Определение темы, проблемы, цели и актуальности исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение темы, проблемы, цели и актуальности исследования.



Если вообще можно говорить о каком-то начале науки или познания, то познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, оно начинается с проблем. Без проблемы нет и знания - но и без знания нет проблемы..."

Карл Поппер.

Выбор темы для будущей работы имеет исключительно большое значение. Под темой выпускной квалификационной работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением, однако студенту предоставляется право выбора темы работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тема ограничивает круг проблем и область исследования, выбор предмета, объекта и методов исследования. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в выбранной области знаний, предыдущий "задел" в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями и т.п. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать. Не менее важными факторами выбора темы является возможности ее реализации. Так, исследователь, желающий изучать особенности женщин, достигших успеха в литературном творчестве, может столкнуться с проблемой поиска испытуемых, дающих согласие на участие в исследовании. В таком случае, замысел и идеи исследования так и не будут реализованы. Реалистичность замысла будет определяться наличием потенциальных испытуемых, необходимого методического инструментария и оборудования, а также временных резервов. Как правило, исследования требуют для завершения больше времени, чем ожидалось, поэтому планирование этапов исследования должно включать себя некоторый временной резерв. Выбрать тему выпускной квалификационной работы студенту могут помочь следующие приемы:

· Просмотр каталогов защищенных выпускных квалификационных и дипломных работ и ознакомление с уже выполненными на кафедре научными разработками.

· Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, имея в виду, что на стыке возможно найти новые и порой неожиданные решения.

· Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных автором работы.

Существенную роль в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами – практиками и преподавателями, в процессе которых можно выявить важные вопросы.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

- необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

- потребностью в новых данных;

- потребностью в новых методах;

- потребностью практики.

Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. От формулировки научной проблемы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель исследования - это желаемый конечный результат исследования. Цели работы могут быть разнообразными. Наиболее типичны следующие цели (приводится по Л.В. Куликову, Л.А. Регуш):

ü Изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению или феномену);

ü Изучение людей как носителей тех или иных известных психических особенностей и сопоставление выявленных психических характеристик у данных конкретных лиц с известными типологиями;

ü Изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;

ü Изучение особенностей поведения, деятельности, общения людей, имеющих различные психические характеристики;

ü Выявление взаимосвязи психических явлений, определение структурной организации изучаемого психического феномена;

ü Изучение динамики психического явления в фило- и онтогенезе;

ü Создание новой методики или методического комплекса для решения заявленной проблемы;

ü Адаптация методик, в том числе приспособление имеющихся методик для использования их в решении новых проблем;

ü Разработка психокоррекционных и тренинговых программ, с приведением результатов их апробации.

Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.

Задачи исследования. Постановка задач исследования - это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи исследования конкретизируют его цель таким образом, что каждая задача планируется и описывается настолько четко и ясно, чтобы можно было определить конкретные методы и приемы ее реализации. В работе может быть поставлено несколько задач. Обычно в выпускном квалификационном исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Не следует ставить формальные задачи, соответствующие этапам исследования (например, проанализировать литературу, подобрать методики, провести исследование, обработать данные исследования и т.д.) Такого рода задачи являются общими технологическими этапами исследования и не отражают содержание исследуемой проблематики.

Требования к вербальному формулированию задач исследования:

• задачи следует начинать с глаголов в неопределенной форме и в повелительном наклонении (проанализировать, раскрыть, определить, описать и т.д.);

• задачи должны соответствовать поставленной цели исследования, не противореча ей и не выходя за ее пределы;

• в задачах должен быть конкретизирован требуемый конечный результат;

• задачи должны быть настолько конкретными, ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. Задачи исследования делятся на задачи процедурного характера, касающиеся, например, проведения наблюдения или проведения эксперимента и т.д., проведения сравнения одного явления с другим.

Предмет исследования. После определения цели перед исследователем встает вопрос: что нужно фиксировать, какие аспекты психической деятельности необходимо выявить при изучении интересующего явления. При ответе на этот вопрос необходимо понимать какое психическое явление составляет предмет исследования, какими проявлениями, свойствами и закономерностями протекания оно характеризуется. Предмет исследования - это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Характеристики предмета измеряются, определяются, квалифицируются. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические качества человека, психические состояния, поведение, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т.д.

Объект исследования. Объектом психологического исследования может быть человек, группа людей, общность людей, а также животные и сообщество животных. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие социально-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, национальность и профессия.

Например, целью исследования может быть установление особенностей отношения к деньгам у младших школьников. Предмет исследования – отношение к деньгам у младших школьников. Соответственно объектом исследования будут носители этих особенностей - младшие школьники.

Гипотеза исследования.

"Условием собственно научной гипотезы является, по-видимому, то, чтобы она не была обречена навсегда оставаться гипотезой, чтобы ее можно было доказать или опровергнуть сравнением ее с наблюдаемыми фактами"

Дж.Ст.Милль

 

Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез: а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными. Гипотеза должна соответствовать цели исследования, но не полностью совпадать с ней. Гипотеза - это отрицательное или положительное утверждение (суждение), разрешаемое на предмет его соответствия действительности. Если в ходе исследования этого не происходит, то гипотеза остается непроверенной.

Требования к гипотезам (условия хорошей гипотезы) можно представить следующим образом.

1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.

2. Гипотеза должна быть простой (меньше возможных допущений).

3. Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений.

4. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне знаний.

5. В формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий.

Для того, чтобы избежать ошибок при формулировании гипотез следует придерживаться следующих правил (Щербак А.П., 2007):

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, либо вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, не противоречить им, т.е. быть с этой точки зрения правдоподобной.

3. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не являлась самоочевидным фактом

Наряду с научной гипотезой, содержание которой определяется целями исследования, выделяют статистические гипотезы, которые представляет собой некоторое предположение о величине выборочного параметра (среднего, дисперсии, коэффициента корреляции), или законе его распределения. Примерами статистических гипотез являются предположения: генеральная совокупность характеризуется законом «нормального» распределения; математические ожидания (средние) рассматриваемых выборок равны друг другу. В первой из них высказано предположение о виде закона распределения, а во второй – о параметрах двух распределений. Гипотезы, в основе которых нет никаких допущений о конкретном виде закона распределения, называют непараметрическими, в противном случае – параметрическими.

Гипотезу, утверждающую, что различие между сравниваемыми характеристиками отсутствует, а наблюдаемые отклонения объясняются лишь случайными колебаниями в выборках, на основании которых производится сравнение, называют нулевой (основной) гипотезой и обозначают Н0. Наряду с основной гипотезой рассматривают и альтернативную (конкурирующую, противоречащую) ей гипотезу Н1. И если нулевая гипотеза будет отвергнута, то будет иметь место альтернативная гипотеза. Если количество научных гипотез в исследовании определяется креативностью его автора, то статистические гипотезы имеют формальный характер (только нулевая и альтернативная) и их количество в одном исследовании неограниченно. В таблице 1 приведено примерное соотношение целей исследования, его научных и статистических гипотез.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.011 с.)