Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Служба безопасности, органы юстиции

Поиск

В системе правоохранительных органов важная роль принадлежит Службе безопасности Украины, правовой статус которой регламентируется Законом «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 г. Это государственный правоохранительный орган специального назначения, который обеспечивает государственную безопасность Украины. Служба безопасности непосредственно подчиняется Президенту Украины и подконтрольна Верховному Совету Украины. На нее возлагаются обязанности по защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательной деятельности иностранных спецслужб, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины и т.д. В соответствии со своими задачами Служба безопасности Ук раины осуществляет разведывательную и информационно-аналитическую работу, участвует в разработке и реализации мер по защите государственных тайн Украины, оказывает помощь Пограничным войскам Украины в охране государственной границы и т.д.

В систему правоохранительных органов входят органы юстиции, которые возглавляет Министерство юстиции Украины. Положение о Министерстве юстиции утверждено распоряжением Президента Украины от 3 октября 1992 г. Министерство юстиции принимает участие в реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов граждан, в разработке проектов законодательных актов и их систематизации. Оно обеспечивает организационную деятельность судов, оказание юридической по мощи населению, совершенствование правовой работы в народном хозяйстве. На Министерство юстиции возложена государственная регистрация нормативных актов министерств, ведомств, иных центральных органов исполнительной государственной власти. Министерство осуществляет легализацию политических партий, всеукраинских и международных объединений граждан, которые действуют на территории Украины, контролирует выполнение ими положений своих уставов. Министерство и его органы организовывают и координируют работу по правовой информации, способствует распространению знаний о государстве и праве, разъяснению действующего законодательства. Органы юстиции осуществляют организационное обеспечение исполнения судебных решений, ведения судебной статистики, организуют работу государственного нотариата, способствуют работе объединений адвокатов и т.д.

На современном этапе весьма остро стоит вопрос о повышении эффективности работы правоохранительных органов. От его решения в значительной мере зависит укрепление законности и право порядка, обеспечение прав и свобод граждан, темпы построения в Украине демократического правового государства, формирования структур гражданского общества.

Местное самоуправление

Конституция Украины уделяет существенное внимание правовому регулированию местного самоуправления, которое является правом территориальной громады самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы. Органами местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов, являются районные и областные советы, вопросы организации управления районами в городах относятся к компетенции городских советов. Конституцией устанавливается, что сельские, поселковые и городские советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения и наделять их частью собственной компетенции, финансов, имущества. Это имеет принципиальное значение для развития демократических процессов на местах.

На демократической базе идет процесс формирования органов местного самоуправления. В состав сельского, поселкового, городского советов входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города на основе всеобщего, равного, прямого, избирательного права путем тайного голосования сроком на 4 года. Территориальные громады избирают городского голову, возглавляющего исполнительный орган совета и председательствующего на его заседаниях. Председатель районного и председатель областного совета избирается соответствующим советом и возглавляет исполнительный аппарат совета.

Впервые в практике конституционного регулирования в нашей стране в новой Конституции достаточно широко закрепляются вопросы материально-финансовой базы функционирования местного самоуправления. Его материальной и финансовой основой является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие денежные средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов. Территориальные громады сел, поселков и городов могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования (содержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений, создавать для этого соответствующие органы и службы.

Государство принимает участие в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансово поддерживает местное самоуправление. Расходы органов местного самоуправления, возникшие вследствие решений органов государственной власти, компенсируется государством. Территориальные громады в материально-финансовой, имущественной сфере обладают большими полномочиями. Так, территориальные громады села поселка, города непосредственно или через создаваемые ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утверждают программы социально-экономического и культурного развития и контролирует их выполнения, утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их исполнение, устанавливают местные налоги и сборы в соответствие с законом, обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов, создают, реорганизуют и ликвидируют коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляют контроль за их деятельностью.

Важным звеном в системе местного самоуправления являются областные и районные советы, которые согласно Конституции Украины утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих областей и районов и контролирует их выполнение, утверждают районные и областные бюджеты, формируемые из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными громадами или для выполнения совместных проектов.

Важное значение имеет конституционное положение (ст. 143), что органу местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. Причем государство финансирует осуществление этих полномочий в полном объеме за счет средств государственного бюджета Украины или путем отнесения к местному бюджету в установленном законом порядке отдельных общегосударственных налогов, передает органам местного самоуправления соответствующие объекты государственной собственности. Поэтому органы местного самоуправления по вопросам осуществления ими полномочий органов исполнительной власти подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.

Органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории.

Все это свидетельствует о том, что Конституция Украины создала надлежащую основу для дальнейшего совершенствования правового статуса органов местного самоуправления, эффективной Реализации ими своих функций. На этой базе идет реформирование текущего законодательства о местном самоуправлении, что будет иметь существенное значение для формирования в Украине правового государства и дееспособного гражданского общества.

 

 

Нормативные акты и рекомендуемая литература

1. Конституция Украины. - К. 1996.

2. Декларация о государственном суверенитете Украины. - К., 1991.

3. Концепция новой Конституции Украины // Ведомости. -1991. - № 35.- Ст. 466.

4. Закон України «Про вибори народних депутатів України» // Відомості.- 2001. - № 43.

5. Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» // Ведомости. - 2001. - № 35.

6. Закон Украины «О судоустройстве» // Ведомости. - 2002. - № 9.

7. Закон Украины «О прокуратуре» // Ведомости. - 1991. - №53.- Ст.793.

8. Закон Украины «О милиции» // Ведомости. - 1991. - № 4. - Ст. 20;1992. - № 36. - Ст. 526; 1993. - № 11. - Ст. 83; 1993. - № 22. - Ст. 234.

9. Закон Украины «О Службе безопасности» // Ведомости. - 1992.-№ 27. - Ст. 382.

10. Закон Украины «Об адвокатуре» // Голос Украины. - 1993. 29 января.

11. Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Ук раины "О прокуратуре"» // Голос Украины. - 1993. 13 декабря.

12. Конституційне право України. - К., 1999.

13. Основы правоведения / Под ред. Н.И. Панова и В.В. Комарова. - X.,2002.

14. Тодыка Ю.Н., Бурлака А.С. Конституции Украины, других стран СНГ в условиях переходного периода. - X., 1993.

15. Юзьков Л.П. Конституційно-правові основи виконавчої влади в України // Вюн. Академія правових наук України. - 1993. - № 1.

16. Становления і розвиток місцевого самоврядування в суверенній українській правовій державі. - львів, 1991.

17. Тодика Ю.М., Бандурка О.М. Вибори народних депутатів України.-X., 1994.

18. Мелащенко В.Ф. Основи конституційного права України. - К., 1995.

19. Тодыка Ю.Н., Яворский В.Д. Выборы народных депутатов Украины: конституционно-правовой аспект. - X., 1998.

20. Горьова С. Нормативна діяльність в умовах побудови в Україні правової держави // Право України. - 2000. - № 4.

21. Законодавство України про місцеве самоврядування та компетенцію його органів. - X.: «Факт», 2000.

22. Бшенчук П., Кравченко В., Підмогильний М. Місцеве самоврядування в Україні (муніципальне право). Навчальний посібник. - К.: «Алка», 2000.

23. Ковріга О. Відповідальність органів місцевого самоврядування за неправомірні дії // Право України. - 2001. - № 2.

 

 

РАЗДЕЛ III АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО УКРАИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.007 с.)