Тема 16. Организация управления в условиях перехода к рынку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Организация управления в условиях перехода к рынку.



Задание 1. Составить личное дерево целей (хобби, работа, личностный рост, образование, семья).

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. В вашем личном распоряжении 15 миллионов рублей. В какую отрасль вы вложите эти средства? На какой период? Как быстро они окупятся? Если вы создадите организацию, то какую должность вы займете и почему?

2. Я люблю себя, потому что…или не люблю, потому что…

Тема 17. Проблемы теории и практики менеджмента

Задание 1.Ответьте на следующие вопросы:

1. Мои достижения в жизни, семье, школе, институте и др.

2. Чем я обладаю и чего нет у других? Я это приобрел(а), я работаю над этим? Если да, то сколько? Если я не работал(а), то откуда это у меня?

3. Компетенция для меня это что?

4. Какие цели в жизни я поставил(а)?Какие цели я достиг(ла)? Как быстро?

Задание 2.

1. Ответьте на вопрос, заполнив таблицу: Что я взял(а) с предыдущих дициплин?

Дисциплина Приобретение
   

2. Каких дисциплин мне не хватает? Что мне интересно в каждой из дисциплин? (При ответе на вопрос заполнить таблицу)

Дисциплина Интерес
   

3. Что я жду от дисциплины «Менеджмент»? Что я буду делать на парах? Что я хочу приобрести (взять) от дисциплины «Менеджмент»?

4. Что я хочу сказать о себе? Что от меня хотят услышать?

 

Индивидуальные задания по темам курса (для студентов заочного отделения)

 

Задание: Введение в менеджмент

· Какие особенности существуют в науке о менеджменте?

· Как трактовать управление: это наука или искусство?

· Какие основные задачи решает менеджер?

Управленческая мысль XX века делает осо­бый упор на превращение управления в науку. И по мере продвижения к этой цепи велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. Лютер Гьюлик, теоретик в области управления, заявляет[4], что управление становит­ся наукой, потому что оно систематически изу­чает явления, которые сгруппированы в раз­личные теории, и потому что "стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того. чтобы сделать эти системы сотрудничества бо­лее полезными для человечества".

С другой стороны, многие специалисты вы­двигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому та­лант. Некоторые руководители-практики, вклю­чая целый ряд людей, добившихся очень боль­ших успехов в этой области, полагают, что на­учные теории управления представляют собой своего рода "академические башни из слоновой кости", а не реальный повседневный мир жиз­ни организаций

Основа всякой науки - это возможность объективно измерить изучаемые явления Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в само­стоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Напри­мер, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо по­верили, что управление может стать наукой. Однако этому оптимизму была уготована короткая жизнь. Руководители-практики увидели, что действительно можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного выполнения ее, но не всегда удается заставить работника точно н неуклонно выполнять все предписанное. Люди, как выяснилось, не так просты, как машины. Нельзя вживить счетчик в сознание человека, чтобы он объективно из­мерял свою собственную реакцию на предло­женный метод работы. Более того, руководите­лям приходится иметь дело не только с кон­кретными работниками, но и с целыми группа­ми. В большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уж не говоря о том, чтобы точно из­мерить их величину и значимость.

То же самое можно сказать и о бесчис­ленных факторах внешней среды, которые влияют на организацию, и о сложном потенци­альном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже невозмож­но четко определить наличие этих отношений. Следовательно, по нашему мнению, управление хотя бы частично является искусством. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее, это означает, что ру­ководитель должен признать некоторую огра­ниченность теории и научных исследований и пользоваться ими только там, где это уместно.

Теорию управления и результаты научных исследовании следует рассматривать не как абсолют­ную истину, а, пожалуй, как инструменты, кото­рые помогают нам понять невероятно трудный мир организации. При правильном использова­нии теория и результаты научных исследований помогают руководителю предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, тем самым, помогая руководителю принимать решения более целесо­образно и избегать ошибок.

Задание: Пять причин неудач в карьере руководителей [5]

1. Запомните причины неудач руководителей

2. Почему менеджер не может позволить себе позволить самоизоляцию?

3. Почему вредит делу стремление получать более высокое жалование?

 

Изучая в течение пяти лет опыт 2500 руко­водителей, Сьюзен Донелл выявила пять причин, в соответствии с которыми неко­торые руководители взбираются по лестнице своей карьеры в организации только для того, чтобы потом упасть.

Их толкает вверх потребность получать более высокое жалование. Руководители-неу­дачники имеют большое желание получать высокое жалование и иметь личный комфорт. Очень часто их целью является то, что нужно сделать для получения более высокой зарплаты, а не достижения их подразделений.

Их слишком волнуют символы положения. Рабо­чий стол, кабинет, машина и дом руководителя, который не добивается успеха, обычно забиты ат­рибутами и символами их статуса. Тот факт, что имя руководителя написано на двери его кабине­та, сам по себе еще не означает, что он особенно печется о своем статусе. Но если руководитель во что бы то ни стало старается обзавестись этими символами, это - дурной знак.

Их волнуют, прежде всего, собственные персоны. Один автор написал об этом так: «Плохой руководитель заботится о себе, хороший - о своих людях». Успешный руководитель забо­тится о своих подчиненных» проявляет заботу об их нуждах, выслушивает их.

Один служащий, работающий у плохого ру­ководителя, сказал: "Мы всего лишь попросили его поставить второй телефон в коридоре. У нас работает много матерей, и они звонят вре­мя от времени домой, чтобы проверить, как там детишки. Так вот, можно было подумать, что его попросили отдать ключ от его сейфа".

Когда есть возможность воздать должное работе подчиненного или присвоить заслугу самому, неуспешный руководитель быстро при­сваивает все лавры себе.

Они самоизолируются. Плохой руководитель рано или поздно изолирует себя от других. Он занят своей персоной и любит проводить время в одиночестве, постепенно теряя всякое обще­ние с окружающими и подчиненными. Когда руководитель изолируется от повседневной те­кущей информации, это обычно плохой знак.

Они скрывают мысли и чувства. Подчинен­ные хотят и должны знать, что думает и чувст­вует их руководитель. Один из самых верных способов отвернуть от себя людей, это сказать им: "У меня по этому поводу никаких мыслей нет. Делайте, как сами считаете, может быть что-нибудь и выйдет".

Неуспешные руководители пытаются скры­вать свои эмоции. Они стараются спрятать свой гнев и свои страхи.

Задание: Видна ли из представленного резюме "эволюция управленческой мысли"?

Основы менеджмента [6]

1. Практика управления имеет такую же древ­нюю историю» как и сами организации, но управ­ление стало признанной и широко распростра­ненной научной дисциплиной только начинах с 1910 r.

2. Научное управление сконцентрировало вни­мание на изменении организации работ для по­вышения эффективности на неуправленческом уровне. Классическая школа попыталась определить более широкие универсальные принципы ад­министративного управления организацией. Точка зрения бихевиористской школы заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевое зна­чение для достижения успеха организацией. Все эти школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но, поскольку они выступали в защи­ту "единственного лучшего способа", рассматрива­ли только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех си­туациях.

3. Школа науки управления использует коли­чественные методики, такие как построение моде­лей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко при­меняемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

4. Концепция управленческого процесса, при­менимая ко воем типам организаций, возникла в рамках классической школы. Основными функ­циями считаются функции планирования, органи­зации, мотивации и контроля. Коммуникации и принятие решений считаются связующими про­цессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций.

5. Системный подход рассматривает организа­цию как открытую систему» состоящую из не­скольких взаимосвязанных подсистем. Организа­ция получает ресурсы из внешней среды, обраба­тывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям по­нять взаимозависимость между отдельными час­тями организации и между организацией и сре­дой, окружающей ее.

6. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив ос­новные внутренние и внешние переменные» кото­рые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуа­ционным мышлением. С точки зрения ситуации "лучшего способа" управления не существует.


ЛЕКЦИИ

Тема 1 Введение в "Менеджмент"

Этимология слова "менеджмент". Определение понятия "менеджмент". Цели и задачи дисциплины "Менеджмент". Управление – искусство, наука, функция, процесс. Цели функционирования и развития организации и цели управления. Структура менеджмента. Менеджер - профессиональный управляющий. Особенности деятельности менеджеров различного уровня управления. Понятие эффективности менеджмента.

 

Рыночные отношения, внедряемые в экономику, кардинально изменяют подходы к образованию в целом и методике подготовки экономистов-менеджеров в частности. В учебный план включен целый ряд новых дисциплин, формирующих менеджера высшей квалификации, способного работать в новой социально-экономической среде. Важное место в такой подготовке, как показывает мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента.

 

"Менеджмент" - слово английского происхождения:

Manage – 1) руководить, управлять, заведовать, стоять во главе, вести домашнее хозяйство; 2) справляться, ухитряться; 3) уметь обращаться (с чем-л.), владеть (оружием и т.п.); 4) усмирять, укрощать, выезжать (лошадь), править (лошадьми).

Management – 1) управление, заведование; 2) правление, дирекция, администрация; 3) умение владеть (инструментом), умение справляться (с работой); 4) осторожное, бережное, чуткое отношение (к людям); 5) хитрость, уловка.

В словаре иностранных слов Management переводится на русский язык как управление производством, а также как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Определений же менеджмента существует великое множество. И это оправданно, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и т.п.).

Понятия "менеджмент" и "управление" используются чаще всего как понятия идентичные и взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент». Это находит от­ражение в определениях данных понятий в фундаментальных рабо­тах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содер­жание.

В «Советском энциклопедическом словаре» управление определяется как элемент, функция органи­зованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной струк­туры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление трактуется как такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение каче­ственной специфики, совершенствование и развитие. В одном из пер­вых отечественных учебников по научным основам управления про­изводством[7] управление определялось как процесс воздействия на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства. В Оксфордском русско-англий­ском словаре (1994 г.) слово "управление" переводится на английс­кий язык такими терминами, как management, administration, direction (они рассматриваются как синонимы). Содержание понятия "менед­жмент" раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как спо­соб управления, руководства, направления или контроля; это искус­ство управления и руководства; это люди, контролирующие и направ­ляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Ме­неджмент - это эффективное использование и координация таких ре­сурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения за­данных целей с максимальной эффективностью. Такое определение приводится в «Международном справочнике по менеджменту», издан­ному в Англии.

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации. В конспекте термины "управление" и "менеджмент" являются синонимами. В классическом же представлении термин "управление" шире термина "менеджмент", так как применяется к различным видам человеческой деятельности.

Термин "менеджмент" означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации - управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.

Менеджментом стало овладевать все большее количество людей. И это не случайно, поскольку появилось великое множество предприятий различных форм собственности, которыми нужно управлять.

Основная задача данных конспектов состоит в том, чтобы дать основополагающие представления об организациях различных типов и наметить общие направления эффективного управления ими.

Тема 2 Генезис управления.

История возникновения и развития менеджмента. Основоположники научного менеджмента. Научные направления и школы в менеджменте. Современные подходы в управлении. Современные тенденции в теории и практике управления.

 

С тех пор, как люди начали объединяться в группы для достижения тех целей, которых они не могли достичь порознь, управление стало необходимым для обеспечения координации и интеграции индивидуальных усилий. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

─ политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;

─ экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

─ оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп. Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

I период – ДРЕВНИЙ ПЕРИОД.

Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов к их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки менеджмента.

II период — ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1776 – 1890 гг.)

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III период – ПЕРИОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ (1856-1960)

Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Основные школы управления:

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой.

Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент – это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами.

Результаты этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менед­жменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент?

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф.У. Тейлором (1856-1915 гг.), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции научного управления ме­неджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903 г.) и "Принципы научного менеджмента" (1911 г.) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приёмов и орудий труда.

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - «научного менеджмента», «классическая», «традиционная».

Разновидностью классической школы управления является «административная школа». Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.

Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925 гг.). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

На базе учения А. Файоля в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему:

1 разделение труда;

2 авторитет и ответственность власти;

3 дисциплина;

4 единство руководства;

5 единство распорядительства;

6 подчинение частного интереса общему;

7 вознаграждение за труд;

8 баланс между централизацией и децентрализацией;

9 координация менеджеров одного уровня; порядок;

10 справедливость;

11 доброта и порядочность;

12 устойчивость персонала;

13 инициатива.

Из других представителей "административной школы" можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «менеджмент персонала», или управление рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию «рациональной бюрократии» (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Основная черта «классической школы» (научной и административной) заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

«Классическая школа» - один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли.

Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовавшийся появлением «школы человеческих отношений» (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х гг. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из «классических» менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются «живыми машинами» и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.

Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит и том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, «ремонт» людей не потребуется.

Родоначальником «школы человеческих отношений» принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.

В результате движение «человеческих отношений» стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении «человеческих отношений» делался на заботе о людях, а в движении научного управления - на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Из других ученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.

Большой, вклад в развитие школы "человеческих отношений" был сделан в 40-60-е гг., когда учёными-бихевиористами было разработано несколько теорий мотивации.

Одной из них является иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности:

1 физиологические;

2 в безопасности своего существования;

3 социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);

4 престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);

5 в самовыражении, полном использовании своих возможностей, достижении целей и личном росте.

Не менее популярно в школе "человеческих отношений" и учение Д. МакГрегора (1960).

 

IV период – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1960 г. - по настоящее время)

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Появление данной школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учёта, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач, Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких ник люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер; может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации, состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Организации как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организации должна иметь систему фунционализации (т.е. различные формы структурного деления); систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия; систему власти; систему логического принятия решений.

С точки зрения экономики организаций наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.091 с.)