Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие метода. Классификация методов.

Поиск

Целенаправленная деятельность по формированию и развитию научного знания реализуется посредством исторически выработанных средств, способов, методов Роль методов в научном познании очень важна Это замечено уже давно Еще английский философ Фрэнсис Бэкон, подчеркивая огромное значение метода, сравнивал его с фонарем, который освещает путешественнику путь в темноте А вот как оценивал значение метод известен и русский физиолог Иван Павлов Он писал: \"Метол-самая, основная вещь От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования Все дело в хорошем методе При хорошем методе и недостаточно талантливый человек может сделать много А при плохом методе гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных \"Итак, есть хороший метод-будут и весомые результат і вагомі результати.

Если метода познания присуща свойство, как способность приумножать наши знания, выводить их на новые рубежи, то что же такое метод познания, откуда и как приобретает его наука?

Метод в самом общем смысле - это определенный способ исследования какой-либо проблемы или задачи, т.е. метод представляет собой систему правил, принципов и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей свитка природы, общества и мышления или практической преобразующей деятельности человека Близкой к методу по своему значению является категория \"методика\" Методика - это совокупность, последовательность, порядок ис вания различных приемов и методов в исследовании Это своеобразный тактический план, определяющий способ и последовательность решения конкретного научными и практическими заданияминого завдання.

Определенная система методов и форм, способов и видов познания составляет научную методологию Под методологией понимают учение, науку о методах научного познания и преобразования действительности Вместе с тем это и совокупность общих и, прежде всего, мировоззренческих принципов, которые используются для решения научных и практических задач Если методика представляет собой своеобразный тактический план решения конкретног в задачи, то методология разрабатывает стратегию познавательной и практической деятельностисті.

Выясним диалектику формирования любого научного метода Он формируется человеком, субъектом

В объективной реальности не существует готовых методов познания Впрочем было бы неправильным считать метод субъективным за его природой Содержание метода не произвольно формируется субъектом Он прежде обусловливается ся природой объекта, законами его построения, функционирования и развития Определяется он не непосредственно объектом, а через практическую деятельность с ним субъекта Метод - это идеальная копия взаимодействия субъект объекта с объектом Это взаимодействие дает ответ на вопрос: как подойти к объекту? а своим содержанием объективный И к успеху ведет только тот метод, который обусловливается характером исследуемого объектаджується.

Но для получения метода одной \"копии\" взаимодействия субъекта с объектом недостаточно Для этого необходимы еще и достоверные знания Они возникают вследствие познавательной взаимодействия субъекта с объектом Такие зн ния фиксируются в теории и далее используются для формирования метода Теория предоставляет метода научной обоснованности и обеспечивает определенными идеями и принципами Итак, сосредоточены в теории знания попадут яють к методу для получения нового знания Вот почему говорят: \"Метод - это теория в действииод - це теорія в дії".

Взаимодействие теории и метода - не единовременный акт, это сложный, бесконечный, спиралевидный процесс

Начальные знания превращаются в метод, который способствует субъекта познания в достижении теории Она, в свою очередь, способствует формированию более современного метода и т д Впрочем с этой диалектики не следует делать выс вывод, что по теории в готовом виде следует метод дальнейшего познания Метод, как мы определили, формируется субъектом Он закладывает в него не только теоретические знания, но и свои стремления и цил цілі.

На основании сделанного анализа метод познания можно характеризовать следующим образом По своему содержанию метод является объективным; формируется субъектом познания; является результатом проявления его активности В целом же нау научным метод - это диалектическое единство объективного и субъективного Метод тесно связан с теорией Он выступает как оружие, средство, а теория - как результат познания Но это такой результат, который сам ВПЧ ивае на средство, развивает его, дает ему научной обусловленности Назначение метода - усилить познавательные возможности человека, направить и упорядочить процесс познаниязнання.

Итак, научный метод, как своеобразная оружие познания, - это внутренняя закономерность движения мысли к объекту, совокупность правил и приемов, а также идей и принципов, лежащих в их основе и обусловлены объект \"объективными законами отображаемой действительности.

Современная система методов науки весьма разнообразна, как и сама наука Чтобы легче было разобраться в многообразии методов, их классифицируют все научные методы, в зависимости от того, в узкой или более широкие й сфере они применяются, можно разделить на три основных вида или групппи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.006 с.)