Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Homo technologicus: человек в информационном миреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под влиянием информационных технологий меняется не только образ жизни людей, но и их сознание. К сожалению, индивиды не всегда могут надлежащим образом оценить последствия этих изменений, а зачастую даже их причину. В мировоззрении современного человека созидательная деятельность утратила былую значимость, уступив место концепции разумного потребления. Человек как творец культуры и создатель смысла в наши дни почти не привлекает внимание общественности, а рассмотрение его индивидуальности мало кого интересует. Зато приспособление к социальной действительности, другими словами, «вписывание» в неё, понимается как основополагающий фактор успешности, состоятельности личности. А именно сегодня роль информационных технологий в этом процессе приспособления, как никогда прежде, важна. Цель работы – оценить влияние информационных технологий на человека. Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи. 1) Сравнить традиционную и постиндустриальную цивилизации; 2) Показать относительность технологического прогресса и его отрицательные последствия; 3) Определить, как изменялся алгоритм потребления (от вынужденной независимости к технологически обусловленной независимости); 4) Представить прогноз развития человека в контексте информационно-технологического прогресса. В 1942 г. Соединённые Штаты начинают строительство опорных баз на островах Меланезии для ведения военных действий против Японии. К тому моменту, лишь очень немногим местным племенам было известно о существовании белых людей. Изолированные от всего мира на своих островах, не имея стимулов к развитию, папуасы впали в исторический сон. Тысячелетиями они оставались культурно и этнически обособленными. Постарайтесь представить себя… папуасами, которые столкнулись с… армией США. Ваша жизнь идёт своим чередом, один день в точности повторяет другой. И вот, неожиданно, над вашим островом начинают кружить железные птицы. Некоторые птицы садятся на землю, из них строем выходят белые люди в красивой одежде и начинают расчищать джунгли, с лёгкостью прорубая целые просеки. Они строят вышки, огораживают территорию железной веревкой. Скоро прилетают другие железные птицы, из их утробы вынимают огромные ящики, наполненные чудесными вещами: вкусной едой в железных кокосах, чистой водой, гвоздями, топорами, пилами. Белые люди охотно делятся с вами целыми ящиками еды, а взамен просят служить проводниками. Жизнь становится намного легче, и вы благодарите духов за то, что они послали вам белых людей с их дарами. Как бы то ни было, появление предметов развитой цивилизации в среде архаичных племен оказало разрушительное воздействие на их культуру. За пару лет ухудшились навыки изготовления орудий, а примитивное земледелие пришло в упадок, уступив консервам и сухим пайкам. Поэтому, когда война закончилась и американцы ушли, островные племена столкнулись с настоящим психокультурным кризисом. Тут и пошло в ход примитивное мышление. Островитяне заметили, что пришельцы ничего сами не изготавливали – всё привозили стальные птицы. Они посчитали, что пришельцы могли лучше связываться с духами предков, так как знали особые обряды. А значит, чтобы получить новые дары, надо всё повторять за белыми людьми. Папуасы стали пытаться в точности имитировать «обряды» американских солдат. Сложно поверить, но этот феномен существует по сей день. В этнологии он фигурирует под названием «Культ карго». По-английски груз, доставляемый самолётом или любым другим видом транспорта, называется «cargo», отсюда и происходит название. Итак, что же мы имеем в сухом остатке? Колоссальный разрыв технологий. С точки зрения истории и эволюции разница в несколько тыс. лет – ничтожна. Но то, чего цивилизация достигла за это время, показалось нашим отсталым коллегам щедрыми дарами духов. По сути, североамериканские солдаты и меланезийцы, представители одного вида, которые могут иметь общее потомство. Но какую злую шутку сыграли с ними технологии, превратив одних homo sapiens в богов в глазах других homo sapiens. Вполне закономерно, что папуасы, увидев самолёт, стали ему поклоняться. У нас, людей, как принято считать, развитых, подобная реакция вызывает если не иронию, то, как минимум, снисхождение. Однако достаточно ли мы критичны по отношению к себе? Что мы умеет такого, чего не умеют папуасы? Пользоваться смартфоном, выходить в интернет? У кого есть знакомые дети, не дадут соврать, что дошкольники с лёгкостью почти самостоятельно обучаются этому. Водить машину? В некоторых странах права выдают в 16 лет. Принято считать, что члены развитой культуры обладают навыками, недоступными членам неразвитой культуры, а вторые и в подмётки не годятся первым. Однако если мы взглянем на ситуацию со стороны, то вынуждены будем признать, что понятие «развитость культуры» несколько относительно, потому что в него не включается понятие «развитость носителя развитой культуры». Если бы кто-то из нас родился в племени папуасов, то ничем бы принципиально не отличался от своих собратьев по несчастью: самолёт бы он точно не изобрёл, как, впрочем, и берцовые сапоги не сшил бы. И вообще, интересно, кто умрёт быстрее: папуас, оказавшийся в мегаполисе, или современный человек, очутившийся в тропиках? Да, папуасы – весьма далёкий для нас пример, лучше представим себе русского крестьянина конца XIX в. Он сам делал гвозди и подковы для лошади, шил одежду, засевал огромные поля, рубил деревья для хижины, кормил скотину всю зиму, и, если было нужно, охотился и занимался собирательством. Современный человек не лучше своих предков, он не более развитый, он не владеет сонмами информации. Прогресс творят считанные гении, а все мы стоим на плечах гигантов. Современный человек лишь впадает в зависимость от технологий, пользуется ими, не задумываясь над тем, как они работают. Рассмотрение алгоритма потребления в исторической перспективе позволит более чётко взглянуть на эту проблему. Неолитическая революция обусловила переход от присваивающего хозяйства к производящему [1, с 29]. Раньше люди были вынуждены, буквально, находить себе пропитание на день. С появлением земледелия и скотоводства алгоритм жизни изменился: локально проживающие группы людей стали самостоятельно удовлетворять потребность в пище. В эпоху Возрождения появилась концепция разделения труда: общество стало дифференцироваться по выполняемым функциям. [3, c 65]. В эпоху индустриализации появились заводы, и товары стали производиться в больших количествах, с избытком. В ХХ веке оформилось общество потребления, теперь алгоритм жизни человека выглядел так: не заботясь о том, как произвести товар, человек стал его просто потреблять. Сегодня общество традиционного потребления переродилось в общество потребления информации и потребления с помощью информационных технологий. Технология, однажды появившись, навсегда преображает общество, подчиняет жизнь человека. У него не остаётся выбора – он обязан к ней адаптироваться. Порой мы забываем, что технология – это инструмент: мы можем либо пользоваться им правильно, либо впадать в зависимость от него. Сегодня ценность реального знания заменяется его легкодоступностью. Возникает иллюзия, что запоминать не обязательно, если в любой момент можно найти необходимые сведения. Реализация на практике такой установки приводит к значительному ухудшению самой способности запоминать. Закономерное следствие такого поведения – это примитивизация человеческого самосознания. Апогеем информационно-технологического диктата в скором времени станет повсеместное внедрение технологии распознавания речи. Ведь зачем учить ребёнка читать, если он сможет пользоваться всеми благами цивилизации с помощью голоса? Распознавание голоса заставит отказаться от письменной речи: канет в Лету вся классическая литература с её глубоким психологизмом. Ныне забытый принцип антропоцентризма предполагает, что образование должно начинаться с человека, с осознания его индивидуальности, а не «доходить» до него [2, с – 42]. Трансформация системы образования, её переориентация на подготовку, в терминах Бодрийара, винтиков, призванных обсуживать общественную машину, безусловно, обеспечит стабильность общества, но за стабильностью всегда скрываются стагнация и кризис идейного развития. Список источников:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.242 (0.01 с.) |