Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подход к интерпретации рисунка↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Впервые приступая к интерпретации рисунка, человек делает это с опаской потому, что данный метод психологической работы — это путь первопроходца, на котором его ждет неизвестность и отсутствуют твердые правила. Неискушенному человеку трудно представить, как можно «увидеть» то, что «говорит» рисунок. «Слышать» глазами чрезвычайно трудно, однако именно человек, испытывающий опасения по поводу интерпретации рисунков, скорее всего, преуспеет в этом деле. Он не только боится, что не знает чего-то, зачастую он осознает свое незнание, и в определенном смысле это к лучшему. Знание заложено в рисунке, к нему надо лишь «прислушаться». Короче говоря, есть только одно правило интерпретации рисунков: осознавать свое незнание. Помня об этом, терапевту, анализирующему рисунки, надлежит опираться в работе на три принципа. Принцип номер один: всегда следует запоминать самое первое впечатление от рисунка. Не нужно сразу приступать к интерпретации, лучше сосредоточиться на своих первоначальных ощущениях (Вспомните пример изучения Фрейдом статуи Моисея из первой главы). Необязательно делиться своими первыми впечатлениями с пациентом; аналитику важно определиться в своих ощущениях и, вероятно, лучше будет не говорить о них в течение некоторого времени. Например, если вам в картине видится чудовище, а пациент, напротив, видит ангельское существо, это может служить показателем, насколько близок терапевт или далек от понимания действительного состояния души пациента, а также кому из них ближе внутренний, а кому внешний мир. Пациент может заявить, что кровожадный дракон (которого он воспринимает как ангела) на рисунке представляет его жену. Это может быть весьма близко к правде бессознательного, и поэтому в данном случае впечатление аналитика довольно верно, и он близок к бессознательному миру пациента. Независимо от своих действий, терапевту ни в коем случае нельзя фиксироваться на определенных заключениях на основе личных ассоциаций; напротив, он должен способствовать развитию ассоциаций у пациента, давая, таким образом, выход таинственным и неясным подавленным содержаниям. Анализ рисунка не признает поспешности. В своей книге Assessing Personality Through Tree Drawings (1977, стр. 63), Карен Боландер советует уподобляться первобытному человеку, способному «вчувствоваться» в то, что он воспринимает. Сэр Лоренс ван дер Пост описывает то, как Глава IV бушмен часами скрытно выслеживает свою добычу, как он упорно преследует свою цель, не проявляя ненужной поспешности. Первобытный человек отождествляет себя со своей целью и устанавливает с ней психический контакт. Схожие отношения следует устанавливать и с рисунком. Приходящие на ум конкретные интерпретации следует отмечать и запоминать, сохраняя для последующего использования. Сначала — чувственное восприятие, интерпретации — потом. Принцип номер два: аналитик должен стать исследователем. Бессознательное по-разному подает свой «голос» в разных рисунках и его проявление в каждом отдельном рисунке требует беспристрастного анализа. Методичный обзор опорных элементов является наилучшим путем для терапевта, упорядочивающим и направляющим его аналитическую работу, и этот систематический подход может строиться на ряде объективных реакций терапевта на использованные материалы и форму рисунка. Во-первых, стоит обратить внимание, какие материалы использованы для создания рисунка. Дорогие они или дешевые? Бумага — хорошего качества или обыкновенная газетная? Есть ли соответствие между этими материалами, или они разнятся качеством? Стоит задуматься, а какое значение эти моменты имеют для клиента? Обесценивает ли использование дешевых материалов его работу или выражают его отношение к бессознательному? Или материалы призваны компенсировать ценность работы? Во-вторых, следует обратить внимание на размер использованной бумаги, особенно в отношении к размеру самого рисунка. Если они не соответствуют друг другу, это может служить указанием на нарушение душевного равновесия у пациента, и в этом случае терапевту стоит поразмыслить, а что же стоит за этим отсутствием соразмерности, то есть, почему рисунок имеет подчеркнуто малые размеры, и не выглядит ли он таковым по сравнению с размером использованного листа. На основании полученной информации, мы можем задаться вопросом о комплементарной или компенсаторной функции либо интроверсии, либо экстраверсии. Такие общие наблюдения часто помогают аналитику составить первоначальное суждение о том, что творится в душе пациента. В некоторых случаях не менее важным является расположение рисунка на бумаге. Горизонтально расположенные рисунки несут в себе элементы повествования, в то время как вертикальные можно рассматривать как декларацию. Терапевту следует поразмыслить, что же хотел его клиент выразить посредством размещения рисунка на бумаге определенным образом. Приоритетность опорных элементов рисунка — еще один фактор, весьма способствующий формированию непредвзятого взгляда терапевта на рисунок. Можно перечислить лишь несколько из тех, на которые обращает внимание исследователь. Это цвет, очертания, направление движения, размещение, количество повторяющихся объектов, а также недостающие элементы. Необязательно, что все перечисленное универсально и относится ко всем рисункам, поэтому исследователь должен Тайный мир рисунка разложить рисунок на составляющие и только затем принять решение, на каких опорных элементах сконцентрировать внимание. Третьим принципом, весьма часто вызывающим самые большие сложности при интерпретации рисунков, является синтез информации, полученной на основе изучения отдельных составляющих, и сведение этой информации в единое целое. Терапевту, вооруженному этими тремя принципами и приступающему к изучению конкретного рисунка, будет легче идентифицировать сами опорные элементы, а также определить, что он может с их помощью выяснить. Опорные элементы — не цель, а только указатели возможного пути; они определяют направление, обеспечивают фокус, они только помогают нам. Они всего лишь гибкие аналитические инструменты, а не жестко заданные рамки руководства. Некоторые исследователи, работающие с проективными методиками, создают для себя некие справочники, в которых приписывают особое значение отдельным символам, размещению рисунка на бумаге, выбору цвета и другим элементам. Другие авторы предостерегают об опасностях, связанных с применением таких справочников. Я считаю важным не делать заключительных выводов и окончательных трактовок символов, композиции и квадрантов, хотя нахожу полезным для дела наличие общих толкований или оценок, занимая при этом умеренную позицию. Аналитику не рекомендуется ни полагаться исключительно на трактовки символов, взятые из справочников, ни бросаться в другую крайность, абсолютно отрицая ценность данного подхода. Цель, которую я преследую в данной книге, — устранить крайности в отношении к обоим подходам. Описанные опорные элементы предлагаются здесь в качестве вспомогательных средств для расшифровки бессознательного содержания, которое проявляется в рисунках. Описание каждого опорного элемента сопровождается иллюстрациями. Используя их, мы, будучи терапевтами, имеем возможность приблизиться к пониманию и расшифровке рисунка с точки зрения диагностики. Благодаря изучению опорных элементов, люди, абсолютно не знакомые с анализом рисунков, могут начать понимать содержания бессознательного, присутствующего в конкретном рисунке. Опорные элементы — это основы, на которые можно опираться, но они ни в коем случае не делать окончательных выводов. Необходимо помнить, что ни один опорный элемент не дает решающего доказательства того, что же на самом деле происходит в психике пациента, и что серия рисунков служит намного более надежным индикатором психологического и соматического состояния пациента, поскольку отдельный рисунок чаще всего служит выражением психической активности на тот момент, когда он создавался. Очень трудно расположить опорные элементы в последовательном порядке; для этого не существует готовых рецептов и методов. Терапевт и пациент должны вместе определить «притяжение» определенных опорных элементов, их внутреннюю «энергию», и с этого начинать работу. Чтобы пояснить это, первым в ряду рассматриваемых опорных элемен- Глава IV тов я поставил следующий: «Какое чувство передает рисунок?» — поскольку он позволяет терапевту получить собственное впечатление от рисунка прежде, чем на него окажут влияние реакции пациента. Я поместил опорный элемент «цвета» в конец списка из-за продолжительности его изложения. Остальные опорные элементы я выстроил по порядку в соответствии с моим восприятием их относительной важности в развитии процесса интерпретации рисунка. Я готов выслушать предложения по изменению очередности или добавлению новых опорных элементов к моему списку. То, что я предлагаю — это только первая версия. Наконец, прежде чем мы пройдемся по опорным элементам, я хотел бы привести важную цитату из Юнга, имеющую отношение к анализу нарисованных сновидений: «Правда заключается в том, что здесь мы вступаем на абсолютно новую территорию, и накопление опыта является первейшим требованием. По ряду очень важных причин, я очень опасаюсь скороспелых выводов. Мы имеем дело с процессом психической жизни вне пределов сознания, и наши наблюдения имеют косвенный характер. Пока что мы не знаем, сколь глубоким может быть наше видение». (Юнг, 1976 CW 16, стр. 51). Начиная анализ опорных элементов спонтанных рисунков, следует постоянно помнить, что мы действительно путешествуем по неизведанной территории. Какое чувство передает рисунок? Картина или рисунок всегда передают настроение. Вместо того чтобы конкретно оценивать рисунок, очень важно уловить самое первое, спонтанное впечатление и, если это возможно, постараться выразить его одним словом, например, «счастье», «печаль», «фрустрация», «страх», «несвобода». Можно также спросить автора, какие чувства испытывал он, рисуя картину, или что он ощущает, глядя на рисунок. Обнаружив расхождение с пациентом в восприятии рисунка, нельзя навязывать ему свое мнение, а следует сосредоточиться на выяснении сути отношений пациента с рисунком. Анализируя несхожие или разнообразные мнения, терапевт получает возможность лучше понять чувства пациента. Спонтанный рисунок (Рис. 12) вызывает ощущение агонии, ужаса, страха. Кэти, 16-ти лет, нарисовала эту картину через шесть месяцев после смерти отца. Отец был ей очень близок, и после его смерти она много раз убегала из дома. Она говорит, что ее никто не любит и ощущает смерть отца как черную полосу в своей жизни. В ее восприятии отец — единственный человек, который ее понимал. Испуг, страх, ужас — вот те чувства, которые передает рисунок-экспромт, сделанный Эмми (Рис. 13). Ей 14 лет, она беременна и находится под опекой судебных органов, поскольку мать неспособна заботиться о Тайный мир рисунка Рис. 12 ней, а отец подвергал ее сексуальному насилию. Хотя для себя она твердо решила сделать аборт в ближайшие дни, ее страшит реакция матери на принятое ею решение. В не меньшей степени она боится ответственности, связанной с необходимостью воспитывать ребенка и самостоятельно обеспечивать его. Социальный работник, который опекает ее, говорит, что ее страшат как возможные упреки за то, что она родила в таком возрасте, так и перспектива заботиться о ребенке. Эмми недвусмысленно передает ощущение страха в этом рисунке. Рис, 13 Глава IV Радость, веселье, счастье излучает следующий рисунок. Для Хелен, 57-ми лет, Рождество, несомненно, полно смысла. Когда мы обсуждали ее рисунок, она особо подчеркнула, что в ее семье этот праздник отмечается со всем размахом, и не только один день, а на протяжении нескольких недель. Это праздничный спонтанный рисунок; он полон предвкушения радости. Рис. 14 Что выглядит странным? При интерпретации рисунков полезным правилом будет попытка выяснить, почему некоторые объекты нарисованы необычно и выглядят странно. Например, часы с буквами вместо цифр, машина, летящая в небе, трехрукий человек, или собака с пятью ногами. Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но в любом случае требующей раскрытия. Тайный мир рисунка Рис. 15 Данный КРСП был выполнен Мэрилин, тридцати лет. Это воспоминание о себе в пятилетнем возрасте. На рисунке несколько элементов выглядят необычно. Тень, падающая от матери, начинается не у ее ног; солнце у самого левого края рисунка слишком маленькое и незаконченное, а у самой Мэрилин вообще нет ни ступней, ни ног. Наиболее значительным и примечательным из всего этого являются пенисовидные вилы, которыми отец грузит сено. Женщина выразила в рисунке чувство страха, которое у нее вызывала проблема половых контактов, поскольку она испытывала боязнь мужского органа и чувствовала себя уязвимой. Ее отец никогда не домогался ее, но она испытала это со стороны другого человека из их района. Она вспоминает, как отец вытирал полотенцем ее четырехлетнюю и какое выражение приобретали его глаза, когда он доходил до гениталий. Живя на ферме, она всегда боялась отцовских глаз, поскольку они часто имели то выражение. Она росла, боясь насилия со стороны отца. На следующем КРСП (Рис. 16), нарисованном Элис, тридцати лет, дорожки не ведут к дверям домов ее соседей. Это очень странно. В дальнейшем выяснилось, что она больна раком, но не получает никакой поддержки от соседей, друзей и родственников. «Они не желают говорить о том, что у меня рак, и не желают слышать об этом от меня». Дорожки, нарисованные необычным образом, указывают на затрудненность доступа к соседям, друзьям и близким. Глава IV Рис. 16 Также непривычно выглядят деревья, растущие прямо на тротуаре. Элис сказала: «Я осознаю, что ставлю в жизни преграды, чтобы отгородиться от необходимости завершить начатое. Но тут у меня появляется оправдание, поскольку на пути находится дерево. Я не могу продолжить свой путь. Хотела бы я знать: может, рак — это «самое последнее дерево?» По медицинским отчетам на тот момент, Элис чувствовала себя физически вполне нормально. Рисунок, сделанный Лоури в возрасте 87 лет (Рис. 17). Он был известным британским художником и умер в 1976 году. На выставке его работ я обратил внимание на то, как необычно выглядит на этом рисунке складка на пальто мужчины, образующая вдавленность в области груди. По идее, сила тяготения должна оттягивать пальто к земле, а не прижимать к телу. Рассматривая другую работу художника, я этой странности не обнаружил. Во всех других случаях он правильно изображал складки на одежде. Зная, что он умер за несколько месяцев до открытия этой выставки, я задал себе вопрос, а не может ли эта деталь картины, датированной за год до смерти художника, указывать на наличие проблем в этой части тела, в области сердца. Позже, среди материалов этой выставки, я обнаружил копию свидетельства о смерти Лоури. Указанной в нем причиной смерти была сердечная недостаточность.* * Автор благодарит Лондонскую Королевскую Академию Искусств за разрешение использовать данный рисунок. Тайный мир рисунка Рис. 17 Барьеры Обратите внимание на то, где на рисунке расположены барьеры. В качестве таковых может выступать человек, растение, дерево или неодушевленный объект, например стена, машина, стул или дверь. Становится видно, кто служит кому преградой в общении, а также, возможно, это позволит обнаружить другие осознаваемые или бессознательные преграды, существующие между изображенными на рисунке людьми. КРС (Рис. 18) нарисован Мари (35 лет). Мужчина, с которым она живет, читает чертеж дома их мечты, построить который они хотят. Себя она изобразила несущей кирпич к фасаду дома. Ее сын нарисован в крайне правой части рисунка и играет сам по себе. Она отметила в рисунке два важных момента: то, что строительство дома-мечты превращается в преграду в ее отношениях с сыном, и что всю работу по строительству Глава IV Рис. 18 выполняет она. В жизни это действительно так. Кроме этого, следует отметить, что стол и чертеж отгораживают область гениталий мужчины. По словам Мари, их половые отношения почти прекратились, а мужчина объявил ей о том, что он — бисексуал, и у него новый роман. Рис. 19 Тайный мир рисунка На КРСП (Рис. 19) мы видим Мишель в окне дома. Сейчас Мишель 52 года. Дом служит преградой между нею и остальными членами семьи и символизирует свод всех норм, по которым, по мнению отца, она должна была жить. Ей хотелось более близких отношений именно с отцом, но в свободное от работы время он занимался ремонтом машины и времени для дочери у него не находилось. Машина и дом служат барьером в установлении отношений между Мишель и ее отцом. Мать изображена качающей детскую коляску. Коляска и ребенок, в свою очередь, отделяют Мишель от матери. В действительности, это так и было. «Однажды я толкала коляску», — рассказывает Мишель, — «Она «случайно» перевернулась и ребенок выпал из нее. От страха я убежала и спряталась. Соседи сказали матери, где я прячусь. Я была так напугана». Пятилетняя Мишель хотела быть тем ребенком в коляске и физически ощущать тепло, которое мать дарила малютке. Того дома, который ей хотелось бы иметь, она чувствовала, уже для нее не существовало. Рис. 20 Мы видим целый ряд неотчетливо выраженных барьеров — стены, мебель, другие вещи — в КРС Фрэнка девятнадцати лет (Рис. 20). К тому же, все персонажи рисунка обособленно занимаются своими делами в отдельных помещениях. Это заставляет задуматься о том, что, может быть, эти люди, разделенные физически, также замкнуты и отгорожены друг от друга эмоционально. Родители Фрэнка находятся в разводе. Сестра вышла замуж и перебралась в другое место, а Фрэнку до сих пор непросто общаться с сестрой. Он живет вместе с матерью и в их отношениях много сложностей. Глава IV Чего не хватает? Изучите рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов. Недостающие элементы могут иметь важное значение для нарисовавшего его человека. Эти элементы могут обозначать или символизировать то, чего недостает этому человеку в жизни. На своем КРСП (Рис. 21) Кэтрин, 35-ти лет, нарисовала всех членов семьи, занятых своим делом. Отец изображен на работе, он полицейский; брат рисует на мольберте; мать держит на руках младшую сестру, а Кэтрин катит ее легкую детскую коляску. Следует отметить, что только у матери отсутствуют ступни и руки. По словам Кэтрин, «матери требовалась опора в жизни. В годы моего детства она была очень зависимой женщиной. Без отца ей и шагу было не сделать. Она даже не знала, как подписать чек или управлять автомобилем. Но после его смерти она стала очень независимой в свои пятьдесят лет. Она вышла замуж через пять лет и вновь превратилась в зависимую женщину прошлых лет». Становится ясно, почему на рисунке матери автором не изображены руки и ноги. В восприятии Кэтрин, она ими как будто и не пользовалась. Рис. 21 Дороти, 52-х лет, изображает на КРС семейный пикник (Рис. 22). Люди заняты самыми разными делами — разжигают костер, играют в мяч, готовят еду. На вопрос, где находится отец, она ответила: «Он в лодке». Тайный мир рисунка Рис. 22 Однако, в лодке мы никого не видим. Выходит, на этом листе его нет, он отсутствует. Отсутствие человека во многих случаях означает наличие конфликта. В случае с Дороти, отец так сильно избил ее в возрасте семи лет, что у нее возникло серьезное нарушение слуха. Также, отец угрожал жизни матери, и вообще был несдержанным как на словах, так и на деле. Рис. 23 Глава IV Рисунок-экспромт (Рис. 23), изображающий небо, цветы, два дерева и дом, был сделан шестилетней Терезой. У дома не хватает двери. Тереза страдала от лейкемии. Она была ребенком с сильно выраженной интро-версией, и временами общаться с ней было непросто. Дверь означает возможность входа, но Тереза оставалась своего рода «закрытой дверью», предпочитая объясняться исключительно с помощью жестов и знаков, хотя вполне могла говорить, если бы захотела. Что находится в центре? То, что нарисовано в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является важным. Рис. 24 Мэри, 42-х лет, поместила в центре этого КРС своего мужа, несущего 8-ми килограммовую банку с медом. Он только что помог жене наполнить медом миску — красный сосуд на кухонной стойке. Мэри сказала: «Он держит руки так, будто держит ребенка, и мне не хотелось оставлять их пустыми, поэтому я вложила ему в руки банку с медом». Как выяснилось, десять лет назад Мэри забеременела, но муж решил, что ей надо сделать аборт. Мэри противилась, но он настаивал. Наконец, уже придя на операцию, в приемном покое она сказала мужу, что не сможет этого вы- Тайный мир рисунка держать, поскольку она чувствует, что они совершают непростительную ошибку. Муж продолжал настаивать и, испытывая страх, она сдалась. Сейчас главная проблема Мэри — отказ мужа взять ответственность за аборт на себя. Она чувствует боль утраты, а муж, как ей кажется, совсем не переживает по этому поводу. Если бы она знала, что он также страдает из-за их неродившегося ребенка, она бы не ощущала себя такой одинокой. На рисунке она находится над мужем и машет рукой, то ли прощаясь с ним, то ли пытаясь привлечь его внимание. Мы поговорили с ней об этом, и Мэри сказала, что если бы она оставила своего мужа и четверых детей, то он, наконец, познал бы чувство утраты и смог бы разделить ее печаль о потерянном ребенке. Рис. 25 Экспромт (Рис. 25) Дарлин 16-ти лет изображает дерево с большим рубцом на стволе. Рубец находится в самом центре рисунка. Такие рубцы часто свидетельствуют о травме, полученной человеком в жизни. Известно, что мать отказалась от Дарлин, и ребенком ей пришлось много вынести морально и физически, но, тем не менее, она отчаянно стремится вернуться к матери. Другой любви она никогда не знала и не хочет терять эту, постоянно надеясь на лучшее. Дерево, к тому же, имеет символическую суть — это женственная, кормящая, укрывающая, дающая поддержку Великая Мать. В данном случае Глава IV Дарлин использовала компенсирующий символ для выражения своей потребности в материнской любви. Размер Важное значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличенно большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные — принизить. Рис. 26 В глаза сразу бросается крупное лицо над людьми, сидящими за обеденным столом, которых нарисовал в этом КРС Джордж 28-ми лет. Это лицо умершего отца, до сих пор имеющего влияние на Джорджа и всю семью. Власть отца безмерна, о чем и свидетельствует лицо слишком большого размера. Как написал Джордж, «в рисунке господствует дух моего умершего отца». В КРС (Рис. 27) Джоан 46-ти лет нарисовала своего мужа и себя под одним зонтом, а детей — под другим. «Семейство на прогулке» — сказала мне Джоан, и я сразу отметил, что изображенные люди слишком велики, чтобы пройти через дверь их дома. Также, я заметил, что дети выглядят лет на десять или младше, хотя мне было известно, что детям Джоан уже было за двадцать. В то время в доме Джоан царило смятение из-за смерти одного из сыновей (черный ящик на переднем плане), и вследствие этого «архетип Великой Матери» внутри Джоан охраняет и опекает Тайный мир рисунка Рис. 27 взрослых сыновей. Джоан не видит в своих детях взрослых людей, способных позаботиться о себе, поэтому на рисунке они выглядят младше. Рис. 28 Глава IV На рисунке-экспромте Терезы (6 лет) мы видим фигуру с огромной головой и очень маленькими конечностями (Рис. 28). Тереза была больна лейкемией и после того, как она сделала этот рисунок, ее пришлось госпитализировать из-за сильных болей в конечностях, по причине которых она не могла больше пользоваться руками и ногами. Голова — тот орган, который остался у нее для общения с миром; до самой смерти Тереза была прикована к постели. (См. Случаи из практики — Глава VI). Искажение формы Весьма часто какая-либо часть фигуры или объекта бывает изображена с искажением пропорций. Это может символизировать проблемную область, уделение внимания и более глубокое понимание которой могут способствовать восстановлению нормального положения. Рис. 29 Искаженные формы на рисунке-экспромте Пола (Рис. 29) свидетельствуют о его соматическом состоянии. Пол, семи лет, до этого нарисовал нескольких людей, у которых все части тела были нормально соединены, создавая единую фигуру. В тот день, придя в нашу больницу на осмотр, он нарисовал эту искаженную фигурку. Я обратился к его врачу, и она сказала мне, что Пола мучают сильные боли в области брюшины, а также у него очень болят уши. Обратите внимание на размер ушей и на разделение фигуры в абдоминальной области. Тайный мир рисунка Шестилетний Арни изобразил в искаженном виде шапку Сайта Клауса, придав ей фаллическую форму (Рис. 30). Черный круглый объект с радиальными штрихами вокруг Арни назвал «Помпоном Санта Клауса», объяснив при этом, что у него не было белого карандаша, чтобы нарисовать «белый шарик на конце шапки». В действительности, белый карандаш у него был, и он даже использовал его, чтобы оттенить слой снега, лежащий по всей ширине листа поверх зеленой травы. (К сожалению, это можно увидеть только на оригинале рисунка, только повернув лист под определенным углом в лучах яркого света, чтобы стал заметен контраст между бумагой и карандашом). Рис. 30 В то время, когда появился этот рисунок, Арни находился под наблюдением врачей. Одной из причин было то, что в его моче были обнаружены красные кровяные тельца. Для подробного исследования проблемы медсестра регулярно собирала «чистый» анализ мочи, для чего протирала мальчику головку пениса ватным тампоном. Это весьма смущало и без того исключительно застенчивого Арни. Деформированная шапка (а также черный шарик на ее конце) отражают беспокойство ребенка и навязчивость мыслей о новых впечатлениях, полученных в больнице, которые эмоционально травмировали мальчика. (Советую читателю обратиться к разделу «Нетрадиционное использование цвета». У отца Арни была короткая темная бородка, благодаря которой не так важен чернобородый Санта Клаус, как черный шарик на шапке. Вспомните, Арни отметил, что шарик должен был быть белого цвета.)* * Автор благодарит Ивонну Уильяме из «Веллспринг Каунселинг энд Консалтинг Ресорсез» (Ин-дианаполис) за данный рисунок и его аналитический разбор. Глава IV Повторяющиеся объекты На рисунках объекты часто повторяются. В таких случаях следует сосчитать повторы. Число объектов во многих случаях имеет важное значение, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или событиям, имеющим значение в прошлом, настоящем или будущем. Рис. 31 На этом КРСП Пэтти (32 года) ее брат и мать находятся в доме, а Пэтти с отцом едут верхом на лошадях и выполняют работы на ранчо. Брат не мог в этом участвовать, поскольку был прикован к инвалидной коляске. Обратите внимание, что у двух лошадей только шесть ног. Не хватает двух ног у лошади отца. По словам Пэтти, она была настолько близка с отцом, что ей казалось, что они «едут на одной лошади». Однако, с течением времени, отцу пришлось все больше и больше перекладывать ответственность за ранчо на Пэтти. «Это превратилось в тяжелое бремя», — сказала мне она. На следующем экспромте (Рис. 32), который сделала Она, сорока двух лет, бульшую часть рисунка занимает след ноги, со всех сторон окруженный цветами. На правой части носка отпечатка мы видим эльфа и муравья. (В фольклоре муравьи — это эльфы на последней стадии своего земного существования). На рисунке изображены цветы, на первый взгляд расположенные в беспорядке. Если их сосчитать, то мы обнаружим тридцать девять цветков клевера вне и девять цветков внутри следа. У Оны в Тайный мир рисунка Рис. 32 возрасте тридцати девяти лет был роман, закончившийся сильной душевной травмой. Она добавила, что она никогда не знала сексуальных отношений, которые не были бы разрушительными по своей сути, а также что в ее жизни были девять мужчин, оставивших свой след. Рис. 33 Глава IV Тереза нарисовала этот экспромт в возрасте шести лет (Рис. 33). Поражает симметричность рисунка; в глаза сразу бросаются растущие рядками цветы. Если их сосчитать, то на земле растут десять цветов и еще два маленькая девочка держит в руках. И спустя двенадцать недель после того, как Тереза сделала этот рисунок, она умерла. В своей книге, выпущенной издательством Гайги (1969), Сьюзан Бах показала, что в рисунках тяжело больных пациентов может открыться то, что людям известно, на бессознательном уровне, когда закончится их жизнь. Об этом свидетельствуют рисунки, на которых число объектов соответствует отсчету времени до момента смерти. Перспектива Обратите внимание на то, в какой перспективе выполнен рисунок и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одном рисунке может иметь отношение к наличию противоречий в жизни его автора. Рисунок с чрезмерным нарушением перспективы может сигнализировать о наличии психоза. Данный аспект напрямую связан с бессознательным. Рис. 34 На данном рисунке-экспромте Розмари, 33-х лет, мы наблюдаем совмещение перспектив. Озеро видится сверху, как будто с самолета, и в то же время дом внизу листа изображается сбоку, словно автор смотрит на Тайный мир рисунка него, стоя на земле. В реальности одновременное совмещение этих двух перспектив невозможно. Следует задать вопрос, чем же изображение перспектив на рисунке Розмари смущает нас? По ее словам, цель этого рисунка — показать, что у нее есть направление в жизни. Однако, Розмари, изображенная в лодке, держит в руках только одно весло; второе, как будто, в другой ее руке, но на самом деле оно вне лодки. По рисунку видно, что ею утрачено направление, и она не знает, куда ей двигаться. Она искала лучшие перспективы и возможности для своей профессиональной деятельности. Рис. 35 Мигель, 11-ти лет, выполнил этот спонтанный рисунок в двух перспективах. Мы видим хоккейное поле сверху, а также в другом ракурсе, наблюдая двух игроков с боковой линии. Автор рисунка находится в замешательстве или ощущает себя в тупике, испытывая противоречивые чувства и действуя непоследовательно. Мигель выразил здесь нарушения семейной динамики. Его отец находился в тюрьме за изнасилование двоюродной сестры. Отец вызывал у матери Мигеля и его братьев и сестер физический страх, и они с ужасом ожидали, когда его выпустят на свободу. Мигеля раздирают противоречивые чувства — любовь к отцу и страх перед ним. Постарайтесь стать частью рисунка Терапевт должен попытаться отождествить себя с некоторыми объектами рисунка для того, чтобы почувствовать, услышать и увидеть, как они Глава IV ведут себя, а также лучше понять их взаимоотношения с содержанием всего рисунка. Рис. 36 Этот экспромт Джины, 28-ми лет, изображает замок и Великолепного Принца ее мечты. Мы видим их в правой верхней части замка, над ними радуга. Наискосок через рисунок течет река, а внизу цветут цветы. Джина заявила мне, что хочет найти в жизни своего Прекрасного Принца. Перевоплотившись в Прекрасного Принца и став частью рисунка, начинаешь чувствовать, что положение Прекрасного Принца весьма шатко. Оно явно ненадежно. Став Прекрасным принцем, начинаешь ощущать опасность, что тебя спихнут с замка. Это положение, в которое мужчина не хотел бы попасть в своих отношениях с женщиной, поскольку она явно угрожает взять верх над ним. На спонтанном рисунке, выполненном Дженис 38-ми лет, мы видим две лодки (Рис. 37). Представив себя этими лодками, я думаю, что, если бы я был большой лодкой, я бы тащил за собой маленькую с опавшими парусами. Возможно, мне бы это было невыгодно. А если бы я был маленькой лодкой, я бы использовал свой парус и не нуждался в буксировке большой лодкой. Дженис написала: «Я способна быть намного более независимой от мужа и семьи, чем я себе позволяю». Тайный мир рисунка 81 Рис. 37 Спонтанный рисунок тридцатилетней Юлы, несомненно, изображает мрак и бурю (Рис. 38). Солнечный свет скрыт темными облаками и штормовой погодой, но, тем не менее, лодка с поднятыми парусами выглядит весьма спокойной в этом враждебном окружении. Линия уровня воды выше с правой стороны от лодки, чем с левой ее стороны, и этот перепад опасен для лодки. Мы можем ощутить это нарушенное равновесие, перенеся себя на рисунок, и можно предположить, что в этом заключены раздирающие Юлу противоречивые чувства. С одной стороны, она хотела бы находиться рядом с отцом, чьи дни сочтены, но с другой ее зовут семейные обязанности. Ее одолевают мрачные чувства, и это очевидно. Рис. 38 Глава IV Растушевка Требуется больше времени и энергии на изображение предметов с тенью, чем на их изображение без тени. Затраты энергии на рисование тени могут служить отражением навязчивой идеи о том, или обеспокоенности тем, что символизирует затененный объект или форма. Данный рисунок дерева, выполненный Минди, сорока лет, изображает ее «древо жизни». Мы видим тень с правой стороны дерева и на нижней части листвы. Минди ощущала неустойчивость своего положения в жизни, и ей была необходима уверенность, что ей есть на что опереться. Она боялась утратить контроль над своей жизнью, потерять источник существования, несмотря на то, что жизнь ее выглядела благополучной, наполненной здоровьем и гармонией. Если приглядеться, то верхняя часть ствола напоминает руку, хватающую листву. Рис. 39 Тайный мир рисунка Шестилетний Дэнни нарисовал себя, находясь в больнице, куда был помещен для лечения диабета. В дополнение к этому диагнозу, у Дэнни существует серьезные психологические проблемы, в связи с чем он получает регулярную терапию. Дэнни — выходец с Кавказа со светлой кожей, но он затушевал свою фигуру на рисунке, выказывая свои чувства тревоги и подавленности. Рис. 40 У края листа Некоторые рисунки изображают фигуры или о
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.014 с.) |