Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика описания и интерпретации полученных результатов.

Поиск

Как правило, степень понимания обратно пропорциональна числу переменных, фигурирующих в его описании.
Р. Акоф, М. Сасиени

Процесс интерпретации в психологическом исследовании имеет свои особенности, поскольку в психологии возможно сосуществование множества типов объяснений одного и того же явления. Причиной является сложность объекта исследования, его многоуровневое строение. В общем виде в ходе интерпретации необходимо:

ü Выбрать уровень объяснения (физиологические механизмы, ситуативный подход, математическая модель, социогенетическая модель и пр.)

ü Указать теорию, к которой примыкает исследование

ü Обнаружить наиболее вероятную причину

ü Определить новое знание

И.А. Шмерлина приводит следующую схему интерпретации результатов исследовательского процесса:

Вид (этап) интерпретации Операциональная Эмпирическая Теоретическая
Смысл процедуры Обоснование возможностей методов исследования и их использования в данной работе Измерение изучаемого признака Дать теоретическое определение, оградить от других смысловых контекстов, показать место изучаемого понятия в рабочей концепции сследования.  
Результат Нахождение эмпирического индикатора (референта) в реальной действительности Описание результатов измерения (среднегрупповые профили, процентные соотношения, уровневый анализ переменных) Включение полученного результата в концептуальные рамки исследования

 

Общая структура выпускного квалификационного исследования состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и рекомендаций, списка литературы и приложений

Введение - это первая часть выпускной квалификационной работы, небольшая по объему (3-4 страницы), но очень важная по содержанию. Введение дает общую характеристику работы, представление об актуальности, целях, задачах и направлениях работы.

Во введении рекомендуется раскрыть следующие вопросы:

· обосновать актуальность разрабатываемой темы;

· привести в алфавитном порядке список отечественных и зарубежных ученых и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование данной проблемы;

· сформулировать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;

· определить границы исследования (объект, предмет, условия и хронологические рамки);

· предложить научно обоснованную гипотезу исследования;

· перечислить теоретические подходы, составившие основу исследования;

· указать использованные в работе методы исследования как общенаучные, так и конкретно-предметные;

· определить научную новизну и значимость полученных результатов;

· сформулировать положения, выносимые на защиту, в которых в сжатой и емкой форме отражены наиболее существенные научные достижения, то новое, что удалось выявить в процессе исследования;

· указать (если были) варианты апробации результатов исследования: участие в конференциях, семинарах, совещаниях и т.п.;

· указать опубликованные статьи, тезисы по теме исследования;

· кратко охарактеризовать структуру и объем выполненной работы. Например: работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Общий объем – 68 страниц, в том числе, 9 таблиц, 11 рисунков, 5 приложений. Список использованных источников и литературы содержит 45 наименований.

Общие рекомендации к написанию текста глав

Основная часть магистерской диссертации содержится в главах, в которых дается: обзор литературы по теме и выбор направления исследований, изложение общей концепции и основных методов исследований, выполненные в работе теоретические и экспериментальные исследования, анализ и обобщение результатов исследований. Распределение основного материала магистерской диссертации по главам, выделение в отдельные главы или разделы обзора, методики, экспериментальной части определяется дипломником. Каждая глава магистерской диссертации должна раскрывать один из главных вопросов изучаемой темы. Главы могут делиться на разделы или параграфы.

Содержание магистерской диссертации должно быть четким и сжатым и, в тоже время, включать все необходимые материалы. По ходу изложения следует избегать противоречий, безапелляционных заявлений.

Изложение материала по проблеме должно быть конкретным и при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в выпускном квалификационном исследовании спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. В тексте магистерской диссертации рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац. Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации.

Следует избегать длинных рассуждений, повторений известных доказательств, обширных выписок из учебников и специальной литературы. В ходе изложения материала обязательно должна высказываться личная точка зрения. При этом используется следующее выражение: «по мнению автора настоящего исследования».

В конце каждой главы необходимо сформулировать резюме.

В первой главе дается теоретическая оценка поставленной проблемы. В этой главе необходимо сделать обзор научной литературы по проблеме, сформулировать свою позицию по данному вопросу. На основе анализа научных публикаций оценивается степень изученности исследуемой проблемы. Высказывается собственная точка зрения по дискуссионным вопросам, то есть вопросам, освещенным в литературе по-разному. Необходимо осветить наиболее известные (не только в России, но и во всем мире) подходы к постановке к изучаемой проблемы, а также современное (за последние 5 лет) состояние исследований в этой области. Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал (обозначать соответствующие подразделы, а также называть весь этот раздел) исходя из логики раскрытия проблемы исследования. В данном разделе автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики развития проблемы и подвести читателя к пониманию актуальности, значимости и необходимости именно такой постановки проблемы исследования. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме.

Примерный объем первой главы: 30-35 страницы.

Во второй главе - обосновывается методы эмпирического исследования сбора, обработки и анализа первичной психологической информации. В этом разделе должны быть кратко, описаны:

ü Этапы исследования (должны соответствовать задачам исследования и более конкретно раскрывать их содержание)

ü Группа испытуемых - по возможности более полная характеристика испытуемых: пол, возраст, образование, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования параметры. Указывается их количество, принципы отбора. Особое внимание необходимо уделить вопросам этики научного исследования. Если используются индивидуальные данные и требуется обозначать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде, сохраняя анонимность респондентов, сохраняя конфиденциальность.

ü Используемые тесты или методики - ссылки на используемые методики и их краткое описание, достаточное для понимания сути используемых методик. Приводятся принципы обработки методик. В случае разработки (или перевода и адаптации) автором новой методики необходимо доказательство правомерности ее применения включать в задачу исследования. Необходимо также специально доказывать ее валидность, надежность полученных с ее помощью результатов, что должно являться самостоятельной научной задачей исследования.

ü Методы обработки и анализа данных - кратко описываются используемые методики математической обработки и анализа данных со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы. Данный раздел очень важен, поскольку он должен дать полную информацию, необходимую для проверки достоверности и надежности полученных результатов, их интерпретации.

Примерный объем второй главы: до 20 страниц.

В третьей главе - подробно описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности. Изложение материала структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Приводимые данные (целесообразно обобщать их в виде схем, графиков и таблиц) должны доказывать или опровергать выдвинутые ранее гипотезы. На схемах и графиках (или в подписях к ним) необходимо подробно разъяснять все условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т.п. Каждый график целесообразно дублировать (в приложении) таблицей с тем, чтобы дать возможность читателю, если его заинтересуют представленные данные, использовать их и для других целей, например, для проверки других зависимостей, не упомянутых в данном разделе. В целом данный раздел должен предоставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно главного тезиса, выносимого на защиту.

Также данный раздел содержит критический анализ полученных результатов в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее известными фактами. Анализ проводится основе логики исследуемого предмета, обсуждать нужно все главные результаты и выявленные закономерности, в особенности те, которые выносятся в заключение в качестве выводов. Необходимо помнить, что главной целью любой научной работы является поиск истины и новых знаний, а не доказательство «любой ценой». Отрицательный результат - тоже может свидетельствовать о непредвзятости и профессиональной научной компетентности автора.

Общий объем третьей главы: до 35-40 страниц

Заключение – должно содержать в завершенной и логической форме итоговые результаты труда. Заключение - это не просто перечисление достигнутых результатов, а своего рода синтез отдельных результатов по теме и совокупный итог работы в целом.

В заключении необходимо соотнести полученные результаты с целями и задачами, поставленными во введении. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых - выделение и обоснование одного конкретного вывода. Главный итог работы должен быть четко сформулирован и отражать авторский вклад в исследование темы. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практическое значение, это также нужно оговорить в заключении.

Из текста заключения должно быть понятно, что цели и задачи магистерской диссертации полностью достигнуты и решены. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.

Общий объем заключения: до 3-х страниц

Выводы - в качестве выводов кратко (желательно в одном предложении) характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным задачам и целям работы, главному тезису, выносимому на защиту. Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих результатах.

Список литературы - (объем зависит от количества цитированных источников). Целесообразно использовать тот же размер шрифта и межстрочных интервалов, как и в основном тексте; каждый источник описывается на отдельном абзаце. Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы можно было найти сам источник и в нем нужную информацию. С этой целью, для каждого источника необходимо указать: фамилии и инициалы всех авторов, название работы, / название журнала, его выходные данные (том, номер и др.), // название сборника, фамилии его редакторов или составителей и его дополнительные выходные данные. Для всех источников указывается место, издательство (для не периодических изданий) и год издания, страницы (если ссылаются на статью, главу в сборнике или на тезисы доклада, то указываются страницы начала и конца статьи, если же ссылаются на всю книгу или монографию целиком, то указывается общий объем страниц). Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (источники на русском языке вначале, а затем все источники на иностранных языках); порядок следования работ в списке литературы — по алфавиту на основании фамилии первого (или единственного) автора, если несколько источников одного автора, - то по фамилии следующего соавтора (если есть) или по дате издания.

Приложение (необязательный раздел, объем которого не входит в расчет общего объема работы). Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. В начале приложения необходимо давать общий список всех приложений (рисунков, таблиц, протоколов и других материалов). Каждое приложение должно сопровождаться не только номером и названием, но и необходимыми комментариями (подписями), расшифровывающими аббревиатуры. Приложения несут необходимую информацию, чтобы разобраться в материалах приложения без обращения к основному тексту работы.

 

Типичные ошибки, возникающие при написании текста выпускного квалификационного исследования (цит. по Чукаев О.В.,, 2003)

Ошибки, связанные с построением работы в целом, с наполнением ее структурно-логической схемы реальным содержанием

ü Слишком обширно представлены результаты чтения теоретической литературы, причем не в проблемном освещении, а чисто описательно, и абсолютно недостаточно - результаты собственного научного поиска.

ü Ситуация, обратная первой: текст перегружен чисто констатирующим описанием теоретически не осмысленных исследователем, "сырых" фактов;

ü В работе представлен весь массив проанализированного материала, в текст вписана вся "кухня" анализа; в результате исследование чрезвычайно трудно воспринимается, технология анализа и обилие аналитического материала затрудняют уяснение конечных целей и общих принципов.

ü В работе вообще не представлены образцы анализа. Такая работа заметно теряет в достоверности и доказательности.

ü Выводы, вместо того чтобы обобщать полученные результаты, повторяют исходные положения работы или подменяются оценочными суждениями.

Ошибки, связанные с развертыванием отдельных фрагментов текста

ü Нарушения формальной логики:

а) "логический круг" или тавтология в определении;
б) подмена объяснения или доказательства констатацией, замещение анализа перечислением или пересказом и т. д.

ü Нарушения правил научного общения:

а) отсутствие ссылок на используемый источник;
б) цитирование, в результате которого искажается мысль цитируемого автора;
в) немотивированное повторение общеизвестного;
г) бездоказательная критика и др.

ü Нарушения законов функционирования научного стиля:

а) использование в научном тексте явно разговорных элементов;
б) отсутствие владения терминологическим аппаратом;
в) незнание научных клише или неумение их использовать.

Типичные ошибки при написании и оформлении выпускного квалификационного исследования

Низкий научно-теоретический уровень содержания дипломной работы

· неактуальность избранной темы;

· описательный, а не аналитический характер исследования;

· отсутствие результатов экспериментальной работы;

· отсутствие обобщений, выводов, предложений и рекомендаций; использование устаревшего фактологического материала;

· слабая аргументация основных положений, нарушение логики изложения;

· язык и стиль исследования, близкий к публицистическому, а не к научному стилю.

Отклонение от темы исследования

· проблематика исследования выходит за рамки утвержденной;

· тема не соответствует предъявляемым кафедрой требованиям к дипломной работе по конкретной дисциплине;

· нечеткая формулировка темы, отсутствие детально продуманного плана написания и должной самостоятельности в работе;

· слепое переписывание, следование источнику (монографии, статье и т. д.), который содержит информацию, на первый взгляд близкую к избранной теме;

· ненужная детализация второстепенных проблем при отсутствии четкой и логичной страте­гии всей работы, а также желание «объять необъятное»;

· нередко погоня за более высоким уровнем работы выделяет одни ее части и не дает развития другим (например, нередко желание вникнуть глубже в теоретические изыскания крайне негативно влияет на практическую сторону);

· автор магистерской диссертации просто не успевает дойти до практического при­ложения своих наработок.

Низкая организация исследовательской деятельности студента

· игнорирование рекомендаций кафедры по подготовке и написанию плановых научных работ, не использование в исследовательской деятельности кафедрального методического пособия по разработке выпускных квалификационных работ;

· нерегулярная работа над темой выпускной квалификационной работы, несоблюдение плана-графика;

· написание работы в последний месяц перед представлением к защите;

· отсутствие должного контакта с руководителем-консультантом;

· неумение использовать литературные источники, приво­дящее порой к присвоению чужих мыслей (простому переписыванию литератур­ных данных без ссылок на авторов);

· нарушение принятых стандартов написания и оформления дипломной работы;

· несоблюдение привил написания по объему и размещению текста, нумерации страниц, переносу строк;

· отсутствие обязательных элементов структуры (стандартная обложка, титульный лист, оглавление, введение, параграфы, заключение, список литературы, приложение);

· неправильное оформление справочного аппарата, особенно подстрочных сносок, стилистические погрешности, неисправленные опечатки;

· недостаточное использование иллюстративных материалов, особенно диаграмм, схем, графиков, которые придают наглядность и большую убедительность содержанию работы.

· Неисправленные ошибки, низкая культура исполнения и оформления работы создают неблагоприятное впечатление об авторе и влияют на общую оценку при защите.

Правила оформления магистерской диссертации

 

При оформлении текста магистерской диссертации следует помнить о требованиях, предъявляемых к научным работам, по следующим аспектам.

Оформление текста диссертации

Магистерская диссертация должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 (Библиографическая ссылка); ГОСТ 7.32-2001 (Отчет о научно-исследовательской работе); ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.) и их актуальных редакций.

Текст диссертации представляется в печатном виде на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу – 20мм, справа – 15мм, слева 30 мм. Шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал - полуторный.

Заголовки основного раздела (введение, названия глав, заключение, список использованных источников) располагаются в середине строки без точки в конце, печатаются прописными буквами.

Заголовки подразделов и пунктов печатаются с прописной буквы без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками и текстом должны быть не менее 2-х интервалов. Разделы, подразделы, пункты и подпункты начинаются с арабских цифр, разделенных точками. Текст работы должен быть выровнен по ширине. Нумерация страниц работы выполняется арабскими цифрами. Нумерация страниц начинается с титульного листа, но номер страницы на титульном листе не ставится.

Объем магистерской диссертации должен составлять от 80 и до 100 страниц.

Страницы текста и включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 (210x297 мм) по ГОСТ 9327. Допускается вписывать в текст магистерской диссертации отдельные слова, формулы, условные знаки, соблюдая при этом плотность основного текста. Фамилии и собственные имена, названия учреждений приводятся на языке оригинала. В магистерской диссертации следует использовать сокращение русских слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-93.

Цитаты и ссылки на авторов

Если автор работы приводит в тексте цитату, то он должен точно, с соблюдением всех особенностей подлинника, перенести текст цитаты. Цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой, где указываются номер источника согласно списку литературы и страница, на которой находится цитируемый текст.

 

Пример. И.Кант определял сущность искусства как общение между людьми, подчеркивая важную роль искусства, как «средства передачи, созидания культурных ценностей и традиций» [12, с.63].

Если в тексте работы не приводится оригинальный текст цитируемого автора, а осуществляется переложение высказанных им идей своими словами, то после завершения непрямого цитирования необходимо в квадратных скобках указать номер, под которым приводится источник в списке литературы. В случае, когда требуется указать работы нескольких авторов, ссылки на них даются в алфавитном или хронологическом порядке. В тех случаях, когда ссылка требует упоминания фамилии в тексте, год публикации дается сразу после фамилии автора в скобках. Например: "Б.Г.Ананьев (1969) утверждает, что..."

Приведем примеры непрямого цитирования.

Тем не менее, Кречмер говорит о том, что прямая связь между одаренностью и психопатическими расположениями вряд ли имеет место, так как сами психопатические расстройства не ведут к творчеству и обычно означают некий духовный минус. Проведя это основное различие, Кречмер все же на первый план своих рассуждений выводит психопатологические моменты в жизни творческой личности, считая, что именно они дают этой личности все, что повышает и утончает чувствительность и невропатические реакции. [12]

Проблема понимания приобретает особую значимость в современной психологии. Она рассматривается в контексте герменевтического (А.А. Брудный, Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикер, Ф.Д. Шлейермахер и др.), когнитивного (Ж.Ф. Ришар, Р. Андерсон, В.П. Зинченко, P.W. Thorndyke и др.), гуманистического (К.Роджерс, Шевеленкова и др.), субъектного подходов (В.В. Знаков, А.Н. Славская и др.).

По мнению многих исследователей, сознание имеет смысловую организацию [1, 2, 4, 90, 91, 118, 119, 134, 136, 180].

Ссылки на предыдущие страницы текста диплома пишутся сокращенно в скобках, например: (см. с.8).

Таблицы

При описании эмпирических результатов в тексте третьей главы приводятся таблицы, тогда когда есть необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей. Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.

Таблицы обычно содержат данные, которые являются результатам обработки и анализа измеряемых эмпирических показателей. Как правило, после таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: "таблица позволяет сделать вывод, что...", "из таблицы видно, что...", "таблица позволит заключить, что...", и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова "таблица" пишется с прописной буквы и ее номера, не ставят значок "№" перед порядковым номером и точку после него. Нумерация таблиц осуществляется сплошным образом по всей работе.

Если в работе приводится только одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово "таблица" не нужны. В этом случае в тексте слово "таблица" необходимо писать без сокращения, например:

Как видно из таблицы...

По результатам анализа (см. таблицу) видно, что...

Если в работы две таблицы и более, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходим ссылка в тексте. Слово "таблица" в этом случае приводят в сокращенном виде, знак "№" не ставят, например:

Данные анализа (табл.5) показывают, что...

 

В случае повторных ссылок в тексте необходимо к ссылке добавлять общепринятое сокращение от слова "смотри" - см., например:

Повторный анализ (см. табл. 5) свидетельствует, что...

Тематический заголовок определяет смысловое содержание таблицы и помогает читателю работы определить основные задачи, решаемые автором с помощью такой иллюстрации эмпирических результатов. Такой заголовок, как и нумерационный, пишется с прописной буквы, без точки на конце. Ссылку на таблицу следует сформулировать таким образом, чтобы не дублировался тематический заголовок, в котором следует избегать употребления следующих слов: значение, величина, расчет, зависимость. Приведем примеры:

Таблица 12

Значимые различия в эмоциональных оценках прочитанных стихотворных текстов читателями различных групп

(приводится U - значения критерия Манна-Уитни; p – уровень значимости)

Таблица 5

Сравнительный анализ представленности категорий ассоциативных реакций

в исследуемых группах

(приводятся f – относительная частота встречаемости категории в %-х)

Головка - это часть таблицы, в которой приводится содержание вертикальных граф. Она может состоять как из одного, так и нескольких этажей.

Заголовки граф в первом ярусе следует писать с прописной буквы, ни точку, ни запятую не ставят. Заголовки граф второго и последующих ярусов (подзаголовки) пишут следующим образом. Если ярус составляет единую грамматическую форму с предыдущим ярусом, то со строчной буквы пишут нижележащие подзаголовки, например:

 

Вопросы и утверждения анкеты Средние значения по выборкам
девочки девушки женщины

Если ярус имеет самостоятельное значение, то с прописной буквы пишутся и подзаголовки, например:

Теории агрессии
Инстинктивистская (объясняется инстинктами человека) Фрустрационая (из-за блокады удовлетворения потребностей человека) Социального научения (обучение агрессивному реагированию в процессе обучения и воспитания) Теория переноса возбуждения (перенос энергии любого возбуждения на агрессию) Когнитивные модели агрессивного поведения (из-за когнитивного диссонанса)

 

Рисунки

Рисунки имеют отдельную нумерацию, которая может быть как сквозной, так и по главам. Подпись к рисунку делается внизу с левой стороны в следующем порядке:

- условное сокращение названия иллюстрации - Рис.

- ее порядковый номер арабскими цифрами - 1.1., 1.2. и т.д.;

- название иллюстрации.

Например:

 

Рис. 3. Степень запоминаемости рекламы по женской выборке

(РП – реклама в прессе; ТР – телереклама; РР - радиореклама)

 

Краткая характеристика графических форм представления экспериментальных данных

Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, т.е. условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. График строится в системе координат с указанием, единицы измерения, масштаба. Масштаб графика обычно выражается линейной мерой, числом миллиметров в отрезке, принимаемом за единицу числового значения статистического показателя. Например, 1мм соответствует 10%. График сопровождается по­яснением условных обозначений.

Диаграмма - один и способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядности изображения и анализа массовых данных.

В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В научных публикациях наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных - столбиковые (ленточные) и секторные. Линейная диаграмма изображает соотношение двух переменных и строится в системе координат, начальная цифра отсчета ставится в точке пересечения осей абсцисс и ординат. Плоскостные диаграммы изображают статистические данные в виде прямоугольников, размешенных вертикально на одинаковом расстоянии друг от друга. Высота прямоугольников пропорциональна изображенным величинам. Секторная диаграмма применяется для характеристики структуры явления, она подразделяется на секторы, пропорциональные удельному весу отдельных частей цело­го. Вся окружность принимается за 100%, следовательно, 1% соответствует 3,6 градуса.

Библиографический список - элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее автора, и потому позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

В научных работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы автором. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания.

В научных работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилии авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешенного построения.

Алфавитный способ группировки литературных источников отличается тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977

2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995

3. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. СПб, 1991.

4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб.пособие. – Самара, 2003. – 272 с.

5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебник для вузов. 2-е изд. – М., 2008 – 320 с.

6. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005.

7. Куликов Л.В. Психологическое исследование. – СПб., 1995.

8. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997;

9. Марковская И.М. Программа и методы социально-психологического исследования: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002 – 54 с.

10. Наследов Д.А. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – Спб, Речь, 2004 – 392 с.

11. Новиков А.М., Новиков Д.А., Методология. - М., 2007

12. Общая психодиагностика. Методические указания Автор-составитель О. В. Белова, Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996

13. Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии (характеристики, методики, упражнения). – СПб., 1996.

14. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА ∙М, 1998. - 672 с

15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2000. – 350 с.

16. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб., 2002. – 528 с.

17. Требования к подготовке курсовых работ. Методические рекомендации (Составители: С.А.Векилова, И.С.Клецина, Н.П.Реброва, Б.Г.Ребзуев). – СПб., 1997.

18. Чукаев О.В. Учебно-методическое пособие: «Организация исследовательской работы по педагогике студентов педвузов. Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. - Тула, 2003

19. Щербак А.П. Математико-статистическая обработка материалов научной и методической деятельности. - Рыбинск, Изд-во федерального агентства по образованию ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2007

20. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»

 

 

Психолого-педагогический факультет

 

Кафедра ______________________________________(указать название)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.013 с.)