Тема 12. Лидерство и стиль управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Лидерство и стиль управления



Содержание занятия

Тест

Разбор конкретной ситуации

Вопросы для обсуждения темы:

• Тымковская игрушка

Основы лидерства:

• природа и содержание лидерства

• лидерство и эффективность управления

• подходы к изучению лидерства

• Традиционные концепции лидерства

• теория лидерских качеств

• концепция лидерского поведения

• Концепции ситуационного лидерства

• континиум лидерского поведения

• модель Фидлера

• модель Херсея и Бланшарда

• модель «путь—цель» Хауза и Митчелла

• модель Стинсона — Джонсона;

• модель Врума — Йеттона — Яго;

• сравнительный анализ моделей ситуационного лидерства

• Новое в теориях лидерства:

• атрибутивное лидерство

• харизматическое лидерство

• преобразующее лидерство

Практикующее упражнение

Положение на заводе

Домашнее задание: Лидер, которого я знаю

Конкретная ситуация Тымковская игрушка

Зинаида Терентьева припарковала свою «Газель» около гостиницы «Измайловская» и вздохнула с облегчением после долгой дороги. Грузовой пикап был заполнен образцами глиняных игрушек, изготовленных на ее фабрике. Она рассчитывала получить в этот раз много заказов на свою продукцию, так как вскоре должен был состо­яться праздник Масленицы и проводов русской зимы и ожидался наплыв иностранных гостей. В ожидании менеджера магазина суве­ниров Зинаида вдруг вспомнила, с каким трудом ей досталось то, что они с мужем сегодня имеют.

Производство глиняных лепных расписных фигурок людей и животных, иногда в виде свистулек, являлось уже на протяжении нескольких столетий одним из русских народных художественных промыслов, которым были заняты главным образом женщины. •)тот промысел издавна существовал в заречной слободе Тымково близ города Вятка. Свистульки — конь, всадник, птица — восходят к древним магическим ритуальным изображениям и связаны с при­родными календарными праздниками. Позднее фигурки, потеряв своё магическое значение, стали детской, а затем декоративной иг­рушкой, производство которой превратилось в художественный промысел. В советское время сначала этим занималась артель «Гли­няная игрушка», а затем с 1948 г. — Государственная художественная мастерская. Сегодня этот бизнес принадлежал Зинаиде и ее мужу Ивану.

Зинаида и ее муж сколотили свой небольшой капитал в течение последних нескольких лет на челночных операциях на «великом пути на варяг в греки». Иван был уроженцем Вятки, но свое отрочество и юность провел в северной столице, испытывая судьбу в поисках счастья. Он так и не окончил ни один из вузов, где он пытался найти решение своих проблем. Не прижился он и на рабочих местах в самых разных организациях. Работы он не боялся, да и здоровье позволяло. С«открытием» в стране рынка он немедленно бросился в рискованный «челночный» бизнес, где и встретил свою будущую спутницу жизни. Зинаида выросла в Ростове-на-Дону и окончила там экономи­ческий факультет государственного университета. Мечтала попасть в столицу на работу, но обстоятельства свели ее с Иваном, и они решили открыть свой семейный бизнес, благо что цены на приватизационных аукционах были тогда еще доступны и немногие рисковали вкладывать свои скудные сбережения в реальное производство, пусть даже на уровне художественных промыслов.

Первое, что они обнаружили, это была низкая производитель­ность труда на приобретенной ими фабрике (ниже, чем они ожида­ли). Они наняли вновь прибывших в регион работников, чтобы из­менить ситуацию на предприятии. К тому же Иван создал и ввел в действие новую систему поштучной оплаты труда работников. Он долго и тщательно разъяснял работникам значение системы и старал­ся через ее обсуждение снять все возникающие у подчиненных вопро­сы. Поскольку многие из вновь прибывших работников ранее никог­да не делали глиняных игрушек, то они практически не задавали никаких вопросов. Единственное что они хотели, так это получать заработную плату в зависимости от проработанного времени. Не­смотря на то что Терентьевы были уверены, что поштучная оплата позволит поднять производительность труда, им пришлось согла­ситься на повременную оплату работы. Так как навыков ручной работы для изготовления глиняных игрушек требовалось от каждого работника в одинаковой мере, то и оплата производилась по одной и той же норме.

Вскоре Терентьевы обнаружили, что у их подчиненных отноше­ние к работе меняется. Однажды они были неприятно удивлены, когда никто из подчиненных не вышел на работу. Как им объяснили, это был «день урожая» и почти все жители этого региона проводили его по традиции на своих приусадебных участках в преддверии на­ступления плохой погоды с холодом и дождями.

Иван Терентьев хорошо знал потенциал рынка декоративных изделий и продукции художественных промыслов Севера России. Поэтому месяц назад он провел совещание с рядом своих работников по поводу перехода к изготовлению новой продукции. Так как про­дажа «тымковских игрушек» носила преимущественно сезонно-туристический характер — особенно широкой она была в периоды Рождества, масленицы и летних отпусков, — Иван подумал, что ра­ботники в другое время могли бы делать еще какую-нибудь продук­цию, например декоративную посуду и украшения для кухонь в стиле «а ля рюс». Это помогло бы фирме повысить и производительность, и общую прибыльность. Работники выслушали его предложение и сказали, что они умеют делать только игрушки. Иван решил не на­стаивать на своей идее до тех пор, пока он сам и его жена смогут узнать, почему работники не пошли на сотрудничество с ними. Вмес­те с тем Терентьевы знали, что конкуренция с другими производителями вынудит их работников приобрести новые навыки и умения для производства другой продукции.

Несколько ссор среди работников уже имели место в их кол­лективе. Обычно они возникали между старожилами данной мест­ности и людьми, попавшими туда из других мест в результате дег­радации и распада прежде великой империи. Ссоры не были се­рьезными и длительными, но они способствовали развитию напря­женной обстановки в коллективе. Всю предыдущую неделю Зинаида была на фабрике, когда Роза Бахметьева жаловалась на Дарью Ко­нюхову и Надежду Первухину за то, что они смеялись над ней. Когда Иван Терентьев спросил Розу, что они ей говорили, она ска­зала, что не знает, так как они говорили на каком-то местном «слен­ге», который ей не был известен. В это время Иван вел переговоры с сетью торговых магазинов «Русский сувенир» и у него не было времени вплотную заняться ситуацией с Розой. Его жена не имела определенного мнения о том, как надо было поступить в подобном случае, так как сама была родом с юга России и еще не успела познать тонкости местного диалекта.

Эти мелкие ссоры между работниками могли бы стать причиной того, что усилия Терентьевых по развитию групповой работы в их небольшом коллективе ни к чему бы не привели. Поэтому Зинаида совмещала пребывание в столице, где она останавливалась у своей родственницы, с посещением семинара, организуемого Академией экономики для мелких предпринимателей. На занятиях преподавате­ли уделяли много внимания формированию хороших отношений на работе между членами организации. Некоторое время спустя она вместе с мужем начала применять на практике ряд концепций, поня­тых и усвоенных ею в ходе занятий семинара. Так, она начала созда­вать из числа работников «команды», состоящие из представителей каждой стадии производственного процесса. После разъяснения ра­бочим сущности групповой работы Иван попросил «команды» обсу­дить направления возможного сотрудничества и кооперации друг с другом в целях увеличения производительности в работе и дать знать ему или его заместителю Ане Прохоровой о достигнутых успехах в течение недели. Прошла неделя, и все «команды» доложили, что им не удалось выработать каких-либо идей о том, как лучше кооперироваться в работе. Пытаясь более детально узнать, что же они все-таки обсуждали в «командах», Иван обнаружил, что они даже и не встре­чались, а следовательно, не обсуждали поставленную им проблему.

Тогда Терентьевы решили назначить в каждой «команде» ответственного, или лидера. Выделив им теперь месяц времени, они попросили «команды» встретиться в неформальной обстановке и доложить о своих достижениях. В конце месяца работники пришли к Терентьевым в контору с тем же результатом: ни в одной из «команд» пробле­мы сотрудничества не обсуждались. Тогда Терентьевы решили вре­менно отказаться от этой затеи. Они решили еще раз подумать о том, как добиться встречной поддержки и получить помощь своих подчи­ненных в том, чтобы для всех них дело было более успешным.

Вопросы к конкретной ситуации

1. С какими проблемами встретились Терентьевы в реализации лидерского подхода в управлении своим коллективом?

2. Если бы Терентьевы решили выбрать модель ситуационного лидерства, то какой из лидерских стилей помог бы им в наибольшей степени выполнить то, что они хотели?

3. Если бы Терентьевы наняли вас в качестве консультанта по проблемам управления, то что бы вы посоветовали им в отношении выбора стиля руководства? Почему именно такой совет вы бы им дали? Обоснуйте свои рекомендации.

Практикующее упражнение Положение на заводе

Цели

Научиться анализировать различные ситуации по лидерству, применяя процедуры систематизации; улучшить понимание процес­са решения проблем и принятия решений, когда имеются факты о ситуации.

Содержание

Вы являетесь директором завода, производящего продукцию в области электроники. Руководство компании, которой принадлежит завод, ведет постоянный поиск путей повышения эффективности производства. Недавно на заводе было установлено новое обору­дование и введена новая, более упрощенная система работы. К удив­лению каждого, включая вас, ожидаемого увеличения производи­тельности не произошло. В действительности она даже начала сни­жаться; также стало снижаться качество, а текучесть персонала расти.

Вы не верите, что это происходит из-за нового оборудования. У вас есть данные из других компаний, использующих такое же обору­дование. Эти данные подтверждают ваше мнение. С вами еще рабо­тают представители фирмы—производителя этого оборудования, и они заверяют вас, что оборудование работает на пределе эффектив­ности. Вы подозреваете, что какие-то элементы новой системы рабо­ты порождают создавшуюся ситуацию. Эту позицию не разделяют ваши подчиненные всех четырех уровней управления вплоть до бри­гадиров, а также начальник отдела снабжения.

Падение производства по-разному связано со слабой подготовкой операторов машин, недостатками системы материального стимули­рования и низкой моралью. Ясно, что все эти проблемы волнуют каждого работника и по ним у ваших подчиненных имеются возмож­ные разногласия. Сегодня утром вам позвонил начальник управле­ния, которому подчиняется ваш завод. Он получил производствен­ный отчет за последние шесть месяцев и своим звонком выразил интерес к ситуации на заводе. Он сказал, что это ваша проблема и решать ее должны вы, решать так, как вы считаете нужным. Он предупредил, что хотел бы в течение недели знать, какие меры вы собираетесь предпринять.

Процедура

Используя приведенную в рекомендованном учебнике модель ситуационного лидерства Врума—Яго для решения проблем и принятия решений, изучите в сформированных преподавателем малых группах вышеизложенную ситуацию. Малая группа должна достичь консенсуса по лучшему стилю принятия решения в данной ситуации. На обсуждение вопроса в малых группах отводится 40—45 мин. Предварительно вопрос решается каждым участником индивидуально в течение 10—15 мин. В заключение председатели малых групп докладывают групповые решения в классе, где проходит их обсуждение в течение 15—20 мин. Результаты ответов оформля­ются соответствующим образом:

 

Домашнее задание Лидер, которого я знаю

Используя факты и события своей жизни, студент описывает поведение человека, который, по его мнению, в определенных ситуа­циях проявлял лидерские качества во взаимодействии с другими людьми. Желательно, чтобы при этом был сделан вывод и дано обоснование в отношении того, какая из традиционных или ситуаци­онных моделей лидерства лучше объясняет поведение этого лидера. В качестве лидера могут быть не только менеджеры или начальники, но и родители, друзья, учителя, преподаватели, тренеры и т.п.

Тема 13. Методы управления

Цель семинара: Уяснить сущность методов управления

Вопросы для обсуждения темы:

ü Роль методов в процессе управления

ü Классификация методов управления

ü Содержание и условия выбора методов управления

ü Виды з/п

Ход семинара:

ü Тест на готовность к семинару (5 мин.)

ü Работа в группах по вариантам (35 мин.)

ü Выступления групп, обсуждение, подведение итогов (30 мин.)

Вариант 1

Задание 1. В некоторых фирмах, действующих в высокотехнологичных отраслях в т.ч. Hewlett Packard, работники часто меняют должность и переходят из одной функциональной сферы в другую. В карьере среднего работника имеют место многочисленные перемещения по горизонтали, не связанные с продвижением по службе. Перечислите достоинства такой системы. Какие проблемы она порождает? Как их можно разрешить?

Задание 2. Какие системы оплаты труда Вы считаете обоснованными в отношении:

· высококвалифицированного маркетолога;

· рабочей бригады, занятой на конвейере;

· талантливого программиста;

· бухгалтерии.

Обоснуйте ответ.

Задание 3. При расчете сдельной з/п зачастую трудно определить коэффициент КТУ (коэффициент трудового участия). Назовите критерии, которые будут браться в расчет при определении з/п отделов:

1. Маркетинга;

2. Хозяйственного снабжения;

3. Финансового

Вариант 2

Задание 1.

Какой тип оплаты труда и почему Вы изберете для:

для директора фирмы – дистрибьютора ВАЗа?

Для зам. директора по персоналу?

Для лепщика полуфабрикатов?

Задание 2. Известно, что в США соотношение между зарплатой президента и неквалифицированного рабочего составляет 20:1, в Японии – 8:1. В автомобильной промышленности 36:1. Каково, на Ваш взгляд, оптимальное соотношение между зарплатой директора компании и менеджера низшего звена в металлургической промышленности, в компании по производству прохладительных напитков, в пиццерии? Назовите факторы, влияющие на это соотношение.

Задание 3. Разработайте систему оплаты труда продавцов системы 5-ти фотомагазинов, учитывая следующие данные:

1. Работа у продавцов посменная(неделя через неделю), в течение трудовой недели – без выходных, в каждом магазине – 2 продавца.

2. Спрос на фототовары имеет сезонный характер:

 Периоды “пиковой” выручки – декабрь, январь, июль, август (в 3 раза превышает выручку в “мертвый сезон”)

 Периоды средней выручки – сентябрь, октябрь, ноябрь, февраль, июнь, (в 1,5 раза больше выручки в “мертвый сезон”)

 Мертвый сезон – март, апрель, май

3. 2 магазина вместе приносят 70% выручки (т.к. расположены в лучших по проходимости покупателей местах)

№ 3 приносит ежемесячно в среднем, 15% выручки

№ 4 – 10%

№ 5 – 5%

4. оплата труда продавца в конкурирующей организации – не менее 2000 руб. в месяц

5. 5. текучесть кадров – 3% в месяц

6. Если з/п продавцов будет дифференцированной, то разработайте критерии ее повышения и, возможно, категорийность.

Вариант 3

Задание 1. Какими методами, в каком сочетании и порядке Вы будете бороться с регулярными опозданиями большинства работников? Насколько эффективен в этом случае авторитет и пример директора?

Задание 2. Компания McDonald’s в начале 70-х переживала стремительный рост выручки от реализации. Фирма рассматривала много различных систем оплаты труда менеджеров. Она желала от них добиться:

роста выручки

улучшения контроля за издержками

соблюдения фирменных стандартов качества, чистоты

найма и обучения людей, способных стать менеджерами отделений сети

Что произошло бы, если з/п менеджера ресторана зависела от роста выручки от реализации? От прибыли ресторана? Какой тип оплаты труда следовало бы принять фирме? Примите во внимание факторы сезонности, развития конкуренции.

Задание 3. Известно, что отдельные продавцы на рынке часто обманывают своих покупателей. Это обстоятельство уменьшает поток покупателей, торгового оборота рынка в целом. Ситуация усугубляется конкуренцией. Каким образом администрации рынка справиться с этой проблемой?

Тема 14. Принципы управления.

Ответьте на следующие вопросы в письменной форме:

1. Кто в моей группе может быть моим деловым партнером? И почему?

2. Моя группа – это…

3. Как я могу управлять своей группой? Какую роль я играю в группе? Кто я в группе?

4. Как бы я организовал свою группу? Что я для этого сделал? И что мне бы это дало?

Тема 15. Технология управления.

Ответьте на следующие вопросы в письменной форме:

1. В своей жизни я управлял(а)…кем? Когда? Как я понял(а), что управляю?

2. Администрировать, управлять, руководить – это одно и тоже? Если нет, в чем отличия?

3. Какие специальности я хочу и могу освоить, а какие нет и почему?

4. Мой ежемесячный доход должен составлять … и почему? Обоснуйте.

5. Есть ли у вас мечта? Какая? В какой области?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.235.148 (0.05 с.)