Тема 8 Процесс контроля и координирования (регулирования) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8 Процесс контроля и координирования (регулирования)



Понятия, цели, задачи, инструменты управленческого контроля. Процесс контроля. Виды неэффективного контроля. Недостатки контроля с точки зрения психологии работающих. Координирование как функция установления и поддержания рациональных внутриорганизационных связей.

1 Управленческий контроль

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Цели контроля – снять неопределенность в настоящем и будущем:

1 Выявление и разрешение проблем до того, как они станут опасными и серьезными для организации (упреждение опасных ситуаций) (производство, люди).

2 Стимулирование эффективной деятельности – необходимость реорганизации и адаптации (продать, производство, отделение, образовать отдел).

3 Обеспечение развития организации в определенном направлении; предохранение от хаоса.

Задачи контроля: количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности.

Инструменты контроля:

1. наблюдение;

2. проверка (инвентаризация, осмотр, аттестация) всех сторон деятельности;

3. учет и анализ. Виды контроля:

1 Предварительный - осуществляется до фактического начала работ в области:

1) человеческих ресурсов – определение профессиональных и квалификационных качеств; подбор кадров; полномочия и ответственность – т.е. соответствие работников выполняемой работе;

2) материальных ресурсов – определение и обеспечение необходимого количества качественных материально-технических ресурсов; уровень запаса; срочность поставок;

3) финансовых ресурсов – посредством финансового плана – определение сумм и сроков денежных потоков (затраты и поступления), их вероятности (т.к. План).

2 Текущий контроль – осуществляется в ходе выполнения работы, на основе измерения фактических результатов, полученных после проведения частей работы. Обычно это проверка (регулярная) руководителем своих подчиненных.

Цель – своевременное выявление и разрешение производственных проблем.

Основа контроля – обратная связь.

Текущий контроль может быть:

3 направляющий – ориентирует работника на определенную деятельность, на достижение определенных количественных и качественных характеристик работы;

4 фильтрующи й – цель: текущее исправление выявленных недостатков в работе.

5 Заключительный контроль – осуществляется после завершения работы по достижению целей организации, либо при исчерпании лимита времени на работу.

Основа контроля – обратная связь.

Цели контроля:

1 получение информации для будущего планирования этой работы;

2 установление (для будущего использования) четкой связи «Результат- Вознаграждение» - мотивация по теории ожиданий.

В зависимости от задач контроля контролируемого объекта различают следующие виды:

1) линейный контроль – за объектом управления в целом;

2) функциональный контроль – за подсистемами объекта управления;

3) операционный контроль – за отдельными характеристиками объекта управления.

Этапы процесса контроля:

● установление норм и нормативов – выработка показателей результативности (количество и качество). Таким образом, результат (или цель) должны иметь конкретный критерий и временное ограничение.

● Сопоставление достигнутых результатов с установленными нормами и нормативами - степень отклонения результатов; своевременное измерение результатов; информирование о результатах.

● Выбор подходящей линии поведения - ничего не предпринимать; устранить отклонения (причину, а не следствие); пересмотр норм и нормативов.

Требования к контролю:

1. стратегическая направленность – контроль в стратегически важных видах – не обязателен;

2. ориентация на результаты, а не на измерение и недопущение отклонений;

3. своевременность;

4. гибкость – способность адаптации к изменениям во внутренней (сменные – сквозные бригады) и внешней среде;

5. простота – её понимают контролируемые люди;экономичность – т.е. выгоды должны быть больше затрат на систему контроля.

Недостатки контроля с точки зрения психологии людей:

● возникновение поведения, ориентированного на контроль, а не на достижение результатов. Т.е. люди будут стремиться делать то, что от них хотят видеть при проверке, где контроль отсутствует, возможно пренебрежение работой.

● Возможна выдача некачественной информации. Т.е. установление завышенных норм расходов ресурсов (зная, что после проверки в любом случае лимиты снизят), либо заниженных целей (следовательно, при проверке возможно вознаграждение).

Пути преодоления недостатков контроля по Ньюмену:

● установление реальных (достижимых) и понятных сотрудникам норм и нормативов;

● недопущение чрезмерного контроля – иначе перегрузка подчиненных и психический срыв;

● вознаграждение за выполнение норм и нормативов (теория ожиданий).

● Контроль – есть обратная связь в процессе управления, тесно связан с функцией планирования.

Разновидности контроля неэффективного:

● контроль, ограниченный инцидентами – т.е. по мере возникновения нештатных ситуаций, исключительных событий.

● тотальный контроль – контроль всей получаемой информации. - Порождает чувство недоверия, сомнения в профессионализме контролера (не умеет “читать с листа”).

● скрытый контроль – тайный контроль создает атмосферу подозрительности, поисков “компроматов”, мошенничестве, фальсификации, злоупотреблений. Просто оскорбляет проверяемого.

● избирательный контроль – контроль только определенной сферы деятельности, человека (“любимчика” или “опального”), того, что просто попало в поле зрения – мнение о некомпетентности руководителя (контролирует, что знает).

● формальный контроль – контроль ради проформы, т.к. положено контролировать вызывает чувство досады своей поверхностью, бесцельностью, тратою времени и усилий.

● контроль из недоверия – важно, чтобы недоверие не переросло в подозрительность и не оскорбляло контролируемого.

● отсутствие контроля – свидетельство незаинтересованности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.008 с.)