лица приглашаются по взаимной договоренности сторон коллективных переговоров, труд приглашенных оплачивается по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Гарантии для лиц, участвующих в коллективных переговорах, устанавливаются ст. 39 ТК РФ и законодательством о коллективных договорах и соглашениях. В частности, пр едставители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполно­мочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Коллективный договор

 

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон социально-трудовых отношений в данной организации с учетом специфики и условий труда, согласованные сторонами договора.

Коллективный договор может заключаться в организации, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При его заключении в филиале, представительстве представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем или иное в них в соответствии с п.7 ст. 35 ТК РФ..

Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по слкдующим вопросам:

1) формы, системы и размеры оплаты труда;

2) выплата пособий, компенсаций;

3) механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

4) занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

5) рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

6) улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

7) соблюдение интересов работников при приватизации государственного или муниципального имущества;

8) экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

9) гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

10) оздоровление и отдых работников и членов их семей;

11) частичная или полная оплата питания работников;

12) контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений. ответственность сторон. обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

13) отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

14) другие вопросы. определенные сторонами.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Однако, как правило все условия коллективного договора можно разделить на три вида:

Нормативные условия, т.е. локальные нормы трудового права, предоставляющие дополнительные льготы, преимущества или устанавливающие виды и размеры оплаты труда, дополнительные отпуска и т.д. Эти условия действуют весь период существования коллективного договора.

Обязательные условия, т.е. конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и субъектов-исполнителей, отвечающих за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения, а затем погашаются выполнением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.032 с.)