Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии чтения научной литературыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение литературы по выбранной теме следует начать с наиболее общих хрестоматийных работ, чтобы получить представление об основных вопросах, которые рассматриваются в данной проблематике, а затем уже вести поиск нового материала. Изучение научных публикаций желательно проводить по следующим этапам: · общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; · беглый просмотр всего содержания для составления представления в общих чертах; · чтение в порядке последовательности расположения материала; · выборочное чтение какой-либо части произведения; · выписка представляющих интерес материалов; · критическая оценка как фрагмент текста будущей научной работы; Можно прибегнуть к другому способу изучения литературы. Страницу конспекта необходимо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны делать выписки из прочитанного, а справой - свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста. В процессе чтения целесообразно формулировать вопросы, что помогает в дальнейшем определить роль и место данной работы в будущей теоретической модели изучаемого феномена. Вопросы могут быть следующего содержания: 1. Какова теоретико-методологическая позиция автора в исследовании данной проблематики? К какой научной школе он принадлежит? 2. Обосновывает ли автор новое понимание рассмотренной проблематики или же приводит проведенное исследование как уточнение принятой им концепции другого автора? 3. Что нового в понимании изучаемого феномена привносит автор? 4. Какие аспекты изучаемой проблемы рассмотрены автором, а какие остались вне поля его внимания? 5. Что в его взглядах общего и различного с представлениями других исследователей, занимавшихся данной проблематикой? Ответы на данные вопросы помогут не только провести анализ имеющегося теоретического источника, но и в дальнейшем синтезировать взгляды данного ученого в одно из направлений рассмотрения интересуемой проблематики. При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме научной работы и является потому наиболее ценной и полезной. Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. Не стоит забывать, что жизнь постоянно идет вперед, развиваются науки, техника и культура. То, что считалось абсолютно точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и вовсе неверным. Так сотни лет потребовались науке для отказа от геоцентрической модели. Заявление нового подхода требует и тщательного анализа внутренней противоречивости той научной парадигмы, которая подвергается сомнению и определенного научного мужества. Особой формой фактического материала обзора являются цитаты, которые органически вплетаются в текст описания научного исследования, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору научной работы в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики рассматриваемого феномена. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений, которые приводит исследователь. Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником. Отобранный фактический материал тщательно регистрируется. Формы его регистрации довольно разнообразны. Укажем только наиболее распространенные: - записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюдений; - выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, авторефератов, диссертаций и др.). При этом стоит на таких выписках точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно было найти. Литературный обзор может быть составлен по хронологическому принципу. Предполагается описание этапов исследования проблемы отечественными и зарубежными учеными. Обзор может быть "авторским" - автором работы анализируются мнения по изучаемой проблеме, принадлежащие различным научным школам, различным течениям и направлениям. Предпочтительно описание по "феноменологическому" принципу, позволяющему углубить понимание изучаемого явления, исследуемой проблемы и систематизировать накопленные изучения. Феноменологическое описание предполагает: - анализ имеющихся определений изучаемого явления: характеристика разнообразия его понимания, полноты или фрагментарности, необходимость уточнения или достаточность, характеристика сущности изучаемого явления; - описание проявлений: сфера проявлений, интенсивность, индивидуальные особенности проявлений, условия проявлений; - место изучаемого явления среди других родственных явлений, взаимовлияния с другими уровнями человеческой организации (например, с социальным или с физиологическим и пр.). Литературный обзор предполагает указание на противоречия в понимании природы изучаемого явления. Дается собственная оценка автором научной работы своего видения проблемы, ее отдельных сторон. При написании теоретического обзора исследователь должен ориентироваться на нормы и стиль научной лексики. Ниже в таблице 2 приводятся некоторые клише научного стиля, зарекомендовавшие себя в научных работах различного уровня (от студенческих работ до публикаций в научных журналах и научных монографиях). Приведенные смысловые компоненты литературного обзора и клише научного стиля позволяют организовать анализ теоретических подходов к исследуемой проблеме в стройное логическое построение.
Таблица 2 Формализованная структура обзора – языковые клише научного стиля
Обзор психологической литературы заканчивается построением теоретической модели изучаемого феномена и уточнением задач исследования, более четкой формулировкой гипотезы исследования. Первоначальная гипотеза может измениться на основании данных, почерпнутых из литературных источников. Кроме того, обзор может заканчиваться обоснованием собственного подхода к изучению выбранной проблемы. Важно отметить, что при оформлении обзора психологической литературы немаловажное значение представляют заголовки как подразделов, так и заголовок всего теоретического раздела. Заголовки должны отражать содержательные аспекты теоретического анализа. К примеру, общим заголовком теоретического анализа может быть «Теоретические подходы к проблеме понимания в отечественной и зарубежной психологии» или «Понимание как предмет исследования психологии и смежных наук» и т.п. И в завершение рассмотрения проблем составления аналитического обзора теоретических подходов к изучаемому феномену стоит привести рекомендации к стилю и языку изложения, которые дает Руководство по оформлению публикаций американской психологической ассоциации: «Понятный, хороший стиль должен быть ясным в выборе слов, точным в представлении идей, экономичным в выразительных средствах, гладким и уважительным к читателю. Хороший автор должен побуждать читателей к чтению, поощрять их двигаться дальше и делать их задачу приятной, ведя от идеи к идее при помощи ясного изложения мысли и логического развития темы».
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.01 с.) |