Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Платные спортивные оздоровительные Услуги как механизм социальной дифференциации молодёжи ТюмениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Актуальность. В современной молодежной среде активное привлечение к спортивной деятельности позволяет говорить о появлении нового социокультурного феномена – спортивной субкультуре, которая основана на формировании системы ведения здорового образа жизни. Появление спортивной молодежной субкультуры связанно не только с особенностями развития общества, но и с активным ростом популярности спортивных клубов. Их развитие основывается в нашей стране на использовании западных технологий маркетинга [1, с.57], которые предполагают выделение категорий спортивных клубов в зависимости от целевой аудитории. Выделяют VIP-спорт клубы, спортивные клубы для среднего класса и бюджетный вариант – организации «низшего уровня» [2, с.228]. В Тюмени на сегодняшний день зарегистрировано более 140 фитнес-центров, тренажерных залов и прочих организаций данного направления, из которых более 20 элитных клубов, 70 – среднего класса и около 50 из них можно отнести к бюджетному варианту. Различная степень доступности спортивных платных услуг порождает феномен социальной дифференциации молодежи, что определяет актуальность данной темы. Проблема: из-за значительной разрозненности спортивных платных услуг в Тюмени наблюдается также социальная дифференциация молодежи и расслоение, что углубляет социально-экономическое напряжение в обществе. Научные источники. Молодежная спортивная и околоспортивная субкультура как социокультурный феномен и институт спорта в социальной идентификации российской молодежи рассмотрены в фундаментальных трудах российских учёных Айзинова И.М. [8], Аруцева М.А. [3], Богданова Д.Ш. [6], Пономарева И.Е. [4], Некрасовой Т.А. [7] и др. Однако, факторы социального расслоения общества на почве занятием спорта являются глубоко ещё не изученными. В рамках авторского исследования были выдвинуты следующие гипотезы о том, что социальная дифференциация молодежи вызвана: - значительной градацией доступности платных спортивных услуг для молодежи; - информатизацией молодёжной социальной среды; - замена понятия «здоровый образ жизни» и «sport life style». Для доказательства (опровержения) выдвинутой гипотезы в сентябре-октябре 2015 г. в Тюмени был проведен опрос, который имел следующие особенности: опрос проводился на добровольной основе; половозрастное распределение играло второстепенный фактор, так как в исследовании приняли участие 75 человек единого возраста (от 18 до 26 лет), которые пользуются платными спортивными услугами более 1 года; опрос проводился среди респондентов с разным достатком и проживающих в разно удаленных района г. Тюмени. Исходя из предположений, выдвинутых до начала проведения социологического опроса, анкета была разбита на 3 основных блока: спорт и информация; деньги за спорт; sport life style. Также в каждом опросном листе присутствовал общий блок вопросов: пол, возраст, род деятельности, степень среднего дохода семьи. Рассмотрим результаты данного опроса и определим факторную модель социальной дифференциации молодежи через использование платных спортивных услуг, если такой факт будет доказан. Несмотря на то, что авторская выборка хотя и целевая, но недостаточно репрезентативная (по шкале В.А. Ядова, ошибка выборки в пределах 10% [см.: 9, с 99-105; 10], вместе с тем характеристику выборки респондентов данного исследования можно представить следующим образом: это 60% юношей и 40% девушек в возрасте от 18 до 26 лет. Многие из них являются студентами – 62%, из которых 32% совмещают работу и учебу. Уровень достатка своей семьи респонденты оценивают практически в равных долях. Так, 44% относят себя и своих родных к среднему классу, 38% - к обеспеченным людям и 30% хотели бы улучшить свой достаток и на данном этапе считают его ниже среднего.Вопросы второго блока позволили выявить, что респонденты отдают предпочтение среднему классу спортивных организаций (70%), при этом занимаются в них как обеспеченные люди, так и неработающая молодежь с низким уровнем дохода. Только 10% опрошенных считают, что молодые люди и девушки, которые занимаются спортом в клубах по уровню ниже, не менее спортивны. Полученные данные показывают, что спорт является важной частью молодежной субкультуры и расход средств на это становится средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека. Согласно теории Маслоу, это является средством самоидентификации и самовыражения [6, с.162]. Оказалось, что только 18% опрошенных ориентируются исключительно на указания своего тренера, остальные в основном на Интернет. Полученные данные показывают, что происходит массовая информатизация общества и что источники информации о спортивном образе жизни могут часто вызывать сомнения. Так, по нашим подсчетам, более 85% спортивных организаций г. Тюмени имеют свой Интернет-сайт или страницу и более 95% тренеров рекламируют себя на своих страницах в социальных сетях, часто используя для публикаций, по нашим наблюдениям, те же Интернет-источники без адаптации и проверки корректности данных для публикации. В заключительном блоке мы пытались определить, не использует ли молодежь замену понятий. Как оказалось, только 6% респондентов понимают ЗОЖ в научном смысле, остальные 42% совмещают признаки ЗОЖ с посещением спорт клубов и спорт питом, а 52% вовсе заменяют это понятие. По мнению последних, это спортивная одежда, посещение спортивного клуба и белковое питание. Не смотря на негативную тенденцию, отметим, что все респонденты указали важность неупотребления вредных веществ. Таким образом, навеянная «здоровьесберегающая» политика является не чем иным, как результатом маркетинга спортивных и околоспортивных организаций. Как показали результаты проведенного опроса и наблюдений, именно ценовой фактор и престижность клуба, «белковая» диета и наличие современной спортивной одежды становятся показателем «спортивности» человека. Выводы. В рамках исследования по авторской выборке была доказана выдвинутые гипотезы о том, что социальная дифференциация молодежи вызвана: значительной градацией доступности платных спортивных услуг для молодежи; информатизацией молодёжной социальной среды; заменой понятий «здоровый образ жизни» и «sport life style». Доказанный факт замены понятий здорового образа жизни в рамках развития молодежной спортивной субкультуры sport life style благодаря информатизации и маркетинговым технологиям показывает трансформацию спортивной молодежи г. Тюмени. Именно эти факторы являются первоочередными в появлении суждений о «неспортивности» людей из-за отсутствия средств на одежду, обувь, спортивное питание и дорогой абонемент. Данная тенденция является угрожающей, так как у «спортивных» молодых людей и девушек часто отсутствуют знания о правилах ЗОЖ и навязывание данной субкультуры остальному обществу является угрожающим фактором.
Список источников: 1. Гадючкин О.В., Макарова (Гуреева) Е.А. Имидж как неотъемлемая часть спортивного маркетинга // Вестник спортивной науки. 2011. - №1. - С. 57-58. 2. Степанова О.Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в дея-тельности физкультурно-спортивных организаций. В 2 частях. Часть 1. – М.: МПГУ, 2012. – 228 с. 3. Аруцев М.А. Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.06 Москва, 2007. - 168 с. 4. Пономарев И.Е. Институт спорта в социальной идентификации российской молодежи: Дис.... канд. социол. наук: 22.00.04: Новочеркасск, 2004. - 159 c. 5. Цены на фитнес в Тюмени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sportgyms.ru/ pricetyumen.html 6. Богданова Д.Ш. Профессиональный спорт в современной культуре: проблема маргинализации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2012. - №2. - С. 162-166. 7. Некрасова Т.А. Здоровый образ жизни в контексте современного социологического знания // Сервис +. - 2010. - №4. - С. 20-27. 8. Айзинова И.М. Сфера платных услуг населению в контексте социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования. - 2010. - №1. - С. 112-139. 9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с. - (Университетский учебник). 10. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. Т.1. № 1. С. 14-31.
Р.З. Юнусова студентка группы 26М122 Е-mail: yunusova.ruslana@mail.ru В.Г. Захаров Научный руководитель, канд. филос. наук, доцент
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.008 с.) |