Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ограничения метода наблюденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
— субъективность результатов, — возможность искажений информации, — потеря информации, — сложность формализации результатов и применения математических методов. Опросные методы включают стандартизированные и нестандартизированные формы беседы, анкеты, тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники. Основной особенностью данной группы методов является то, что вся психологическая информация об испытуемом исходит со слов самого испытуемого и является результатом его самонаблюдения и рефлексии своих поступков. Несмотря на высокую степень фальсифицируемости результатов опросного метода, его использование наиболее часто встречается в психологических исследованиях различного уровня (от курсовой работы студента до докторских диссертаций). Это объясняется относительной легкостью его использования и меньшей трудоемкостью по сравнению с другими группами методов. Однако, если исследователь использует только опросные методы, он рискует составить ложное впечатление об изучаемом феномене, поскольку психологическая информация, получаемая таким образом, свидетельствует скорее о том, каким себя видит испытуемый, а не то, каким он является. Остановимся подробнее на требованиях к составлению анкеты, в связи с тем, что ошибки в ее составлении приводят к разнообразным когнитивным, эмоциональным и мотивационным искажениям результатов исследования. В то же время анкета представляет собой один из наиболее частых исследовательских методов в психологических исследованиях, поскольку позволяет сосредоточить внимание на тех вопросах, которые непосредственно отражают специфику изучаемого психологического феномена (предмета исследования) с одной стороны, и раскрывают особенности жизненного опыта и личность испытуемых (объект исследования) с другой. Анкеты представляют собой процедуру проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленного перечня вопросов и заданий. Обратимся к рассмотрению основных видов вопросов. а) С точки зрения цели, с которой задаются вопросы, различают содержательные (результативные) и функциональные вопросы. Функциональные вопросы разделяют на: — функционально-психологические ("А теперь несколько вопросов о Вашем хобби", "Случалось ли Вам пользоваться сетью Интернет"). Такие вопросы служат переходу к другой теме и чаще всего не обрабатываются. — вопросы-фильтры служат для того чтобы категоризировать участников исследования по различным группам испытуемых, например «Был ли у Вас опыт виртуального знакомства с представителем противоположного пола?» — контрольные вопросы служат для проверки достоверности данных. Такие вопросы направлены на выявление уровня мотивации социального одобрения у испытуемых. Вопросы могут касаться тех аспектов, проявление которых социально одобряемо, например, «Приходится ли Вам говорить неправду?». Содержательные вопросы, в свою очередь, могут быть разделены на следующие группы: — о фактах сознания, такие вопросы касаются мнений, мотивов, ожиданий, настроений, оценочных суждений и т.д.; — о фактах поведения, выявляющие реальные действия, поступки и результаты деятельности опрашиваемых людей; — о личности анкетируемого (пол, возраст, образование, семейное положение и т.д.). б) по форме ответа выделяют следующие виды вопросов: — Закрытые вопросы. Самый распространенный тип вопросов в анкете. Они могут быть разного вида: дихотомические; альтернативные; "вопросы-меню" Дихотомические вопросы предполагает выбор между двумя вариантами ответов (да – нет, согласен – не согласен, мужчина – женщина). Примеры дихотомических вопросов: Считаете ли Вы виртуальные романы полезными? · Да · Нет · Затрудняюсь ответить Кто должен быть лидером в супружеской паре? · Мужчина · Женщина · Затрудняюсь ответить Альтернативные вопросы предпочтительнее, чем дихотомические, поскольку они более уравновешены по формулировке и позволяют испытуемому более точно подобрать вариант ответа. Ниже приведены примеры альтернативных вопросов.
Как часто Вы пользуетесь Интернет для поддержания и расширения Ваших социальных контактов? · Крайне редко · Редко · Время от времени · Часто · Постоянно Довольны ли Вы своей работой? · Работой очень доволен · Скорее доволен, чем недоволен · Работа для меня безразлична · Скорее недоволен, чем доволен · Работой очень недоволен Иногда в формулировку вопросов включают различные уровни интенсивности оценок. Например: Хотелось ли бы Вам уехать в другую страну на постоянное место жительства? · Да, это так. · Вероятно, это так. · Вряд ли это так. · Это совсем не так. Шкальный вопрос — разновидность альтернативного с использованием определенной шкалы для оценок испытуемого. Шкальный вопрос может быть задан и таким образом: Какие эмоции Вы наиболее часто испытывали в ходе установления и развития виртуальных отношений с партнером? (1 – эмоция абсолютно не выражена, 9 – эмоция максимально выражена)
Другим вариантом является использование визуально-аналоговых шкал оценки. Насколько Вы удовлетворены вашими отношениями? Отметьте любым знаком на следующей шкале: Совершенно не 1___________________4__________________7 Полностью удовлетворен Что-то среднее удовлетворен
"Вопросы-меню" позволяют испытуемому выбрать несколько ответов на вопрос в отличие от альтернативного вопроса, где предполагается выбор только одного варианта ответа. Ниже приведен пример подобного вопроса. Какие занятия для Вас являются более интересными, привлекательными? Отметьте нужные варианты: а. Работа в организации; б. Работа по дому____________; в. Просмотр телепередач__________; г. Хобби__________; д. Прогулка_________; е. Посещение магазинов_________; ж. Разговор по телефону с родственниками, друзьями______; з. Общение с внуками_________; и. Чтение литературы_________; к. Прослушивание музыки________; л. Встреча с друзьями_________; — Полузакрытые вопросы используют если составитель анкеты не осведомлен о всех возможных вариантах ответов на вопрос. Например: Сколько времени Вы обычно уделяете чтению книги, если она вызывает у Вас интерес? a) не могу оторваться, пока не дочитаю b) читаю столько, сколько есть свободного времени c) читаю размеренно (некоторое количество страниц в день) d) читаю с пропусками (могу вернуться к книге через день или более) e) свой вариант _______________________________________________
— Открытые вопросы не предполагают наличия готовых вариантов ответа. Ожидается, что ответ целиком и полностью будет сформулирован испытуемым. Примеры таких вопросов «Что для Вас означает "любить"?» или "Любовь это…." (закончите предложение).
в) по способу формулирования вопросы определяют как прямые, косвенные и проективные. — Прямые вопросы непосредственно направлены на выявление чего-либо. Предполагается, что испытуемый даст на него непосредственный и честный ответ. Например, Какие способы знакомств в реальности Вы используете? — Косвенные вопросы обычно смягчают давление прямого вопроса, иногда используя гипотетическую ситуацию, снижающую критический потенциал передаваемой информации. Например, Случалось ли Вам скрывать, что Вы использовали виртуальный способ знакомств? — Проективные вопросы максимально направлены на снятие давления социально-нормативных ответов. Они применяются в тех случаях, когда велика опасность того, что человек ответит так, как принято в обществе, а не так, как он считает на самом деле. Например, Как Вы думаете, почему люди лгут? Ясно, что при персонификации вопроса («По каким причинам Вы лжете?») мы получим другой спектр ответов, нежели на проективный вопрос, приведенный выше. Композиция анкеты 1. Краткое вступление – приветствие. Здесь приводится обращение к испытуемому, в котором подчеркивается цель опроса, сообщается об условиях конфиденциальности и о характере использования результатов опроса. 2. Инструкции по заполнению анкеты. В случае если характер вопросов или их форма меняется по ходу анкетирования, то инструкции могут приводиться не только в начале анкеты, но и в других ее частях. 3. Введение в опрос. Первая часть опроса должна быть максимально легкой и заинтересовывать испытуемого. Не следует размещать в этой части трудные вопросы или вопросы, которые могут вызвать сильные эмоциональные реакции. Главная задача этой части опроса – включить испытуемого в работу, вызвать в нем интерес и участие. 4. Основная часть опроса. Здесь размещаются наиболее информативные вопросы, вопросы, требующие когнитивных и эмоциональных усилий респондентов. На этом этапе выясняется то, что и является целью опроса. 5. Завершающая часть опроса снова предполагает включение простых и малотрудоемких вопросов. Это связано с наступающей у испытуемых истощаемостью внимания и усилением усталости. Здесь хороши шкальные вопросы и вопросы, предполагающие выбор вариантов ответа. 6. Паспортичка обычно размещается в конце анкеты и содержит вопросы, касающиеся личности испытуемого. Достоинства опросного метода - Возможность быстрого обследования больших групп людей. - Использование статистических процедур обработки. - Использование автоматизированных вариантов проведения. Ограничения метода - Возможность разного рода искажений, мотивационных, когнитивных и субъективных. - Узость возрастного диапазона. Метод экспертных оценок является разновидностью опроса, связанной с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных и авторитетных в своей области людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют достаточно объективно оценить исследуемое качество или свойство. Использование этого метода требует от исследователя соблюдения ряда условий. 1. Тщательный подбор экспертов – людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной, непредвзятой оценке. 2. Выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал измерения, упорядочивающих суждения и дающих возможность их выражения в определенных величинах. 3. Обучение экспертов способам использования предложенных шкал для однозначной оценки, для сведения к минимуму ошибки, и возможности сопоставления экспертных оценок. 4. Согласованность экспертных оценок. Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки, то можно предполагать, что эти оценки приближаются к объективным. Когда оценки сильно расходятся, то стоит говорить либо о неудачном выборе системы оценок и шкал измерения, либо о низкой компетентности привлекаемых экспертов. Тестирование является наиболее объективным методом сбора психологической информации. Такой высокой степени объективности исследователи добиваются, соблюдая три важных условия. o единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов; o единообразие оценки выполнения теста; o определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования. Тесты обычно представляют собой либо перечень вопросов, требующих кратких и однозначных ответов, либо набор задач, решение которых не занимает много времени и также требует однозначных решений, либо какие-либо краткосрочные практические работы испытуемых, например квалификационные пробные работы в профессиональном образовании, в профессиональной деятельности и т.п. Выделяют различные виды тестов: бланковые, аппаратурные (например, на компьютере), практические; для индивидуального применения и групповые. В исследовании тесты чаще применяются тогда, когда необходимо выявить объективные уровневые характеристики изучаемого свойства, процесса. Экспериментальные методы. Эксперименты в психологии проводятся в научных и практических целях. Все эксперименты планируются и строятся по сходным нормативам в той части, где задаются характерные для экспериментального метода требования к сбору эмпирических данных и возможностям объяснения выявляемых закономерностей. Экспериментальный метод является средством проверки каузальных гипотез, определяющих причинно-следственные связи (о влиянии, зависимости, формировании и т.д.). Активность экспериментатора проявляется в организации разных уровней независимой переменной и предполагает использование методик фиксации тех показателей, которые отражают изменения в психологической реальности - выборочных значений зависимой переменной. Обеспечение контроля за ходом эксперимента осуществляется в трех направлениях: 1. Планирование эксперимента как построение экспериментальных схем. 2. Задание разных типов переменных и соответственно разных типов экспериментов. 3. Снятие угроз валидному выводу со стороны других факторов, необходимо присутствующих при реализации эксперимента и подлежащих так называемому первичному контролю, т.е. контролю до выбора конкретных схем или безотносительно к экспериментальным планам. В эксперименте измеряемые показатели определяются как переменные, что определяется самой логикой эксперимента, где попеременное изменение одних показателей или условий (независимой переменной) приводит к переменам в измеряемых показателях зависимой переменной. Переменная в широком смысле - реальность, изменения которой могут быть каким-то образом измерены. Переменная таким образом: 1. Любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова). 2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте. Психологический эксперимент отличается от других методов сбора психологической информации особым вниманием к формам организации исследования, потому что связывает сбор эмпирических данных с формами контроля над выводами эмпирического исследования, т.е. с возможностями обобщений за пределами ситуации исследования. При этом сами эмпирические данные могут носить как качественный так и количественный характер. Проективные методы также часто встречаются в различных психологических исследованиях. Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации, способствующей снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д. Основными идеями использования проективных методов являются следующие положения. 1. исследование направлено на уникальное в структуре личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не как перечень относительно статичных свойств, способностей и черт. 2. личность изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций, индивидуального опыта. 3. Это система постоянно активно действует на протяжении жизни человека; каждое действие, эмоция, восприятия, чувство несет на себе отпечаток личности – проективная гипотеза. Выделяются основные черты проективных методик (Лоуренс, Франк), проявляющиеся а) в неопределенности стимульного материала и инструкции в задании, как следствие испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения; б) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии однозначного отношения экспериментатора, испытуемый не знает, что в его ответах диагностически значимо, это приводит к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками; в) проективные методы измеряют не ту или иную функцию, а личность в целом, ее взаимоотношения с социальным окружением. Классификация проективных методов 1. Конститутивная. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, придание ему смысла. Тест Роршаха – чернильные пятна – человек готов увидеть в них структуры. 2. Конструктивная. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Здесь главная задача обследуемого - создание из оформленных деталей осмысленного целого. Методом конструкции обследуемый раскрывает некоторые из организующих концепций своей жизни в этот период, как, например, при строительстве из кубиков. 3. Интерпретативные. Истолковывание какого-либо события или ситуации (ТАТ, тесты словесных ассоциаций) Субъект рассказывает, что означает для него стимульная ситуация на картинке, использую при интерпретации свой индивидуальный опыт и вкладывая в нее личностный смысл. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди). 4. Катартические. Осуществляется игровая деятельность в особо организованных условиях (психодрама). Субъект разряжает эмоцию или чувство на стимульную ситуацию и находит эмоциональное облегчение, заключающееся в проявлении его аффективных реакций по отношению к жизненным обстоятельствам, воплощенным в стимульной ситуации, как во время игры c глиной или игрушками. 5. Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему (рисунок дома, семьи и т.д.). 6. Импрессивные. Предпочтение одних стимулов как более желательных другим (тест Люшера) 7. Аддиктивные. Завершение предложений, расказа. (методика незаконченных предложений. Стимульный материал: · набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга). · Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения"). · Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?"). 8. Рефрактивные. Изменения и нарушения в устной и письменной речи. (графологические пробы) Проективные методики оказываются весьма привлекательными для начинающих исследователей в виду их направленности на целостную личность, ориентации на неповторимую уникальность каждого человека. Однако следует помнить о высокой трудоемкости проективных методик и сложностей в формализации их результатов, с которыми неизбежно сталкиваются при их использовании начинающие психологи.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.013 с.) |