Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки позитивного (объективного) праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Признаки позитивного (объективного) права: 1) нормативность — право состоит из норм, правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное их применение, адресованных каждому, кто окажется в условиях, предусмотренных нормами права; 2) системность — право не есть механическая совокупность норм. Все они призваны действовать согласованно, образуя единое непротиворечивое целое — систему правовых норм; 3) формальная определенность норм права заключается во внешнем оформлении и закреплении их содержания в статьях нормативно-правовых актов, четком определении прав и обязанностей их адресатов. Позитивное право — это в основном система формально-определенных норм, установленных государством и закрепленных в законодательстве. Однако некоторые нормы являются правовыми, поскольку они санкционированы государством, т.е. признаны легально (путем закрепления в статье нормативно-правового акта) или фактически (в судебных решениях и иных актах государственных органов); 4) всеобщность — нормы права обращены ко всем членам общества, касаются в равной мере всех тех, кому они адресованы, т.е. право — это всеобщий нормативный регулятор общественных отношений. Иные нормативные системы, действующие в светском государстве (религиозные нормы, нормы морали и т.п.) такого официального статуса не имеют; 5) общеобязательность — правовые требования подлежат безусловному исполнению всеми, кому они адресованы; 6) гарантированность норм права связана с возможностью применения государственного принуждения для воплощения правовых требований в жизнь. Сущность права Общество является объектом права как нормативного регулятора общественных отношений, направленного на их упорядочение и установление правопорядка. В этом плане важно определить социальную сущность права. Сущность права как социального института заключается в том, что оно является общесоциальным регулятором общественных отношений, направленным на достижение в обществе согласия и мира, а также всеобщей мерой свободы, равенства, справедливости и ответственности субъектов социального общения, которая выражает согласованность их воли и интересов. Такова социальная сущность права в современном цивилизованном обществе, социально ориентированном, демократическом, правовом государстве. Упоминание здесь государства не случайно. Сущность государства и сущность права однотипны. Сущность государства, всегда являющегося кон центрированным отражением и выражением общества (каково общество — таково и государство), влияет на сущность права. Вообще два начала всегда присутствуют в содержании права и сказываются на его сущности — цивилизационное начало и начало политическое. Цивилизация — это период развития человечества, истоки которого связаны с переходом людей от присваивающей экономики к экономике производящей, когда жизнь человека перестала находиться в абсолютной зависимости от «даров» природы. Одновременно отдельный человек начал обретать все большую свободу в обществе. Цивилизация создала человека как личность — обладателя свободы и сознания. Человек сознательно реализовывал свою свободу в своих действиях. История развития человечества — это история развития меры свободы личности в природе и обществе, которую олицетворяет право как инструмент, создающий порядок в обществе. Право противостоит произволу (абсолютной свободе, анархии), и всегда есть мера свободы — объективно возможной и необходимой в обществе. В древнем обществе свобода была минимальной. Первоначально социальные нормы древнего общества были ориентированы на ограничение свободы и формулировались как запреты. Со временем появились нормы, предоставляющие свободу, возможность совершать определенные действия, т.е. появились права. Так возникло собственно право. Будучи мерой свободы, право одновременно яви лось и мерой ответственности за свободно совершенные поступки. Свобода неотделима от ответственности. Следует отметить и то, что право—мера справедливости. Справедливость, праведность, прав да, правильность — однокоренные слова, самым непосредственным образом связанные с правом. Древние юридические памятники не случайно часто назывались «правдами» — Русская Правда, Салическая Правда. Древнеримские юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». И еще есть одна особенность права как меры равенства людей. Право — это равная мера свободы по отношению к неравным людям. Но право обеспечивает не фактическое, а формальное равенство людей. Право — атрибут государственно-организованного общества, и его содержание неизбежно выражает государственную волю. Государственная воля — политическая категория, политический инструмент, который может служить интересам даже меньшинства населения страны в ущерб интересам большинства. В связи с этим, на исходе прошлого века, указывая на нормы права, закрепленные в законодательстве, сформировалось понимание сущности права своего времени и предшествующих эпох (рабовладельческой, феодальной) как возведенной в закон воли экономически и политически господствующего класса, воли, направленной на формирование в обществе порядка, выгодного и угодного, прежде всего, этому классу. При этом подчеркивалось «всего лишь воли», «одной лишь воли», «именно воли», тем самым делалась оговорка, что сущность права предполагает и нечто другое, т.е. то, что выше было обозначено как цивилизационное начало. Право как ценность Право является социальной ценностью, которая обладает рядом высокозначимых объективных свойств, оно выступает в качестве общественного блага, которое отвечает потребностям культуры, морали. Право имеет кроме инструментальной и собственническую Ценность, которая присуща ему как уникальному социальному явлению, которое состоит в том, что право обеспечивает упорядоченную свободу и справедливость, выступая силой, которая способна противостоять произволу. Итак, инструментальная ценность права заключается в том, что право выступает как высокоэффективный социальный регулятор. В обществе нет такой системы социальных норм, которая могла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные, нравственные ценности. Право обладает такими свойствами благодаря которым можно ввести в социальную жизнь систему типовых масштабов поведения, функционирующих постоянно во времени. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организацию общественной жизни. Право - прежде всего инструментальная ценность, выступающая в качестве средства, обеспечивающего функционирование социальных институтов и иных благ. Собственная ценность права именно в демократическом обществе приобретает доминирующее значение именно в демократическом обществе, сводя к минимуму его функции с инструментальной стороны. Таким образом право - уникальная социальная ценность, основанная на том, что воплощает целый ряд социальных устоев цивилизованных организаций жизни общества, их нормативных требований. Функции права Функции права — это направления его воздействия на общественные отношения. Различают следующие основные функции права: 1) регулятивные (направления правового воздействия, нацеленные на упорядочение общественных отношений, введение их в определенные рамки), которые, в свою очередь, подразделяются на: а) регулятивно-статическую (выражается в закреплении определенных общественных отношений); б) регулятивно-динамическую (выражается в развитии определенных общественных отношений); 2) охранительную (выражается в охране определенных общественных отношений, обеспечении их неприкосновенности и одно временном вытеснении отношений, противостоящих охраняемым). Существуют и иные функции: а) информационная (право — источник знаний о государственно-организованном обществе и правовом статусе личности, воле законодателя, выраженной в юридических нормах и т.д.); б) ориентационная (право—источник знаний о механизме государства, о дозволяемых или запрещаемых формах поведения); в) оценочная (право — критерий оценки поведения как правомерного или противоправного); г) воспитательная (право—фактор, влияющий на формирование поведенческих установок личности).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.24 (0.009 с.) |