Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы использования результатовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Оперативно-розыскной деятельности По финансовым преступлениям В процессе доказывания
Область профессиональной деятельности специалистов по экономической безопасности включает обеспечение законности и правопорядка в сфере экономики. Как и другие специалисты в области охраны правопорядка, они сталкиваются с проблемами представления результатов оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) следователю, дознавателю и прокурору для дальнейшего их использования в процессе доказывания. Определение финансового преступления законодательно не закреплено, в этой связи авторы столкнулись с необходимостью самостоятельного толкования данного понятия. Согласно статье 14 Уголовного кодекса преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Таким образом, можно предположить, что финансовое преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, посягающее на финансово-экономические отношения, урегулированные нормами финансового права, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Источниками финансового права являются Конституция Российской Федерации, Налоговый, Бюджетный, Уголовный кодексы, а также Федеральный закон «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ и др. Б.В. Волженкин выделяет следующие группы преступлений в сфере экономической деятельности: нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; против интересов кредиторов; связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции; нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг; против установленного порядка внешнеэкономической деятельности; против установленного порядка обращения валютных ценностей (валютные преступления); против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; против прав и интересов потребителей [6, с. 11-12]. Специалисты по экономической безопасности перечисленные преступления выявляют посредством анализа бухгалтерской отчетности, сроков ее представления, первичных документов; сопоставления сумм, указанных в сделке с реальными рыночными ценами, а также видов деятельности, которыми организация вправе заниматься в соответствии с учредительными документами, и фактически осуществляемыми. Доказательства, полученные в результате анализа документации могут быть признаны судом недействительными, если они получены ненадлежащим субъектом и не соответствуют требованиям, представленным в статье 88 Уголовно-процессуального кодекса. Особенно часто это происходит по делам о коррупционных преступлениях, мошенничестве и других. Зачастую предметом обжалования становится законность и обоснованность возбуждения уголовных дел на основании данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности. Ошибки заключаются в следующем: 1. Проведение оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований, перечисленных в статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; 2. Дача согласия на производство оперативно-розыскных мероприятий не управомоченными на то должностными лицами; 3. Неверное оформление актов и других материалов об их проведении; 4. Несвоевременное уведомление суда о проведении оперативно-розыскного мероприятия в случаях, не терпящих отлагательства; 5. Проведение ОРМ, не предусмотренных статье 6 ФЗ «Об ОРД»; 6. Несоответствие фактического содержания ОРМ его описанию в соответствующем акте (протоколе) [5, с. 39]. Результаты ОРД изначально не могут отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам, поскольку они получены ненадлежащим субъектом и способом. Статья 86 Уголовно-процессуального кодекса четко определяет круг лиц, которые имеют право собирать доказательства в ходе уголовного судопроизводства и способы получения таких доказательств. Однако ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает возможность использования результатов ОРД в процессе доказывания в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Для приобщения к уголовному делу результата ОРД в качестве доказательства необходимо произвести дополнительные следственные действия, которые позволят информации, полученной непроцессуальным путем, принять определенную уголовно-процессуальным законодательством форму. Представление результатов ОРД регламентируется Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд. Данная Инструкция устанавливает два варинанта представления результатов ОРД для использования в уголовном судопроизводстве: первый предполагает составление и представление рапорта об обнаружении признаков преступления с приложением необходимых оперативных документов и материалов; второй — составление и представление сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. Однако не конкретизируется, в каких случаях составляется каждый из этих документов. Согласно статьям 140 и 143 Уголовного кодекса к поводам для возбуждения уголовного дела относится сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, которое принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Такой документ как «сообщение о результатах ОРД» не упоминается в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. В случае решения вопроса о возбуждении уголовного дела, чтобы избежать проблем, связанных с отказом или с возвратом документов следователем или дознавателем органу, осуществляющему ОРД, необходимо представлять результаты ОРД только в виде рапорта об обнаружении признаков преступления. Также в пункте 9 Инструкции указано, что представление результатов ОРД для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя). Однако согласно статье 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. Можно сделать вывод, что Инструкция, являясь ведомственным нормативным актом, неправомерно расширяет положения федерального законодательства. Также стоит отметить, что в уголовно-процессуальном законодательстве не упоминается о таком постановлении. Специалисты в области уголовного процесса рассматривают два способа решения проблем использования результатов ОРД в процессе доказывания по уголовным делам: одни настаивают на категорическом запрете использовать в доказывании результаты оперативно-розыскных мероприятий, другие – на снятии запрета на использование в доказывании результатов ОРД. На наш взгляд, решением проблемы может выступать отнесение результатов ОРД к доказательствам после законодательно определенной проверки следователем или дознавателем. Также устранение противоречий и расширительного толкования в законодательстве, четкое соблюдение оперативно-розыскным органом процедуры представления результатов ОРД, тщательная проверка процесса представления результатов ОРД судом до начала судебного заседания позволит избежать вынесения оправдательного приговора в виду нарушения требований процессуального законодательства. Отдельно стоит отметить важность подготовки квалифицированных специалистов в области расследования экономических преступлений. В учебный план данной специальности должны быть включены углубленные курсы как уголовного и уголовно-процессуального права, так и экономического анализа и бухгалтерского учета.
Список источников Нормативно-правовые документы: 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016). 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016). 3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности». 4. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд. Российская газета - Федеральный выпуск №6258 (282). Учебная и периодическая литература: 5. Волосюк П.В. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. Юридическая наука, 2013, №1, 38-41. 6. Экономические и финансовые преступления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [О.Ш. Петросян и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 311 с.
А. О. Попова кандидат экономических наук, доцент
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.007 с.) |