Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистическая контрреволюция

Поиск

Однако существует масса примеров, вызывающих сомнение в эффективности реализации социологией своей гуманизирующей силы. Социальная наука, как видно, не может оставаться ценностно нейтральной, она всё больше превращается в компонент технократической доминанты нашей жизни. В силу этого она не вполне соответствует моральным запросам настоящего времени. Спустя только одно поколение после того, как был разбит нацизм в Европе и милитаризм в Японии, земляки Парсонса и Мида оккупировали Вьетнам, блестящие выпускники Гарварда и Колумбийского университета разрабатывали программы "дезинформации населения", в недавнем прошлом студенты-гуманитарии сбрасывали напалм на вьетнамские деревни. Не зажили ещё раны от необычайно точных, сиречь гуманных НАТОвских бомбардировок Сербии. Примеров, свидетельствующих о забвении принципов гуманизма, больше чем достаточно не только на Западе, но и в обществе, создаваемом по канонам великого гуманиста Карла Маркса. Архипелаг ГУЛаг признан архетипическим олицетворением зла ХХ столетия, а он был возведен обществом, строившим для всего человечества гармоничное светлое будущее - коммунизм. Афганистан, Чечня, гордость за успехи военно-промышленного комплекса, за процветающую торговлю оружием и многое другое говорят о ежедневном обмане, насилии, жестокости в разных формах. Такого рода вещи кажется не поддаются воздействию разума. Но на самом деле они во многом есть результат гиперрационализации современного мира, которому служит социология и который инкорпорирует её гуманистическую силу. Во всем мире, несмотря на просвещение, на развитие высшего образования растёт нищета, бесправие, угрожающе зреют глобальные проблемы современности.

Есть основания для признания кончины социологии в качестве морального публичного дискурса. Наш век прогресса и просвещения есть также век темноты и отчаяния. Коллапс Французской революции, неудача индустриализации преодолеть жизненные недостатки, перерождение социалистических надежд в тоталитаризм, великие, чересчур великие смертоносные войны - всё свидетельствует об отказе в улучшающую силу идей. В таких обстоятельствах не являемся ли мы свидетелями тщеславного торжества ума? Не является ли рефлектирующее сознание излишеством в мире, управляемом ложью и насилием, в мире, в котором боль стала универсальным языком, понимаемым каждым? Разум, наука по большому счёту, в этом мире всё больше превращаются в инструментальную рациональность, прикладываемую ко всем человеческим отношениям, даже там, где одни существа разумные планируют и подсчитывают людские потери.

Послевоенный период характеризуется "демократизацией" высшего образования во всем мире. Этот процесс сопровождается фрагментаризацией социологического знания. Знание, само по себе, было переосмыслено во всех компонентах, начиная от его целей и до средств его получения. Знание сегодня всё более оценивается не в открытом обсуждении широкой общественности, а в ходе келейного, закрытого обсуждения в узком кругу профессиональных обществоведов. Разделение труда между отраслями и направлениями в социологии, обособление исследовательской работы на кафедрах, карьеризм ученых, подъём прикладной науки - всё приводит к тому, что узнается всё больше и больше о меньшем и меньшем. Таким образом социологическое знание тривиализируется с ростом экспертизы. Тенденции к цеховому обособлению социологов, превращение их профессиональных сообществ в закрытые клубы, куда закрыт доступ человеку с улицы, а социологического знания - в эзотерическое приводят к публичному молчанию обществоведов, что и делает их соучастниками современного зла. Дробление внимания публики позитивистской социологией, разрушение целостного восприятия людьми самих себя, перевод этого предмета внимания в узкие рамки специальных частных дисциплин, концептуализация общества в виде агрегата многочисленных, но маловесомых факторов, готовят нас к молчанию о морально значимых вопросах нашего времени.

Эти наблюдения и замечания о тенденциях развития и функциях социологии не отрицают ценности передовых статистических техник, больших баз данных, изощрённых математических моделей или важности использования социологии для социального планирования, контроля и прогнозирования. Однако если социология будет практиковать только такую прикладную деятельность, где нет места широким теоретическим изысканиями, то подобная деятельность сама по себе становится пустой и идеологической.

Критический потенциал социологии остаётся во многом ещё не востребованным. Как было недавно в советском прошлом так и сегодня власть предержащие социологию "держат в загоне", они опасаются "горючей смеси", заложенной в объективной социальной теории. "Закрытые клубы" профессиональных социологов не заинтересованы в развитии критики по своим причинам: так им спокойнее. В итоге страдает развитие собственно науки, а общественное мнение лишается теоретического оружия в борьбе за прогрессивное изменение социально-политического статус-кво.

Преимущественно позитивистская ориентация социологии ответственна за то, что люди перестают рассматриваться в качестве центра вселенной. Предметы социологического познания в таком случае выражаются исключительно в технических терминах. Узко техническая ориентация в социологии обычно обуславливает постановку узко технических вопросов, дающих мало полезного для достижения больших социальных и интеллектуальных целей. Техницистский язык разрешения неясных вопросов проник почти уже во все сферы гражданской жизни таким образом, что остается совсем небольшое пространство для морального гражданского дискурса, основанного на здравом смысле. В общественной жизни всё идёт к тому, чтобы в рамках социологии иметь узкий сциентизм или технический анализ экспертов без широкого обсуждения, посредством которого критиковали бы и преодолевали бы выявленные недостатки. Некоторые схолары на Западе уже бьют тревогу, убеждая общественность в том, что пришло время гуманистической контрреволюции или подтверждения приоритета нашего дотеоретического этического мышления. (74, с.14)

Как может социальная теория быть связана с политической практикой гуманным нетехническим образом? Как можно объединить знания об обществе с публичным моральным действием? Американский профессор Р. Браун предлагает в качестве ответа "реконструировать здравый смысл до его первоначального привилегированного положения в интеллектуальной и публичной жизни". (63, с.1)

Одним из ресурсов этого проекта выступает критическая теория риторики, поскольку она показывает, что всё знание было достигнуто посредством убедительного использования языка. Более того, она обеспечивает каноны для взвешенного здравомыслящего суждения, необходимого в политической полемике.

Другим ресурсом трансформации социологии может стать поиск языка в котором объект-ориентированная и субъект-ориентированная формы социальной мысли были бы суммированы в единый метадискурс. Многие отрасли социологии инициируют физику или биологию в качестве объясняющей теории, воздерживаясь от использования в этой роли концепции человеческой деятельности. Трансформация социологии в открытый публичный дискурс невозможна без развития новых метафор и моделей, понимаемых сегодня в качестве поэтической и риторической практики. Одна такая метафора - "общество как текст" - разработана проф. Брауном. В ней он воздаёт должное роли индивидуальных субъектов в конструировании и оформлении их социальной реальности. По его мнению, общество есть текст, авторами которого являются мужчины и женщины. Оно не только может быть "осмотрено", но и "прочитано" социологами.

Несмотря на все сложности, социальная теория является средством, при помощи которого общество осуществляет свою эмансипацию, избавляясь на этом пути от всего устарелого и консервативного, освобождаясь от предрассудков. В XX столетии социология стала главным языком, при помощи которого люди определяют себя и оправдывают свои деяния.

Без преувеличения можно сказать, что наши жизни поставлены на карту в дебатах вокруг социальной науки. Наше сознание, наша совместная жизнь и сам характер человеческого существования сформированы научным способом символизации. Социология реализует мир. Тот, кто контролирует этот процесс, тем самым, контролирует принципиальное средство конструирования социальной реальности. Реализуя совокупный человеческий опыт, социология показывает не только то, что должно считаться нормальным, легитимным или рациональным, но также то, что должно быть принято как сама социальная реальность. Изменение правил социологического вещания истины означает влияние на пути, по которому человечество идёт к знанию того, кто мы такие и кем мы должны стать. В этом смысле социология неизбежно нормативна, она всегда идеологична и ценностно-ориентированна. Неизбежно существует моральность мысли так же как существует социальная логика действия. Отрицать или замалчивать политическое воздействие на формы социального теоретизирования - значит впадать в гражданскую несостоятельность и интеллектуальную нечистоплотность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все мы одновременно являемся и участниками и исследователями социальной жизни. После знакомства с книгой вы, должно быть, прибавите немного в этом качестве. Теперь вы будете в состоянии наблюдать жизнь более точно, нежели до этого и особенно будете чувствительны к субъективности, которая часто окрашивает человеческие взгляды. Вы можете теперь стать более компетентным свидетелем в ходе проведения социологических исследований. Вы определенно можете стать более сильным собеседником в общении, поскольку, представляя механизм образования знания, развили в себе способность более тонко понимать других. Теперь вместо того, чтобы просто знать "что" и "почему" происходит в обществе, вы можете заглянуть немного глубже в "кто" и "как" это осуществляет.

Несмотря на расхожие шуточки в адрес чудаковатых, якобы оторванных от жизни ученых, существует несколько реальных преимуществ использования научного подхода во многих аспектах будничной жизни. До определенной степени это означает быть логичным, проводить точное наблюдение, быть строгим в отношении того, что наблюдаете и стремитесь понять. Практиковать научный подход в жизни - значит приносить пользу себе и окружающим. В этом деле нет предела совершенству, работа в этом плане представляется бесконечной. Предложенный курс является лишь вводным, он только подготавливает основу для последующего знакомства с достижениями социологии.

Маловероятно, что кто-нибудь из читателей предпримет когда-либо попытку за свой счёт самостоятельно провести большое социологическое исследование. Зато, вы уже в состоянии оценить социологические исследования других. Это не малозначительная способность, поскольку в любой момент вас могут задействовать в такого рода исследованиях. Более того, вы, несомненно, будете читать доклады об исследованиях в газетах и журналах, будете слушать об этом по радио и видеть по телевизору, политики и реклама также будут сообщать вам о результатах последних социологических изысканий. Очень важно, между тем, что вы будете в состоянии отделять злаки от плевел, хотя сами никогда и не выращивали зерновые.

И обыденный и профессиональный социологи хотят понять социальный мир. Новые знания по предмету могут сделать вас более активными и критическими потребителями в так называемом информационном обществе. Вы до какой-то степени будете замечать слабые места социологических концепций, видеть противоречивость мнений экспертов. Вы будете в состоянии понять суть профессиональных разногласий социологов и даже судить о результатах их работы и, по мере необходимости, использовать их для анализа ситуаций и целей вашей личной жизни.

Курс социологии усиливает понимание общества, в котором мы все живем. Социальная жизнь становится всё сложнее, а людям становится всё легче ощущать несовершенство социальных отношений. Улучшив способности мыслить рационально и критически, можно, тем самым, постараться улучшить наш общий мир.


ЛИТЕРАТУРА

1. Американская социологическая мысль: Тексты. /Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологического исследования. М., 1995.

4. Бауман 3. Мыслить социологически. Учебное пособие. М., 1996.

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995.

6. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996.

7. Бойд Д. Последний звездолет с Земли. //Клуб любителей фантастики. 1992. №21, сс. 150-291.

8. Бунич И. Золото партии. М., 1993.

9. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

10. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

11. Гидденс Э. Социология, М., 1999.

12. Гоббс Т. Избранные произведения. Т. 1-2. М., 1964.

13. Гоффман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. М., 1999.

14. Даль В. И. Пословицы русского народа. Сб. в 2-х томах. Т. I. М., 1984.

15. Дмитриев А. В. Социология юмора: Очерки. М., 1996.

16. Дюркгейм Э. Общественное разделение труда, Метод социологии. М., 1990.

17. Дюркгейм Э. Социология: Её предмет, метод, предназначение. М., 1995.

18. Захаров П.В., Ляхович Е.С. Миссия университетов в европейской культуре. М., 1994.

19. Западно-европейская социология XIX века: Тексты. /Под ред. В.И.Добренькова. М.,1996.

20. Западно-европейская социология XIX - начала XX веков: Тексты. /Под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.

21. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-ХХ вв. М., 1995.

22. История социологии: Учеб. пособие./Под общ. ред. А.Н.Елсукова и др. 2-е изд. перер. и доп. Минск.1997.

23. История социологии в Западной Европе и США. М.,1993.

24. История теоретической социологии. В 5 т. М.,1995.

25. Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Тенденции изменения социологической парадигмы после 1985 (наукометрический анализ). В кн.: Социология в России. М.,1996.

26. Козырьков В.П. Освоение обыденного мира: Социокультурный анализ. Н.Новгород. 1998.

27. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964.

28. Константинов В.Н. Российский социолог Лев Мечников. Владимир. 1994.

29. Королёв И.Ю. Социоцентризм. Ростов-на-Дону. 1993.

30. Кукушкина Е.И. Русская социология XIХ-начала XX века. М., 1993.

31. Кун Т. Структура научных революций, М.,1975.

32. Лосев А.В. Бытие - Имя - Космос. М.,1993.

33. Манхейм К. Диагноз нашего времени. Ч.,1994.

34. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4.

35. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 1998.

36. Миронов Б.Н. Социальная история России. В.2-х Т. СПб. 1999.

37. Монсон П. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы. СПб. 1992.

38. "Новая" Россия: социальные и политические мифы. Материалы межвузовской науч. конф. 26-27 ноября 1999 г. М.,1999.

39. Очерки по истории теоретической социологии XIX -начала XX вв. М., 1994.

40. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. М., 1982.

41. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.

42. Поппер К. Открытое общество и его враги, В 2-х Т. М.,1992.

43. Примерная программа курса "Социология" для высших учебных заведений. М., 1991.

44. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемология. Пособие. М.,1999.

45. Руденко Р.И. Практикум по социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1999.

46. Сен-Симон А. Избранные произведения. М.-Л. 1948. Т.1-2.

47. Современная американская социология. /Под ред. В.И.Добренькова. М., 1994.

48. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.,1984.

49. Современные социологические теории общества. (Сб. ст.) Сост. и науч. ред. Н.Л. Полякова. М., 1996.

50. Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс: Реф. сб./ Ред. сост. Н.Л. Полякова. М.,1995.

51. Сорокин П.А. Социологическая теория современности. М., 1992.

52. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

53. Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. М., 1998.

54. Суворов В. Ледокол. Кто начал Вторую мировую воину? М., 1992.

55. Суворов В. День - М. Когда началась Вторая мировой война? М.,1994

56. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

57. Фетисов В.Я., Соколова М.Г. Преподаватели обсуждают учебники по социологии. // Социально-гуманитарные знания. 1999. №2

58. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 1997.

59. Язык и моделирование социального взаимодействия. Благовещенск. 1988.

60. Aronowitz Stanley. Science as Power. Discourse and Ideology in Modern Society. Minneapolis. 1988.

61. Babbie Earl R. The Practice of Social Research. 7-th ed.Wadsworth Publishing Company. 1995.

62. Bourdien Pierre. The Logic of Practice. Polity Press. 1990.

63. Brown R.H. Society as Text. Essays on Rhetoric, Reason and Reality. Chicago Univ. Press. 1982.

64. Brown R.H. A Poetic for Sociology. (Toward a logic of discovery for the human sciences.) Chi. and London.1989.

65. Brown R.H. Social Science as Civic Discourse. (Essays on the Invention, Legitimation and Uses of Social Theory). Chi. Univ. Press. 1989

66. Campbell Tom. Seven Theories of Human Society.Oxford.1985.

67. Cole Stephen. The Sociological Method. An Introduction to the Science of Sociology. 3-th ed. Chi.1980.

68. Comte Auguste. The Positive Philosophy.AMS press. Inc.1974.

69. Cicourel Aaron V. Cognitive Sociology. Language and Meaning in Interaction. New-York. 1974.

70. Connerton P. How Society Remember. Cambridge, 1989.

71. Coser Lewis A. Masters of Sociological Thought. Ideas in Historical and Social Context. 2-ed.1977.

72. Evolutionary Epistemology: Rationality and Sociology of Knowledge Ed.by G.Rodnitzky and W.W.Bentley.(Ill).USA.La Salle.1988.

73. Fay Brian. Critical Social Science. (Liberation and its limits). New-York. 1987.

74. Garfinkel Alan. Forms of Explanation. Rethinking the Questions in Social Theory. New Haven and London. 1981.

75. Garfinkel Harold. Studies in Ethnomethodology.Oxford.1984.

76. Gordon S.H. The History аnd Philosophy of Social Science. London. 1991.

77. Hecter М. Principles of Group Solidarity. Berkley and Los Angeles. 1987.

78. The Language of Social Research, ed. by Paul F.Lazarsfeld and Morris Rosenberg. Тhe Frее Press. 1955.

79. Lloyd Cristopher. Explanation in Social History. Basil Blackwell 1986.

80. Mannheim Karl. Essays on the Sociology of Culture. London. 1956.

81. Mannheim Karl. Essays on Sociology and Social Psycology. L.1969.

82. The Paradigm Dialog. Ed. by Egon G.Guba. SAGE Publication, 1990.

83. Parsons T., Shills A. Toward a General Theory of Action. N-Y. 1951.

84. Parsons Т., Smelser N. Economy and Society. N-Y. 1956.

85. Parsons T. Essays on Sociological Theory. New-York.1964.

86. Parsons T. Social Systems and the Evolution of Action Theory. New-York. 1977.

87. Social Theory Today. Ed. by A.Giddens and J.Tumer. Oxford.1987.

88. Szacki Jerzy. History of Sociological Thought. London.1979.

89. Wooldridge D.E. Mechanical Man. The Phisical Basis of Intelligent Life. New-York.1968.

90. Wright O.E. Classes. L.1985.

91. Zetlin I.M. Ideology and the Development of Sociological Theory.4-th ed. New Jersey. 1990.

 


Содержание

ОТ АВТОРА................................................................................................................................................................................................ 2

Глава I. Социальное конструирование познавательной деятельности.................................. 7

1.1. Врожденная и приобретенная способности к познанию....................................................................................... 7

1.2. Седиментация............................................................................................................................................................................ 8

1.3. Хабитуализация...................................................................................................................................................................... 10

1.4. Традиция..................................................................................................................................................................................... 12

1.5. Институализация................................................................................................................................................................... 13

1.6. Роли............................................................................................................................................................................................... 15

Глава II. Социология и язык повседневности.................................................................................................. 19

2.1. Язык повседневности как система рационального знания об обществе................................................... 19

2.2. Повседневность конструирует язык социологии................................................................................................... 21

2.3. Социояз....................................................................................................................................................................................... 22

ГЛАВА III. СОЦИОЛОГИЯ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ.................................................................................................................. 27

3.1. Современная Россия: специфика рационализации повседневности........................................................... 27

3.2. Обыденный способ познания............................................................................................................................................ 33

3.3. Ошибки здравомыслящего познания и гарантии науки...................................................................................... 37

Неточное наблюдение................................................................................................................................................................. 37

Поспешное обобщение................................................................................................................................................................ 37

Селективное наблюдение........................................................................................................................................................... 38

Алогичное рассуждение............................................................................................................................................................. 38

Вовлечение "эго" в понимание.................................................................................................................................................. 39

Преждевременное закрытие исследования.......................................................................................................................... 39

Мистификация............................................................................................................................................................................. 40

ГЛАВА IV. ЛОГИКА И РИТОРИКА КАК ИСТОЧНИКИ НАУЧНОЙ ТРАДИЦИИ...................................................... 43

4.1. Индукция и дедукция........................................................................................................................................................... 43

4.2. Метафоры................................................................................................................................................................................... 45

4.3. Модели......................................................................................................................................................................................... 47

Драматическая модель............................................................................................................................................................... 48

Номологическая модель.............................................................................................................................................................. 49

Модель организации отношений............................................................................................................................................. 49

Системно-органическо-кибернетическая модель............................................................................................................... 50

Экологическая модель................................................................................................................................................................. 50

4.4 Ирония........................................................................................................................................................................................... 51

РАЗДЕЛ II. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МАШИНЕРИЯ СОЦИОЛОГИИ.................................................................................. 55

Глава V. Легитимация и создание символической вселенной........................................................ 56

5.1 Развитие мышления: стадия изобретательства........................................................................................................ 56

5.2 Уровни легитимации.............................................................................................................................................................. 57

5.3 Символическая вселенная.................................................................................................................................................. 60

Глава VI. Формы предсоциологии................................................................................................................................. 66

6.1 МИФОЛОГИЯ.............................................................................................................................................................................. 66

6.2 ТЕОЛОГИЯ................................................................................................................................................................................... 70

6.3 ФИЛОСОФИЯ............................................................................................................................................................................... 72

ГЛАВА VII. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАНИЮ ОБЩЕСТВА................................... 75

7.1 Рационализация интеллектуальной работы.............................................................................................................. 75

7.2 ДЕМАРКАЦИЯ НАУКИ ОТ ТЕОЛОГИИ............................................................................................................................. 78

7.3 МЕХАНИЦИЗМ........................................................................................................................................................................... 80

ГЛАВА VIII. НАЧАЛО СОЦИОЛОГИИ........................................................................................................................................ 85

8.1 Пионеры социологии............................................................................................................................................................. 85

8.2 Анри де Сен-Симон................................................................................................................................................................. 87

8.3 Огюст Конт................................................................................................................................................................................. 89

РАЗДЕЛ III ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ................................................................................................ 97

ГЛАВА IX. СУБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ И КАК С НИМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ................................................................. 98

9.1 Определение субъекта социологии................................................................................................................................ 98

9.2 Исторический подход к познанию субъекта............................................................................................................. 99

9.3 Формы стихийного знакомства с субъектом науки............................................................................................ 100

9.4 Социологическая рифлексия как способ изучения субъекта.......................................................................... 103

ГЛАВА Х. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ........................................................................................................................................ 105

10.1 Общество как предмет...................................................................................................................................................... 105

10.2 Проблематика....................................................................................................................................................................... 107

10.3 Единицы анализа................................................................................................................................................................ 111

ГЛАВА XI. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК.................................................................................................................... 115

11.1 Иерархия наук....................................................................................................................................................................... 115

11.2 Социология и другие социальные науки................................................................................................................ 116

11.3 Конкуренция наук.............................................................................................................................................................. 120

ГЛАВА XII. МЕТОД СОЦИОЛОГИИ.......................................................................................................................................... 123

12.1 Определение метода......................................................................................................................................................... 123

12.2 теория как метод................................................................................................................................................................. 124

12.3 Эмпирические исследования........................................................................................................................................ 126

ГЛАВА XIII. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.......................................................................................... 128

13.1 Фундамент теории............................................................................................................................................................. 128

13.2 Главные элементы теории.............................................................................................................................................. 131

ГЛАВА XIV. ПАРАДИГМЫ СОЦИОЛОГИИ........................................................................................................................... 135

14.1. Определение парадигмы................................................................................................................................................ 135

14.2 Классовый анализ.............................................................................................................................................................. 137

14.3 Теория конфликта............................................................................................................................................................... 139

14. 4 Символический интеракционизм............................................................................................................................. 140

14.5 Ролевая теория..................................................................................................................................................................... 141

14.6 Этнометодология............................................................................................................................................................... 142

14.7 Феминизм............................................................................................................................................................................... 143

14.8 Теория обмена..................................................................................................................................................................... 144

14.9 Постпозитивизм.................................................................................................................................................................. 144

14. 10 Системный эволюционизм......................................................................................................................................... 145

14.11 Системно-функциональная теория общества.................................................................................................... 146

14.12 Структурализм................................................................................................................................................................... 149

14.13 Макро и микро уровни обобщения. Мезотеоретизирование........................................................................ 151

14.14 Теория структурации...................................................................................................................................................... 152

ГЛАВА XV. ТЕОРИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ......................................................................................................................................... 154

15.1 Идиографическая и номотетическая модели объяснения............................................................................. 155

15.2. Интенционализм и детерминизм как подходы к объяснению.................................................................... 157

15.3 Редукция как прием объяснения.................................................................................................................................. 158

15.4. Некоторые ошибки и заблуждения............................................................................................................................ 159

Провинциализм........................................................................................................................................................................... 160

Опрометчивое заключение...................................................................................................................................................... 160

Спорная причина....................................................................................................................................................................... 160

Невостребованная информация........................................................................................................................................... 161

Ложная дилемма........................................................................................................................................................................ 161

Экологическое и индивидуалистическое заблуждения.................................................................................................. 161

Глава XVI. КРИТЕРИИ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЫСЛИ................................................. 163

16.1 Ясность.................................................................................................................................................................................... 164

16.2 Последовательность.......................................................................................................................................................... 165

16.3 Эмпирическая адекватность......................................................................................................................................... 165

16.4 Объяснительная адекватность..................................................................................................................................... 166

16.5 Нормативная рациональность..................................................................................................................................... 167

ГЛАВА XVII. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ............................................................................................................................... 169

17.1 Аналитическая роль........................................................................................................................................................... 170

17.2 Ангажированность и деидеологизация................................................................................................................... 172

17.3 Общенаучные функции.................................................................................................................................................... 174

17.4 Гуманистическая контрреволюция........................................................................................................................... 176

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................................................................... 181

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................................................................................... 183

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.01 с.)