Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор методов и методик исследования.

Поиск

Одно точное измерение стоит тысячи мнений экспертов.

Грейс Марри Хоппер

 

Приступая к выбору методов и методик, исследователь должен учитывать специфику получения психологической информации. Психологическую информацию можно определить как совокупность аккумулируемых с определенной целью данных и сведений, снижающих неопределенность знаний о свойствах и состояниях психики и характерных для нее процессов и проявлений. Таким образом, психологическая информация, собираемая в конкретном психологическом исследовании, призвана снизить неопределенность наших знаний о свойствах и состояниях предмета исследования и характерных для него процессов и проявлений.

Психологическая информация обладает следующими свойствами:

§ Относительность

§ Актуальность

§ Полнота

§ Релевантность

§ Экологичность

§ Трудоемкость

Относительность психологической информации проявляется в следующих аспектах: по отношению к среднестатистическим значениям, по отношению к объяснительным схемам различных психологических подходов (бихевиаризм, психоанализ, гуманистическая психология, субъектно-деятельностная теория и т.д.), по отношению к методам ее извлечения, выбираемым исследователем.

Актуальность отражает, прежде всего, своевременность (насущность) выявляемой психологической информации, необходимую степень современности информации по отношению к решаемой проблеме. Следует помнить, что ценность информации со временем уменьшается, так нормативы по методикам, полученные в 1970-х годах вряд ли смогут помочь охарактеризовать уровневые характеристики изучаемого явления, если данные собираются в начале XXI-го века.

Полнота информации определяет ее количество, необходимое и достаточное для решения поставленных целей и задач. Полная информация обеспечивает как необходимые, так и достаточные условия для формулирования выводов по результатам исследования, психологических рекомендаций о мероприятиях по использованию данных результатов.

Релевантность психологической информации предъявляет требование ее соответствия решаемой проблеме (научной или прикладной), т.е. сведения относятся именно к исследуемому объекту или процессу, и именно в той части, что составляет предмет исследования.

Экологичность. Психологическая информация о личности относится к разряду конфиденциальной информации. Она не подлежит разглашению и не должна компрометировать испытуемого, заказчика, психолога и психологическую науку.

Трудоемкость информацииопределяет уровень временных и энергетических затрат на получение и переработку информации. Эффективная информация возможна тогда, когда такие затраты не превышают получаемый от ее использования эффект.

Для того, чтобы рассматриваемая в исследовании психологическая информация соответствовала приведенным выше требованиям, исследователю необходимо максимально точно определить методы ее выявления.

В методологии психологической науки существует множество классификаций эмпирических методов выявления информации, призванных помочь начинающему исследователю определиться в их разнообразии и глубже понять специфику каждого из них. Для того, чтобы не перегружать объем данного пособия остановимся на одной из них, наиболее популярной и распространенной в психологической литературе.

· Наблюдение

· Опросные методы

· Метод экспертных оценок

· Тестирование

· Экспериментальные методы

· Проективные методы

Наблюдение как целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие наблюдаемого объекта дает исследователю уникальную возможность - выявить психические особенности человека в естественных для него условиях. Применение наблюдения в психологических исследованиях обусловлено необходимостью проследить за реальными поведенческими проявлениями изучаемого психологического феномена. Например, исследователя интересует влияние зарубежных мультипликационных фильмов на развитие агрессивности детей дошкольного возраста. В этом случае наблюдение за поведением детей во время просмотра мультфильма и последующей игры позволяет выявить эмпирические референты его влияния на рост агрессивных проявлений в поведении ребенка или, наоборот, на их снижение.

Использование наблюдения в исследовании требует определенной формализации его проведения и обработки его результатов. В психологических исследованиях чаще применяются стандартизированные формы проведения наблюдения с использованием карт или схем наблюдения. Карты наблюдения разнообразны по своей форме и сложности. Наиболее простая форма может служить для фиксации наблюдаемого вербального и невербального поведения и выглядит следующим образом.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

 

Невербальное поведение Вербальное поведение
   
   
   
   

 

Часто карта наблюдения строится по следующей схеме: определяется наблюдаемое свойство (например, тревожность), определяются формы ее поведенческих проявлений (например, грызет ногти; теребит края одежды и т.д.), а далее в процессе наблюдения отмечается наличие подобных проявлений у испытуемых. Пример заголовка карты наблюдения приведен ниже.

Наблюдаемое свойство Поведенческие проявления Наличие/отсутствие проявления
     
     

 

Другая форма карты наблюдения может включать оценку интенсивности поведенческих проявлений в случае, если возможен более точный аспект восприятия. В этом случае строится шкала для оценки (наиболее типичные шкалы - 3-7 градаций). Например:

Наблюдаемое свойство Поведенческие проявления Интенсивность проявления
Учебная мотивация Интерес к содержанию занятия Совсем не проявляет интереса
Едва проявляет интерес
Проявляет интерес избирательно
Проявляет интерес
Проявляет жгучий интерес
   


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.006 с.)